Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф

Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха — закон запрещает управлять транспортным средством в утомленном состоянии (п. 2.7 ПДД РФ). Переутомление и невнимательность часто приводят к авариям на дорогах — по статистике больше половины всех ДТП связаны именно с усталостью водителя.

В статье рассказали:

  • По какому графику может работать водитель
  • Учет рабочего времени водителя: сколько часов в день он может работать
  • Что входит в рабочее время водителя
  • Какие виды отдыха водителя существуют
  • Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси
  • Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя
  • Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей
  • Как оплатить штраф за нарушение РТО

По какому графику может работать водитель

Режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации, в которой он работает, и прописан в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных регулируется графиком водителя. Они бывают трёх видов:

  • Сменный. Водитель выходит на работу в свою смену — дневную, вечернюю или ночную на основании графика. График ежемесячно составляет работодатель и доводит до работника не позднее месяца до введения его в действие
  • Разрывной. Рабочая смена водителя состоит из нескольких периодов с перерывами между ними, потому что интенсивность перевозок неравномерна на протяжении дня. Это помогает избежать переработок. Продолжительность рабочих периодов в сумме укладывается в нормы Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при разрывном графике может наступать не раньше, чем через 4 часа с начала смены.
  • Ненормированный. Водителя вызывают на работу по мере необходимости, при этом часто за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня.

Кому предоставляется?

Рабочие отношения между сторонами могут возникнуть по разным основаниям и видам соглашений.

Так, если договор был заключен в режиме гражданско-правового поля, режим труда и отдыха определяется наемным работником и его заказчиком без определения конкретного периода для исполнения работы.

Однако если присутствует постоянная занятость, скрепленная условиями того же трудового договора, соблюдение норм предоставления ежедневного отдыха между сменами является обязательной в рамках ТК РФ, которым второй вид правоотношений и регламентируется.

В каких случаях допускается отзыв работника из отпуска? Приказ о предоставлении отпуска генеральному директору вы найдете тут.

Учет рабочего времени водителя

Особенности и продолжительность рабочего времени водителей прописаны в Приказе Минтранса №424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». В зависимости от графика и характера работы организация использует один из двух методов учета рабочего времени сотрудника-водителя.

  1. Ежедневный. Максимальная продолжительность рабочего времени при нормированном графике не превышает 40 часов в неделю и 9 часов в день.
  2. Суммированный. В течение недели водитель может отработать больше нормы. Главное, чтобы суммарно отработанное время не превысило месячную норму. Или трехмесячную норму — по согласованию с профсоюзом

При суммированном методе учета рабочий день может быть продлен до 10 часов, но не чаще 2 раз в неделю. В исключительных случаях рабочее время может быть увеличено до 12 часов для водителей, занятых на:

  • пассажирских перевозках в городе или пригороде,
  • перевозках на дальние расстояния, чтобы добраться до места отдыха
  • перевозках для учреждений здравоохранения и других служб.

Сверхурочные работы не должны превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Общая продолжительность управления автомобилем за календарную неделю не должна превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов.

Перерыв между сменами

Для водителей

Продолжительность рабочей смены регулируется ТК и нормативными актами. В соответствии с ними работник не должен трудиться больше 40 часов в неделю. Из этого следует, что продолжительность одной смены при пятидневке не может быть больше 8 часов.

В отношении условий труда и отдыха водителей действуют некоторые исключения. Междусменный отдых этой категории работников не может быть короче удвоенной предшествующей смены. Необходимо учитывать, что обеденные перерывы обязательно включаются в междусменный перерыв.

Характер трудаПродолжительность перерыва между сменамиВозможность сокращения перерыва Компенсация за сокращение
Суммовой учет рабочего времени. Городские и пригородные маршрутыНе короче 12 часовВозможно сокращение междусменного перерыва не более чем на 3 часаВ таком случае ему после случая сокращения перерыва ему обязаны предоставить отдых между сменами в течение двух суток
Междугородные перевозкиНе короче 11 часовВозможно сокращение междусменного перерыва не более чем на 2 часа, но не чаще 3 раз в неделюПредоставляется компенсация излишне отработанного времени в размере не менее того, которого водителя лишили

Разрешается разбивать междусменный перерыв на несколько частей. Главное условие – один из его отрезков не должен быть короче 8 часов.

Для медработников

Продолжительность, условия труда медицинских работников имеют определенную специфику. В соответствии с законодательными актами рабочий день трудящегося в сфере здравоохранения не может превышать 39 часов в неделю. Медработники условно делятся на категории, в соответствии с которой для них установлена продолжительность рабочей недели составляет:

  • 24;
  • 30;
  • 33;
  • 36 часов.

Соответственно длительность смены медработников при стандартной пятидневной неделе будет меньше 8 часов. Междусменный перерыв для них не может быть короче двойной продолжительности смены, предшествующей ему.

Что входит в рабочее время водителя

Кроме управления транспортным средством в расчет рабочего времени водителя берутся:

  • Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
  • Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
  • Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
  • Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем ( специальный перерыв). Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4,5 часа за рулем. Отдохнуть нужно не менее 45 минут.
  • Простои не по вине водителя.
  • Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.

Ранее если в смене было два водителя, второму водителю включалось в рабочие часы то время, когда он не управлял машиной, а просто ехал в кабине. Теперь оно не считается рабочим, но оплачивается в размере, который установлен коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя.

Какие виды отдыха водителя существуют

Вид отдыхаПродолжительность
Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дняОт 30 минут до 2 часов.
Ежедневный (междусменный) отдыхМинимум в 2 раза дольше рабочей смены. В исключительных случаях — минимум 9 часов.
Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых)Общая продолжительность — не менее 45 часов.
Ежегодный отпускМинимум 28 календарных дней.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Перерывы для отдыха и питания

На перерыв может быть отведено от 30 минут до 2 часов. Если рабочий день (смена) длится больше 8 часов, то перерыва может быть два, но их суммарная продолжительность также не должна быть меньше получаса или превышать 2 часа. Конкретные значения устанавливаются работодателем в локальном акте.

Ежедневный (междусменный) отдых

Продолжительность такого отдыха, если сложить его с перерывом на отдых и питание, должна быть минимум в 2 раза больше предшествующего ему рабочего дня (смены). Например, после 8-часовой рабочей смены с перерывом для отдыха, продолжительностью 1 час водитель должен отдохнуть не меньше 15 часов, прежде чем заступать на следующую. Если перерыв составлял 2 часа, то перед следующей сменой он должен отдохнуть не менее 14 часов

При суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых не должен быть короче 11 часов. Но можно:

  • Сократить ежедневный отдых до 9 часов не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего.
  • Разделить отдых на несколько частей. Первая должна быть не меньше 3 часов, последняя — не менее 9.

Если в экипаже несколько водителей, они обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов.

После вступления в силу 424 приказа любой ежедневный отдых можно заменить еженедельным отдыхом — выходными. Раньше обязательно было сначала организовать водителю ежедневный, а потом еще и еженедельный отдых.

Перерыв между частями смены

Смену с согласия водителей можно разделять на части. Между частями смены должны быть перерывы — не позднее чем через пять часов после начала работы. Суммарное время перерывов не должно превышать:

  • 3 часа — для водителей, которые осуществляют регулярные пригородные и городские перевозки;
  • 5 часов — для остальных водителей.

Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

Общая продолжительность еженедельного непрерывного отдыха водителя не должна быть менее 45 часов.

Можно сократить еженедельный отдых до 24 часов не более одного раза за две календарные недели. Остальное время водитель может отгулять в течение последующих трех календарных недель.

Если в экипаже несколько водителей, их еженедельный отдых можно сокращать до 24 часов каждую неделю, если в течение последующих трех недель они отдохнут оставшиеся часы.

Водители могут с их согласия привлекаться на работу в нерабочие праздничные дни, если специфика их труда связана с:

  • деятельностью, приостановка которой невозможна по производственно-техническим условиям;
  • обслуживанием населения;
  • ремонтными и погрузочно-разгрузочными работами.

Другие случаи и условия привлечения сотрудников к работе в выходные и праздничные дни описаны в статье 113 Трудового кодекса РФ.

Ежегодный отпуск

Водителям, как и работникам других специальностей, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 28 календарных дней.

Для водителей с ненормированным рабочим днем предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск на срок не менее 3 дней. Конкретная его продолжительность определяется нормативными документами организации, ПВТР или коллективным договором.

За вредные или опасные условия труда также полагается дополнительный отпуск минимум на 7 дней. Опасной или вредной работа признается по результатам специальной проверки. В любом случае, это должно быть указано в трудовом договоре.

Кроме времени отдыха, у водителей есть специальные перерывы.

Непрерывно управлять транспортным средством можно не более 4,5 часов. После водитель должен сделать перерыв минимум на 45 минут. Перерыв можно разделить на несколько частей. При этом первая часть отдыха должна продлиться не менее 15 минут, а последняя — непосредственно перед возвращением за руль — не менее 30 минут. Превысить время непрерывного управления можно максимум на час, если водитель двигается к месту для отдыха или к конечному пункту.

Штрафы для юридических лиц

Проверить

Нормативная база и продолжительность отдыха

Согласно ТК РФ междусменный отдых можно определить как нерабочее время между сменами, в течение которого работник освобожден от исполнения своих трудовых обязанностей. Фиксированный период такого отдыха законодательством не определен, однако в ряде нормативных актов, развивающих положения статей ТК, говорится, каким он должен быть.

Еще в постановлении «О рабочем времени и времени отдыха» от 24/09/29 г. СНК СССР, ныне не действующем, устанавливалось соотношение отдыха и рабочего времени – ежедневный отдых должен быть не менее чем в 2 раза больше продолжительности рабочей смены. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.2.1327-03, введенные Главным государственным санврачом 26/05/03 года (п.10.24 Правил), в целом повторяют это положение. Уточнение касается лишь времени обеда – он не входит в продолжительность работы. При производстве аварийных работ, чрезвычайной ситуации отдых может быть меньше, но не менее 8 часов ежедневно. Для представителей некоторых профессий принимаются отдельные документы, регламентирующие междусменный отдых.

Внимание! Раз в неделю работнику должен предоставляться отдых не менее 42 часов без перерыва (ст. 110 ТК РФ), вне зависимости от графика смен.

В качестве примера рассмотрим Приказ Минтранса № 15 от 20/08/04 г., р. 3 «Время отдыха». Правила междусменного отдыха отражены в нем развернуто, с рассмотрением ряда вариантов и ситуаций:

  1. Период отдыха от смены до смены (ежедневного) должен составлять не менее двойной продолжительности рабочего времени в предыдущий день или смену. Считается время вместе с перерывом на обед.
  2. Если рабочее время учитывается суммарно, продолжительность отдыха ежедневно (между сменами) по общему правилу не может быть меньше 12 часов.
  3. При тех же условиях суммарного учета времени работы на городских маршрутах и в пригороде отдых может быть сокращен от 12 часов на 3 часа, но не более. Учитывается при этом удаленность места отдыха. После окончания следующей смены, после уменьшенного периода отдыха, водителю предоставляется увеличенный период отдыха: не менее 2-х суток. Для этого необходимо письменное заявление сотрудника. Такие действия требуют согласия профсоюза или другого органа, представляющего интересы работников.
  4. На междугородных маршрутах свои особенности: суммарный учет времени предполагает, что междусменный отдых на стоянках не может длиться меньше 11 часов. В этом случае отдых тоже может сокращаться до 9 часов, но больше трех раз в неделю этого делать нельзя. До конца следующей недели водителю дается в подобном случае компенсационное, дополнительное время, по сумме равное времени сокращенного отдыха.
  5. Междугородные перевозки без сокращения отдыха предполагают и такой вариант: отдых разбивается в течение суток на 2-3 периода, один из них обязательно должен длиться от 8 часов и выше. Суммарный отдых здесь увеличивается — не меньше чем до 12 часов.
  6. Длительные перевозки по междугородным маршрутам предполагают наличие водителя-сменщика. Документ устанавливает правило: если в продолжение 30 часов на маршруте работали по меньшей мере два водителя, каждый должен отдыхать от 8 часов без перерыва.
  7. Еженедельный отдых от 42 часов подряд должен присоединяться к ежедневному (междусменному) отдыху – до его начала или после.
  8. Если у водителя наступило время отдыха, он в пути, на участке дороги нет специально оборудованной стоянки; водитель имеет право продолжать путь до ближайшего места стоянки, отмеченного специальными дорожными знаками. При этом он должен ориентироваться на указанные в документе нормативы времени.

Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси

Режим труда и отдыха водителя такси

Он мало чем отличается от описанных выше условий. В учет рабочего времени таксиста входят:

  • медосмотры до и после рейса;
  • время на прием автомобиля и его сдачу после смены;
  • непосредственно управление автомобилем;
  • простой в ожидании заказов;
  • устранение поломок и неисправностей в пути вроде долива омывателя, замены колеса и других, если они не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • перерывы на отдых от управления автомобилем;
  • мойка автомобиля, если требуется.

Водителям такси нельзя устанавливать ненормированный рабочий день.

Нерабочее время таксиста — это:

  • Перерыв на прием пищи и отдых. Обычно он ставится в середине смены и должен длиться от 30 минут до 2 часов.
  • Ежедневный (междусменный) отдых. По продолжительности он должен хотя бы в два раза превышать рабочую смену.
  • Выходные дни.

В остальном виды отдыха для водителя такси совпадают с описанными выше.

Режим труда и отдыха водителей автобусов и грузовиков

Для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 тонн режим труда и отдыха прописан отдельно в пункте 26 ПДД РФ. Им нельзя проводить за рулем более 9 часов в сутки. Хотя возможно увеличить это время до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. При этом за неделю должно накопиться не более 56 часов за рулем, а за две подряд — не более 90 часов.

Для водителей, условия труда которых отнесены к опасным, рабочий день не должен превышать 8 часов, а рабочая неделя — 36 часов.

Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя

Контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей обязан работодатель. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, должны оборудовать их тахографами. Подробнее о том, на какие автомобили обязательно должны быть установлены тахографы, читайте в нашей статье.

Отвечает за работу с тахографами в организации специально назначенный специалист. Если такого нет, то ответственность ложится на руководителя. Водитель должен знать, как пользоваться тахографом, следить за его работоспособностью в пути и иметь инструкцию.

Если тахограф сломался, водитель может продолжать движение только в сторону ближайшего сервиса или стоянки. Путь с момента поломки прибора не должен занять более 7 суток. Список мастерских по ремонту и техобслуживанию тахографов в регионах России есть на сайте Росавтотранса.

Проверить, есть ли в автомобиле тахограф и его исправность могут сотрудники ГИБДД и Ространснадзора. За неисправный тахограф или его отсутствие предусмотрены штрафы.

Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей

Наиболее часто встречаются такие нарушений режима труда и отдыха водителей:

  • превышена норма времени для управления транспортным средством;
  • превышена норма рабочего времени при суммированном учете;
  • водитель направлен в длительный рейс без сменщика, особенно в ночное время;
  • руководитель не составил график работы для водителя.

Рассматривать дела по статье 11.23 может как полиция, так и должностные лица Ространснадзора. Часть 3 Статьи 11.23. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает такие штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей, а именно за несоблюдение норм времени управления транспортным средством и времени отдыха:

  • для водителя — от 1 500 до 2 000 рублей;
  • для должностного лица — от 7 000 до 10 000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • для юридического лица — от 20 000 до 50 000 рублей.

Проверить штрафы организации сейчас

Ответственность за несоблюдение продолжительности междусменного отдыха

В случае нарушения режима отдыха между сменами работников наказание работодателю будет определяться по статьям КоАП РФ:

  • Статья 5.27 отдельно не выделяет это нарушение, поэтому мера ответственности устанавливается в соответствии с пунктами 1 или 2.
  • П. 2 статьи 11.23 предусматривает наказание непосредственно для лиц, управляющих ТС (водителей), в случае нарушения ими режима отдыха.

Наказание по ст. 5.27 выражается в наложение денежного штрафа от 1000 до 50 000 рублей в зависимости от объекта наказания (должностное лицо, ИП, предприятие). Ст. 11.23 предусматривает штраф для водителя от 1000 до 3000 руб.

По общим правилам междусменный перерыв должен составлять не менее чем продолжительность рабочей смены, умноженная на два. Для отдельных категорий работников она может варьироваться в зависимости от условий труда.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя

Оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха со скидкой 50% нельзя — возможна только отсрочка или рассрочка штрафа. Поэтому важно не допускать нарушений.

Найти и оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя можно на сайтах ГИБДД, Ространснадзора и на портале Госуслуг. Но если у организации большой автопарк и штат водителей, найти и оплатить все штрафы быстрее можно в сервисе OnlineГИБДД: проверять каждый автомобиль и водителя вручную не придется. Проверка ведется автоматически по базе федерального казначейства, в которой содержится информация обо всех штрафах юрлиц и физлиц.

Сервис отслеживает появление новых автоштрафов организации, оповещает о них и сроках оплаты в личном кабинете или по СМС.

Проверка штрафов для юрлиц

Узнайте, есть ли у организации штрафы за нарушения режима труда и отдыха
Попробовать бесплатно

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]