А что, ФНС — молодец! Это надо так хитро придумать — за каких-то несколько лет создать такую систему налогового контроля – где все следят за всеми.
Встроены в систему контроля банки и финансовые компании. Аудиторы и нотариусы получили методику по выявлению неблагополучных клиентов. Юридические и бухгалтерские фирмы тоже обязаны участвовать. Проявлять бдительность — выявлять подозрительных, пресекать незаконные действия и сообщать куда следует. За бездействие — прилетит ответственность.
Но самый гениальный ход – это проверка бизнеса самим же бизнесом!
Речь о проверке потенциальных контрагентов, которая — по новым правилам — стала обязанностью. Причем с суровой платой за неисполнение – 1) обвинение в соучастии и 2) отказ в уменьшении налоговой базы при расчете налогов.
В соответствии с новыми правилами проверки — привычная тактичная должная осмотрительность трансформировалась в жесткий контроль.
Вопрос важный. И статья получилась большая. Разделила ее на две части.
Итак, часть первая.
Развитие методики проверки контрагентов
В последнее десятилетие постепенно росло число судебных процессов, затрагивающих работу с контрагентами. В этих разбирательствах так или иначе поднимался вопрос о том, вправе ли фирма принимать к вычету входной НДС от своего поставщика и ставить к вычету расходы для расчёта налога на прибыль.
Отметим, что вычеты по НДС и по налогу на прибыль — не одно и то же. Тем не менее они рассматривались вместе в судебных спорах о допустимости принятия расходов для расчёта налога на прибыль.
Кроме того, налоговые органы начали активнее бороться с однодневками, а также с незаконными налоговыми вычетами и возмещениями. Копилась судебная практика. Главной проблемой было то, что налогоплательщики плохо понимали, какие средства могут послужить доказательством добросовестности при подборе контрагентов. Первый ответ на данный вопрос был сформулирован в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.
Законодатели попытались создать правила и разъяснить, как себя вести бизнесменам и налоговикам. Тогда родилась концепция необоснованной налоговой выгоды и были введены иные термины, до сих пор применяемые в судебных разбирательствах вокруг заявленных вычетов.
Метод отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок изменился ещё до 2010 года. Минфин и ФНС начали публиковать письма с ответами на наболевший вопрос, какие действия должна предпринять компания, чтобы доказать налоговым инспекторам, что была достаточно осмотрительной при подборе партнёра.
2010 год внёс дополнительную ясность. Кроме ведомственных писем и разъяснений, в помощь налоговикам появилась АСК НДС-2 — автоматизированная система контроля за возмещением НДС. Уже тогда было очевидно, что ФНС подошла к решению проблемы системно. Отсюда следовало, что системной должна быть и реакция предпринимателей.
В 2022 году введена ст. 54.1 НК РФ, согласно которой налогоплательщику не следует злоупотреблять правом. Сделки не должны быть фиктивными, осуществлять их должны те участники, которые прописаны в документах. У партнёров не должно быть цели частично или полностью уклониться от уплаты налогов.
Зачем это нужно
Доверие — вещь, безусловно, хорошая, но строить бизнес лишь на этом чревато неприятными последствиями. Их спектр весьма широк:
- финансовые потери;
- репутационные риски (например, из-за непоступления оплаты от контрагента компания не смогла выполнить свои кредитные обязательства);
- налоговые проверки, доначисления и санкции за непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента;
- отказ в возмещении НДС;
- судебные разбирательства, привлечение к ответственности.
Изменение подхода к налоговым проверкам
Первоначально акцент при проверках делался на ликвидации фирм-однодневок. Инспекторы стремились обнаружить фирмы, которые открывались на небольшой срок и без намерения вести реальную хозяйственную деятельность. Война с однодневками стала полигоном, на котором налоговики отработали методику проверки контрагентов.
Выработка методики проверок
Внедрение АСК НДС-2 оказало инспекторам значительную услугу. Система помогла находить в онлайн-режиме случаи, когда в бюджете отсутствует источник для возмещения суммы, предъявленной к вычету.
Ведомство начало выпускать письма, раскрывающие внутренний регламент проверки контрагентов. В том числе был сформулирован так называемый риск-ориентированный подход, в соответствии с которым все налогоплательщики делятся на группы и для каждого из них рассчитывается риск-фактор. От риск-фактора и зависит строгость налогового контроля.
Важны поставщики не только первого уровня
С некоторого момента и до сегодняшнего дня ФНС интересуется должной осмотрительностью при подборе поставщика не только на первом, но и на предыдущих уровнях (См. подробнее: “Требования налоговой к проверке поставщиков“).
Накопившаяся судебная практика показала, что уже мало чисто номинального выполнения требований к должной осмотрительности — допустим, минимального набора документов, доказывающих, что фирма-партнёр в принципе существует. Налоговых инспекторов теперь интересуют подробности. Вас теперь спросят, отдаёте ли Вы себе отчёт при выборе конкретного партнёра, цепочки поставщиков или определённой бизнес-модели, насколько добросовестность контрагента соответствует не только Вашим, но и государственным финансовым интересам (См. также: “Выбор поставщика и должная осмотрительность“).
Чего хочет ФНС?
Налоговая служба стремится к тому, чтобы предприниматели досконально изучали состояние дел своих контрагентов. Ведомство считает необходимым, чтобы налогоплательщики потрудились сами для себя выяснить:
- хватит ли экспертизы у предполагаемого партнёра
- действительно ли у него есть ресурсы, необходимые для выполнения задуманного проекта
- давно ли фирма существует и сможет ли она исполнить Ваш заказ
Иными словами, налоговики желают переложить часть контрольных процедур на плечи налогоплательщиков.
Ожидаемые изменения
Чтобы оценить изменения, которые могут ждать нас в будущем, следует исходить из итогов судебных разбирательств за 2022 год. Итоги эти показывают, что инспекторы готовы взяться за функциональный анализ деловых связей. Он нужен для понимания роли каждого из звеньев бизнес-цепочки. От каждого её участника, как полагают налоговики, требуется чёткий ответ на вопрос как о его собственной роли, так и о ролях остальных участников.
Налоговая стимулирует бизнес к тому, чтобы цепочка поставок была короче. А если это невозможно, то она должна быть максимально прозрачной.
Что конкретно надо сделать, чтобы проверить контрагента и как оформить эту проверку?
Мы советует проверять контрагентов по 18-ти пунктам, которые должны быть изложены в Приложении к Регламенту. Что это за пункты? Например, нужно:
- запросить у контрагента копии заверенных учредительных документов;
- получить сведения из «Прозрачного бизнеса»
- сравнить список физлиц-массовых директоров со списком учредителей контрагентов и т.д.
Как определить наиболее надёжного контрагента? Если по определённому пункту у него все хорошо (директор не номинал, адрес реальный и т.д.), то по этому пункту контрагент получает 0 баллов.
После того, как получена информация по всем 18-ти пунктам, нужно посчитать, сколько в сумме баллов набрал контрагент. Если много — работать с ним нельзя, он высокорисковый. Но здесь есть момент.
Что, если других претендентов на сотрудничество нет? В таком случае мы предлагаем прописать в Регламенте, что
работа с высокорискованным контрагентом возможна только на основании решения Комиссии, принятого не менее чем двумя третями голосов ее членов, присутствующих на заседании Комиссии, и оформляется соответствующим протоколом. Протокол заседания Комиссии подписывается председательствующим и секретарем Комиссии.
То есть опять же директор компании выведен из-под удара — не он принимал решение о работе с этим контрагентом, а Комиссия. Значит, директор ответственности за выбор не несет.
Чем бизнес может ответить на требования ФНС
До сих пор немалое число налогоплательщиков сводят работу по проверке контрагентов к простому сбору основных сведений из общедоступных источников. Это необходимая, но, увы, в 2022 году уже не достаточная часть работы. В неё входит поиск контрагента по ИНН, поиск налоговых задолженностей, проверка на массовость директора и её адреса, проверки руководства в реестре дисквалифицированных лиц и не только. Эти и другие сводные данные можно найти на карточке компании в системе Контур.Фокус.
Проверяя потенциальных партнёров по бизнесу, предприниматель должен учитывать:
- законодательные нормы
- разъяснения ведомства-регулятора
- судебную практику
Оптимальной стратегией на сегодняшний день будет разработка системы мероприятий, куда войдут не только выяснение и оценка общедоступных базовых сведений, но и подготовка доказательств наличия у намеченного контрагента достаточного числа трудовых и не только ресурсов для выполнения задачи.
Нужно будет найти ответы на следующие вопросы. Платит ли партнёр все полагающиеся налоги? Какие документы послужат подтверждением этому без нарушения коммерческой тайны? Привлекает ли партнёр других подрядчиков к выполнению заявленной работы? Вся ли цепочка подряда Вам известна?
Выводы
Если в вашей компании не внедрён Регламент проверки контрагентов, то как бы вы ни проверяли отдельных контрагентов, инспекция может обвинить вас в том, что вы проверили их недостаточно. А значит, не проявили должную осмотрительность.
Процедуры получения информации, определения рисков, сбора и фиксации сведений о контрагенте должны быть прописаны в соответствующем Регламенте.
Верно составленный Регламент возлагает ответственность за получение информации о контрагентах на различные службы и сотрудников компании, выводя таким образом руководителя компании из зоны ответственности.
Пошаговая инструкция по проверке контрагентов
Шаг 1. Соберите сведения о будущем партнёре
Это самый лёгкий шаг. Сюда входит анализ информации из публичных источников, а ещё запрос пакета документов: свидетельства о госрегистрации фирмы, копии её устава, свидетельства о постановке на учёт в ИФНС, удостоверения личности гендиректора и не только. Контур.Фокус позволяет собрать всё это в одном окне, минимизировав тем самым трудозатраты.
Разумно собрать и дополнительные данные, опираясь на уже накопленный опыт сотрудничества. Сам факт выявления сведений, не попавших в анализ, ещё не показывает полную картину возможных рисков. Нужно собирать документы, доказывающие реальность заявленной хозяйственной деятельности.
Шаг 2. Оцените собранные данные по критериям благонадёжности
Следует обратить внимание на маркеры благонадёжности в Фокусе, которые сформированы на основе как писем ФНС и Минфина, так и судебной практики.
Необходимо уточнить, владеет ли потенциальный партнёр нужными ресурсами, какова его репутация в деловых кругах, хватает ли квалификации у его работников.
Шаг 3. Документируйте проверку
Сохраняйте документы, демонстрирующие достаточную осмотрительность при подборе контрагента и те признаки, по которым Вы его выбрали. Деловая корреспонденция также пригодится.
В Вашей компании должен быть внутренний регламент оценки и отбора возможных деловых партнёров и документация, фиксирующая процесс принятия решения о совместной работе.
Шаг 4. Наблюдайте за контрагентом
Отслеживайте динамику состояния дел выбранного контрагента с помощью функции наблюдения за контрагентом в Контур.Фокус. Проверяйте операции и транзакции, отмечайте для себя интересные факты в работе этой фирмы. Так Вы вовремя заметите тревожные симптомы, способные плохо повлиять на перспективы сотрудничества и как на деловую репутацию партнёра, так и на Вашу собственную.
Поиск партнёра по бизнесу — работа не только для финансистов и бухгалтеров. Неверный выбор чреват налоговыми рискам, а следовательно, доначисленными налогами. Важно, чтобы это понимал не только бухгалтер, но и глава фирмы, её юристы, сотрудники отдела логистики и прочие ключевые работники.
Этапы проведения анализа абзац
В основном действия сводятся к получению о потенциальном или реальном контрагенте всевозможной информации из самых разных источников.
Запрос документов и сведений у контрагента
В первую очередь, нужно получить копии свидетельства о госрегистрации контрагента, документа о присвоении ему ИНН, а также Устава (для организаций). Запросить эти документы следует у самого контрагента.
Государственный номер (ОГРН или ОГРИП) и ИНН — базовые сведения, на основе которых можно получить данные из открытых источников, в том числе выписку из ЕГРЮЛ. Вместе с тем отметим, что не стоит ограничиваться только выпиской — это не является проявлением должной осмотрительности.
Кроме того, можно запросить у контрагента бухгалтерскую отчетность, информацию о лицензиях, о том, как он рассчитывается с бюджетом, и некоторые другие сведения. Добросовестный бизнесмен, скорее всего, не станет возражать против предоставления такой информации, хотя закон и не обязывает этого делать. В любом случае отказ может говорить о том, что компании есть что скрывать.
Иногда владельцы бизнеса не хотят предоставлять такие сведения, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако информация об учреждении компании и данные из реестра, сведения о лицензиях, налоговых отчислениях, финансовой отчетности и даже о заработной плате персонала не относится к коммерческой тайне. Стоит разъяснить это потенциальному контрагенту, и, возможно, тогда он пойдет навстречу.
Если контрагент не хочет давать запрашиваемые документы и данные, можно предложить ему выбрать иной способ подтверждения собственной платежеспособности.
Использование открытых источников
Провести анализ данных, которые содержатся в открытых источниках, удобнее всего через специальные сервисы проверки контрагентов, например, Контур.Фокус. Из таких систем можно получить много полезной информации. Они включают как сведения открытых реестров и баз данных, так информацию, которую условно можно назвать неофициальной. Это упоминание о компании в интернете, отзывы клиентов, работников и другие сведения.
В следующей таблице мы собрали основные открытые источники данных, которые можно использовать для анализа.
Таблица. Ресурсы для анализа контрагента
Источник | Возможности |
egrul.nalog.ru | Реестр юридических лиц и ИП на сайте ФНС (выписка из Реестра без подписи); |
service.nalog.ru/vyp/ | Сервис по предоставлению выписки из Реестра на сайте ФНС (выписка подписана ЭЦП, нужна авторизация) |
service.nalog.ru/disqualified.do / | Сведения из Реестра дисквалифицированных лиц |
service.nalog.ru/disfind.do | Сведения о компаниях, в руководстве которых есть дисквалифицированные лица |
vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/ | Сведения о принятом решении о реорганизации или ликвидации юридического лица |
vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/ | Сведения о предстоящем исключении из Реестра ЮЛ или ИП |
service.nalog.ru/addrfind.do | Массовые адреса регистрации |
service.nalog.ru/zd.do | Сведения о ЮЛ, имеющих задолженность по уплате налогов сроком более 1 года |
service.nalog.ru/mru.do | Сведения о ФЛ, которые руководят несколькими компаниями и / или участвуют в них |
rospravosudie.com | Сведения о судебных решениях в отношении компании или ИП |
fssprus.ru/iss/ip | База данных исполнительных производств |
kad.arbitr.ru/ | Картотека арбитражных дел |
bankrot.fedresurs.ru | Реестр сведений о банкротстве |