Что такое налоговый мониторинг и как он проводится

Всё началось в 2016 году, когда ФНС ввела новую форму контроля — налоговый мониторинг. До 2022 года использовать ее могли только крупные налогоплательщики. Но с 1 июля 2021-го присоединиться к новой форме контроля разрешили и представителям среднего бизнеса.

Суть системы налогового мониторинга заключается в том, что инспекторы больше не проводят выездные и камеральные проверки. Вместо этого они получают удаленный доступ к информационным системам организации, чтобы просматривать бухгалтерскую и налоговую отчетность. Особое внимание ФНС уделяет проверке нестандартных операций и тех, которые связаны с рисками.

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Нюансы

Проведение налогового мониторинга регламентировано Налоговым кодексом РФ.

Компания должна подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации, в ответ на которое налоговый орган принимает решение о проведении мониторинга.

Решение о проведении налогового мониторинга принимается налоговым органом до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

Налоговики анализируют риски организации и оценивают эффективность работы её системы внутреннего контроля. На основании этого налоговый орган переходит от сплошной проверки к совместной оценке налоговых рисков (это называется рискориентированный подход).

Если выявлены противоречия и несоответствия в документах организации, налоговая направляет сообщение с требованием представить пояснения или внести исправления в течение пяти дней.

Если выявлены нарушения в расчёте или уплате налогов, налоговая в течение десяти дней направляет организации уведомление о «наличии оснований для составления мотивированного мнения». Так называется решение налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Мотивированное мнение бывает двух видов:

  • по запросу организации (если у неё есть вопросы по соблюдению налогового законодательства);
  • по инициативе налогового органа (если установлен факт нарушения НК РФ).

Если организация согласна с мотивированным мнением, она уведомляет об этом налоговый орган в течение месяца и прилагает документы, подтверждающие его выполнение.

Если организация не согласна с мотивированным мнением, проводится взаимосогласительная процедура. Она заключается в том, что руководитель налоговой инспекции или его заместитель рассматривает аргументы обеих сторон и решает, кто прав.

По её результатам ФНС уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении его без изменения.

После этого организация в течение месяца уведомляет налоговый орган о согласии (несогласии) с мотивированным мнением и прилагает документы, подтверждающие его выполнение.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/[email protected] от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/[email protected];
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/[email protected]

Рекомендованные формы этих документов можно найти в письме ФНС России № БВ-4-23/[email protected] от 31.08.2020. Весь пакет документов нужно отправить в электронной форме.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/[email protected] от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/[email protected]

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2022 году и в течение 2022 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2022 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Налоговый мониторинг

Процесс проведения налогового мониторинга регламентируется статьей 105.29 НК РФ. Инспекторы анализируют риски организации, проверяют эффективность работы системы внутреннего контроля. Это дает возможность перейти от сплошной проверки к оценке налоговых рисков совместно с проверяемой организацией.

Совместная оценка рисков

Налогоплательщики раскрывают налоговой финансово-хозяйственную информацию и ежеквартально представляют информацию (приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/[email protected]):

  • о рисках организации, идентифицированных СВК, с указанием их описания и источника, вероятности, возможных последствий и группы;
  • о рисках по отдельным сделкам и операциям с указанием вида и суммы сделки, сведений о контрагенте, реквизитов договора.

В свою очередь инспекторы оценивают отраслевые риски, анализируют контрольные процедуры и риски организации, а затем формируют план проведения мониторинга и объем мероприятий контроля.

Если во время мониторинга проверяющие находят противоречия и несоответствия в документах налогоплательщика, они направляют требование о представлении пояснений или внесении исправлений. Дополнительно для оценки рисков налоговый орган может привлекать специалистов и экспертов, проводить осмотры.

Если проверяющие найдут факты, которые свидетельствуют о том, что налоги, сборы, страховые взносы исчислены неправильно, уплачены не полностью или несвоевременно, то уведомят о наличии оснований для подготовки мотивированного мнения по ст. 105.30 НК РФ. В течение 15 дней организация вправе представить пояснения или внести исправления, сообщив об этом налоговой. Если с учетом этого выявленные нарушения не будут опровергнуты, инспекторы составят мотивированное мнение.

Мотивированное мнение

Мотивированное мнение — это позиция проверяющих по вопросам расчета и уплаты налогов, сборов, взносов. Также в мотивированном мнении налоговики могут оценить, насколько вы соблюдаете налоговое законодательство при отражении сделок и их результатов.

Мотивированное мнение может быть составлено:

  • по запросу организации — при возникновении у вас сомнений в правильности расчетов и уплаты налогов, учета операций и по другим фактам;
  • по инициативе инспекции — при выявлении нарушений законодательства.

По запросу организации мотивированное мнение налоговая должна направить в течение месяца. Срок может быть продлен, если инспекторы истребуют дополнительные документы или информацию.

Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в течение срока проведения мониторинга. Его направляют организации в течение пяти рабочих дней после составления. Мотивированное мнение не является основанием для штрафа. На него можно отреагировать двумя способами:

  • согласиться с ним — в течение месяца после получения сообщить о согласии и подтвердить выполнение указаний;
  • не согласиться с ним — в течение месяца после получения направить разногласия и пройти взаимосогласительную процедуру в ФНС России, по итогам которой мнение может изменится или остаться прежним.

При невыполнении мнения до 1 декабря года, следующего за периодом мониторинга, инспекция проводит в организации выездную проверку, по итогам которой может оштрафовать, доначислить налоги или привлечь к другим видам ответственности.

Регламент информационного взаимодействия

Регламент составляется по форме, утвержденной в приложении № 7, и в соответствии с требованиями, перечисленными в приложении № 8 к приказу ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/[email protected]

В нем должно быть прописано:

  • способ взаимодействия с налоговым органом: с помощью доступа к информационной системе, доступа к аналитической витрине данных, по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • порядок раскрытия показателей налоговой отчетности;
  • данные о СВК с описанием, применяемых методиках, контрольных процедурах, порядке документирования.

Этот документ важно тщательно проработать, чтобы налоговая не отказала во вступлении в мониторинг. В будущем нарушение организацией регламента может стать причиной досрочного прекращения мониторинга.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Кто может подать заявление о мониторинге?

Подача заявки на проведение мероприятия предполагает ряд ограничений. Направлять заявление можно только при одновременном наличии условий:

  • Общая сумма налогов за год, предшествующий году подачи заявления, равна 3 млрд рублей и более.
  • Совокупный размер доходов согласно отчетности за год, предшествующий году подачи заявки, равен 3 млрд рублей и более.
  • Общая стоимость активов на последний день года, предшествующего году реализации мероприятия, равна не меньше 3 млрд рублей.

При проведении мероприятия в целях установления необходимости налоговой проверки исполнение условий, прописанных в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ, не нужно. Данное правило установлено пунктом 4 и 7 статьи 105.27 НК РФ.

Особенности подачи заявки

Заявка подается в инспекцию по адресу компании не позже 1 июля. Заявку нужно оформить заранее. К примеру, если мероприятие требуется в 2022 году, подавать заявку нужно не позднее 1 июля 2017 года. Если компания относится к числу крупнейших налогоплательщиков, заявку нужно подавать именно в тот орган, в котором фирма учтена в статусе крупнейшего плательщика налогов. Данный порядок установлен статьей 83 НК РФ.

Заявление можно подавать в ходе мероприятия. К примеру, мониторинг осуществляется в 2022 году. Руководство компании стремится запланировать следующую проверку на 2022 год. Заявление нужно подавать до 1 сентября 2022 года. Форма заявки на мониторинг установлена приказом ФНС от 21 апреля 2022 года.

Вместе с заявкой требуется подать следующие бумаги:

  • Регламент взаимодействия информационного характера.
  • Сведения о компаниях или ФЛ, участвующих в управлении компанией, если доля участия равна более 25%.
  • Учетная политика в год подачи заявки.
  • Локальные акты, устанавливающие систему контроля компании.

Период осуществления мероприятия – это год. Срок реализации проверки начинается с 1 января и заканчивается 1 октября того же года. Сроки регламентированы статьей 105.26 НК РФ.

Проверочная деятельность налоговых органов в ходе проведения НМ

За период проведения налогового мониторинга налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки только в определенных случаях:

  1. Камеральные налоговые проверки — при представлении:
      налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  2. налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  3. уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
  4. досрочном прекращении налогового мониторинга.
  5. 2. Выездные налоговые проверки — при:
      проведении выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  6. досрочном прекращении налогового мониторинга;
  7. невыполнении налогоплательщиком Мотивированного мнения налогового органа.

Если впоследствии у организации в результате выполнения Мотивированного мнения налогового органа возникнет недоимка, организация будет освобождена от начисления пеней и штрафов (абз. первый п. 8 ст. 75, абз. первый подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), за исключением случаев, когда Мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, предоставленной организацией (абз. второй п. 8 ст. 75, абз. второй подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
От редакции. С предыдущими статьями, посвященными контрольным мероприятиям ФНС, а также проверкам других надзорных органов, можно ознакомиться на сайте https://buh.ru по тэгу «энциклопедия проверок».

Заявление о проведении НМ

Налоговый мониторинг проводится по Заявлению организации. Заявление о проведении НМ может подать организация, соответствующая перечисленным выше критериям.

  1. Заявление о проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению № 3 к приказу ФНС России от 07.05.2015 № ММВ-7-15/[email protected], далее – Приказ № ММВ-7-15/[email protected]) представляется организацией в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг*.
  2. Примечание

    : * Организация, отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

    Схема порядка представления Заявления и вынесения Решения представлена на рисунке 2.

    Рис. 2. Схема порядка представления Заявления о проведении налогового мониторинга и вынесения Решения

  3. Одновременно с Заявлением должны быть представлены:
      разработанный организацией Регламент информационного взаимодействия (далее — Регламент);
  4. информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
  5. учетная политика организации для целей налогообложения, действующая на момент представления заявления.
  6. Заявление о проведении налогового мониторинга может быть отозвано организацией до принятия налоговым органом Решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга. Для этого в налоговый орган организацией представляется письменное заявление (в произвольной форме).
  7. Регламент информационного взаимодействия с налоговым органом разрабатывается организацией по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом № ММВ-7-15/[email protected] В Регламенте организация отражает, в каком порядке предоставляет налоговому органу документы (информацию), служащие основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов: в электронной форме и (или) путем обеспечения доступа к информационным системам организации, а также порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

Истребуемые документы (информация) во время проведения налогового мониторинга

Во время осуществления необходимых мероприятий по налоговому мониторингу, уполномоченным органом могут быть истребованы дополнительные документы и информация.

Действующий порядок проведения налогового мониторинга устанавливает, чтобы требующиеся документы и информация должны быть указаны в письменном запросе налогового органа, который он направляет в адрес налогоплательщика – юридического лица.

В тех случаях, когда проверка осуществляется на территории юридического лица, сотрудник налогового органа передает руководителю организации требование о представлении определенных документов лично, под расписку.

Требуемые уполномоченным лицом документы могут включать в себя:

  • дополнительные данные бухгалтерской отчетности за определенный временной период;
  • сведения, подтверждающие правомерность порядка исчисления и уплаты налогов организацией;
  • данные о сотрудниках юридического органа, штатное расписание, действующее в тот период, в который осуществляется налоговый мониторинг;
  • иные сведения, которые способны прояснить определенные нюансы и обстоятельства, выделить нужные детали, подтвердить правомерность действий налогоплательщика и т.д.

Истребуемые документы и сведения могут быть представлены в налоговый орган различными способами: лично налогоплательщиком, либо его представителем, путем почтового отправления, либо через электронную отправку.

Представление письменных документов осуществляется в виде заверенных копий тех бумаг, которые необходимо было предоставить.

Отправка документов по электронному каналу требует обязательного соблюдения установленного порядка и форм. В противном случае, все данные, представленные налогоплательщиком, могут быть отклонены по причине их несоответствия действующим стандартам.

В тех случаях, когда налогоплательщик, по определенным причинам, не может выполнить требование налогового органа по представлению определенных документов в указанный срок, он обязательно должен уведомить о данном факте соответствующее должностное лицо, которым было направлено данное требование. Сделать это нужно не позднее, чем на следующий день, после того дня, когда было представлено данное требование.

В письменном объяснении следует указать причины, которые действительно смогут подтвердить тот факт, что представление запрашиваемых документов и сведений невозможно осуществить в указанные сроки.

Автор статьи

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]