Положение о комиссии по охране труда — образец за 2022 год


Для чего создается комиссия по охране труда в организации

Создание комиссии по охране труда — процедура, которая регламентируется ст. 218 ТК РФ. Данная комиссия может формироваться в добровольном порядке по инициативе работодателя, сотрудников либо профсоюза.
Соответствующая внутрикорпоративная структура призвана координировать совместные действия фирмы-работодателя и сотрудников, направленные на обеспечение требований законодательства в сфере охраны труда, а также на профилактику травматизма на производстве и профзаболеваний.

Кроме того, комиссия осуществляет проверку тех условий, в которых работают сотрудники, а также информирует их об итогах этих проверок. Еще одна задача комитета (комиссии) по охране труда — сбор предложений по включению тех или иных норм в коллективный договор.

Какие обязанности по охране труда есть у работодателя, описано в путеводителе по кадрам «КонсультантПлюс». Вы сможете ознакомиться с алгоритмом действий работодателя, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.

Кто входит в состав комиссии?

Создание комиссии по охране труда регламентируется трудовым законодательством. В статье 218 ТК сказано, что инициатором может выступать:

  • сам работодатель;
  • работники организации;
  • представители профсоюзного или иного представительного органа коллектива.

Поэтому в ее составе должны присутствовать представители трудового коллектива организации, ее руководящего состава и профсоюзного комитета. Его численность зависит от штатной численности работников в организации, а также структурных единиц компании и иных ее особенностей.

Председателем комиссии, как правило, избирается руководитель организации, а секретарем назначают сотрудника службы по охране труда. Все ее члены должны проходить соответствующее обучение не реже 1 раза в 3 года. Свои обязанности они исполняют в рабочее время с оплатой его в обычном порядке.

Раздел 1: общие положения

В данный раздел положения о комиссии по охране труда включаются формулировки, отражающие:

  • что положение, утвержденное руководством компании-работодателя, регламентирует задачи, функции, а также права комиссии по охране труда;
  • что созданный работодателем комитет является элементом системы управления охраной труда на предприятии, а также одной из внутрикорпоративных форм участия сотрудников в обеспечении работы данной системы;
  • что созданный работодателем комитет призван функционировать на базе принципов социального партнерства;
  • что комиссия взаимодействует со структурами региональной власти по вопросам охраны труда, государственными надзорными органами, а также с компетентными структурами профсоюзов;
  • что комиссия в своей работе руководствуется положениями НПА федерального и регионального уровней, отраслевыми и иными соглашениями, локальными нормативными источниками, коллективным договором.
  • что комиссия формируется по инициативе фирмы-работодателя, сотрудников либо профсоюза, а ее состав представлен сотрудниками фирмы и профсоюза на паритетной основе;
  • каким образом определяется численность комиссии, а также как в ее состав назначаются представители работодателя, сотрудников или профсоюза;
  • порядок избрания председателя комиссии, его заместителя, секретаря комиссии;
  • что комиссия осуществляет деятельность согласно установленному регламенту, а также плану, которые утверждаются председателем;
  • что члены комиссии обязаны проходить необходимое обучение по безопасности труда, финансируемое работодателем;
  • порядок отчетности комиссии перед профсоюзом либо иной компетентной организацией о проделанной работе;
  • порядок смены представителей профсоюза и работодателя в составе комиссии.

Приказ

Лица, входящие в состав комиссии, избираются из числа руководства и работающих сотрудников. После избрания кандидатур на роль представителей комитета, руководитель предприятия издает приказ о создании комитета.

Такой документ является распорядительным. В нем указываются следующие моменты:

  • наименование предприятия;
  • название населенного пункта;
  • дата составления;
  • утвержденные члены комиссии с указанием занимаемых должностей;
  • подпись руководителя и участников новоявленного комитета.

Приказ о создании комитета оформляется по форме, принятой на предприятии, или же произвольно. Конкретного стандарта по написанию и оформлению документа нет.

Образец приказа по созданию комитета:

Раздел 2: задачи комиссии

Основные задачи комиссии по охране труда, которые необходимо отразить в положении:

  • разработка сценариев совместных действий фирмы-работодателя, профсоюза и прочих компетентных структур, которые направлены на обеспечение требований, установленных в законах по охране труда, профилактику травматизма на производстве и профзаболеваний;
  • осуществление проверок рабочих мест в фирме, подготовка аналитических отчетов по итогам соответствующих мероприятий, направление работодателю предложений по оптимизации условий труда;
  • взаимодействие со службой охраны труда, учрежденной фирмой, в вопросах информирования сотрудников об условиях и безопасности труда, рисках для здоровья, о гарантированных законом компенсациях за работу во вредных и опасных условиях, о пользовании инструментами индивидуальной защиты.

Задачи комитета

Задачами комитета являются:

  • разработка программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда;
  • участие в разработке локальных нормативных актов работодателя по охране труда;
  • участие в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
  • участие в проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
  • участие в оценке профессиональных рисков;
  • подготовка и представление работодателю соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • участие в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, об обязанностях по соблюдению ими требований охраны труда.

Они перечислены в статье 224 Трудового кодекса (будет действовать с 1 марта 2022 года).

Аналогичные задачи утверждены в примерном положении о комитете (комиссии) по охране труда.

Раздел 3: функции комиссии

Минтруд предписывает определять для комиссии по охране труда такие функции, как:

  • изучение предложений работодателя, сотрудников или профсоюза по формированию рекомендаций относительно улучшения условий работы на предприятии;
  • помощь компании-работодателю в организации обучения безопасности труда, в проведении инструктажей;
  • участие в проверках условий работы сотрудников, выработка рекомендаций по их улучшению;
  • предоставление сотрудникам информации о мероприятиях, направленных на улучшение условий работы, профилактику травматизма на производстве, профзаболеваний;
  • предоставление сотрудникам информации об итогах спецоценки условий труда;
  • предоставление сотрудникам информации о нормативах снабжения обезвреживающими веществами, спецодеждой, обувью, средствами защиты, а также о пользовании ими;
  • помощь службе безопасности труда в проведении медосмотров при приеме сотрудников на работу;
  • помощь в бесплатной выдаче сотрудникам молока и иных продуктов питания, положенных при работе во вредных условиях;
  • помощь службе безопасности труда в рассмотрении аспектов финансирования деятельности в области охраны труда, осуществлении социального страхования сотрудников, реализации контроля над расходованием корпоративных средств, затрачиваемых на профилактику травматизма на производстве и профзаболеваний;
  • помощь службе безопасности труда в совершенствовании инфраструктуры производства, в обновлении оборудования на производственных линиях в целях повышения безопасности условий труда, а также сокращения рабочих позиций с вредными условиями труда;
  • формирование и направление фирме-работодателю предложений, касающихся улучшения алгоритмов проведения работ по охране труда и защите здоровья сотрудников, создания механизмов поощрения сотрудников, выполняющих требования по безопасности труда;
  • формирование и направление работодателю, профсоюзу либо иному компетентному органу предложений относительно составления проектов локальных источников норм в области охраны труда.

Типовое положение о комитете. План работы. Участие в проверке знаний по охране труда

Следует обратить внимание, что в приказе о назначении комиссии по охране труда упоминается положение о создании комиссии по охране труда. Оно разрабатывается администрацией на основе типового документа (утв. приказом 412н) с учетом особенностей деятельности предприятия.

Ежегодно комитет составляет план работ, который включает в себя необходимые мероприятия, которые комиссия имеет право осуществлять. В частности, комитет правомочен:

  1. Запрашивать и получать от службы охраны труда сведения об условиях работы на предприятии, опасных для здоровья факторах и мерах по их нейтрализации.
  2. Приглашать на свои заседания администрацию, заслушивать мнение ее представителей по вопросам обеспечения безопасности труда и соблюдения гарантий и прав работников.
  3. Разбирать случаи травматизма и рекомендовать меры воздействия, применяемые к провинившимся.
  4. Участвовать в разрешении трудовых споров, связанных с охраной труда.

Отдельным пунктом следует упомянуть, что в силу абз. 2 п. 10.8 ГОСТ 12.0.004-2015, вступившего в силу с 01.03.2017, члены комитета могут участвовать в комиссии по проверке знаний по охране труда.

По результатам своей деятельности комитет не реже 1 раза в год отчитывается перед трудящимися организации или их выборным (представительным) органом. При неудовлетворительных итогах может встать вопрос о переизбрании членов комиссии, представляющих работников.

Раздел 4: права комиссии

Во внутрикорпоративном положении о комиссии по охране труда Минтруд предписывает фиксировать также ее права, представленные в следующем перечне:

  • право на получение информации от службы безопасности труда об условиях на рабочих местах, профилактике травматизма на производстве и профзаболеваний, присутствии опасных и вредных факторов и мерах реагирования на них;
  • право на заседаниях комиссии знакомиться с информацией от представителей фирмы по вопросам охраны труда;
  • право на заседаниях комиссии знакомиться с информацией о допущенных сотрудниками нарушениях норм охраны труда, а также выносить предложения о реагировании на них;
  • право на участие в формировании коллективного соглашения по безопасности труда;
  • право на представление работодателю предложений о поощрении работников за содействие улучшению условий труда;
  • право на оказание содействия в решении трудовых споров в тех сферах, что регулируются законодательством о безопасности труда.

Законодательное регулирование

До 2006 года организацию комитетов по охране труда регулировал Федеральный закон от 17 июля 1999 года «Об основах охраны труда в РФ». В 2006 году произошли законодательные изменения. На текущий момент работу комитета определяют:

  • Трудовой Кодекс РФ (ст. 218);
  • Постановление Минтруда РФ № 64 (от 12 октября 1994 года);
  • Приказ Минздравсоцразвития № 413 (от 29 мая 2006 года).

В перечисленных документах точно прописан порядок создания и всех аспектов функционирования комитетов по охране труда.

Итоги

Учреждение комиссии по охране труда осуществляется по инициативе работодателя, сотрудников или профсоюза. Деятельность данной комиссии должна регламентироваться специальным положением, составляемым по форме, утвержденной Минтрудом РФ.

Ознакомиться со спецификой прочих задач в области охраны труда вы можете в статьях:

  • «Как проводится вводный инструктаж по охране труда»;
  • «Периодичность проверки знаний по охране труда (нюансы)».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Основные выводы

В течение рабочих будней работник неоднократно сталкивается с трудностями, которые зачастую могут привести к причинению вреда собственному здоровью или коллег. Дабы не допустить и предотвратить подобные случаи на предприятии необходимо иметь «багаж» знаний и навыков, которые получить можно только в процессе обучения и закрепления знаний экзаменом по охране труда.

То есть работник в первую очередь заинтересован в успешном прохождении обучения по охране труда, так как оно необходимо для обеспечения его же безопасности.

Желаю вам эффективной и безопасной работы!

Читайте, комментируйте, возможно, вам есть что добавить. Если же появились вопросы, обращайтесь, обсудим.

Структура и численность службы охраны труда

При определении структуры службы охраны труда и численности ее работников работодателю следует руководствоваться:

  • Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации);
  • Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы).

На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, с учетом специфики их организационно-правовых форм (письма Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698, от 30.01.2017 № 15-2/ООГ-222).

Когда необходимо создавать службу охраны труда?

Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.

Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):

  • численность работников превышает 50 человек;
  • работодатель ведет производственную деятельность.

К сведению

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).

Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:

  • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник;
  • сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.

Обратите внимание!

Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.

Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!

Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.

Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]