В конце года на сайтах территориального отделения Прокуратуры официально публикуется план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на будущий год, и, конечно, никому не хочется обнаружить в списках свою компанию, тем более, если у вас не все «гладко».
Если же вы подпадаете под проверку на будущий год, то вам нужно наводить порядок в охране труда на предприятии в кратчайшие сроки, потому как еще неизвестно каким именно образом будут проводиться проверки в 2022 году. Это может быть проверка, используя проверочные листы ГИТ с изменениями от 2022 года, но не обновленные после вступивших в силу изменений в ПОТ, или другие возможные инструменты (дам пояснение после списка чек-листов на скачку).
Чек-листы ГИТ (полный список)
Первый из способов подготовки к скорому посещению вас инспектором по труду – это скачать проверочные чек-листы ГИТ, которые на данный момент не обновлены в связи со вступившими в силу Правилами по охране труда, но в то же время продолжают действовать.
Тем не менее можно скачать подходящие конкретно к вашему предприятию и начать самопроверку по перечисленным документам в них.
Чек-листы по охране труда содержат полный перечень вопросов, который может интересовать инспектора, список документов и материалов, которые должны быть разработаны и внедрены на предприятии, для предоставления их в государственную инспекцию труда для ознакомления.
На каждый проверочный лист ГИТ я оставила ссылку на документ в гугл диске, кликая по номеру каждого, вы сможете с ним ознакомиться, при необходимости скачать, распечатать или добавить документ заодно действия в свой гугл диск.
Мне очень удобно пользоваться именно так, но если вам что-то будет непонятно, обращайтесь, пожалуйста, в комментарии.
Перечень чек-листов ГИТ, утвержденные приказом Роструда № 655 и редактированные приказом Приказом Роструда от 03.08.20 г. N 153 :
- все ЧЛ в одной папке;
- ЧЛ № 1 “Проверка правильности трудоустройства”;
- ЧЛ № 2 “Контроль содержания трудовых договоров”;
- ЧЛ № 3 “Проверка правильности внесения корректировок в трудовые договора”;
- ЧЛ № 4 “Проверка расторжения трудовых договоров”;
- ЧЛ № 5 “Контроль за установленным режимом работы и учетом рабочего времени”;
- ЧЛ № 6 “Проверка правильности предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска”;
- ЧЛ № 7 “Надзор за начислением и выплатой зарплаты”;
- ЧЛ № 8 “Контроль за осуществлением труда несовершеннолетних”;
- ЧЛ № 9 “Контроль за осуществлением труда иностранных работников”;
- ЧЛ № 10 “Контроль за осуществлением труда инвалидов”;
- ЧЛ № 11 “Контроль за осуществлением труда женщин и лиц с семейными обязанностями”;
- ЧЛ № 12 “Контроль за осуществлением труда лиц, трудящихся на Крайнем Севере и в районах, приравненных к нему”;
- ЧЛ № 13 “Надзор за продолжительностью рабочего времени”;
- ЧЛ № 14 “Контроль правильности увольнений работников, при сокращении”;
- ЧЛ № 15 “Контроль за предоставлением ежегодного доп. отпуска”;
- ЧЛ № 16 “Контроль за предоставлением прочего отдыха (не учитывая ежегодного оплачиваемого отпуска)”;
- ЧЛ № 17 “Надзор за удержаниями из зарплаты”;
- ЧЛ № 18 “Надзор за организацией подземных работ, а также с вредными условиями труда”;
- ЧЛ № 19 “Контроль за привлечением к работам сверх рабочего времени”;
- ЧЛ № 20 “Контроль за организацией расследований и учета НС, профзаболеваний”;
- ЧЛ № 21 “Надзор за проведением СОУТ”;
- ЧЛ № 22 “Контроль извещения сотрудников об условиях и ОТ на РМ, о рисках причинения вреда здоровью, предоставления гарантий, компенсаций и СИЗ”;
- ЧЛ № 23 “Контроль ОТ на высоте”;
- ЧЛ № 24 “Контроль ОТ при эксплуатации электроустановок”;
- ЧЛ № 25 “Контроль ОТ для строительных работ”
- ЧЛ № 26 “Контроль ОТ в сельском хозяйстве”;
- ЧЛ № 27 “Надзор за проведением предварительного и периодического медосмотра”;
- ЧЛ № 28 “Надзор проведением обучения по ОТ”;
- ЧЛ № 29 “Контроль ОТ для погрузочно-разгрузочных работ”;
- ЧЛ № 30 “Надзор за приобретением, выдачей и применением сертифицированных и декларированных СИЗ и СКЗ”;
- ЧЛ № 31 “Надзор за созданием и функционированием СУОТ”;
- ЧЛ № 32 “Надзор за обеспечением режима труда и отдыха сотрудников”;
- ЧЛ № 33 “Надзор за обеспечением санитарно-бытового обслуживания и мед. обеспечения сотрудников”;
- ЧЛ № 34 “Контроль разработки и утверждения правил и инструкций по ОТ для сотрудников (пункт утратил силу)”
- ЧЛ № 35 “Контроль за наличием комплекта НПА, имеющих требования ОТ по профилю деятельности организации”;
- ЧЛ № 36 “Контроль за выполнением ОТ и условий труда на РМ”;
- ЧЛ № 37 “Контроль за своевременным ознакомлением сотрудников с требованиями ОТ”;
- ЧЛ № 38 “Контроль ОТ в ЖКХ”;
- ЧЛ № 39 “Контроль за ОТ для электросварочных работ”;
- ЧЛ № 40 “Контроль за ОТ для газосварочных работ”;
- ЧЛ № 41 “Контроль за ОТ при эксплуатировании тепловых энергоустановок”;
- ЧЛ № 42 “Контроль ОТ при эксплуатировании холодильных установок”;
- ЧЛ № 43 “Контроль за ОТ для работ в замкнутом или ограниченном пространстве”;
- ЧЛ № 44 “Контроль ОТ в сосудах, работающих под давлением”;
- ЧЛ № 45 “Контроль за ОТ для газоопасных работ”;
- ЧЛ № 46 “Контроль за ОТ для огневых работ”;
- ЧЛ № 47 “Контроль за ОТ для окрасочных работ”;
- ЧЛ № 48 “Контроль за ОТ для подводных взрывных работ”;
- ЧЛ № 49 “Контроль за ОТ для ремонтных работ зданий и сооружений”;
- ЧЛ № 50 “Контроль ОТ при эксплуатировании сетей водоснабжения и водоотведения”;
- ЧЛ № 51 “Контроль ОТ с ядохимикатами (пестицидами) и минеральными удобрениями”;
- ЧЛ № 52 “Контроль ОТ в хим. лабораториях”;
- ЧЛ № 53 “Контроль ОТ по монтажу, тех. обслуживанию и ремонту технологического оборудования”;
- ЧЛ № 54 “Контроль за ОТ для ремонтных работ и обслуживания грузоподъемных машин”;
- ЧЛ № 55 “Контроль ОТ при малярной деятельности”;
- ЧЛ № 56 “Контроль ОТ при эксплуатировании котельных”;
- ЧЛ № 57 “Контроль ОТ при эксплуатировании газового хозяйства”;
- ЧЛ № 58 “Контроль ОТ при эксплуатировании мазутного хозяйства”;
- ЧЛ № 59 “Контроль ОТ при эксплуатировании складов твердого топлива”;
- ЧЛ № 60 “Контроль ОТ при деятельности, связанной с технологическим транспортом”;
- ЧЛ № 61 “Контроль ОТ при деятельности, связанной с инструментом и приспособлениями”;
- ЧЛ № 62 “Контроль за ОТ для лесозаготовительных, лесохозяйственных работ и деревообработке”;
- ЧЛ № 63 “Контроль ОТ в морских и речных портах”;
- ЧЛ № 64 “Контроль ОТ земляных работ”;
- ЧЛ № 65 “Контроль ОТ при эксплуатировании конвейеров”;
- ЧЛ № 66 “Контроль ОТ по зарядке и обслуживанию аккумуляторных батарей”;
- ЧЛ № 67 “Контроль ОТ по складированию”;
- ЧЛ № 68 “Контроль ОТ по сливу, наливу нефтепродуктов”;
- ЧЛ № 69 “Контроль ОТ по ТО, ремонту и проверке состояния автотранспорта”;
- ЧЛ № 70 “Контроль ОТ по перевозке грузов и пассажиров с помощью автотранспорта”;
- ЧЛ № 71 “Контроль ОТ при эксплуатировании грузовых автомобилей”;
- ЧЛ № 72 “Контроль ОТ при эксплуатировании внутризаводского транспорта”;
- ЧЛ № 73 “Контроль ОТ при монтажных работах”;
- ЧЛ № 74 “Контроль ОТ при изготовлении и сборке металлических конструкций”;
- ЧЛ № 75 “Контроль ОТ при холодной обработке металлов”;
- ЧЛ № 76 “Контроль ОТ при использовании и обслуживании производственного оборудования машиностроительного профиля”;
- ЧЛ № 77 “Контроль ОТ в литейном производстве”;
- ЧЛ № 78 “Контроль ОТ в машиностроении”;
- ЧЛ № 79 “Контроль ОТ при ремонте мостов и путепроводов”;
- ЧЛ № 80 “Контроль ОТ при ТО и ремонту внутрипортового транспорта”;
- ЧЛ № 81 “Контроль ОТ при эксплуатировании машин и механизмов на территории порта”;
- ЧЛ № 82 “Контроль ОТ при эксплуатировании грузоподъемных машин и механизмов”;
- ЧЛ № 83 “Контроль ОТ слесарно-сантехнических работ”;
- ЧЛ № 84 “Контроль ОТ по химической чистке, стирке”;
- ЧЛ № 85 “Контроль ОТ при использовании бульдозера”;
- ЧЛ № 86 “Контроль ОТ при использовании экскаватора”;
- ЧЛ № 87 “Контроль ОТ при использовании трактора”;
- ЧЛ № 88 “Контроль ОТ при ремонте автодорог”;
- ЧЛ № 89 “Контроль ОТ при использовании катка”;
- ЧЛ № 90 “Контроль ОТ при укладке асфальтобетона”;
- ЧЛ № 91 “Контроль ОТ при разметке автодорог”;
- ЧЛ № 92 “Контроль ОТ в полиграфической организации”;
- ЧЛ № 93 “Контроль ОТ в пайке, лужении, наплавке”;
- ЧЛ № 94 “Контроль ОТ на металлообрабатывающих станках и оборудовании”;
- ЧЛ № 95 “Контроль ОТ при использовании, перевозке и хранению баллонов с сжиженным газом и газовых баллонов”;
- ЧЛ № 96 “Контроль ОТ в изготовлении цемента”;
- ЧЛ № 97 “Контроль ОТ при переработке молока”;
- ЧЛ № 98 “Контроль ОТ при выпуске хлебобулочных и макаронных изделий”;
- ЧЛ № 99 “Контроль ОТ при выпуске алкогольной и безалкогольной продукции”;
- ЧЛ № 100 “Надзор за обеспечением мер во время предотвращения аварийных ситуаций, сохранении жизни и здоровья работников в случае возникновения таких ситуаций, в том числе при оказании пострадавшим первой помощи”;
- ЧЛ № 101 “Контроль ОТ при газопламенной обработке металлов”;
- ЧЛ № 102 “Контроль ОТ при напылении и нанесении металлопокрытий”;
- ЧЛ № 103 “Контроль ОТ при термической обработке металлов”;
- ЧЛ № 104 “Контроль ОТ при ремонте и ТО сельхозтехники”;
- ЧЛ № 105 “Контроль ОТ торговых складов, баз и холодильников”;
- ЧЛ № 106 “Контроль ОТ в городском электрическом транспорте”;
- ЧЛ № 107 “Надзор за предоставлением гарантий медработникам”;
- ЧЛ № 108 “Надзор за оформлением материальной ответственности”;
- ЧЛ № 109 “Надзор за обеспечением гарантий работников, занятых у физических лиц – ИП”;
- ЧЛ № 110 “Контроль ОТ угольной промышленности”;
- ЧЛ № 111 “Надзор за предоставлением гарантий творческих работников”;
- ЧЛ № 112 “Надзор за предоставлением гарантий спортсменов и тренеров”;
- ЧЛ № 113 “Контроль ОТ предприятий профобразования и доп. профобразования, повышения квалификации работников, заключения ученических договоров”;
- ЧЛ № 114 “Надзор за правильностью проведения СОУТ организациями, проводящими специальную оценку условий труда”;
- ЧЛ № 115 “Контроль ОТ при добыче песчано-гравийных материалов на плавучих добывающих снарядах”;
- ЧЛ № 116 “Контроль ОТ при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов”;
- ЧЛ № 117 “Контроль ОТ при эксплуатировании автозаправочных станций”;
- ЧЛ № 118 “Контроль ОТ на линейных сооружениях кабельных линий передачи”;
- ЧЛ № 119 “Контроль ОТ на радиорелейных линиях связи”;
- ЧЛ № 120 “Контроль ОТ общественного питания”;
- ЧЛ № 121 “Контроль ОТ масложировой промышленности”;
- ЧЛ № 122 “Контроль ОТ на предприятиях мясной промышленности”;
- ЧЛ № 123 “Контроль ОТ при изготовлении сахара, патоки и кондитерских изделий”;
- ЧЛ № 124 “Контроль ОТ при выпуске плодово-овощной продукции”;
- ЧЛ № 125 “Контроль ОТ при выпуске соков”;
- ЧЛ № 126 “Контроль ОТ для производств, перерабатывающих пластмасс”;
- ЧЛ № 127 “Контроль ОТ при производстве табака”;
- ЧЛ № 128 “Контроль ОТ в асбестопроизводящих организациях, материалов и изделий их содержащих”;
- ЧЛ № 129 “Контроль ОТ в добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и выпуске отдельных видов продукции из водных биоресурсов”;
- ЧЛ № 130 “Контроль ОТ для легкой промышленности”;
- ЧЛ № 131 “Контроль ОТ при выполнении отделочных работ”;
- ЧЛ № 132 “Контроль ОТ при выполнении кровельных работ”;
- ЧЛ № 133 “Контроль ОТ охраны (защиты) объектов и (или) имущества”.
Что говорят эксперты
Мы обратились за комментариями по поводу нового сервиса к тем, кто им реально будет пользоваться, — к экспертам по кадровым вопросам и руководителям организаций.
По словам кадрового аудитора Ольги Слинкиной, сервис «Электронный инспектор» действительно помогает провести предварительную проверку нарушений. Но он слабо коррелируется с опросными листами Роструда, подчеркивает эксперт по кадровому делопроизводству и трудовому праву. К примеру, в листе про оформление на работу есть вопрос про гражданско-трудовые договора, а при прохождении аналогичной темы опроса на сервисе «Электронный инспектор» этот вопрос автоматически не возникает. Кроме того, есть вопросы, которые сформулированы для специалистов. Например, вопрос про условия труда: «Относятся ли условия вашего труда к вредным или опасным?» Простой сотрудник ответит «Да», так как у него вредный начальник, заставляет много работать и кричит иногда. А подразумевается, что любой сотрудник может проверить свои условия труда, правильно указать название организации и направить это в трудовую инспекцию онлайн. И есть вероятность (пока она еще не очень большая), что ГИТ придет с проверкой в эту организацию.
Кроме того, по результатам заполнения опросника получается отчет, его можно распечатать и показать руководителю. Но там прописаны небольшие, с точки зрения работодателя, штрафы: от 30 000 до 150 000 рублей максимум (по спецоценке). Однако есть Письмо от 07.03.2018 № 837-ТЗ Министерства труда и социальной защиты, Федеральной службы по труду, приложением к которому являются методические рекомендации к использованию опросных листов ГИТ. И там четко сказано, что один лист заполняется на одного работника. То есть если в компании 50 человек, то должно быть заполнено 50 листов о приеме на работу, 50 листов об оформлении трудового договора и т. д. И все, что относится к спецсоставу нарушения, например, ч. 4 статьи 5.27 КоАП РФ (ненадлежащее оформление трудового договора), будет считаться для каждого нарушения в договоре и для каждого договора отдельно, и штрафы будут множиться. Это в итоговом протоколе опроса нигде не отражено, а не каждый кадровик следит за Письмами Роструда, поэтому донести эту мысль до своего начальства не сможет.
Генеральный директор ООО «Форос Аудит» Елена Васильева, в свою очередь, говорит, что сервис «Электронный инспектор» стоит рассматривать с нескольких точек зрения. К плюсам можно отнести то, что он появился, и он может стать отличным помощником. О нем уже широко известно в справочно-правовых системах, и в целом удобно, что есть сервис, где представлены бланки, необходимые для предприятия в любых ситуациях, где есть онлайн-помощник, где есть возможность проверить свой трудовой договор. Но есть и минусы. Например, нет онлайн-заполнения полного пакета документов для своей трудовой ситуации.
Елена Васильева также подчеркивает, что часто предприниматели живут в иллюзии, что уж их точно обойдут все проверки и штрафы. Кроме того, причиной нежелания вникать в нюансы трудового законодательства является элементарная нехватка времени и озабоченность, чтобы остаться «на плаву», зарабатывая на сегодня. Именно поэтому многие пока надеются на русский «авось» и не оказывают должного внимания кадровому оформлению документов. Но сервис «Электронный инспектор» предлагает взглянуть на весь документооборот кадровика не глазами сотрудника, оформляющего документы, а с позиции проверяющего: что надо сделать и в каком порядке, следуя четким инструкциям и положениям со стороны законодательства.
Перечень актов, соблюдение которых будет проверяться при проверке
Приказ Минтруд № 655 продолжает действовать, а значит и проверочные листы, но тем не менее вступил в силу Приказ Роструд № 265, который утверждает Перечень НПА, которые содержат обязательные для исполнения требования, которые будут оцениваться при проведении проверки ГИТ и при привлечении к административной ответственности.
Скачать и изучить этот перечень вы можете, перейдя по ссылке. Он огромный и сориентироваться в нем непросто, поэтому на данный момент еще нет четкого понимания каким именно образом будут проводиться проверки.
А как именно будет проводиться проверка ГИТ в 2022 году, с использованием чек-листов или применяя приказ № 265, ясности нет, так что правильнее готовиться по “полной программе”.
О плане проверок
Чтобы узнать, грозит ли вам плановая проверка, следует посетить сайт регионального отделения трудовой инспекции. План на следующий год появится в декабре. Если вас нет в списке на проверку по плану, то прийти к вам могут только внепланово. Такие проверки чаще всего проводятся по жалобам работников либо иных органов.
Кстати, тот факт, что в компании была внеплановая проверка, вовсе не значит, что ее не включат в план. Ведь основания у таких проверок разные.
Как еще можно подготовиться к проверке ГИТ
В процессе подготовки к проверке ГИТ, кроме проверочных листов по охране труда, могу выделить еще один способ самопроверки – это электронный инспектор Роструд.
На сегодняшний день данный сервис содержит 200 проверочных листов ГИТ на различные тематики и использовать этот вариант предварительной и самостоятельной подготовки тоже можно.
Но я лично сама этого не делаю, так как моей личной компетенции и профессионализма команды достаточно, чтобы не перебарывать, возможно, свое предвзятое отношение о сливе своих данных и привлечению лишнего внимания к моим контрагентам