Какие приказы должны быть в организации: оформление и классификация

Деятельность любого предприятия невозможна без наличия служебных распорядительных документов. Обычно такими являются приказы по предприятию.

Они определяют порядок выполнения определенных функциональных обязательств, закрепляют юридические факты, такие как трудоустройство, увольнение, повышение разрядов, категорий. С помощью приказов утверждаются положения, инструкции, правила и другие организационные мероприятия.

Поэтому важно знать, какие виды приказов должны быть в организации, как и кем они составляются, где и сколько хранятся.

ТРИ ВИДА ПРИКАЗОВ

Наш словарик

Приказ – правовой акт, принимаемый руководителем организации, действующим единолично, в целях регулирования деятельности организации[1].

Пожалуй, из всех возможных распорядительных документов организации приказ используется чаще всего. Большинство решений руководителя оформляется именно им.

Приказы делятся на три вида только в одном нормативном документе по делопроизводству – в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, в ред. от 16.02.2016, далее – Перечень 2010). Перечислим виды приказов со сроками хранения (Таблица):

Таблица

Виды приказов со сроками хранения по Перечню 2010

Вид приказаСрок храненияПримечание
По основной (профильной) деятельностиПостоянно Для организаций, не являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, срок хранения документов «Постоянно» не может быть менее 10 лет. На это указывает сноска к графе 3 Перечня 2010
По личному составу 75 лет, если приказ создан до 2003 года;

50 лет, если приказ создан после 1 января 2003 года[2]

5 лет для приказов:

– о дисциплинарных взысканиях;

– ежегодных оплачиваемых отпусках;

– об отпусках в связи с обучением;

– о дежурствах;

– краткосрочных внутрироссийских и зарубежных командировках

По административно-хозяйственным вопросам

Пренебрегать установленными Перечнем 2010 сроками хранения документов не рекомендуется. В соответствии с решением Высшего арбитражного суда РФ от 21.02.2012 № 14589/11 они являются обязательными для всех организаций.

ПРИКАЗ = РАСПОРЯЖЕНИЕ?

Распоряжение – 1) правовой акт, издаваемый единолично руководителем органа государственной власти, организации в целях разрешения оперативных вопросов;

2) то же, что и приказ[3].

Что такое «оперативные вопросы», нигде не уточняется. В соответствии с Перечнем 2010 распоряжение хранится в течение тех же сроков, что и приказы, и делится на те же виды. На практике в некоторых организациях единоличные решения директора оформляются распоряжениями, а не приказами. Это допустимо.

Такие разные приказы, или приказ приказу рознь?

Работникам, вне зависимости от их места работы, нередко приходится сталкиваться с приказами. Иногда такие приказы необходимы в служебной деятельности, иногда касаются непосредственно прав и обязанностей их самих. Каких видов бывают приказов? С какого числа вступают в силу приказы госорганов и иных организаций?

Приказы и их виды

Сам по себе приказ — это разновидность распорядительного документа. Кроме того, приказ — это родовое понятие, оно является общим для нескольких видов таких документов.

Законодательство содержит несколько определений понятия «приказ». Все они различаются между собой, поскольку их определения изложены применительно к органам, уполномоченным их издавать (отдавать). Еще одним критерием, который также позволяет различать приказы между собой, является круг лиц, на которых они распространяются. Некоторые из них действуют в масштабах страны, другие — в рамках одной или нескольких организаций, а некоторые и вовсе являются разовыми.

Наиболее частым документом, с которым приходится сталкиваться работникам, являются приказы, издаваемые в организации, где они работают.

Под приказом в организациях понимается правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для решения основных задач, стоящих перед ней <*>.

Приказы, издаваемые в организациях, также подразделяются на три вида: по основной деятельности; по личному составу; по административно-хозяйственным вопросам <*>. В зависимости от вида приказа устанавливаются сроки его хранения. При этом не допускается объединение в одном приказе вопросов основной деятельности и по личному составу.

Приказы в организациях могут издаваться также в иных случаях, например когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, наметить какие-либо конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий.

Приказы также могут приниматься республиканскими органами государственного управления (далее — госорганы). Например, такие приказы издаются Минтруда и соцзащиты, Минстройархитектуры, МНС и др.

В этом случае под приказом понимается нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем госоргана в пределах компетенции этого органа в соответствующей сфере госуправления <*>.

Пример 1Ситуация 1. Приказ Минтруда и соцзащиты от 28.12.2017 N 194 «Об установлении форм контрольных списков вопросов (чек-листов)».Ситуация 2. Приказ Минстройархитектуры от 09.02.2011 N 28 «О нормативном методе ценообразования в промышленности строительных материалов и конструкций Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь».Ситуация 3. Приказ Минторга от 27.12.2010 N 172 «Об утверждении типовых норм времени на пошив и раскрой одежды по индивидуальным заказам населения».

Имеется еще несколько определений приказов. Они относятся к сфере деятельности вооруженных сил и приравненных к ним органов, таможенных органов, органов финансовых расследований и др.

На заметкуУ военных под приказом понимается обязательное для выполнения, выраженное в строгом соответствии с законодательством устное или письменное повеление начальника <*>. Для этого вида приказов предусматривается три способа передачи. Такой приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи. Письменный приказ является основным распорядительным документом (правовым актом) военного управления, который издается на правах единоначалия. Устные приказы отдают все командиры (начальники).У таможенников и сотрудников ДФР соответственно под приказом понимается письменное или устное распоряжение начальника, отданное в пределах его полномочий, обязательное для исполнения подчиненными <*>.

В зависимости от порядка оформления и отдачи приказов можно условно разделить на 2 большие группы: письменные и устные.

Приказы госорганов и организаций всех видов всегда должны оформляться письменно. Этот вывод следует из определения понятий приказов, установленных для них в законодательстве. При этом законодательство о государственной службе вообще не содержит понятия «устный приказ» <*>. Однако к отношениям, связанным с государственной службой, не урегулированным Законом N 204-З и иными актами, распространяется действие норм трудового законодательства <*>. А в трудовых отношениях работник обязан исполнять не только письменные, но и устные приказы нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам <*>.

Все приказы также можно условно разделить на две большие группы: нормативные и ненормативные.

Если приказ принят с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитан на иное однократное применение, то он является ненормативным <*>.

Если приказы госорганов, а также приказы организаций распространяются на неопределенный круг лиц (в первом случае в масштабе страны, во втором случае действуют в масштабе одной или нескольких организаций), то такие приказы будут нормативными.

Пример 2Приказ об установлении общего порядка премирования работников коммерческой организации является локальным нормативным правовым актом <*>, а приказы о приеме на работу, об увольнении, о переводе и перемещении — ненормативными правовыми актами <*>.

Кроме того, можно сделать вывод, что нормативные приказы вне зависимости от органов (организаций), их принявших, всегда должны быть письменными, а ненормативные приказы, рассчитанные на однократное применение, могут быть устными.

На заметкуЕсли ненормативный приказ относится к документам по личному составу, такие приказы также всегда должны быть письменными <*>. Они, как правило, хранятся 75 лет <*>.

Когда вступают в силу приказы?

Мы не случайно дали краткую характеристику приказам, потому что в зависимости от того, к какому виду относится тот или иной приказ, каким органом (организацией) он принят и на какой круг лиц распространяется, зависят и правила их вступления в силу.

Общее правило вступления в силу приказов следующее. Если дата вступления в силу указана в самом приказе, то он действует с даты, указанной в нем. Дата вступления в силу нормативных приказов, принимаемых госорганами, определяется по Правилам, установленным в законодательстве <*>.

Если в нормативных приказах не установлен срок, они вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее — НРПА) <*>.

При этом нормативные приказы, касающиеся прав, свобод и обязанностей физлиц, вступают в силу только после их официального опубликования.

Нормативные приказы, касающиеся прав, свобод и обязанностей организаций и ИП, вступают в силу после их официального опубликования <*>. В самом этом определении содержится подсказка. Если приказ госоргана опубликован на официальном сайте https://pravo.by/ в разделе 8, который имеет название «Нормативные правовые акты Национального Банка, Национальной Академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления», то соответственно такой приказ — нормативный. При этом нормативные приказы публикуются после включения их в НРПА.

Пример 3Приказ Минтруда и соцзащиты от 30.11.2017 N 152 был зарегистрирован в НРПА 19.01.2018 за N 8/32743. Опубликован на сайте https://pravo.by/ 07.02.2018. Дата вступления в силу в нем самом не указана, при этом в нем содержатся обязанности по составлению и представлению ведомственной отчетности по труду для неопределенного круга работодателей. Поэтому он вступает в силу после официального опубликования, т.е. с 08.02.2018.

Иными словами, нормативный приказ госоргана может вступать в силу со дня: — который указан в нормативном приказе; — включения в НРПА, если в нем не указан срок вступления в силу; — следующего за днем официального опубликования, если такой приказ касается прав и обязанностей граждан, организаций и ИП и дата вступления в силу в нем не указана.

Иные правила вступления в силу нормативных приказов могут предусматриваться законодательными актами Республики Беларусь <*>.

Относительно приказов, издаваемых в организациях: они также могут быть как нормативными, так и ненормативными. Однако правила вступления в силу таких приказов более просты. Их всего два. Если в приказе не указан иной срок, он вступает в силу с момента его издания (принятия) <*>.

Пример 4 Ситуация 1. Приказ об установлении общего порядка премирования работников коммерческой организации был подписан 28 декабря 2022 г., но содержал формулировку, что его положения вступают в силу с 1 января 2022 г. Этот приказ является нормативным, соответственно, если работникам организации выплачивается премия за 2022 год, нормы этого приказа в отношении работников применяться не должны. Ситуация 2. Приказ об увольнении работника 29 декабря 2022 г. был подписан накануне 28 декабря 2022 г. Вступил в силу 28.12.2017. Соответственно в сроки, определенные в нем, должны быть совершены определенные действия. Иными словами, не позже 29 декабря 2022 г. с работником должен быть произведен окончательный расчет, выдана на руки трудовая книжка и т.п.

РЕКВИЗИТЫ ПРИКАЗА

В соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», вне зависимости от вида, в приказе должен быть набор обязательных реквизитов.

Отметка об ознакомлении с документом не является реквизитом по ГОСТу, но обязательно оформляется в приказах по личному составу. Работник ставит подпись в специально отведенном для этого поле:

Или оформляет отметку от руки:

Последний вариант оформления встречается чаще, поскольку считается доказательством ознакомления.

Если в организации действует система электронного документооборота, с приказами по основной деятельности и АХД работников под роспись не ознакамливают.

Прием в работу задания автоматически означает ознакомление с ним.

Что касается оформления и структуры текста, то здесь наблюдаются различия, обусловленные видом создаваемого приказа.

Правила составления приказов: пошаговая инструкция

Для того чтобы разобрать правила оформления распорядительных документов, рассмотрим приказ по основной деятельности — образец указа об утверждении штатного расписания.

Все ПОД составляются по идентичному алгоритму и имеют схожую структуру.

Рассмотрим пошагово, как составить распоряжение по основным видам деятельности в соответствии с новым ГОСТ:

  1. Документ должен быть составлен на фирменном бланке организации. Вверху необходимо указать полное (краткое) наименование учреждения, а также его эмблему и товарный знак (при наличии).
  2. Ниже прописывается наименование вида документа — приказ, место составления (издания) (город или иной населенный пункт) и его реквизиты (регистрационный номер, дата). Нумерация приказов по основной деятельности сквозная, то есть каждому указу присваивается порядковый номер. Нумерация открывается с начала нового года и заканчивается последним рабочим днем отчетного периода.
  3. Ставится заголовок — тема распорядительной документации.
  4. Преамбула — текст, предваряющий указания руководства. В нем необходимо определить причину издания документа, а также норматив, на который ссылается руководитель. Завершить вводную часть нужно словом «ПРИКАЗЫВАЮ» (всегда заглавными буквами).
  5. Далее перечисляются поручения, сроки их выполнения, назначаются ответственные лица и лицо, контролирующее ход выполнения распоряжений.
  6. После перечисления всех параграфов указания подписываются руководителем или иным уполномоченным лицом по схеме: должность — подпись — расшифровка подписи. При наличии ставится печать.
  7. Завершается документ разделом, где ставят подписи все лица, которые указаны в тексте. Подпись является подтверждением того, что сотрудник ознакомлен с редакцией указа. Также в обязательном порядке подписывается работник, ответственный за разработку данного документа.

Если указ требует закрепления дополнительной информации, составляются приложения, которые являются неотъемлемой частью ПОД. Их наличие прописывается в тексте указа, а сами приложения нумеруются по порядку и также подписываются руководителем.

В соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016, если распорядительный документ составлен на двух и более страницах, то необходимо пронумеровать вторую и последующие страницы. Номер страницы должен указываться на середине верхнего поля документа с соблюдением расстояния не менее 10 мм от верхнего края листа.

Новый норматив позволяет оформлять распорядительный документ на лицевой и оборотной сторонах листа. При этом ширина левого поля на лицевой стороне листа и правого поля на оборотной стороне должна быть одинаковой.

ПРИКАЗЫ ПО ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приказы по основной деятельности призваны регулировать основные направления деятельности организации. Срок их хранения – «постоянно» или как минимум 10 лет для организаций, не являющихся источниками комплектования госархивов.

Перечислить видовой состав приказов по основной деятельности невозможно: он зависит от сферы деятельности организации. Однако можно выделить категории приказов, которые встречаются, пожалуй, в каждой организации. Перечислим категории и приведем примеры заголовков приказов.

•Утверждение, введение в действие, изменение локальных нормативных актов:

– «Об утверждении Инструкции по делопроизводству»;

– «Об утверждении Номенклатуры дел на 2022 год»;

– «О внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка».

•Создание, реорганизация, ликвидация и регулирование деятельности структурных, обособленных подразделений организации:

– «О создании Канцелярии»;

– «О ликвидации филиалов “Западный” и “Южный” и создании макрорегиона “Юго-Запад”»;

– «Об утверждении Положения об архиве».

•Проведение мероприятий для решения производственных вопросов:

– «О проведении аудита делопроизводства»;

– «О проведении экспертизы ценности документов»;

– «Об утверждении Графика приема-передачи документов в архив».

•Решение оперативных вопросов по профилю деятельности структурных подразделений:

– «О проведении Дня охраны труда»;

– «О разработке рекламной кампании серии косметических средств “Утро в Скандинавии”»;

– «О доступе автотехники на склад».

И конечно, приказ по основной деятельности не содержит отличительных признаков приказов по личному составу и по административно-хозяйственным вопросам, о которых мы будем говорить далее.

Классификатор приказов

Структура классификатора приказов

Классификатор приказов представляет собой систематизированный свод обобщений информации, определяющей как формируются, подписываются, именуются, регистрируются, сколько и где хранятся отдельные типы приказов. Ознакомившись с классификатором, любой сотрудник компании сможет в дальнейшем безошибочно определять по названию и номеру, к какому подразделению относится конкретный распорядительный акт, где его регистрировали, а также кто хранит оригинал документа.

Обычно классификатор приказов содержит несколько основных категорий:

  1. Вид документа. Сюда включается основная категория (по личному составу, основной деятельности, административно-хозяйственные), а также подкатегории (при необходимости разделить имеющиеся распорядительные акты).
  2. Индекс. Проставляется после номера приказа с тем, чтобы можно было быстро определить, о чем этот документ.
  3. Кто выполняет регистрацию и хранение документа. Позиция требуется, если приказы хранятся и регистрируются в разных местах.
  4. Срок хранения.
  5. Краткое описание направления, которое регулирует отнесенный к этой категории (подкатегории) приказ.
  6. Право подписи. Позиция вводится, если на предприятии присутствует делегирование полномочий между первым руководителем и его заместителями (руководителями структурных подразделений).

Помните, имея общий классификатор приказов, можно быстро обучить сотрудников ориентироваться в имеющихся на предприятии распорядительных документах и обеспечить нормальное делопроизводство.

ПРИКАЗЫ ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Что такое АХВ? Что входит в круг «административно-хозяйственных вопросов», сказать сложно. На выручку вновь приходит Перечень 2010, а именно – раздел 10 «Административно-хозяйственные вопросы», который состоит из подразделов:

•соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности;

•эксплуатация зданий, помещений;

•транспортное обслуживание, внутренняя связь;

•обеспечение безопасности организации.

Таким образом, приказы организации, посвященные вышеперечисленным вопросам, будут считаться приказами по АХД со сроком хранения 5 лет. Кроме Перечня 2010 руководствоваться нечем: другого нормативного или методического документа по делопроизводству, который содержал бы перечень административно-хозяйственных вопросов, нет.

Если приказы по личному составу отделить от остальных довольно легко, то с приказами по административно-хозяйственным вопросам часто возникают трудности. Многие секретари решают проблему кардинально: просто не выделяют эти приказы в отдельное производство и все, что не по личному составу, относят к основной деятельности. Такой подход, по крайней мере, исключает ошибку и несвоевременное уничтожение приказа по основной деятельности, неверно отнесенного к АХД. Если приказов в организации не много и их решено хранить только 10 лет (потому что организация – не источник комплектования госархива), то указанный способ вполне имеет право на существование.

Судя по списку административно-хозяйственных вопросов, приведенному в разделе 10 Перечня 2010, ситуаций, в которых издается приказ по АХД, множество. Так, приказами по АХД могут быть:

•приказ о допуске работников/техники на объекты организации (Пример 3);

•об определении места для курения;

•о переходе на электронную пропускную систему;

•ремонте помещений;

•об организации закупки мебели, оргтехники, бытовых товаров, расходных материалов для офиса;

•организации транспортировки мебели, оргтехники, документов при переездах;

•организации клинингового обслуживания (комплексного или разового);

•о закреплении автотранспорта за водителями и должностными лицами;

•выделении транспортных средств для решения различных задач;

•выделении корпоративных телефонных номеров работникам, установлении лимита разговоров;

•проведении инструктажа по ГО и ЧС;

•об охране объектов и т.д.

Привести исчерпывающий список, как и в случае с приказами по личному составу, невозможно.

  • АХД или нет? Используем шпаргалку. В Примере 3 показана обычная ситуация:

«Прогоним» этот приказ по четырем обязательным критериям (см. врезку «Как определить приказ по АХД: шпаргалка»):

1) относится к административно-хозяйственному вопросу «Соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности» (раздел 10.1 Перечня 2010);

2) не утверждает и не вносит изменения в ЛНА организации;

3) не содержит решений по управлению персоналом. Да, в нем перечислены работники, которые придут в нерабочее время, но выход на работу в субботу был оформлен отдельным приказом по личному составу, с указанием вознаграждения и собственноручно написанным согласием каждого. В нашем приказе просто перечислены фамилии сотрудников, которые должны пройти проходную. На каких условиях они это делают, начальника службы безопасности не касается;

4) не содержит персональных данных. Должность и Ф.И.О. начальника службы охраны присутствуют в тексте приказа с единственной целью – указать работника, которому поручено задание.

Таким образом, приказ относится к АХД (обеспечение безопасности организации) и является разовым. «Постоянно»[6], а тем более 50 лет в архиве ему делать нечего.

Основной список документов по охране труда

Итак, основной список документов по охране труда.

Приказы

  • о назначении ответственных лиц за безопасное производство работ, контроль условий труда, пожарная безопасность, электробезопасность, за инструктаж (вводный, на рабочем месте);
  • об утверждении документов;
  • о создании комиссии по проверке знаний.

Конкретно если говорим про приказы, это приказы о назначении лиц, за безопасное производство работ, за контроль условий труда, пожарная безопасность, электробезопасность – за все эти мероприятия должны быть ответственные лица назначены. Приказ «Об утверждении документов», т.е. ваше положение, ваши инструкции они, должны быть утверждены именно приказом руководителя.

Вопросы по обучению работников . Начните с того, что создавайте свою комиссию по проверке знаний охраны труда, проводите вовремя инструктажи.

Как быть тем, у кого, например, комиссию по проверке знаний охраны труда невозможно создать из-за того, что организация маленькая – 3-4 человека. У вас два пути, либо пойти обучаться всем в учебный центр, попросить скидку, и они, соответственно, пусть вас всех обучат и на 3 года вам будет этого достаточно, либо как-то формировать свою комиссию опять же из трех человек и обучать этих двух или одного человека своей комиссией.

Инструкции

  • инструкции по оказанию первой помощи;
  • инструкции по безопасному движению работников;
  • инструкции по профессиям;
  • инструкции по видам работ;
  • инструкции для персонала 1 группы по электробезопасности.

Инструкции все по охране труда. На слайде указаны самые базовые. Это по оказанию первой помощи, по безопасному движению работников, по профессиям, по видам работ и инструкции для персонала I группы по электробезопасности. Остальные инструкции мы разрабатываем по видам работы и по профессиям.

Инструкции для посетителей, а тем более для учащихся и воспитанников , мы не относим к охране труда. Для учащихся и воспитанников , есть отдельный раздел документов — детская безопасность . Если это практиканты, то ещё возможно, но если это учащиеся, то, соответственно, это уже будут какие-то правила безопасности либо инструкция по безопасному поведению.

Положения

  • о системе управления охраной труда;
  • положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда;
  • положение об уполномоченном по охране труда.

Положение о системе управления охраной труда, положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда и положение об уполномоченном по охране труда от трудового коллектива. На самом деле, у вас положений может быть сколько угодно, главный документ — положение о системе управления охраной труда. О наличии других положений вы смотрите уже на ситуацию, которая у вас есть, нужно вам регламентировать процессы в отдельном документе или нет. Можно прописать все в одном положении — о системе управления охраной труда, и всё, и на этом весь вопрос по положениям будет закрыт. Но мы, например, в своих комплектах делаем достаточно много этих положений, чтобы вопросов не возникало. Кто-то хочет так, делайте пожалуйста.

Программы

  • программа вводного инструктажа;
  • программа инструктажей на рабочем месте;
  • программы стажировки;
  • программы обучения и билеты для рабочих профессий;
  • программы обучения и билеты для руководителей и специалистов.

Программы – имеется в виду программы обучения и проверки знаний по охране труда и инструктажа. Обязательно должна быть программа вводного инструктажа и с ней должна быть инструкция по проведению инструктажа. Это может быть единый документ либо как два разных документа. Обычно всё идёт в едином документе, т.е. программа на несколько листов и дальше уже сам материал, инструкция.

Программа инструктажей на рабочем месте: соответственно, в них мы можем включать конкретные вопросы по инструкциям, т.е. с какими инструкциями должен быть ознакомлен работник, а также вопросы к проведению инструктажа.

Протоколы

  • протоколы поверки знаний по охране труда;
  • протоколы замены СИЗ (если требуется);
  • протоколы выбора уполномоченного по охране труда от трудового коллектива;

Протоколы проверки знаний по охране труда. Не могут существовать без билетов и программ обучения .

Если требуются какие-либо протоколы по замене средств индивидуальной для защиты, помним, что мы можем заменять одни СИЗ на другие, если они не ухудшают своих защитных свойств.

А также протоколы по выбору уполномоченного по охране труда от трудового коллектива. Уполномоченный по охране труда от трудового коллектива, либо председатель профсоюза согласовывает документы по охране труда. И если вы выбираете уполномоченного то, соответственно, тоже какой-то протокол в свободной форме должен быть.

Журналы

  • журналы вводного инструктажа по охране труда;
  • журнал инструктажа на рабочем месте.

Здесь можно добавить очень много всего, но это самый-самый минимум, который должен быть в любой организации.

Правила, НТД

  • комплект нормативно-правовых документов.

Правила, нормативно-техническая документация различная – это комплект государственно нормативно-правовых актов, которые есть у вас. Либо они в формате Word хранятся у вас на компьютеры, либо распечатанные, кто-то книги покупает с этими сборниками этих документов. Но покупать книги просто с законами, я не вижу смысла. Сейчас все есть на компьютере, вы можете это прочитать, посмотреть и даже оттуда копировать ссылки, т.е. все это удобно. Но почему-то в магазинах я вижу до сих продажи этих книжечек с правилами по охране труда. Зачем они нужны, если есть компьютер?

Перечни

  • перечень СИЗ;
  • перечень смывающих средств;
  • перечень освобожденных от инструктажей работников;
  • перечень инструкций по охране труда;
  • список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам;
  • список работников, подлежащих периодическим осмотрам;
  • поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам.

Перечни – перечни специальной одежды, т.е. средств индивидуальной защиты, перечень смывающих средств, перечень освобожденных от инструктажей, перечень инструкций по охране труда, список лиц по медосмотрам. И ещё, кстати, я здесь один перечень не учел – это перечень персонала, которому присваивается I группа по электробезопасности .

Карточки учета

  • карточки учета выдачи СИЗ;
  • карточки выдачи смывающих средств.


Сделаны по изменениям от 1.03.2022

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТОВ ПРИКАЗОВ

  • Текст приказа состоит из двух частей. Текст приказа, если только документ не составляется по утвержденной Госкомстатом форме, всегда имеет четкую структуру. Он делится на две части: констатирующую и распорядительную. Друг от друга части отделяются словом «ПРИКАЗЫВАЮ» (см. Примеры 2 и 3).
  • Управленческие решения в приказе нумеруются. Если решения оформить как маркированный список, то сослаться на какой-то из пунктов распорядительного документа в этом случае будет невозможно. Пунктов просто нет. Есть точки, галочки или другие знаки, в зависимости от того, что нравится секретарю. А сослаться на точку довольно затруднительно. Для сравнения приведем два варианта оформления распорядительной части текста приказа:

  • Текст приказа излагается от первого лица. Часто секретарей смущает необходимость формулировать управленческое решение руководителя от первого лица и употреблять такие фразы, как: «ПРИКАЗЫВАЮ», «подготовить проект и представить мне на утверждение», «контроль оставляю за собой» и т.д. Однако именно так и должен оформляться распорядительный документ, издаваемый в условиях единоначалия. Несмотря на то что автором текста приказа почти всегда является рядовой сотрудник организации, документ издается от имени руководителя, отсюда и грамматическая форма первого лица единственного числа.

Отдельный список документов по ОТ

Помимо основного списка документов, у нас есть ряд еще вопросов, которые затрагивают другие процессы. Это, например, специальная оценка условий труда, оценка профрисков и пожарная безопасность.

Соут

  • отчет о проведении СОУТ (специальная оценка условий труда);
  • декларации соответствия условий труда.

По специальной оценке условий труда необходимо иметь сам отчет о проведении СОУТ. Также не забываем про декларацию соответствия условий труда, то, что вы ее должны отправлять после утверждения отчета о проведении СОУТ. Вы должны провести ознакомление всех работников с результатами специальной оценкой условий труда, а также вы должны следить за новыми рабочими местами в вашей организации, это тоже важно. Ведь по закону отводится 12 месяцев со дня организования нового рабочего места для проведения внеплановой СОУТ.

Оценка профессиональных рисков.

Здесь должен быть целый пакет документов, такой же, как по специальной оценке условий труда.

  • перечень (реестр) опасностей;
  • документ (раздел Положения о СОУТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска;
  • документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней покаждому риску (карты оценки рисков — прим. автора);
  • документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков;

Важно отметить, что сейчас администрации районов запрашивают информацию о количестве рабочих мест на которых проведена оценка профессиональных рисков в 2018-2020 году.

ОПР

  • перечень (реестр) опасностей;
  • методика оценки уровня риска;
  • карты оценки рисков;
  • перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.

Пожарная безопасность

  • документы, отражающие организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
  • журнал эксплуатации систем противопожарной защиты с приложениями;
  • предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности надзорных органов МЧС России или акты проверки в случае отсутствия нарушений требований пожарной безопасности.

По пожарной безопасности блоки документов, которые нужно подготовить, это:

  • документы, отражающие организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, т.е. это различные приказы, инструкции и т.д.;
  • основной журнал систем противопожарной защиты с приложениями соответствующих документов;
  • и предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, т.е. либо какие-то акты, либо предписания о том, что у вас нарушения отсутствуют.


Сделаны по изменениям от 1.03.2022
Все вышеперечисленные документы, которые я обозначал здесь, есть в наших справочниках документов. Мы все наши наработки собрали в один пакет документов и это является отличным решением для проблем с подготовкой документации вашего учреждения или организации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]