Цифровое настоящее: эффективность налогового контроля


Кому и зачем нужна статистика

Задача статистики – отслеживание процесса пополнения бюджетов разных уровней. Но она не только фиксирует размер фактических поступлений налогов и их динамику. В ФНС поступают сведения о недоимках налогов и бюджетных платежей от организаций и населения.

Анализ задолженности по налогам и сборам позволяет оценить положение дел в налоговой сфере, выявить резервы для пополнения казны, организовать работу с неплательщиками. Прокуратура вправе привлекать правонарушителей к административной или уголовной ответственности.

Государству статистика позволяет судить о налоговом бремени предприятий, а при необходимости законодательно его регулировать.

«Методичка» для инспектора: следуем логике ФНС

Издание «Ведомости» ссылается на непубличные документы ФНС, к которым удалось получить доступ. Стало известно, чем именно руководствуется служба, отбирая кандидатов на налоговую проверку.

В конце 2022 в ФНС разработали критерии и свой регламент для оценки легла ст. 54.1 НК, положения которой регулируют способы выявления злоупотреблений и уклонений от уплаты налогов.

Цель «предпроверочного анализа» — выявить фирмы или ИП, которые:

✅ уклоняются от налогов,

✅ реально смогут уплатить все недоимки и штрафы после проверки или у них есть имущество, на которое будет можно наложить взыскание.

По сути, однодневки и технические компании никого не интересует. Для налоговой интересны те, с кого можно реально «поиметь». Эта непубличная система выявления «налоговых уклонистов» позволяет с высокой долей вероятности отсеять «техничку» от реально работающего бизнеса.

Оценка компании на предмет рисков неуплаты налогов базируется на данных автоматизированных систем контроля, имеющихся в распоряжении ФНС.

Например, АСК НДС не только отслеживает риски по НДС, но и ищет варианты уклонения по другим налогам и выявляет разрывы по всей цепочке контрагентов компании.

Виды и функции налоговой статистики

Вопрос налогообложения в России регулируется Налоговым законодательством. Статистика налоговых поступлений свидетельствует о соблюдении принципов, которые в XVIII веке сформулировал английский экономист Адам Смит:

  • справедливость;
  • определенность;
  • удобство;
  • экономия.

Налоговая статистика РФ полностью соответствует опыту стран с федеративным устройством. Она является экономическим рычагом, позволяющим влиять на производство продукции в стране. В условиях недофинансирования госбюджета налоговая система должна в первую очередь стимулировать развитие экономики. Функции статистики налоговой системы:

  1. Сбор информации о процессах, происходящих в региональной экономике.
  2. Анализ и обработка собранных сведений.
  3. Выявление закономерностей в происходящих процессах.
  4. Изучение влияния внешних факторов на доходность бюджетов всех уровней.

Налоговая статистика России подразделяет налоги на:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Сущность налогов раскрывают их функции – фискальная, регулирующая и контрольная. Фискальная функция позволяет покрывать расходную часть бюджета. Если возникает перевес в сторону регулирующей функции, то статистика налоговых поступлений может зафиксировать уменьшение их собираемости.

Регулирующая функция влияет на ослабление или усиление роста капиталов, темпы развития производственной деятельности, увеличение или уменьшение платежеспособности населения. Статистика налоговой отчетности отмечает так называемый «Эффект запаздывания» у регулирующей функции. Его суть заключается в непрямом воздействии на происходящие процессы и необходимости определенного времени для их реализации. За собираемость налогов отвечает контрольная функция. Ее задачи:

  • требовать соблюдение фискальной дисциплины;
  • определять порядок налоговых проверок;
  • предотвращать налоговые преступления.

Для реализации контрольной функции привлекается прокуратура РФ и органы МВД.

Статистика налоговой системы РФ

Для наполнения бюджета и решения общегосударственных вопросов используются общие и специальные налоги, а также сборы. ФНС относит к таким налогам:

  • транспортные;
  • сборы на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Федеральная налоговая статистика распределяет соотношение общих налогов следующим образом:

  1. НДФЛ – 42%.
  2. Налог на прибыль – 26%.
  3. Акцизы – 14%.
  4. Имущественные сборы – 9%.
  5. Остальные налоги – 9%.

Статистика налоговых доходов за 2014–2016 год зафиксировала увеличение показателей на 26,5%. Транспортные налоги относятся к региональным сборам. Их размер во многом зависит от решений региональных властей. Им предоставлено право:

  • устанавливать региональные льготы;
  • изменять ставку транспортного налога по регионам, но не более чем в 10 раз (ст.361 НК РФ);
  • определять сроки и порядок уплаты транспортного налога для юридических лиц.

Самые большие ставки транспортного налога Росстат зафиксировал в Москве и Санкт-Петербурге.

Размеры сборов по воспроизводству минерально-сырьевой базы определяется правительство РФ. Как правило, это доля от стоимости фактической добычи. Часть их идет на нужды федеральных проектов, остаток распределяется по регионам.

Налоги для малого бизнеса

Правительство всячески старается облегчить налоговое бремя для малого и среднего бизнеса. Налоговая статистика помогла разработать несколько налоговых режимов.

№1. Общая система налогообложения (ОСНО). Почти не применяется в малом бизнесе. Требует выплаты всех налогов на общих основаниях. Чтобы вести отчетность обычно необходимо содержать штат бухгалтеров. ОСНО включает:

  1. Налог на прибыль для организаций.
  2. НДС.
  3. НДФЛ.
  4. Имущественный налог.
  5. Транспортный сбор.

№2. Упрощенная система налогообложения (УСН). Малый бизнес обычно предпочитает этот налоговый режим. Переход на УСН доброволен и не содержит каких-либо условий. Закон предусматривает два способа исчисления налога:

  • 6% от всех доходов;
  • 15% от всех доходов, за вычетом издержек.

№3. Единый сельхозналог (ЕСХН). Предназначен для малого бизнеса, который специализируется на производстве с/х продукции. Если предприятие совмещает в своей деятельности производство и переработку, то оно может пользоваться ЕСХН. При одной лишь переработке – нет. Для перехода на ЕСХН необходимо получать доходы от продажи собственной продукции. Объем – не менее 70%. Ставка налога составляет 6%. Хозяйствующий субъект освобождается от уплаты:

  1. Налога на прибыль.
  2. НДС.
  3. Имущественного сбора.
  4. Страховых взносов.

№4. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Предусмотрен как добровольный, так и принудительный переход. Налог вводится по решению местных властей. Чтобы узнать о возможности применения ЕНВД, необходимо обращаться в налоговый орган по месту регистрации бизнеса.

№5. Патентная система. Устанавливается только для отдельных видов деятельности. Покупая патент, предприниматель уплачивает необходимый платеж и освобождается от НДС, подоходного налога, имущественного сбора. При этом необязательно платить полную стоимость патента сразу. Допускается рассрочка на весь срок использования.


Что такое налоговое планирование? Термин подразумевает планирование хозяйственной и финансовой деятельности предприятия с целью уменьшения расходов. Узнать свою задолженность любой хозяйствующий субъект может на сайте ФНС – Налог ру.

Статистика налоговых нарушений и задолженности

Отличительной чертой правонарушений в сфере налогообложения является их замаскированность. Статистика налоговых проверок показывает, что их надо проводить вовремя. Иначе результат оперативно-розыскных действий может оказаться отрицательным. Статистика налоговых нарушений:

  • занижение объемов реализации – 41 %;
  • сокрытие выручки – 18 %;
  • завышение себестоимости продукции – 17 %;
  • мелкие налоговые правонарушения – 24%.

Количество преступлений в 2016 году выросло на 2,7% по сравнению с 2015. Налоговые правонарушения выявлены в 9283 случаях. Статистика налоговых преступлений, которую предоставил Верховный суд, указывает на рост количества приговоров за отмывание средств:

  • 2012 год – осуждено 123 человека;
  • 2015 год – осуждено 311 человек;
  • 2016 год – осуждено 417 человек.

Основное отличие выездной проверки от камеральной в том, что она проводится по месту нахождения бизнеса. Тогда как камеральная проверка осуществляется по месту нахождения уполномоченного органа.

Статистика выездных налоговых проверок разделяется на два вида:

  • сплошная;
  • выборочная.

Чаще применяется сплошной метод, чтобы исключить признание проверки недействительной. Проводится ревизия на основании решения начальника налоговой инспекции. Судебная статистика по рассмотрению налоговых преступлений выявила снижение их раскрываемости. В 2016 году нераскрытыми остались 4900 налоговых преступлений, что на 18,9% больше, чем в 2015. Ниже представлена статистика налоговой задолженности (2013–2015 гг.):

Статистика «зависших» налоговых платежей указывает на учащение случаев из-за отзыва лицензий у банков. Подобная задержка налоговых отчислений не является основанием для привлечения предпринимателя к ответственности. Взыскание недоимки должно проводиться с банка.

Статистика налоговых споров по внутригрупповым услугам отмечает неоднородность судебных решений по таким вопросам. Очень часто проигрывают плательщики.

Статистика налоговых споров показывает, что только тщательная подготовка документов о характере услуг, их объеме и стоимости может гарантировать победу в суде. Аналогичная ситуация наблюдается в Украине.

Статистика выездных налоговых проверок ФНС

4K 1 мин.

Как констатирует ФНС, по результатам анализа периода 2015–2020 годов нарушения ею устанавливаются в 98 выездных проверках из 100 проведенных — разница объясняется добровольным представлением уточненных деклараций в ходе проверок с устранением нарушений. Сами по себе выездные налоговые проверки (ВНП) — явление не слишком частое: количество выездных налоговых проверок имеет постоянную тенденцию к снижению, и за предшествующий внесению поправок год составляет порядка 8 тыс., в то время как в 2015 году проводилось более 30 тыc. проверок в год. Проверяется в среднем 1/10 000 субъектов малого и среднего предпринимательства. За 2022 год в 43,6% случаев при наличии оснований для принятия обеспечительных мер отсутствовало достаточное имущество.

После начала ВНП в 2022 году ушли в процедуру банкротства либо банкротство не могло быть инициировано в связи с отсутствием имущества для финансирования процедуры 1385 налогоплательщиков с суммой долга 56 млрд руб. ВНП сейчас не всегда результативная деятельность в арсенале ФНС: за 2022 год доначислено по ним 195,1 млрд руб. налогов, из них погашено 96,2 млрд руб., или 49% от доначисленных сумм: по крайней мере часть из них (ФНС определяет ее мягко как 20 млрд руб. в год) связана с проблемой выведения активов.

Федеральным законом от 29.09.2019 №325-ФЗ налоговым органам уже предоставлено право залога в силу закона. Всего с момента вступления в силу закона право залога возникло в отношении 38 528 объектов — однако в большинстве случаев необходимости во взыскании залогового имущества не появляется, в связи с добровольным погашением задолженности обеспечительные меры отменяются. За два года установлено только 19 случаев возбуждения дел о банкротстве в целях уклонения от погашения долгов после принятия обеспечительных мер по всей стране. Таким образом, полагают в ФНС, наличие залоговых прав государства мотивирует должника на уход от банкротства к поиску возможностей для восстановления платежеспособности и возмещения причиненного кредиторам ущерба — то есть принятие поправок к НК должно скорее уменьшить число банкротств.

Как подчеркивают в ФНС, предварительные обеспечительные меры являются экстраординарным инструментом и возможны при назначении ВНП, а они назначаются в исключительных случаях. В предлагаемом варианте право на ограниченный арест появляется у налогового органа с только разрешения руководителя центрального аппарата ФНС России или его заместителя в случае, когда проверяемое лицо уплачивает налоги в значительно меньшем размере, чем аналогичные ему налогоплательщики, и только в пределах этого отклонения. Принятые меры немедленно становятся публичными в открытом реестре ФНС России и вносятся в государственные реестры для исключения рисков у контрагентов.

Дмитрий Бутрин

Налоговые системы разных стран мира

Налоговая система США представлена в таблице:


Одним из самых наказуемых преступлений в Америке считается неуплата налогов. На графике видно, сколько денег поступает в бюджет США:

Налоговая система Германии очень похожа на Российскую. Ее принцип – количество собранных налогов должно соответствовать уровню услуг, предоставляемых государством. Однако уклонение от уплаты налогов в ФРГ не так сильно преследуется законом. Взыскания с организаций, которые уклоняются от уплаты налогов, осуществляются редко. Закон предусматривает особую разновидность деятельного раскаяния, исключающего наказуемость субъекта. Структура сбора налогов в Германии:

Около 80% всех доходов бюджет Германии получает от налогов. Правительство использует ресурсы для решения задач по развитию экономики. Таким способом удалось решить проблему с охраной окружающей среды. Например, снизив налог на автомобили с катализаторами и понизив акциз на бензин, правительство смогло сломить сопротивление промышленников. В Германии применяется вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов, чего, к сожалению, не видно в России.

Цифровое настоящее: эффективность налогового контроля

Это стало возможным благодаря автоматической обработке значительного числа компаний по рисковым критериям (непредоставление отчетности, нахождение по адресу массовой регистрации, массовые участники и руководители) с последующей их оценкой в ручном режиме.

Регистратору было предоставлено право проверки достоверности сведений о компании как на этапе регистрации, так и в последующем с внесением в реестр сведений о недостоверности данных при неподтверждении компанией своего присутствия и предоставления корректных сведений в течение 6 месяцев. Руководители и участники недействующих компаний ограничены в праве создавать другие компании, приобретать доли участия или становиться их руководителями. Аналогичные меры предлагается принять в отношении ИП (регистратору д.б. предоставлено право прекращения статуса ИП с предварительным уведомлением, если тот не сдает отчетность или имеет налоговую задолженность).

При уклонении от уплаты налогов с использованием компаний-однодневок даётся оценка действиям лиц, создавших фиктивные организации и использовавших их в целях транзита и обналичивания денежных средств, на предмет наличия признаков преступлений по ст. 172 , 173.1 и 173.2

УК РФ (предусматривающих ответственность за незаконную банковскую деятельность, за незаконное создание организации через подставных лиц, использование документов данных лиц).

3. Реализуются проекты маркировки товаров

, прослеживания
импортируемых товаров
, интегрируются информационные системы налоговых и таможенных органов, осуществляется реформа
ККТ
и перевод малого бизнеса на онлайн кассы, введен специальный режим «
налог на профессиональный доход
» .

4. Реформирована система администрирования крупнейших налогоплательщиков

(это более 3000 компаний, обеспечивающих 51% налоговых доходов), которые администрируются экстерриториально по отраслевому признаку в 8 межрегиональных и 12 межрайонных инспекциях. Такой подход позволит создавать «волновой эффект» на отрасль, а также применять единую судебную практику по важным методологическим отраслевым вопросам.

5. Расширяется круг компаний, контролируемых в форме налогового мониторинга.

В 2022 г. это было 26, на 28.03.2019 – 44 компании, на которые приходится 12,25% налоговых поступлений. Критериям, позволяющим перейти на мониторинг (выручка и активы – 3 млрд р., сумма налогов – 300 млн р.), соответствуют 1905 российских компаний, а 687 из них максимально готовы к такому переходу. С 2022 г. планируют перейти на данную форму налогового контроля 48 крупнейших компаний и в последующем – значительное число компаний с государственным участием.

Налоговый мониторинг позволяет инспекциям оперативно осуществлять мониторинг всех операций налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Анализ запросов налогоплательщиков (19 за 2017), поданных для получения мотивированного мнения

ФНС, позволяет выделить среди основных категорий вопросы о налоговых последствиях совокупности сделок, экономика которых неочевидна, и вопросы по
последовательно совершенным операциям
, в которых могут быть усмотрены признаки злоупотребления, предусмотренные ст. 54. 1 НК РФ. С 2016 по 2022 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений, совокупная сумма налога по урегулированным позициям составила более 23 млрд р.

Развитие налогового мониторинга будет происходить за счёт разработки единой системы выявления и оценки рисков, развития инструментов по согласованию налоговой базы, а также внедрения стандартного файла налогового аудита. Такой файл позволит автоматически тестировать и проверять полноту учетных данных, прослеживать хронологию каждой операции и наличие документов-оснований по ней.

6. В 2015 г. для России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Запущена система автоматического обмена

информацией с компетентными органами иностранных государств, в 2018 г. получены сведения о финансовых счетах из 58 юрисдикций, страновых отчётов – из 38 юрисдикций. На основе информации, полученной от иностранных юрисдикций за 2015 – 2022 г. , во время проверок доначислено более 65 млрд р. Ещё 24,6 млрд р. – налог на прибыль с доходов КИК, полученный в результате самостоятельного декларирования бизнесом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]