Освобождение от обязанностей налогового агента по НДС


Налоговые агенты

Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ, сами исчисляют и платят налог. Эта обязанность может быть возложена и на налогового агента.
Налоговыми агентами при оказании электронных услуг с 1 января 2019 года признаются посредники, осуществляющие деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров. Посредниками могут выступать и обособленные подразделения иностранных компаний, расположенные на территории РФ, состоящие на учете в налоговых органах (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

А вот пункт 9 статьи 174.2 НК РФ, согласно которому налоговыми агентами по электронным услугам до 1 января 2022 года признавались их непосредственные покупатели – российские организации и ИП – с этой даты утратил силу. Больше они налоговыми агентами не признаются.

Что же касается не электронных, а иных услуг, оказание которых облагается НДС на территории РФ, то при их оказании иностранным продавцом, не состоящим на налоговом учете, НДС платит российский покупатель. Он становится налоговым агентом по НДС и должен удержать налог и перечислить его в бюджет (п. 4 ст. 174 НК РФ).

UrDela.ru

По вопросу, касающемуся порядка уплаты налога на добавленную стоимость в связи с внесением изменений в статью 174 НК РФ, см. письмо ФНС РФ от 29.10.2008 N ШС-6-3/

ч. 1. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

ч. 2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

ч. 3. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

ч. 4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

ч. 5. Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

ч. 6. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
‹ Статья 173 (НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет Вверх Статья 174.1 (НК РФ). Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным согла ›

Иностранная компания – продавец электронных услуг

Иностранные организации, оказывающие на территории РФ услуги в электронной форме по перечню из пункта 1 статьи 174.2 НК РФ и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, подлежат постановке на учет в налоговых органах.

Зарубежная компания должна:

  • встать на учет в ИФНС (п. 4.6 ст. 83 НК РФ);
  • начислить НДС и уплатить его в бюджет до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • отчитаться по суммам НДС в ИФНС (подать электронную декларацию).

Налоговую базу иностранные компании определяют по стоимости оказываемых услуг, в которой учтен налог, исходя из фактической цены продажи, в последний день квартала, в течение которого получатель услуги оплатил ее.

К величине налоговой базы применяется расчетная процентная ставка, равная 16,67%.

Статья 174 НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

1. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 151 настоящего Кодекса, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

3. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

5. Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Указанные в абзаце втором настоящего пункта лица в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

При представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если настоящим пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной.

5.1. В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.

Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5.2. Лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемые налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

6. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

7. Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации.
< Статья 173 НК РФ >Статья 174.1 НК РФ

Какие электронные услуги облагаются НДС

НДС облагают электронные услуги иностранных компаний, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ. Это, в частности:

  • продажа программ для ЭВМ, приложений, игр и баз данных, в том числе обновлений к ним;
  • рекламные услуги в Интернете и предоставление рекламных площадок;
  • онлайн-аукционы;
  • платформы для размещения предложений о продаже товаров и услуг;
  • хранение данных;
  • услуги хостинг-провайдеров;
  • регистрация доменов;
  • предоставление прав на цифровые книги, музыку, аудиовизуальную продукцию, графические изображения;
  • администрирование информационных систем и сайтов в Интернете;
  • хранение и обработка информации при условии, что предоставивший информацию имеет к ней доступ через Интернет;
  • поиск и представление информации о потенциальных покупателях;
  • доступ к поисковым системам в Интернете;
  • статистика посещений сайтов и др.

Обязательным условием является оказание услуг по месту деятельности потребителя – на территории РФ.

Если услуга не электронная

В комментируемом письме Минфин России разъяснил еще одну ситуацию с иностранными поставщиками электронных услуг. Это случай, когда такая иностранная компания, помимо услуг в электронной форме, оказывает российской организации иные услуги, местом реализации которых на основании статьи 148 НК РФ признается территория РФ.

Обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет по этим услугам также возлагается на иностранную организацию. Поэтому у российской организации, приобретающей у иностранной организации указанные услуги, обязанности по уплате НДС в качестве налогового агента также не возникает. Это означает, что постановка иностранной компании на учет в российском налоговом органе в связи с оказанием ею услуг в электронной форме освобождает российские организации от исполнения обязанностей налогового агента по НДС, когда они приобретают у такой иностранной компании любые услуги, местом реализации которых признается территория РФ.

Новый налоговый учет курсовых разниц

Указом N 504 определен новый порядок учета курсовых разниц для целей налогообложения:

— налогом на прибыль;

— единым налогом для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог).

Если говорить кратко, то, в отличие от прежнего порядка, организации получили право учесть в налоговых базах курсовые разницы, возникающие в течение года, в последнем отчетном периоде этого года.

Остановимся подробнее на положениях данного Указа.

Суть нового порядка

Указ N 504 позволяет плательщикам налога на прибыль самостоятельно выбрать, когда включать курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, в состав внереализационных доходов и (или) расходов <*>:

— либо в течение налогового периода на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 и 175 НК. В данных статьях в отношении курсовых разниц не установлено специальных дат их отражения, поэтому курсовые разницы включаются во внереализационные доходы и (или) расходы на дату их признания в составе доходов, расходов в бухгалтерском учете <*>. Это обычный порядок, который применялся плательщиками и раньше в соответствии с НК. При таком варианте учета курсовые разницы отражаются в декларациях по налогу на прибыль за каждый отчетный период <*>, т.е. ежеквартально;

— либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года. Это новшество. При выборе такого варианта курсовые разницы за весь год отражаются в декларации за IV квартал соответствующего года. Эта декларация представляется в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим <*>.

У плательщиков единого налога налоговая база определяется как денежное выражение валовой выручки. Для целей данного налога она состоит из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов. Причем к внереализационным доходам относятся доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль, кроме указанных в подп. 3.1 — 3.3, 3.18, 3.30 — 3.32 ст. 174 НК <*>. Курсовые разницы, образующие доходы, указаны в п. 3.20 ст. 174 НК, они не входят в число исключений, поэтому включаются в налоговую базу единого налога. Курсовые разницы, образующие расходы, не учитываются при налогообложении единым налогом.

Указ N 504 предоставляет плательщикам единого налога право выбора периода включения курсовых разниц, возникающих в течение календарного года, в состав внереализационных доходов <*>:

— либо на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 НК, в течение налогового периода (года) <*>, т.е. в обычном порядке. Для организаций, уплачивающих НДС ежемесячно / ежеквартально, отчетным периодом единого налога признается соответственно календарный месяц / календарный квартал <*>. При выборе обычного порядка учета курсовых разниц они отражаются в декларациях по единому налогу ежемесячно / ежеквартально (в зависимости от отчетного периода);

— либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года. Если организация выбирает такой вариант учета, то курсовые разницы за весь год отражаются в декларации за декабрь / за IV квартал соответствующего года (в зависимости от отчетного периода). Она представляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом <*>, т.е. не позднее 20 января следующего за истекшим года.

Важно! Выбранный порядок налогового учета курсовых разниц отражается в учетной политике организации. В течение текущего налогового периода изменить этот порядок нельзя <*>.

Выбор периода включения курсовых разниц во внереализационные доходы и (или) расходы является правом, а не обязанностью. Полагаем, если организация не намерена воспользоваться данным правом и учитывает курсовые разницы в общеустановленном в НК порядке, по этому вопросу можно ничего не указывать в учетной политике либо определить, что применяется порядок, установленный НК.

Какие курсовые разницы регулируются Указом N 504?

Указ N 504 устанавливает налоговый учет курсовых разниц, которые отвечают в совокупности следующим условиям <*>:

1) они определены в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете и отчетности. Напомним, этот порядок установлен в НСБУ от 29.10.2014 N 69;

2) включаются в соответствии с налоговым законодательством в состав внереализационных доходов и (или) расходов.

Для целей налога на прибыль под действие Указа N 504 подпадают курсовые разницы, которые определены в п. 3.20 ст. 174, п. 3.26 ст. 175 НК – это курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, определяемые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (т.е. в порядке НСБУ N 69).

Отметим, доходы в виде курсовых разниц, возникающих при переоценке дебиторской задолженности по расчетам с иностранными организациями по причитающимся от них дивидендам, хоть и облагаются налогом на прибыль по пониженной ставке 12% <*>, но включаются в состав внереализационных доходов на общих основаниях <*>. Поэтому такие курсовые разницы также подпадают под действие Указа N 504.

Указ N 504 не распространяется:

— на суммы положительных и отрицательных курсовых разниц, возникающих у получателей иностранной безвозмездной помощи при пересчете в белорусские рубли стоимости активов и обязательств, связанных с получением и использованием иностранной безвозмездной помощи, выраженной в иностранной валюте, при целевом использовании иностранной безвозмездной помощи. Такие курсовые разницы указаны в п. 3.20 ст. 174, п. 3.26 ст. 175 НК в качестве исключений, поэтому новый порядок учета, установленный Указом N 504, к ним не применяется;

— на расходы в виде курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, определяемых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, возникших в связи с осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно ст. 173 НК и иным положениям законодательства <*>. Эти курсовые разницы не подлежат включению во внереализационные расходы <*>, поэтому не регулируются Указом N 504. Примером таких расходов, в частности, являются курсовые разницы, возникающие при пересчете контролируемой задолженности, которые в связи с применением правил тонкой капитализации по итогу года отнесены к затратам, не учитываемым при налогообложении прибыли <*>;

— на суммы положительных и отрицательных курсовых разниц, которые не включаются в состав внереализационных доходов и (или) расходов в связи с применением особого порядка налогового регулирования. Например, по Указу N 166 резиденты индустриального парка «Великий камень» и совместная белорусско-китайская компания по развитию этого парка в течение срока действия специального правового режима индустриального парка не включают для целей исчисления налога на прибыль в состав внереализационных доходов и расходов <*> курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств <*>;

— на положительные и отрицательные разницы, возникающие при погашении дебиторской или кредиторской задолженности, в том числе в связи с получением оплаты в сумме, превышающей сумму выручки и (или) внереализационных доходов <*>. На практике их называют «суммовыми разницами«. Указ N 504 на них не распространяется, поскольку они не являются курсовыми разницами.

Для целей единого налога под действие Указа N 504 подпадают курсовые разницы, включаемые в состав внереализационных доходов на основании п. 3.20 ст. 174 НК <*>.

Для кого Указ N 504?

Новый порядок учета курсовых разниц могут применять организации (за исключением банков), в т.ч. иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования) <*>.

Для целей Указа N 504 термин «банки» используется в значении, определенном в п. 3.2 ст. 13 НК <*>. В соответствии с этой нормой к банкам для целей налогообложения относятся <*>:

— банк Республики Беларусь;

— небанковская кредитно-финансовая организация Республики Беларусь;

— ОАО «Банк развития Республики Беларусь»;

— ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;

— ОАО «Агентство по управлению активами»;

— иная специализированная финансовая организация Республики Беларусь, которая не является банком, но действует на основании законодательного акта, в соответствии с которым осуществляет бухгалтерский учет согласно нормативным правовым актам Национального банка Республики Беларусь.

Особые случаи

Указом N 504 определены особенности отражения курсовых разниц в налоговых декларациях, если в течение года имели место случаи, когда:

ликвидируется организация или филиал, исполняющий ее налоговые обязательства <*>;

— иностранная организация прекращает деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство <*>;

прекращается договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) <*>;

— происходит реорганизация организации в форме разделения, присоединения, слияния <*>.

Если в этих случаях организацией был избран вариант отражения в налоговом учете курсовых разниц в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года, то курсовые разницы включаются в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль (в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы единого налога) при представлении налоговой декларации (расчета) в соответствии с п. 1, 3, 4 и 6 ст. 44, п. 4 – 6 ст. 45 НК <*>.

Переход с одной системы налогообложения на другую

В случаях, когда применяется порядок налогового учета курсовых разниц, предусматривающий их отражение в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года и осуществляется переход (кроме перехода с начала календарного года):

1) с общего порядка налогообложения на единый налог, курсовые разницы, образовавшиеся в календарном году в период применения ОСН, включаются в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль за отчетный период, предшествующий месяцу, с которого начинается применение единого налога <*>.

Например, организация переходит c ОСН на единый налог с III квартала текущего года. Курсовые разницы, возникшие с 1 января по 30 июня этого года, необходимо включить в декларацию по налогу на прибыль за II квартал;

2) с единого налога на общий порядок налогообложения, курсовые разницы, образовавшиеся в календарном году в период применения единого налога, включаются в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы единого налога за отчетный период, предшествующий месяцу, с которого начинается применение ОСН <*>.

Например, организация переходит c единого налога на ОСН с IV квартала текущего года. Курсовые разницы, возникшие с 1 января по 30 сентября этого года, необходимо включить в декларацию по единому налогу за сентябрь (если отчетным периодом является месяц) или за III квартал (если отчетный период – квартал).

Период действия Указа N 504

Новый порядок применяется с даты вступления в силу Указа N 504, т.е. с 6 января 2022 года, но распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года <*>.

Следовательно, организации вправе учесть курсовые разницы, возникшие в течение 2022 года, в порядке, установленном Указом N 504. В этом случае в связи с изменением законодательства вносится изменение в учетную политику 2019 года <*>.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]