Основания для индексации зарплаты в 2022 году
Индексация – это повышение действующей зарплаты на определенный коэффициент, производимое для поддержания заработка работников на достойном уровне в условиях постоянного роста цен.
Основание для применения коэффициента индексации зарплаты – растущие индексы уровня инфляции и потребительских цен, которые рассчитываются органами Росстата и регулярно публикуются на его официальном сайте. Индексы потребительских цен определяются не только в целом по России, но и для каждого региона страны отдельно. При этом можно ориентироваться на показатель определенного периода (например, по окончании прошедшего года), или на ежемесячную его динамику.
Рост регионального прожиточного минимума и МРОТ тоже влияют на принятие работодателем решения о проведении индексации зарплаты в организации.
В связи с тем, что на уровне законодательства не определен порядок проведения индексации, бытует ошибочное мнение, что она касается только государственного сектора экономики, но это не так.
Положения Трудового кодекса (ст. , 130 и 134 ТК РФ) и Роструд обязывают всех работодателей проводить индексацию зарплаты по итогам года, если в стране фиксировался рост потребительских цен. В письме Роструда от 26.12.2017 № 14-3/В-1135 прямо указано, что непроведение индексации зарплаты влечет ее выплату не в полном объеме, а это есть нарушение норм трудового законодательства, а именно, положений ст. 22 и ст. 136 ТК РФ, за которое работодателю придется нести ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ: штраф для фирмы составит от 30 000 до 50 000 руб., а для ее руководителя – от 1000 до 5000 руб.
Работников, чьи законные требования о пересмотре их заработка нарушаются, Роструд призывает отстаивать свои права в судебных инстанциях.
Величина индекса на 2022 год
Каким же будет коэффициент индексации с 1 февраля 2022. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 № 74 “Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году” его размер составляет 1,025.
Коэффициент индексации рассчитан исходя из прогнозного значения индекса потребительских цен. Значение показателя на 2022 год установлено согласно прогноза социально-экономического развития России и в качестве базового варианта на плановый период 2022 и 2020 годов. В соответствии с расчетом прогнозируемый индекс потребительских цен составляет 103,2%. Таким образом, индексация социальных пособий на 2022 год будет проведена на данный коэффициент.
Индексация зарплаты бюджетникам
Распоряжением Правительства РФ от 06.12.2017 № 2716-р, с 01.01.2018г. из федерального бюджета на 4% индексируются зарплаты всем работникам бюджетных, казенных и автономных учреждений, госорганов и прочих учреждений федерального подчинения, а также гражданскому персоналу воинских частей.
В 2022 г. завершился «мораторий» на индексацию зарплат госслужащим, перечисленным в ст. 4.3 закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ (военные, судьи, гражданские госслужащие и др.). В текущем году индексирование заработка всех бюджетников, упоминаемых в т.н. «майских указах» Президента 2012 года, предписывающих значительный рост их доходов к 2022 г. (например, указ от 07.05.2012 № 597), должно составить 4,1 %.
Проиндексируют и заработки тех работников бюджетной сферы, кого в «майских указах» не упомянули, об этом заявлял сам Президент Путин. Например, мэром Москвы в связи с этим принято постановление от 28.11.2017 № 917-ПП – по нему пройдет индексация зарплаты с 1 января 2022 г работникам московских госучреждений, не «попавшим» в президентские указы о росте бюджетных зарплат.
Как заставить работодателя индексировать зарплату?
Этот вопрос часто задают Роструду. Ответ предсказуем — обращайтесь с жалобой в государственную инспекцию труда, а также в суд.
При этом обратиться в ГИТ можно электронно — через сервис Роструда.
Кстати, Федерация профсоюзов настаивает на установлении в трудовом законодательстве и документах соцпартнерства конкретных сроков и размеров индексации заработной платы, обеспечивающей повышение уровня реального содержания заработной платы.
Не исключено, что рано или поздно будут внесены поправки в Трудовой кодекс и процесс индексации пропишут более четко.
Индексация зарплат в коммерческих организациях 2018
Если вопрос индексации зарплат бюджетникам решается на государственном уровне, то в коммерческих фирмах индексация зарплаты сотрудникам устанавливается в коллективном договоре, соглашении, положении о зарплате, либо ином локальном нормативном акте, а также в трудовом договоре с работником.
Закон не позволяет работодателю-коммерсанту лишать работников гарантии и отказывать в индексации зарплат на основании того, что данная обязанность относится к работодателям бюджетной сферы. Обязательная индексация зарплаты – обязанность любого работодателя по отношению к работающим по трудовому договору, даже при отсутствии у него соответствующего внутреннего нормативного акта. Об этом неоднократно в своих определениях напоминал Конституционный Суд РФ (например, определения КС РФ от 17.06.2010 № 913-О-О; от 19.11.2015 № 2618-О), а Роструд в письме от 19.04.2010 № 1073-6-1 указал на то, что при отсутствии внутренних актов об индексации, работодатель должен разработать таковые или внести изменения в уже действующие положения.
Работодатель должен решить, в каком порядке будет производиться расчет индексации зарплаты на его предприятии. Следует определить показатель, на который нужно ориентироваться при повышении зарплат – уровень инфляции, прожиточный минимум, индекс потребительских цен и т.п., и период, за который он будет учитываться. Выбранные показатели и методика расчета коэффициента индексации отражаются в соответствующем внутреннем акте и в трудовых договорах.
Пример
Фирма приняла решение индексировать зарплаты, применяя индекс потребительских цен (И) – 102,5%. Расчет производится по формуле: Оклад х (И : 100).
То есть, оклад работника, например, равный 20 000 руб., после индексации составит:
20 000 руб. х (102,5% : 100) = 20 500 руб.
Проведение очередной индексации зарплат работников оформляется приказом по организации, с указанием:
- основания индексации (рост цен, инфляция и т.п.),
- показателя, который будет использован для расчета,
- даты, с которой производится повышение зарплат.
Образец приказа об индексации зарплаты в 2022 г. в коммерческой организации:
Общество с ограниченной ответственностью «Альбатрос» ПРИКАЗ № 5-К г. Москва 09.01.2018 г. В соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ, п. 8 «Положения об оплате труда в ООО «Альбатрос»», и в связи с ростом индекса потребительских цен ПРИКАЗЫВАЮ:
Генеральный директор Лосев Лосев Л.В. С приказом ознакомлена: Главный бухгалтер Иванова Иванова А.А. |
Что такое индексация?
Индексация – это процедура, которая призвана сохранить покупательскую способность работников. В тех учреждениях, что принадлежат государству (половина предприятия или же больше) речь идёт о плановом повышении зарплаты.
Что же касается коммерческих организаций, то здесь больше решают их владельцы. Но это ещё не означает, что они могут вообще не проводить индексацию и нарушать права работников. Если руководство предприятия злоупотребляет своим правом самостоятельно определять сроки индексации и постоянно затягивает эту процедуру, то сотрудники могут подать на него в суд. А с помощью опытных юристов, хорошо разбирающихся в трудовом законодательстве, они не только заставят фирму провести индексацию, но ещё и получат компенсацию за прошлые годы.
Обратите внимание на то, что индексация отличается от повышения зарплаты. Ключевой момент – это то, что благодаря первой реальный заработок сотрудника остаётся на прежнем месте, меняются лишь цифры. Во втором случае он в состоянии позволить себе купить намного больше.
Индексация может быть прогрессивной, то есть работающей с данными о предполагаемой в будущем инфляции, а также регрессивной, когда работодатель ориентируется на те цифры, что уже сейчас официально озвучены. В любом случае опираться нужно на конкретные, вызывающие доверие источники. И то, какой конкретно работодатель выбрал метод, необходимо закрепить в локальном нормативно-правовом акте, который регулирует индексацию. Чаще всего это отдельное Положение. Но вообще такую процедуру можно предусмотреть и в коллективном трудовом договоре.
Индексация зарплат в небюджетной сфере – что на практике
При отсутствии локальных актов о порядке индексации суд может, в лучшем случае, обязать работодателя установить в своей организации такой порядок, а в худшем – применить штраф по нормам ст. 5.27 КоАП РФ (например, определение СК Мособлсуда от 21.09.2015 по делу № 33-22551/2015, решение Мосгорсуда от 18.09.2015 № 7-9856/15).
Что касается требований работников о выплате им недоначисленной зарплаты, то здесь суды не всегда на стороне истцов – если в положении об индексации указаны условия, при которых она невозможна (например, у фирмы есть финансовые проблемы), суд, скорее всего, примет сторону работодателя. Нужно учитывать и мнение Верховного Суда РФ, который считает, что при обеспечении роста зарплат иными, кроме индексации, способами (повышение окладов, премии и т.п.), работодатель может ее не проводить (п. Обзора судебной практики № 4 (2017) ВС РФ, утв. 15.11.2017).
Так вырастет ли у работников коммерческих фирм зарплата в 2018 году? Последние новости индексации пока не радуют: уже неоднократно депутаты пытались внести изменения в ст. 134 ТК РФ, более четко прописав обязанность коммерсантов ежегодно индексировать зарплаты своих сотрудников, исключая тех, чей доход превысил 10-кратный прожиточный минимум. Предлагалось также законодательно установить минимальный размер индексации зарплат по регионам – не ниже утвержденного минимального индекса потребительских цен (например, законопроект № 1119655-6). Пока все внесенные законопроекты Госдумой отклонены, но учитывая активную позицию и разъяснительную деятельность Роструда, думается, что эта тема не будет закрыта и ТК РФ пополнится, наконец, новыми положениями об индексации зарплат в коммерческой сфере.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Что происходит в настоящем?
Индексация заработной платы в 2022 году проходила стандартно, правда, с некоторыми майскими коррекциями, вызванными сложным экономическим положением в стране. В качестве своеобразной компенсации ряду сотрудников перенесли перерасчёт зарплаты на 1 января 2022 года. Именно на эту дату запланировали индексацию на 4%. Такое же мероприятие собираются проводить каждый год вплоть до 2020 включительно. Впрочем, как показала практика, планы могут поменяться.
Ответственность работодателя
Ответственность работодателя в связи с индексацией напрямую зависит от того, что именно он нарушает. Если условия коллективного трудового договора, то ему грозит или предупреждение, или штраф в размере от 3 тысяч рублей и до 5. Также отсутствие индексации может рассматриваться как нарушение трудового законодательства. И это означает, что должностным лицам могут выписать штраф размером от 1 до 5 тысяч, а фирме – от 30 до 50. Те, кто занимаются предпринимательством без образования юрлица, в данном случае приравниваются к должностным лицам.
Помимо этого, если работник обратится за защитой своих прав в суд, то последний может осуществить индексацию сам в принудительном порядке. Причём есть вероятность, что работодателю пересчитают все выплаты и за прошлые годы. Плюс сотрудник вправе рассчитывать на компенсацию. Но шансы добиться такого исхода дела выше всего тогда, когда в разбирательствах принимает участие опытный юрист.
Когда работодатель не должен проводить индексацию?
Обратите внимание на то, что индексация не касается отношений, оформленных по гражданско-правовому договору. Именно поэтому нужно внимательно смотреть, что вы подписываете. В противном случае вы рискуете потерять право на защиту, гарантированную по ТК РФ.
Закон обязывает работодателя индексировать заработную плату
ВАЖНО! Образец Положения о порядке индексации заработной платы от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Закон утверждает абсолютную обязанность работодателя содействовать повышению благосостояния своих сотрудников и адекватности реального содержания зарплаты. Ст. 134 ТК РФ называет индексацию прямым долгом любого работодателя, в какой бы сфере он ни действовал – в бюджетной или коммерческой.
Таким образом, тут разночтений быть не может – от работодателя императивно требуется проводить индексацию. Однако положения данной статьи не допускают ее однозначное толкование. Так, из них нельзя сделать точный вывод о:
- сроках проведения индексации;
- ее периодичности;
- процедуре индексирования зарплат.
Поскольку порядок индексации не прописан в основных законах, его должны регламентировать работодатели во внутренних нормативных актах:
- при заключении трудовых договоров (индивидуальных и коллективных);
- при оформлении любых соглашений, в том числе дополнений к договорам;
- в отдельном локальном нормативном акте;
- в отраслевом соглашении.
ВНИМАНИЕ! Если на предприятии отсутствует документ с регламентом индексации или ее механизм не упомянут в тексте трудового договора или коллективного договора, это не освобождает работодателя от обязанностей перед законом. Документ необходимо разработать или вписать изменения и дополнения в уже существующие акты. Отсутствие таких положений – это прямое нарушение требований Трудового Кодекса.
Поскольку современное трудовое законодательство в части регламентирования индексации несовершенно, вносятся законопроекты, призывающие изменить ряд неоднозначных формулировок, направленных на формирование более точного понятия о процедуре индексации заработной платы и ее императивности.
01.03.2022 О повышении зарплат бюджетникам регионов России — последние новости
01.03.2022 Последние новости о повышении зарплат бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) в 2022 году — читайте НИЖЕ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2022 — 2022 годы» прописана необходимость в текущем году обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. Как правило, изменения в начислениях зарплаты бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) происходят в период 1 апреля, 1 июня и 1 октября текущего года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам российских ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в 2022 году — в среднем на 6,8%. О нюансах и последних новостях о новых формах начисления зарплат бюджетникам — читайте ниже. — Сотрудникам бюджетных организаций, которые отмечены в майских указах, индексацию зарплаты проводят с 1 января. К ним относятся, в частности, педагоги и врачи. Бюджетникам, которые не отмечены в майских указах, зарплату повышают с 1 октября. Размер прибавки зависит от роста потребительских цен, — рассказал юрист «Европейской юридической службы» Сергей Болотин. По его словам, в этом году индексация может составить примерно 4%. При этом особым образом решился вопрос об индексации зарплаты государственных служащих федерального уровня — судейского корпуса, сенаторов и депутатов Государственной думы, сообщает news.mail.ru
Как информирует «Парламентская газета», независимо от того, в каком регионе и учреждении трудятся работники бюджетной и муниципальной сферы, они станут получать одинаковые зарплаты в 2022 году. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон. Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов. Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов. Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад. Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности. Из чего складываются зарплаты бюджетников:основной оклад;премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи. Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада. Зарплаты учителей должны отличаться На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов. Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». «Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам. Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты. Ранее «Парламентская газета» писала, что минимальный размер оплаты труда в 2022 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2022 ГОДУ Индексация зарплат с 1 октября 2022 года планировалась на 3,8%. Однако инфляция за 2022 года составила 3%, поэтому именно на столько будут повышены оклады. Но далеко не у всех, сообщает газета «Аргументы и факты». «Повысятся оклады гражданских государственных служащих, то есть сотрудников министерств и ведомств, – ответил проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. – Кроме того, на 3% будет увеличено денежное довольствие военнослужащих и силовиков – сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, СВР, ФСО, Росгвардии, СК и Генпрокуратуры». Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет. Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города. Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому. Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников? Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2022 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже. На 2022 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета. «Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко. Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа. Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов. На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений. «То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко. Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще». «Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин. В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. «Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин. По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах. «Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин. Кадровый вопрос Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов. «Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов. Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет. «Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», – заявил Баширов. Кто в списках на увольнение? Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов. «С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает… В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI. По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники. «Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов. По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников». «Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов. Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом. Уловка государства? Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства. «Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов. Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление. «Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг. Куда пойдут сокращенные госслужащие? Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день». Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством. «Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов. Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2022 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
01.03.2022 12:13
Как увеличивается заработная плата при индексации окладов?
В результате индексации повышаются оклады (должностные оклады, ставки зарплаты) работников учреждений и государственных служащих. Суммы подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения. После индексации к окладу все установленные выплаты пересчитываются исходя из нового оклада с учетом его повышения. Таким образом, увеличивается и размер компенсационных и стимулирующих выплат.
Пример 1.
В казенном учреждении с 01.10.2019 проиндексированы оклады на 1,043. Предположим, что оклад сотрудника до повышения составлял 10 000 руб. Дополнительно ему выплачивались:
– месячная премия (10% от оклада);– надбавка за выслугу лет (10% от оклада);– надбавка за сложность и напряженность работы (5% от оклада);– надбавка за качество работы (15% от оклада);– надбавка по районному коэффициенту (15% от заработной платы).
Размер всех выплат с учетом повышения оклада составит 10 430 руб. (10 000 руб. x 1,043):
– месячная премия – 1 043 руб. (10 430 руб. x 10%); – надбавка за выслугу лет – 1 043 руб. (10 430 руб. x 10%); – надбавка за сложность и напряженность работы – 521,5 руб. (10 430 руб. x 5%); – надбавка за качество работы – 1 564,5 руб. (10 430 руб. x 15%).
Общая сумма без учета районного коэффициента будет равна 14 602 руб. (10 430 + 1 043 + 1 043 + 521,5 + 1 564,5).
С учетом установленного районного коэффициента заработная плата составит 16 792,3 руб. (14 602 руб. x 1,15).