Статья 406 НК РФ. Налоговые ставки (действующая редакция)


Статья 406 НК РФ. Налоговые ставки (действующая редакция)

Пунктом 1 статьи 53 НК РФ регламентировано, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Итак, согласно пункту 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 комментируемой статьи.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 01.10.2018 N 03-04-05/70299 указывается, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (представительные органы муниципальных образований) обладают достаточными полномочиями по регулированию налоговой нагрузки путем установления дифференцированных налоговых ставок по налогам на имущество.

В пункте 2 комментируемой статьи законодатель установил размеры, которые не должны превышать налоговые ставки применительно к конкретным объектам налогообложения.

В подпункте 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ устанавливается налоговая ставка в размере, не превышающем 0,1 процента. При этом абзац 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2022 года. Аналогично и положения абзаца 5 комментируемого подпункта.

Официальная позиция.

Письмо Минфина России от 16.10.2018 N 03-05-06-01/74145 посвящено анализу вопроса об установлении ставок по налогу на имущество физлиц.

Финансовое ведомство указало, что указанные налоговые ставки могут быть дифференцированы по определенным пунктом 5 статьи 406 НК РФ критериям. Статьей 406 НК РФ четко определены пределы полномочий представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по установлению налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц.

По мнению Департамента Минфина России, положения подпункта 1 пункта 2 и пункта 3 статьи 406 Налогового кодекса не порождают правовую неопределенность в части установления налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц. Одновременно сообщается, что положения статьи 406 НК РФ (пункт 3) рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации. В Определении от 19 ноября 2015 г. N 2553-О Конституционным Судом Российской Федерации установлено соответствие статьи 406 НК РФ основным началам законодательства о налогах и сборах. При этом нарушение конституционных прав налогоплательщиков не выявлено.

В письме Минфина России от 22.02.2018 N 03-05-06-01/11363 рассмотрен иной важный вопрос — о налоге на имущество физлиц в отношении хозяйственных строений и сооружений.

Разъясняется, что хозяйственные строения и сооружения, в отношении которых отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право собственности (в том числе в случае невозможности их отнесения к объектам недвижимости), не подлежат налогообложению. Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает в отношении хозяйственных строений и сооружений, являющихся объектами недвижимости, в отношении которых зарегистрировано в установленном порядке право собственности, только после такой регистрации.

В отношении таких хозяйственных строений и сооружений главой 32 НК РФ предусмотрены налоговые преимущества: налоговые льготы (статья 407 НК РФ) и пониженные налоговые ставки (статья 406 НК РФ).

Между тем НК РФ не определяются понятия «хозяйственное строение» и «хозяйственное сооружение». В связи с этим с учетом положений статьи 11 НК РФ при определении указанных понятий следует исходить из общепринятого их содержания, а также руководствоваться нормами иных отраслей законодательства.

В соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, предусматривается возведение жилого дома.

Таким образом, на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, разрешается возведение как объектов жилого назначения (жилой дом, жилое строение), так и объектов хозяйственного назначения (хозяйственных, производственных, бытовых строений и сооружений, хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования и иных аналогичных объектов).

Кроме того, при определении хозяйственных строений и сооружений в целях применения главы 32 НК РФ полагаем необходимым также учитывать, что постановка на государственный кадастровый учет и регистрация прав на такие объекты могут осуществляться как с указанием конкретных наименований объектов вспомогательного назначения (например, баня, сарай, летняя кухня), так и без указания таких наименований (например, хозяйственное строение).

Несмотря на различное оформление документов на такие объекты, они, по существу, являются хозяйственными строениями и сооружениями.

(По материалам письма ФНС России от 17.05.2017 N БС-4-21/[email protected] «Об исчислении налога на имущество физических лиц в отношении хозяйственных строений или сооружений»).

В подпункте 2 пункта 2 комментируемой статьи устанавливается размер ставки, не превышающий 2%.

В подпункте 3 пункта 2 комментируемой статьи — 0,5% в отношении прочих объектов.

Пункт 3 статьи 406 НК РФ предоставил муниципальным органам важное правило: уменьшить до нуля или увеличить, но не более, чем в три раза налоговую ставку, установленную подпунктом 1 пункта 2 комментируемой статьи.

Пункт 4 комментируемой статьи посвящен установлению налоговых ставок в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости. В такой ситуации налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику.

Также в указанной норме законодатель установил пределы налоговых ставок, которые приведены им в таблице.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 08.11.2018 N 03-05-06-01/80141 уточняется, что налоговые ставки устанавливались представительными органами муниципальных образований в пределах, определенных НК РФ: в отношении имущества, суммарная инвентаризационная стоимость которого с учетом коэффициента-дефлятора составляет от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, в пределах от 0,1% до 0,3% включительно, а в отношении имущества, суммарная инвентаризационная стоимость которого с учетом коэффициента-дефлятора превышает 500 тыс. рублей, — в пределах от 0,3% до 2% включительно.

В целях расширения полномочий органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки на территории муниципального образования на федеральном уровне установлены лишь предельные значения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц.

Важно!

Из анализа положений статьи 406 НК РФ следует вывод, что конкретные размеры налоговых ставок, включая их дифференциацию, устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Учитывая изложенное, по вопросам, касающимся снижения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц, следует обращаться в органы местного самоуправления.

В пункте 5 комментируемой статьи законодатель ввел четыре критерия, в зависимости от которых допускается установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц.

Таким образом, ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются и дифференцируются в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, т.е. без учета предусмотренного статьей 403 НК РФ налогового вычета.

Пункт 6 статьи 406 НК РФ направлен на урегулирование ситуации, когда нормативно-правовыми актами муниципальных образования не установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц.

Источник комментария:

«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 32 НК РФ «НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Ю.М. Лермонтов, 2019

Федеральная налоговая служба: Письмо № БС-4-21/[email protected] от 23.09.2021

Вопрос: О применении налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц, установленной в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации

Ответ: Направляем для руководства в работе письмо Минфина России от 22.09.2021 № 03-05-04-01/76922 о применении налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц (далее — налог), установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в отношении помещений, расположенных в зданиях, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса (далее — перечень).

УФНС России по субъектам Российской Федерации поручается:

1) с использованием полученных в соответствии со статьей 85 Кодекса сведений об адресе и (или) месте нахождения помещений, федеральной информационной адресной системы, а также (при необходимости) во взаимодействии с органами Росреестра и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающими формирование перечней, выявлять помещения, не указанные в перечне, но расположенные в административно-деловых центрах, торговых центрах (комплексах), включенных в перечень на соответствующий налоговый период (далее — выявленные помещения). Такие мероприятия проводить на постоянной основе до начала формирования налоговых уведомлений по налогу за налоговый период, в отношении которого применяется соответствующий перечень;

2) обеспечить штатными средствами в АИС ФНС России при исчислении налога в отношении выявленных помещений применение налоговых ставок, установленных в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Кодекса;

3) при наличии оснований, предусмотренных статьями 52, 408 Кодекса, рассмотреть вопрос о перерасчете налога в отношении выявленных помещений (в случае, если мероприятия по выявлению помещений применительно к истекшему налоговому периоду не проводились либо проведены не в полном объеме).

Ранее направленные информационно-справочные (носящие рекомендательный характер) разъяснения ФНС России по вопросу о применении налоговой ставки по налогу, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Кодекса, применяются в части, не противоречащей письму Минфина России от 22.09.2021 № 03-05-04-01/76922 и настоящему документу.

Доведите информацию до сотрудников налоговых органов, обеспечивающих исчисление налога.

Приложение: на 2 л. в 1 экз. в каждый адрес

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.Бондарчук

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 сентября 2022 г. N 03-05-04-01/76922

В Департаменте налоговой политики рассмотрено письмо по вопросу о применении налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении помещений, расположенных в зданиях, включенных в перечень объектов административно-делового и торгового назначения, и сообщается следующее.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса, налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц применяется в размере, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах до 2 процентов кадастровой стоимости.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса, в частности, административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них.

По мнению Департамента, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень объектов административно-делового и торгового назначения, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в перечень.

Указанная позиция Департамента подтверждается судебной практикой, согласно которой режим налогообложения, установленный в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), включенных в перечень объектов административно-делового и торгового назначения, распространяется как на здание в целом, так и на все помещения в нем вне зависимости от включения таких помещений в указанный перечень (в частности, определения Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2020 N 304-ЭС19-26593, от 17.08.2018 N 309-КГ18-11719).

Таким образом, в отношении помещений, не указанных в перечне объектов административно-делового и торгового назначения, но расположенных в административно-деловых центрах, торговых центрах (комплексах), включенных в этот перечень, применяются налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса.

Одновременно полагаем необходимым учитывать, что налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных уполномоченными органами, в том числе на основании перечня объектов административно-делового и торгового назначения, определяемого в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса.

Отсутствие в указанном перечне сведений о помещениях, расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах), усложняет налоговое администрирование.

В связи с этим для улучшения налогового администрирования налога на имущество физических лиц считаем необходимым включение в перечень объектов административно-делового и торгового назначения не только зданий, но и помещений в них.

Директор Департамента

Д.В.ВОЛКОВ

Привет Гость! Предложение от «Клерка»

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 15 марта.

Записаться

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]