Понятие налоговой проверки
Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.
Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:
- с получением пояснений;
- проверкой данных учета и отчетности;
- осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
- другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.
Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:
- «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды»;
- «Возможен ли налоговый мониторинг не по всем, а только по отдельным налогам?».
Существует несколько видов налоговых проверок.
Официально термин «встречная проверка» не применяется с 2007 года, но на практике бухгалтеры используют его и сейчас.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте чем отличается выездная проверка от камеральной. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля
Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:
- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
- осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
- контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
- создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.
Выездная проверка
При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.
Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):
- место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
- срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
- период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).
Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:
Подвиды выездных налоговых проверок | Назначение |
Комплексная | Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени |
Тематическая | Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др. Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов |
Целевая | Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот. Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения |
Контрольная | Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно. Она может осуществляться только вышестоящей ФНС. Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности |
Положение о виде контроля — что это?
Положение о виде контроля с 2022 года — это документ, устанавливающий порядок организации и проведения проверок федеральными, региональными и муниципальными контролерами. Составляется такое Положение по новым правилам, введенным Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Закон предусматривает, что органы исполнительной власти обязаны принять такое Положение по каждому виду государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусмотреть в нем специфику конкретного вида контроля в разрезе присущих ему проверочных мероприятий и действий.
Среди других нововведений Закона № 248-ФЗ, в т. ч. вступивших в действие с 01.07.2021, можно назвать продление моратория на плановые проверки для малого бизнеса, появление дистанционных проверок и новой формы контроля «инспекционный визит».
Положения о видах регионального госконтроля (надзора) и положения о видах муниципального контроля требуется утвердить до 01.01.2022. До этой даты действует Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении госконтроля…» от 26.12.2008 № 294 и принятые в соответствии с ним НПА.
Контрольные ведомства вправе формировать планы проведения плановых проверок только после утверждения соответствующего Положения о виде контроля.
Таким образом, как проверят бизнесменов и с какой периодичностью им ждать контролеров из конкретного контрольно-надзорного органа, станет ясно из положений по конкретному виду контроля.
Камеральная проверка
Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.
Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:
- место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
- длительность проверки – не более 3 месяцев (декларации по НДС — 2 месяца);
- период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).
Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.
Встречная проверка
Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.
Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):
- как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
- дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
Ее цель:
- проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
- проверить реальность отраженных в учете операций;
- сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).
Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.
О нюансах встречной проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.
Подробнее см. материал «Особенности проведения встречной налоговой проверки».
Основные виды контроля
Цель налогового контроля – определить, правильно ли организация рассчитала налоги и вовремя ли их уплатила. Чаще всего для этого ФНС прибегает к следующим мерам:
- Камеральная проверка – изучение налоговых деклараций, полученных от предпринимателей. Инспектор проверяет, правильно ли заполнен документ и рассчитан налог. В случае сомнений специалист может запросить дополнительные документы: счета-фактуры, акты, договоры и пр.
- Выездная проверка – проводится в отношении компаний с высоким налоговым риском. Для этого инспекторы приезжают непосредственно в офис, на склад или в торговую точку для проверки первичных документов, осмотра помещений и бесед с сотрудниками.
В рамках выездной проверки полномочия инспекторов расширены. К примеру, они могут:
- вызвать руководителя или сотрудников организации на допрос;
- провести инвентаризацию;
- изъять документы;
- осмотреть помещение;
- назначить экспертизу документов и пр.
Вот о таких дополнительных мерах контроля мы и расскажем подробнее.
Инвентаризация
Проводится на основании п. 13 ст. 89 НК РФ. Налоговики могут проверить все что угодно – основные средства и товарные запасы, нематериальные активы и денежные средства, кредиторскую и дебиторскую задолженности. Во время инвентаризации инспекторы сверяют данные, указанные в документах, с реальным положением дел.
Отказ от инвентаризации или попытка помешать инспекторам влечет за собой штраф: в зависимости от ситуации его размер составляет от 5 до 100 тысяч рублей.
Осмотр
Эта мера контроля регламентируется статьями и НК РФ. Для осмотра инспектор может выбрать любые территории или помещения, которые используются для получения дохода:
- офисы и административные здания;
- производственные цеха и мастерские;
- складские помещения;
- магазины, отделы продаж;
- поля, сельскохозяйственные постройки;
- борт судна (например, промыслового) и пр.
Осмотр проводится при наличии мотивированного постановления ФНС и в присутствии как минимум двух понятых. При проведении осмотра инспекторы имеют право вести фото- и видеосъемку, снимать копии с документов и пр.
Истребование информации, документов
Проводится на основании ст. и 93.1 НК РФ. При наличии сомнений в правильности расчетов или заполнении бумаг, ФНС может запросить у проверяемой компании или ИП дополнительную информацию:
- документы по проведенным сделкам;
- бумаги, подтверждающие расходы или доходы;
- информацию, подтверждающую соблюдение уровня зарплаты;
- сведения об уплате НДФЛ и пр.
Срок представления запрошенных бумаг для ИП и юрлиц – 10 дней.
Выемка предметов или документов
Основанием для проведения мероприятия служит ст. 94 НК РФ. При наличии мотивированного постановления инспекторы могут произвести выемку документов, системных блоков ПК, ноутбуков и других предметов. Все мероприятия проводятся в присутствии ИП или представителей организации, а также понятых.
Перед принудительной выемкой инспектор обязательно предлагает ответственным лицам добровольно передать требуемые предметы или сведения. В случае отказа проверяющие могут даже вскрыть помещение, где хранятся документы. Результаты выемки заносят в протокол.
Экспертиза
В соответствии со ст. 95 НК РФ инспектор при возникновении трудностей или сомнений может привлечь к работе стороннего эксперта. Специалист изучает документы, после чего готовит экспертное заключение: в него могут входить не только результаты расчетов, но и собственные выводы эксперта.
Налогоплательщик имеет право:
- заявить отвод в случае сомнений в компетентности или независимости эксперта;
- предоставить свой список экспертов – в этом случае налоговики могут назначить специалиста из числа указанных лиц;
- давать пояснения и объяснения;
- знакомиться с результатами экспертиз и итоговыми документами.
В качестве экспертов могут выступать и переводчики, к примеру, если речь идет о проверке документации по сделкам экспорта или импорта.
Допрос
Ст. 90 НК РФ позволяет инспекторам вызвать для дачи показаний любое физическое лицо – директора, бухгалтера, сотрудников, в том числе уволенных. Неявка без уважительной причины влечет за собой штраф в размере 1000 рублей, а отказ от дачи показаний – штраф в размере 3000 рублей.
Вызов на допрос оформляется повесткой – в документе обязательно указывается ФИО лица, которого приглашают на беседу. При желании в ФНС можно прийти с юристом или налоговым адвокатом – это право закреплено ст. 49 Конституции РФ.
Для подготовки к допросу желательно заранее собрать основную информацию о количестве сотрудников, имуществе на балансе организации, подготовить сведения о контрагентах и налоговых отчислениях, средней зарплате и пр. Также будет полезным изучить список вопросов, которые инспектор может задать в ходе беседы.
Причины повышенного интереса ФНС в адрес организации
Ранее мы уже подробно рассказывали о налоговых рисках и причинах интереса со стороны налоговых органов. Как правило, инспекторы прибегают к различным мерам налогового контроля, если компания:
- работает с мошенниками, фирмами-однодневками и другими ненадежными контрагентами: кстати, проверить партнеров можно заранее с помощью соответствующего сайта ФНС;
- работает с перекупщиками или цепочкой посредников;
- заключает сделки между взаимозависимыми организациями или лицами;
- использует ИП для обналичивания средств;
- массово переводит сотрудников в число «самозанятых»;
- имеет долги перед бюджетом;
- платит меньше налогов, чем остальные компании в среднем по отрасли: подсчитать этот показатель поможет налоговый калькулятор – он анализирует статистику по отраслям за предыдущие годы;
- несет убытки в течение 2 последних лет;
- не сдает отчетность;
- платит сотрудникам зарплату на уровне МРОТ или близком к нему, либо зарплата заметно ниже, чем в среднем по отрасли;
- работает с бывшими сотрудниками, которые на данный момент являются ИП или руководителями юр. лиц;
- постоянно достигает предельных значений в рамках лимитов по спецрежимам;
- активно занимается производством, торговлей, но при этом не имеет на балансе имущества, ОС.
Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ
С июля 2022 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».
Подробнее о содержании ст. 54.1 НК РФ узнайте из материала «Презумпция добросовестности налогоплательщика — новая статья в НК РФ».
С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:
- собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
- опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).
Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок. Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.
Получить полное представление о том, как инспекции теперь будут обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками с учетом ст. 54.1 НК РФ, и подготовиться к таким спорам вам поможет аналитический обзор, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Налоговые проверки в 2021 году
Главный тренд — проверки становятся риск-ориентированными. Проверить все компании невозможно, зато можно отсортировать их по уровню возможных нарушений и сборов в бюджет. Инспекции должны максимально эффективно распоряжаться своим временем, поэтому они не пойдут к ИП с двумя сотрудниками, когда есть «подозреваемые» с миллиардными оборотами и схемами дробления бизнеса.
Для поиска потенциальных объектов проверки пользуются 14 критериями. Мы подробно рассказывали о них в статье. Анализировать данные помогают специальные программы — например, очень известна АСК НДС-2, которая строит цепочки контрагентов и помогает выявлять уход от НДС. Вообще, считается, что налоговая — самый технически продвинутый контролирующий орган.
Проверьте, соответствует ли ваша компания критериям налогового риска. Один из самых важных — налоговая нагрузка. Она не должна быть сильно ниже среднего по отрасли.
Итоги
В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.
Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.
Источники: Налоговый кодекс РФ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Истребование документов
В отличие от данной процедуры в ходе выездной проверки список оснований для требования документов в ходе проверки камеральной, поименованный Налоговым кодексом РФ, является закрытым. Остановимся только на некоторых моментах.
Налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на налоговые льготы. В данном случае вопросы возникают только, когда Налоговым кодексом РФ они прямо не поименованы для того или иного налога, например, в части НДС. Поэтому здесь необходимо ориентироваться на данное в Налоговом кодексе РФ определение льгот и на судебную практику: льготы — это операции, которые освобождены от налога только у отдельных категорий налогоплательщиков, но облагаются у других.
В случае возмещения НДС или применения вычетов по акцизам, налоговым органом могут быть затребованы только документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. И ничего более.
Заблуждение: налоговый орган может повторно истребовать одни и те же копии документов.
Копии документов предоставляются единожды. За исключением случая, когда они были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Например, если в налоговом органе произошел пожар, который уничтожил ранее представленные вами документы, их необходимо представить повторно. Но лишь при подтверждении налоговой службой их утраты в связи с этим обстоятельством.
Обязательно сохраняйте подтверждения получения копий документов налоговым органом с их описью, чтобы не делать двойную работу.