Кто и когда платит за загрязнение окружающей среды за 2022 год


Составление форм отчетности 2-ТП

13 сентября 2022 года

Составление форм отчетности 2-ТП Составление ежегодной экологической отчётности по форме 2-ТП должно выполняться всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, предприятия которых являются источниками загрязнения атмосферы, почвы и водоёмов, а также организаций, чья деятельность связана со сбором, утилизацией, транспортированием, хранением, передачей другим субъектам отходов потребления/производства (строительный мусор, масляная отработка и т.д.). Отчёт составляется отдельно по следующим […]

Штраф за нарушение сроков по предоставлению формы 4-ОС

  • для должностных лиц составляет от 3000 до 5000 рублей (при повторном нарушении: 30 000 – 50 000 рублей).
  • для юридических лиц и предприятий – от 20 000 до 70 000 рублей (при повторном нарушении: 100 000 – 150 000 рублей).

Экологический сбор уплачивается объектами, производящими либо импортирующими товары и упаковки, подлежащие обязательной утилизации. Сбор не уплачивается только если организация утилизирует товары или их упаковку самостоятельно (и в полном объеме). Контроль за экосбором осуществляет Росприроднадзор. Экологический сбор должен быть уплачен до 15 апреля следующего года.

Составление плана природоохранных мероприятий и сводного отчета о природоохранных мероприятиях

13 сентября 2022 года

Составление плана природоохранных мероприятий и сводного отчета о природоохранных мероприятиях Составление плана природоохранных мероприятий и сводного отчёта о природоохранных мероприятиях выполняется юрлицами и ИП, владеющими производствами II и III категорий опасности, при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ. В аналогичной ситуации на заводах с объектами I класса опасности проводится разработка программы повышения […]

Штраф за неуплату экологического сбора

  • для должностного лица – от 5000 до 7000 рублей,
  • для юридического лица – трехкратный размер неуплаченной суммы, но не менее 250 000 рублей,
  • для предприятия – трехкратный размер экосбора, но не менее 500 000 рублей.

Плату за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) уплачивают все объекты-природопользователи. Это – форма денежной компенсации, фактически – фискальный сбор. На сегодняшний день, согласно законодательству РФ, плата взимается за загрязнение воздуха, сброс вредных веществ в воды, свалку отходов. Отчет об уплаченной компенсации так же, как и экосбор, подается в Росприроднадзор. Крупные предприятия вносят плату четыре раза в год – трижды до 20-х чисел I-III квартала, и не позднее 1 марта четвертый, итоговый платеж. Малые и средние объекты освобождены от квартальных выплат и вносят только итоговый платеж.

Подготовка и внесение сведений в сводный кадастр отходов

13 сентября 2022 года

Подготовка и внесение сведений в сводный кадастр отходов Подготовка сведений об отходах производства и потребления, для того чтобы внести их и зарегистрировать в Сводном кадастре, является обязанностью работающих в Москве и регионах предприятий, а также индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют хозяйственную или производственную деятельность без образования юридического лица. Эти данные подлежат предоставлению: для предприятий столицы — […]

Экологическая отчетность в 2022 году: Информация для всех категорий НВОС

Все объекты негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на 4 основных категории. Экологи и предприятия давно успели перейти к новой системе экологического контроля. Каждое предприятие, действующее в рамках экологического законодательства, знает свою категорию НВОС.

В любом случае, узнать свою категорию и встать на учет никогда не поздно. Какие изменения в природоохранном законодательстве готовит нам экологическая отчетность в 2022 год? В материале перед вами мы постараемся перечислить все требования к объектам наиболее опасной 1 категории НВОС.

Основные изменения и требования ко всем объектам НВОС

Начать хотелось бы ежегодных форм отчетности. Требования, перечисленные далее, остаются неизменными даже для так называемых “объектов без категорий”.

Паспорта отходов

Правила паспортизации отходов 1-4 классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712. Все паспорта отходов действуют бессрочно. Их согласованием занимается Росприроднадзор.

Форма отчета 2-ТП (отходы)

Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (ред. от 13.11.2020) “Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления” внесены изменения в форму 2-ТП (отходы). Следовательно, приказ № 766 утратил свою силу. Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2022 года!

Возможность внесения сведений по годовой форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) будет доступна для опытной эксплуатации в обновленной версии Личного кабинета природопользователя (lk.rpn.gov.ru), начиная с 15.12.2020. В целях разъяснения порядка заполнения формы 2-ТП (отходы) и ответов на наиболее часто возникающие вопросы подготовлена Памятка природопользователя по заполнению формы 2-ТП (отходы) по ссылке https://rpn.gov.ru/upload/iblock/480/2_5372835325146040514%20(2)_copy.pdf

Форма отчета 2-ТП (водхоз)

Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2022 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2022 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2022 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2022 года!

Экологический сбор

Экосбор является обязательным условием для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.

Инвентаризация выбросов

Согласно статье 32 Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352 на каждом предприятии должен быть отчет об инвентаризации источников выбросов (как самостоятельный документ). По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения. Рекомендуемый образец структуры отчета по инвентаризации выбросов приведен в приложении № 4 к Приказу № 352.

Какие документы будут отменены в 2022 году?

Постановлением Правительства России от 18 сентября 2022 г. № 1496 с 1 января 2022 г. отменяются следующие законодательные документы:

1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. № 205 “Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества”. Постановлением № 1496 настоящий документ будет отменен начиная с 1 января 2022 г. Из чего следует, что в 2022 году сведения по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 предоставлять не требуется. На данный момент можно лишь предположить, что учет воды на объекте будет проводится по другим формам до принятия новых документов.

2. Постановлением №1496 с 1 января 2022 г. также отменены журналы движения отходов по Приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 721.

3. Отменены с 1 января 2022 г. и методические указания по разработке проектов нормативов по отходам и сбросам.

Дополнительная информация об актуальных изменениях: экологическая отчетность в 2022 году

Опубликовано Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 “Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2022 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Рекомендуем ознакомиться с Постановлением № 1969 ( Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») каждому хозяйствующему субъекту, кто подлежит государственному и муниципальному контролю.

Главные нововведения согласно Постановлению № 1969

§ Введение дистанционного формата проверок по аудио- или видеосвязи, помимо очного;

§ Начиная с 1 июля 2022 года органом государственного контроля вместо плановой проверки может проводиться инспекционный визит;

§ С 30 июня 2022 года срок проведения плановых проверок будет сокращен до 10 дней. Плановая проверка отменяется в том случае, если она должна проводиться в соответствии с недействующими или измененными нормами законодательства РФ;

§ В ежегодные планы проверок не включаются субъекты малого предпринимательства кроме тех субъектов, которые указаны в п. 8 Постановления № 1969;

§ В п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489, внесены дополнительные случаи, при которых возможна корректировка планов проверок.

Требования законодательства к объектам 1 категории

§ КЭР;

§ Нормативы образования отходов в рамках КЭР;

§ Программа ПЭК;

§ Разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов;

§ Разработка программы повышения экологической эффективности;

§ Получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;

§ Плата за НВОС;

§ Отчет по ПЭК;

§ Форма отчета 2-ТП (воздух);

§ Форма отчета № 4-ОС;

§ Форма отчета № 2-ОС;

§ Разработка мероприятий по НМУ.

Теперь вы знаете, какие перемены нам готовит экологическая отчетность в 2022 году.

Из года в год экологи и предприятия стараются успеть за изменениями.

#Экология АР

Отчет по производственному экологическому контролю (ПЭК)

13 сентября 2022 года

Отчет по производственному экологическому контролю (ПЭК) Отчёт по производственному экологическому контролю обязаны ежегодно до 25 марта сдавать все предприятия и ИП без образования юридического лица, которые осуществляют деятельность на территории России. Отчётность по ПЭК предоставляют организации: имеющие объекты I класса (категории) опасности – в федеральные органы, занимающиеся надзором в сфере природопользования; имеющие объекты II и […]

Штраф за нарушение сроков по предоставлению формы 2-ТП

  • для должностных лиц составляет от 3000 до 5000 рублей (при повторном нарушении: 30 000 – 50 000 рублей).
  • для юридических лиц и предприятий – от 20 000 до 70 000 рублей (при повторном нарушении: 100 000 – 150 000 рублей).

Отчет 4-ОС обязаны предоставлять все организации, чьи затраты на экологию превысили 100 000 рублей в год. В такой отчет включают данные о затратах на охрану природы и экоплатежах. Форма предоставляется территориальным органам Росстата по месту фактического осуществления деятельности предприятия, срок сдачи – 25 января года, следующего за отчетным.

Куда и как нужно отчитаться

Экоотчетность, перечисленная выше, сдается:

  • производителями — в территориальный орган РПН по своему местонахождению;
  • импортерами — в центральный аппарат РПН (Москва).

Компании или ИП, которые одновременно являются производителями и импортерами, также отчитываются в центральный аппарат РПН (Москва).Как правило, сдается отчетность через интернет. Правда, при отсутствии технической возможности подключения к интернету ее можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчета в формате xml.

Отчетность без рисков

В большинстве случаев экологов беспокоит, как обеспечить юридическую значимость и безопасность данных, которые передаются в контролирующий орган по ТКС.

Юридическая значимость

Каждый сформированный отчет до отправки в Росприроднадзор из электронного сервиса по ТКС подписывается сертификатом электронной подписи. Согласно Федеральному закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 23.06.2016) документ, подписанный электронной подписью, признается равнозначным бумажному, который подписан собственноручно и заверен печатью. Другими словами, документ с электронной подписью имеет такую же юридическую силу, как и его аналог на бумаге.

Именно благодаря электронной подписи стали возможными юридически значимый электронный документооборот внутри компаний и с внешними контрагентами, а также получение услуг на государственных порталах (например, gosuslugi.ru).

Безопасность

Электронная подпись защищает электронный документ от подделки, позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Обратите внимание

Электронная подпись должна быть получена в удостоверяющем центре (далее — УЦ), аккредитованном Минкомсвязи России. УЦ играют важную роль в процессе сдачи электронной отчетности — они подтверждают подлинность информации о владельце электронной подписи и о его полномочиях. Для того чтобы оформить электронную подпись, нужно представить в УЦ ряд документов, которые удостоверяют вашу личность и полномочия.

Очень часто операторы связи имеют свои собственные УЦ. Это удобно для пользователей, т.к. они могут подключиться к системе отчетности и получить электронную подпись для работы с ней в одном месте.

Надежность операторов связи

Многие природопользователи опасаются переходить на сдачу отчетности по ТКС, потому что не доверяют оператору связи. Когда эколог не общается напрямую с инспектором Росприроднадзора, у него нет уверенности, что его отчет получен.

Здесь стоит обратиться к примеру других контролирующих органов, которые имеют обширную практику работы с операторами связи. 15 лет назад ФНС России начала перевод налогоплательщиков на электронную отчетность, и сейчас уже свыше 90 % всех организаций в России сдают отчетность в налоговые органы именно через электронные системы различных операторов[3].

Операторы связи, аккредитованные по требованиям законодательства, гарантируют доставку отчетов в контролирующие органы. При выборе оператора связи рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:

• как давно оператор находится на рынке и с какими контролирующими органами сотрудничает;

• обладает ли оператор ресурсами для регулярной настройки и доработки системы отчетности в условиях быстро меняющегося законодательства;

• в каких городах представлен оператор;

• как работает служба технической поддержки оператора.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]