Проверка учетной документации налогоплательщика. Оформление результатов выездных налоговых проверок

Налоговая отчетность должны сдаваться вовремя и быть составлена без ошибок: эту аксиому твердо знают как начинающие предприниматели, так и опытные «зубры».

Для того, чтобы налоговое законодательство неукоснительно соблюдалось, каждый документ, сдаваемый в налоговую инспекцию, проходит автоматическую проверку. Такая обязательная проверка сданной отчетности называется камеральной.

Этому виду налогового контроля постоянно подвергаются все фирмы, организации и частные предприниматели: неудивительно, что к этому процессу и его последствиям возникает большое количество вопросов. На многие из них попытается ответить эта статья.

Классификация камеральных проверок:

Строго по закону

Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

  • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
  • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
  • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
  • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
  • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
  • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
  • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
  • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

Как проходит камеральная проверка

Камеральную проверку проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму.
Никакого специального решения для камеральной проверки не нужно. Она начинается уже при приеме отчетности: с проверки реквизитов фирмы, расчетов по авансовым платежам, деклараций по налогам (взносам).

Исчисление срока проведения камеральной проверки декларации или расчета и приложенных к ним под­тверждающих документов начинается со дня представления налоговикам налоговой декларации (расчета).

Компания вправе представить в инспекцию все документы как в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе. Листы документов, представляемых в бумажном виде, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС России. Документы, составленные в электронном виде, можно подать через личный кабинет налогоплательщика. Они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Далее изучается информация в самой отчетности. Ин­спекторы проверяют:

  • «арифметику» и взаимоувязку показателей;
  • правильность применения ставок по налогам, тари­фов по взносам, льгот.

Потом проверяющие сопоставляют отчетные данные с показателями за прошлые годы, с информацией о вас из других источников и с данными по другим аналогичным фирмам. Это делается для того, чтобы выявить подозрительные фирмы – кандидатов на выездную проверку.

Продолжительность камеральной проверки – три меся­ца со дня представления налоговой декларации (расчета).

Что и как проверяют?

Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.

Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:

  • с аналогичными показателями за другие периоды;
  • с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
  • с бухгалтерскими отчетами.

Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.

ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.

Основания проведения камеральной налоговой проверки

Основанием для проведения камеральной проверки является поданная налогоплательщиком декларация (расчеты), представленные документы, например, об отчетности.

Другими словами камеральная проверка это проверка документов, которые имеются в распоряжении налоговой и начинается она, когда документы окажутся в налоговом органе. Например, камеральные проверки налоговыми проводятся, когда физические лица возвращают НДФЛ, или когда организации обращаются за возвратом НДС.

Внимание: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

В каких случаях потребуется писать объяснительную

Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

  • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
  • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
  • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
  • прописаны те или иные льготы;
  • налоги касаются использования природных ресурсов;
  • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

  • лично (требование вручается под роспись);
  • заказным почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.

После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

  1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
  2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
  3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

Проверка учетной документации налогоплательщика. Оформление результатов выездных налоговых проверок

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие исследуют все документы, касающиеся исчислению налогов и сборов.

Проверке подлежат: учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности, договоры (контракты), свидетельства и лицензии на осуществление деятельности, главная книга, кассовая книга, журналы-ордера, платёжные документы, банковские и кассовые документы, счета-фактуры, книга продаж, книга покупок, регистры аналитического, синтетического, налогового учета, оборотные ведомости, товарно-материальные, авансовые отчеты, накладные на отпуск материальных ценностей, приказы об учетной политике, первичные бухгалтерские документы, акции, облигации и другие ценные бумаги, правоустанавливающие документы на землю и транспортные средства, а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В ходе проведения проверок первичных документов и записей в учетных регистрах используются два метода: сплошной и выборочный.

Любая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным документом (накладные, счета, акты на выполнение работ, приходные и расходные кассовые ордера, платежные поручения и т.п.).

В ходе проверки учетной документации налогоплательщика проверяется:

а) полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;

б) соответствие показателей, отраженных в налоговых декларациях, данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки для целей налогообложения;

в) соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налоговой базы, данным синтетического и аналитического учета. В этих целях указанные показатели сверяются с остатками и оборотами по счетам бухгалтерского учета главной книги, с аналогичными показателями регистров синтетического учета;

г) полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы. Изучаются кредитовые обороты по синтетическим счетам, отраженным в главной книге, обращается внимание на нетипичные корреспонденции счетов или несоответствие корреспонденции счетов содержанию хозяйственных операций, отражение соответствующих операций в бухгалтерском учете вплоть до того первичного учетного документа, который может подтвердить реальность и правомерность этой операции;

д) контролируется соответствие данных налоговой и бухгалтерской отчетности, синтетического и аналитического учета первичным учетным документам;

е) правильность применения цен на товары (работы, услуги) для целей налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок, а также по иным сделкам, в случаях, предусмотренных статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации;

ж) обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате.

Нарушения налогового законодательства в большей части связаны с подлогами в первичных и иных бухгалтерских документах. При исследовании отдельного учетного документа могут применяться формальная, арифметическая и нормативные проверки

.

Высокую эффективность дают встречные проверки

у лиц, связанных с деятельностью проверяемого налогоплательщика.

Предметом встречной проверки являются документы организаций, выступающих контрагентами проверяемого налогоплательщика, с целью выяснения факта совершения определенной сделки.

Встречные проверки

проводятся в случаях, когда имеются основания предполагать неоприходование полученных по сделкам с иными лицами продукции (товаров), выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и иных денежных средств, неотражение на счетах реализации зачетов погашения взаимных требований, результатов товарообменных и иных безденежных операций, операций по уступке прав требований и в иных аналогичных случаях.

Истребуются документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, приобретение продукции (товаров) от которых или отгрузка продукции (товаров) которым осуществлена по документам, оформленным с нарушением установленных требований (с допущенными исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями, печатями, штампами организаций и т.п.), без заключения договоров в письменной форме и т.д. Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Нарушение организацией данной обязанности наказывается штрафом в размере 10 тыс. рублей (пункт 2 статьи 126 НКРФ).

В случае выявления проверяющими фактов налоговых правонарушений ими принимаются все необходимые меры по формированию законодательной доказательственной базы по этим фактам и обеспечению их документального подтверждения (снимаются копии документов).

Кроме истребования документов, при проведении налоговых проверок налоговые органы вправе требовать пояснения от проверяемого. Обязанность проверяемого давать объяснения по интересующим вопросам предусмотрена подпунктом 7 п.1 ст.23 НК РФ. Объяснения в отношении интересующих проверяющего сведений составляются в письменной форме. К объяснению могут прилагаться соответствующие документы (накладные, счета-фактуры, приказы, решения общего собрания и т.д.).

В ходе выездной налоговой проверки проверяющими исследуются документы (в том числе информация, хранящаяся в электронном виде) и документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций.

Окончание выездной налоговой проверки заканчивается справкой, которую в последний день проверки проверяющий обязан составить. В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, затем она вручается налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ). После выдачи справки проверка считается законченной, и в рамках этой проверки инспекторы уже не могут вернуться на предприятие. Кроме того, именно от даты справки будут отсчитываться сроки составления акта, рассмотрения материалов проверки и наложения санкций налоговым органом.

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам ВНП в течение 2-х месяцев со дня составления справки о проведенной ВНП налоговый орган должны оформить акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки составляется всегда, решение по результатам рассмотрения материалов проверки выносится только в случае выявления налогового нарушения ( ст. 101 НК РФ).

Форма и требования к составлению акта ВНП утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] Так, согласно п. 1.12 Приложения 6 к данному Приказу акт ВНП составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй в установленном порядке вручается налогоплательщику (уполномоченному представителю) Акт выездной налоговой проверки подписывается налоговым инспектором и руководителем хозяйствующего субъекта, в отношении которого проводилась проверка (его представителем). В случае отказа последнего подписать акт в нем делается соответствующая запись (п. 2 ст. 100 НК РФ).

При участии в проверке органов внутренних дел составляются три экземпляра акта. В этом случае один экземпляр направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Акт составляется на бумажном носителе на русском языке и должен иметь сквозную нумерацию страниц, не допускаются не оговоренные помарки, подчистки и иные исправления. Он должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть акта выездной налоговой проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке, проверяющих и проверяемом на­логоплательщике.

В ней отражаются: номер акта провер­ки, полное и сокращенное наименование проверяемой орга­низации или фамилия индивидуального предпринимате­ля; дата подписания акта; фамилии лиц, проводивших проверку, их должности; указание на вопросы, охвачен­ные проверкой, и другие сведения общего характера. Пе­речисленные сведения должны быть идентичны тем, ко­торые были указаны в решении о проведении проверки.

Описательная часть акта выездной налоговой проверки содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов на­логовых правонарушений, выявленных в ходе провер­ки, и связанных с этими фактами обстоятельств, имею­щих значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

В случае выявления в ходе проверки нарушений действующего законодательства, не относящихся к ка­тегории налоговых правонарушений (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства и др.), они также отра­жаются в описательной части акта.

Содержание описательной части акта выездной на­логовой проверки должно соответствовать следующим требованиям.

Объективность и обоснованность

. Отражаемые в акте факты должны быть тщательно проверены. Акт не должен содержать субъективных предположений про­веряющих, не подтвержденных надлежащим образом собранными доказательствами.

Полнота и комплексность

отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений.

Четкость, лаконичность и доступность изложе­ния

. Содержащиеся в акте формулировки должны ис­ключать возможность неоднозначного толкования. Ма­териалы проверки излагаются кратко, четко, ясно и последовательно.

Системность изложения

. Выявленные в ходе про­верки нарушения должны быть сгруппированы по раз­делам, пунктам и подпунктам в соответствии с характе­ром нарушений и видами налогов, на неуплату кото­рых данные нарушения повлияли, в разрезе соответ­ствующих налоговых периодов. Факты однородных нарушений могут быть сгруппированы в таблицы и при­ведены в приложении к акту. Каждое из указанных приложений должно быть подписано проверяющими, а также руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями.

Если до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки, он внес из­менения в налоговую декларацию, а также уплатил не­достающую сумму налога и пени, то эти изменения долж­ны быть учтены налоговой инспекцией при подготовке акта выездной налоговой проверки.

Итоговая часть акта выездной налоговой проверки (заключение) содержит:

сведения об общих суммах выявленных в ходе про­верки не уплаченных и излишне уплаченных нало­гов с разбивкой по видам налогов и налоговым пе­риодам, а также сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонаруше­ний; предложения проверяющих по устранению выявлен­ных нарушений;

выводы проверяющих о наличии в деяниях налого­плательщика признаков налогового правонарушения.

К акту выездной налоговой проверки прилагаются, в частности:

· решение, на основании которого проводилась проверка;

· копия требования налогоплательщику о представлении необходимых для проверки документов;

· справка о проведенной проверке;

· материалы встречных проверок; заключение эксперта и протоколы допроса свидетелей, и иные материалы, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие исследуют все документы, касающиеся исчислению налогов и сборов.

Проверке подлежат: учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности, договоры (контракты), свидетельства и лицензии на осуществление деятельности, главная книга, кассовая книга, журналы-ордера, платёжные документы, банковские и кассовые документы, счета-фактуры, книга продаж, книга покупок, регистры аналитического, синтетического, налогового учета, оборотные ведомости, товарно-материальные, авансовые отчеты, накладные на отпуск материальных ценностей, приказы об учетной политике, первичные бухгалтерские документы, акции, облигации и другие ценные бумаги, правоустанавливающие документы на землю и транспортные средства, а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В ходе проведения проверок первичных документов и записей в учетных регистрах используются два метода: сплошной и выборочный.

Любая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным документом (накладные, счета, акты на выполнение работ, приходные и расходные кассовые ордера, платежные поручения и т.п.).

В ходе проверки учетной документации налогоплательщика проверяется:

а) полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;

б) соответствие показателей, отраженных в налоговых декларациях, данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки для целей налогообложения;

в) соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налоговой базы, данным синтетического и аналитического учета. В этих целях указанные показатели сверяются с остатками и оборотами по счетам бухгалтерского учета главной книги, с аналогичными показателями регистров синтетического учета;

г) полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы. Изучаются кредитовые обороты по синтетическим счетам, отраженным в главной книге, обращается внимание на нетипичные корреспонденции счетов или несоответствие корреспонденции счетов содержанию хозяйственных операций, отражение соответствующих операций в бухгалтерском учете вплоть до того первичного учетного документа, который может подтвердить реальность и правомерность этой операции;

д) контролируется соответствие данных налоговой и бухгалтерской отчетности, синтетического и аналитического учета первичным учетным документам;

е) правильность применения цен на товары (работы, услуги) для целей налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок, а также по иным сделкам, в случаях, предусмотренных статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации;

ж) обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате.

Нарушения налогового законодательства в большей части связаны с подлогами в первичных и иных бухгалтерских документах. При исследовании отдельного учетного документа могут применяться формальная, арифметическая и нормативные проверки

.

Высокую эффективность дают встречные проверки

у лиц, связанных с деятельностью проверяемого налогоплательщика.

Предметом встречной проверки являются документы организаций, выступающих контрагентами проверяемого налогоплательщика, с целью выяснения факта совершения определенной сделки.

Встречные проверки

проводятся в случаях, когда имеются основания предполагать неоприходование полученных по сделкам с иными лицами продукции (товаров), выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и иных денежных средств, неотражение на счетах реализации зачетов погашения взаимных требований, результатов товарообменных и иных безденежных операций, операций по уступке прав требований и в иных аналогичных случаях.

Истребуются документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, приобретение продукции (товаров) от которых или отгрузка продукции (товаров) которым осуществлена по документам, оформленным с нарушением установленных требований (с допущенными исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями, печатями, штампами организаций и т.п.), без заключения договоров в письменной форме и т.д. Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Нарушение организацией данной обязанности наказывается штрафом в размере 10 тыс. рублей (пункт 2 статьи 126 НКРФ).

В случае выявления проверяющими фактов налоговых правонарушений ими принимаются все необходимые меры по формированию законодательной доказательственной базы по этим фактам и обеспечению их документального подтверждения (снимаются копии документов).

Кроме истребования документов, при проведении налоговых проверок налоговые органы вправе требовать пояснения от проверяемого. Обязанность проверяемого давать объяснения по интересующим вопросам предусмотрена подпунктом 7 п.1 ст.23 НК РФ. Объяснения в отношении интересующих проверяющего сведений составляются в письменной форме. К объяснению могут прилагаться соответствующие документы (накладные, счета-фактуры, приказы, решения общего собрания и т.д.).

В ходе выездной налоговой проверки проверяющими исследуются документы (в том числе информация, хранящаяся в электронном виде) и документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций.

Окончание выездной налоговой проверки заканчивается справкой, которую в последний день проверки проверяющий обязан составить. В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, затем она вручается налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ). После выдачи справки проверка считается законченной, и в рамках этой проверки инспекторы уже не могут вернуться на предприятие. Кроме того, именно от даты справки будут отсчитываться сроки составления акта, рассмотрения материалов проверки и наложения санкций налоговым органом.

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам ВНП в течение 2-х месяцев со дня составления справки о проведенной ВНП налоговый орган должны оформить акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки составляется всегда, решение по результатам рассмотрения материалов проверки выносится только в случае выявления налогового нарушения ( ст. 101 НК РФ).

Форма и требования к составлению акта ВНП утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] Так, согласно п. 1.12 Приложения 6 к данному Приказу акт ВНП составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй в установленном порядке вручается налогоплательщику (уполномоченному представителю) Акт выездной налоговой проверки подписывается налоговым инспектором и руководителем хозяйствующего субъекта, в отношении которого проводилась проверка (его представителем). В случае отказа последнего подписать акт в нем делается соответствующая запись (п. 2 ст. 100 НК РФ).

При участии в проверке органов внутренних дел составляются три экземпляра акта. В этом случае один экземпляр направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Акт составляется на бумажном носителе на русском языке и должен иметь сквозную нумерацию страниц, не допускаются не оговоренные помарки, подчистки и иные исправления. Он должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть акта выездной налоговой проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке, проверяющих и проверяемом на­логоплательщике.

В ней отражаются: номер акта провер­ки, полное и сокращенное наименование проверяемой орга­низации или фамилия индивидуального предпринимате­ля; дата подписания акта; фамилии лиц, проводивших проверку, их должности; указание на вопросы, охвачен­ные проверкой, и другие сведения общего характера. Пе­речисленные сведения должны быть идентичны тем, ко­торые были указаны в решении о проведении проверки.

Описательная часть акта выездной налоговой проверки содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов на­логовых правонарушений, выявленных в ходе провер­ки, и связанных с этими фактами обстоятельств, имею­щих значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

В случае выявления в ходе проверки нарушений действующего законодательства, не относящихся к ка­тегории налоговых правонарушений (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства и др.), они также отра­жаются в описательной части акта.

Содержание описательной части акта выездной на­логовой проверки должно соответствовать следующим требованиям.

Объективность и обоснованность

. Отражаемые в акте факты должны быть тщательно проверены. Акт не должен содержать субъективных предположений про­веряющих, не подтвержденных надлежащим образом собранными доказательствами.

Полнота и комплексность

отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений.

Четкость, лаконичность и доступность изложе­ния

. Содержащиеся в акте формулировки должны ис­ключать возможность неоднозначного толкования. Ма­териалы проверки излагаются кратко, четко, ясно и последовательно.

Системность изложения

. Выявленные в ходе про­верки нарушения должны быть сгруппированы по раз­делам, пунктам и подпунктам в соответствии с характе­ром нарушений и видами налогов, на неуплату кото­рых данные нарушения повлияли, в разрезе соответ­ствующих налоговых периодов. Факты однородных нарушений могут быть сгруппированы в таблицы и при­ведены в приложении к акту. Каждое из указанных приложений должно быть подписано проверяющими, а также руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями.

Если до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки, он внес из­менения в налоговую декларацию, а также уплатил не­достающую сумму налога и пени, то эти изменения долж­ны быть учтены налоговой инспекцией при подготовке акта выездной налоговой проверки.

Итоговая часть акта выездной налоговой проверки (заключение) содержит:

сведения об общих суммах выявленных в ходе про­верки не уплаченных и излишне уплаченных нало­гов с разбивкой по видам налогов и налоговым пе­риодам, а также сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонаруше­ний; предложения проверяющих по устранению выявлен­ных нарушений;

выводы проверяющих о наличии в деяниях налого­плательщика признаков налогового правонарушения.

К акту выездной налоговой проверки прилагаются, в частности:

· решение, на основании которого проводилась проверка;

· копия требования налогоплательщику о представлении необходимых для проверки документов;

· справка о проведенной проверке;

· материалы встречных проверок; заключение эксперта и протоколы допроса свидетелей, и иные материалы, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

Что вправе предпринять налоговая?

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:

  • проверка документов предпринимателя;
  • требование документов и сведений у партнеров и конкурентов (ст. 93.1 НК РФ);
  • опрос свидетелей (ст.90);
  • экспертиза, возможно, с привлечением сторонних экспертов – ст.95;
  • осмотр помещения, имущества, предметов и т.п. – только с добровольного согласия налогоплательщика (ст.91-92).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок камеральной проверки заключается в следующем:

  1. проводиться проверка должностными лицами налоговой на своем рабочем месте, т.е. в здании налоговой
  2. срок для проведения такой проверки, по общему правилу, составляет 3 месяца, т.е. проверка может быть завершена и до истечения 3-х месяцев
  3. начинается проверка с даты получения документов от налогоплательщика, при этом нигде документально не фиксируется дата начала проверки, как и дата окончания
  4. при необходимости налоговая может истребовать дополнительные документы, но не всегда; также при выявлении ошибок в декларации или несоответствий с документами налоговая вправе потребовать представление пояснений или внесение изменений
  5. если по результатам проверки будут выявлены какие-то нарушения, то в этом случае подлежит составлению акт камеральной проверки; если нарушений не будет выявлено, то акт не будет составляться

Полномочия ИФНС при проведении камеральной налоговой проверки:

Объем правомочий проверяющего находится в непосредственной зависимости от способа проверки. Они бывают следующие:

  • Требовать пояснения от налогоплательщика
  • Истребовать у претендента на налоговые льготы документы, подтверждающие право на заявленные льготы

Камеральная налоговая проверка заключается исключительно в изучении налоговым органом представленных на проверку документов. Следовательно, недопустимо получение инспектором дополнительной информации, в том числе, путем производства запросов, визуального осмотра. Отступление от этого правила незамедлительно влечет признание полученных в ходе осуществления проверки результатов недействительными. Следствием последнего является отсутствие ответственности за совершенные правонарушения.

Обязанности налогоплательщиков при проведении налоговых проверок

Если налогоплательщик не хочет каких-то негативных последствий по результатам налоговой проверки, то он обязан при проведении соответствующей проверки:

  • по требованиям налоговиков в установленный срок представлять пояснения, устранять ошибки в поданных декларациях, путем внесения исправлений
  • представлять документы, которые требуют проверяющие, если истребование таких документов соответствует закону
  • знакомиться с актом проверки и представлять на него возражения

Указанные обязанности налогоплательщик может расценить как право. В принципе никто не может запретить лицу, которое проверяет налоговая, не выполнять указанные обязанности, но тогда и ссылаться на нарушение своих прав налогоплательщику в этом случае как-то не совсем будет правильно, ведь он сам принял для себя решение: выполнять требования налоговой или нет.

Кроме того, за не выполнение требований налоговой о представлении документов, действия лица будут расценены как правонарушение, за которое предусмотрен штраф.

Если не согласен с камеральной проверкой

Если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе камеральной проверки нарушениями или с предложенными мерами по их устранению, он может подать свои возражения на акт проверки после его вручения. Руководитель налоговиков должен на их основе принять решение об ответственности предпринимателя. Для этого он должен дополнительно рассмотреть результаты проверки.

К СВЕДЕНИЮ! Налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки, иначе принятое решение может быть обжаловано.

Итоги

Акт по результатам выездной налоговой проверки оформляют налоговики, проводившие проверку. Он должен быть составлен по форме, утвержденной ФНС России в приказе от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected] (приложение 27), и содержать описание выявленных нарушений и принятого налоговиками решения.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/[email protected]

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Законные сроки всех процедур «камералки»

В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

Действие налогового органа или налогоплательщикаВременные рамки
1Начало камеральной проверкиСразу после подачи документа
2Завершение камеральной проверкиМаксимум 3 месяца
3Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения)5 рабочих дней с момента получения требования
4Представление истребованных в ходе проверки документов10 дней после требования
5Составление акта о результатах проверки10 дней после окончания
6Вручение акта проверяемому предпринимателю5 дней после составления
7Выражение несогласия с актом камеральной проверки15 суток со дня получения акта
8Вынесение решения с учетом приведенных возражений10 дней после подачи
9Продление срока на вынесение решенияНе более чем на 1 месяц
10Вручение решения налогоплательщикуВ течение 5 дней после вынесения
11Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки»Через 10 дней со дня вручения

Рекомендуем также изучить в Интернете: Письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»

Акт проверки

Если в результате инспекторы обнаружат факт совершения налогового правонарушения («или иного нарушения законодательства о налогах и сборах»), они обязаны составить акт камеральной проверки. На это налоговикам отводится 10 рабочих дней с момента окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт подписывают проверяющие и законный представитель фирмы.

Обратите внимание

Aкт камеральной проверки в течение пяти дней с даты его подписания вручают под расписку. Если вы уклоняетесь от получения акта, контролеры сделают в нем соответствующую отметку и отправят его почтой заказным письмом. В этом случае документ будет считаться полученным на шестой день после отправки.

Если вы не согласны с выводами, содержащимися в акте камеральной проверки, можете представить в инспекцию письменные возражения по документу в целом или по его отдельным положениям. Сделать это нужно в течение одного месяца с момента получения акта. К письму можно приложить документы, подтверждающие обоснованность ваших возражений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]