Камеральная проверка по налогу на прибыль: как подготовиться?


Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Налогоплательщикам, представляющим декларации по прибыли, следует обратить внимание на следующие положения этого порядка.
1. Проверке подлежит только представленная в налоговый орган декларация (п. 1 ст. 88 НК РФ). Однако если декларация не представлена, налоговый орган вправе камерально в те же сроки проверить информацию о налогоплательщике по имеющимся у него источникам (п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Проверка проводится без специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ) и без уведомления налогоплательщика.

3. Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца с даты представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

4. При получении декларации с убытком, выявлении ошибок, расхождений и несоответствий с другими сведениями налоговый орган направляет налогоплательщику требование о предоставлении пояснений по выявленным несоответствиям или внесении соответствующих исправлений в декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

5. Пояснения должны быть представлены налоговому органу любым доступным организации способом в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

6. В подтверждение данных, входящих в пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно предоставить бухгалтерские и налоговые регистры, а также любые другие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

7. Если в ходе камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию за проверяемый период, то срок камеральной проверки начинает отсчитываться заново от даты представления уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

См. «Уточненка, поданная после вручения акта КНП, не предотвратит решения по ней».

8. Если уточненная декларация представлена по истечении 2 лет после срока, установленного для сдачи этой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период, и налог в ней начислен в меньшей сумме или увеличена сумма убытка, то налоговый орган вправе истребовать не только пояснения, но и первичные документы (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

9. У налогоплательщиков, пользующихся льготами, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на применение такой льготы (пп. 6 и 12 ст. 88 НК РФ).

Если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены, то камеральная проверка автоматически завершается без составления каких-либо дополнительных документов. Если же налоговики выявили в декларации ошибки и/или противоречия, далее применяется особый порядок взаимодействия контролеров и налогоплательщика (см. далее).

По налогу на прибыль между налогоплательщиками и ФНС часто возникают споры. Как складывается свежая судебная практика по этому вопросу, узнайте из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучите материал беплатно.

В какие сроки должна быть проведена КНП декларации по налогу на прибыль?

В соответствии с п. 2, 10 ст. 88 НК РФ «камералка» по налогу на прибыль проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком (или налоговым агентом) налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено данным пунктом.

Согласно ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2). Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5).

Отметим, что в случае представления декларации по почте день ее отправки и день получения инспекцией не совпадают. В этом случае срок нужно считать со дня получения декларации ИФНС (см. письма Минфина России от 22.12.2017 № 03 02 07/1/85955, ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (п. 2.2)).

Предположим, ИФНС получила декларацию по налогу на прибыль за девять месяцев 2022 года 25.10.2019. Три месяца истекают 25.01.2020. Так как это суббота, срок окончания проверки — 27.01.2020.

Итак, срок проведения КНП — три месяца. Этот срок не может быть продлен или приостановлен.

При этом, если до окончания КНП налогоплательщиком представлена уточненная декларация (расчет), КНП ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая КНП на основе «уточненки». Прекращение КНП означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной КНП, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Обратите внимание. По мнению Минфина, нарушение процессуальных сроков при проведении мероприятий налогового контроля не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам налоговой проверки (Письмо от 23.03.2018 № 03 02 07/1/18400).

Что делать налогоплательщику при выявлении в декларации ошибок и противоречий

Если, несмотря на представленные пояснения и дополнительные мероприятия налогового контроля, налоговый орган считает нарушение выявленным, то в течение 10 рабочих дней с даты завершения проверки им составляется акт камеральной налоговой проверки. Акт должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней после даты составления.

В течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить возражения на акт камеральной проверки. Возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений. По результатам этого рассмотрения может быть вынесено решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. Руководителем налогового органа может быть вынесено также решение о продлении сроков проверки (на срок не более 1 месяца) и о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

С учетом изложенного становится очевидной важность самостоятельной проверки декларации по прибыли перед сдачей ее в налоговые органы и готовность к представлению исчерпывающих пояснений в ответ на запрос налоговых органов.

Как считать налог на прибыль, узнайте здесь.

Истребование у налогоплательщика документов в рамках КНП по налогу на прибыль

Вправе ли ИФНС истребовать дополнительные сведения и документы?

В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении КНП налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если:

— иное не предусмотрено указанной статьей;

— представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не установлено НК РФ.

Рассмотрим, в каких случаях ст. 88 НК РФ предусматривает право налоговиков на истребование дополнительных сведений.

Во-первых, согласно п. 8.2 этой статьи при проведении КНП декларации по налогу на прибыль участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе:

— истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества;

— использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

Во-вторых, в силу п. 8.3 ст. 88 НК РФ истребовать документы ИФНС вправе при проведении КНП на основе «уточненки», представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи декларации (расчета) по налогу на прибыль за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой:

— уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ;

— увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

В данном случае речь идет об истребовании:

— первичных и иных документов, подтверждающих изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета);

— аналитических регистров налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

В-третьих, согласно п. 8.8 ст. 88 НК РФ при проведении КНП декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет (ИНВ), предусмотренный ст. 286.1 НК РФ, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, касающиеся применения ИНВ, и (или) истребовать в установленном порядке у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения такого налогового вычета.

Кроме того, как было отмечено выше, при проведении КНП налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. Перефразируя это положение, получаем, что если НК РФ предусматривает представление тех или иных документов вместе с налоговой декларацией (расчетом), а налогоплательщик «забыл» их, то ИФНС имеет право потребовать представить такие документы.

Например, согласно п. 7, 8 ст. 262 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по установленному Правительством РФ перечню, вправе учитывать указанные расходы для целей налогообложения с применением коэффициента 1,5. При использовании этого права налогоплательщик представляет в налоговый орган отчет о выполненных разработках одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором они завершены.

Ключевые моменты проверки налога на прибыль

Остановимся на наиболее важных моментах, имеющих место при проверке налога на прибыль у большинства организаций. Ссылки на строки декларации по прибыли мы приводим применительно к ее форме, утвержденной приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/[email protected]

1. Если декларация заполняется вручную, ее необходимо проверить на отсутствие арифметических ошибок и на соответствие сумм, попадающих в лист 02, суммам, рассчитанным в соответствующих приложениях к листу 02. При автоматическом заполнении в бухгалтерской программе и в системах электронной сдачи отчетности такая проверка обычно присутствует.

2. Если заявлена льгота по налогооблагаемой базе или снижена ставка, налогоплательщик должен быть готов к представлению пояснений и копий документов, подтверждающих право на применение льгот.

3. Доходы от реализации в ходе проверки по налогу на прибыль обычно сверяются налоговыми органами с доходами, отраженными в декларации (или в декларациях – с учетом сопоставимости периодов) по НДС.

В сравнении с декларацией по НДС могут возникать вопросы в следующих случаях:

  • Наличия доходов, облагаемых НДС и не облагаемых налогом на прибыль (например, при безвозмездной передаче имущества).
  • Осуществления организацией операций, не облагаемых НДС. В этом случае налогоплательщик не должен забывать о необходимости заполнения в декларации по НДС раздела 7, в котором отражаются данные об операциях, не подлежащих налогообложению НДС.
  • Осуществления организацией операций, облагаемых по ставке НДС 0%. Здесь надо быть готовым к систематической даче пояснений по расхождениям из-за того, что при применении ставки 0% период подтверждения права на применение этой ставки не всегда совпадает с периодом отгрузки. Как правило, есть остаток с неподтвержденным правом применения на начало сравниваемого периода, имеются расхождения из-за подтверждения в течение периода и, как следствие, есть расхождения на конец сравниваемого периода. Это обстоятельство (с приложением налоговых регистров, отражающих реализацию с разбивкой по ставкам НДС, и расчетов распределения НДС в зависимости от факта подтверждения права на ставку 0%, из которых становится понятной различие в объемах реализации) необходимо будет пояснить налоговым органам.
  • Во внереализационных доходах организации имеют место доходы, подлежащие обложению НДС, но в декларации по прибыли не попадающие в строки расшифровки выручки от реализации. В этом случае налогооблагаемая база по НДС будет больше, чем выручка от реализации в декларации по прибыли. Это также потребует пояснений с приложением налоговых регистров.

4. Пояснений потребует общий убыток отчетного периода и убытки, отраженные в приложении 3 к листу 02 (в частности, убытки от объектов обслуживающих производств и хозяйств, от реализации амортизируемого имущества, от реализации права требования долга).

К декларациям с убытком налоговики относятся с повышенным вниманием. Чтобы не привлекать внимание контролеров, многие налогоплательщики не показывают убытки в декларации. Как правильно избавиться от налогового убытка узнайте в материале КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.

Образец пояснений по убыткам вы можете найти в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

5. При заполнении данных по начисленным за отчетный (налоговый) период авансовым платежам (строки 210, 220, 230 листа 02) необходимо проверить наличие уточненных деклараций, которые могут повлиять на сумму авансовых платежей.

См. также материал «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».

6. Если организация является плательщиком каких-то иных налогов, кроме налога на прибыль и НДС (например, налога на имущество), то по строке 041 в приложении 2 к листу 02 она должна отразить сумму начисленных за налогооблагаемый период налогов. Отсутствие данных по этой строке приведет к необходимости дополнительных пояснений.

7. Пояснения, скорее всего, будут затребованы налоговыми органами, если организация получает целевое финансирование и заполняет лист 07 декларации по прибыли, особенно в случае отражения в нем значительных сумм.

8. При составлении декларации по прибыли за налоговый период (год) необходимо проверить, увязываются ли данные декларации по прибыли с бухгалтерской отчетностью:

  • сумма начисленного за год налога на прибыль в декларации и в отчете о прибылях и убытках по строке «Текущий налог на прибыль» должны совпадать;
  • разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью должны иметь реальные объяснения, отраженные в налоговых регистрах.

9. При расчете распределения платежей по налогу на прибыль и авансовых платежей между обособленными подразделениями (приложение 5 к листу 02) рекомендуется уделить особое внимание следующим моментам:

  • правильности расчета долей налоговой базы;
  • соответствию суммы налоговых баз подразделений общей налоговой базе по организации;
  • расчету авансовых платежей на следующий период, сумма которых для каждого обособленного подразделения определяется умножением общей суммы начисленных на следующий период авансовых платежей по организации на долю налоговой базы подразделения.

В большинстве случаев после исчерпывающих пояснений, не противоречащих данным декларации, вопросы налоговыми органами снимаются. При этом ошибки в заполнении декларации, связанные с неправильным отражением сумм по ее строкам, но не приводящие к искажению итоговой суммы начисленного налога, возможно также объяснить в пояснениях. Уточненная декларация в этом случае не потребуется (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Как самостоятельно проверить декларацию перед отправкой в инспекцию поэтапно рассмотрено в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и бесплатно изучите материал.

Регистрация

Налогоплательщики стремятся снизить налоговое бремя, сотрудники ИФНС – повысить уровень собираемости налогов. Главным инструментом инспекторов является проверка.

В их распоряжении два вида проверок – камеральные и выездные. Основные опасности доначисления налога на прибыль подстерегают организацию во время выездной проверки, когда налоговики ищут любые способы не только не признать расходы, но и доначислить доходы. Но решение о назначении выездной проверки инспекция чаще всего принимает по результатам камеральной.

По правилам камеральной проверки налога на прибыль организаций (ст. 88 НК РФ) инспектор может запросить у проверяемого дополнительные документы, если в декларации есть несоответствия и ошибки. Значит, чтобы снизить риск, нужно уделить особое внимание правильности отчета. Для этого необходимо знать, как инспектор проверяет декларацию по налогу на прибыль, чтобы отобрать кандидата на выездную проверку.

Сначала инспектор анализирует показатели декларации на выполнение контрольных соотношений (связь отдельных данных между собой). Одновременно отдельные показатели он проверяет на соответствие главе 25 Налогового кодекса России.

Если будет обнаружено несоответствие или отсутствие логической связи между показателями налоговой и (или) бухгалтерской отчетности, у компании запросят пояснения о порядке формирования отдельных сумм доходов и расходов, а также операций, финансовые результаты которых учтены при расчете налоговой базы. Если у инспектора появятся основания предполагать, что налоговая база занижена, он затребует первичные документы.

Налоговая инспекция обязательно потребует пояснений, если в налоговой декларации будут заявлены:

  • льготы и пониженные ставки;
  • убыток от финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по отдельным операциям, финансовый результат которых определяют по особым правилам;
  • средства целевого финансирования.

Из перечисленного главным критерием для назначения выездной проверки является наличие убытка. Поэтому стоит планировать свою деятельность так, чтобы всегда иметь прибыль – небольшую, но стабильную.

В пояснениях к годовому отчету разъясните порядок применения льгот по налогу. Расшифруйте отдельные прибыли и убытки, указав на то, как рассчитывали налог в этих случаях.

Заметим, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя.

Например, амортизационная премия (п. 9 ст. 258 НК РФ). В бухгалтерском учете ее не применяют. Но если в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в отношении основных средств колонка «Поступило» не заполнена, а в декларации амортизационная премия заявлена (строки 042, 043 приложения 2 к листу 02), вопросы обязательно будут: ведь в такой ситуации премии взяться неоткуда.

Пояснения запросят и в случае, если показатели прибыли в бухгалтерской и налоговой отчетности существенно расходятся или если в бухгалтерской отчетности отражена прибыль, а в налоговой декларации – убыток. Если компания применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утверждено приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н), причины этих отклонений можно увидеть и в бухгалтерском балансе, и в отчете о финансовых результатах. А в пояснениях к годовому отчету лучше сразу расшифровать перечень отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов, постоянных налоговых обязательств.

Итоги

Чтобы без проблем пройти камеральную проверку декларации по налогу на прибыль, заранее проверьте арифметические ошибки и основные контрольные соотношения. Кроме того, будьте готовы представить налоговикам пояснения и документы, если применяете льготы по этому налогу, получили целевое финансирование и др.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • приказ ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/[email protected]

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]