Сколько длится выездная налоговая проверка: сроки, причины продления и приостановки


Выездная налоговая проверка (ВНП) — мероприятие длительное и не очень приятное. Срок проверки — время, которое прошло с даты вынесения решения о ее проведении до дня составления справки о прошедшей выездной проверке. Налоговый кодекс говорит, что этот срок не может превышать 2 месяца. Однако, на практике ВНП может существенно затянуться.

Налоговый кодекс предусматривает возможность пролонгации выездной проверки на срок до 4-х месяцев, а в исключительных случаях — до 6-ти. Основания и порядок продления сроков ВНП определены в Приказе ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected]

Проверка может быть продлена как по причинам, связанным с налогоплательщиком, его статусом или действиями, так и по основаниям, не зависящим от проверяемого.

Крупнейший налогоплательщик

При проверке крупнейших налогоплательщиков, сроки выездной проверки могут быть увеличены по вполне логичным причинам — статус крупнейшего предполагает большое количество операций, значительные объемы выручки и документов, а значит, на проверку потребуется больше времени.

Один из вариантов избежать проверок — налоговый мониторинг. Это форма контроля, когда ФНС получает доступ к информационным системам, бухгалтерской и налоговой отчетности организации. Например, к базе 1С, электронному документообороту и т.п. С 2022 года в налоговом мониторинге участвуют такие компании, как Роснефть или Газпром (их дочерние компании).

А также иностранные Procter & Gamble, МЕТРО Cash & Carry, Нестле и др.

В период налогового мониторинга не проводятся камеральные (пункт 1.1. статьи 88 НК РФ) и выездные (пункт 5.1 статья 89 НК РФ) проверки.

Ответ

По общему правилу срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 2 месяца. Однако он может быть продлен до 3 месяцев, если инспекция установит признаки возможного нарушения налогового законодательства. Причем, по мнению Минфина России, сотрудники ИФНС не обязаны сообщать налогоплательщику о продлении срока проведения камеральной проверки представленной им НДС-декларации.

Истребовать документы, необходимые для камеральной проверки, инспекция может только при ее проведении. Запросить документы за пределами срока камеральной проверки инспекция вправе только в одном случае: если после окончания проверки принято решение провести дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75). В других случаях запрашивать документы за пределами срока камеральной проверки инспекция не вправе.

Вполне вероятно, что ваша инспекция воспользовалась своим правом молчаливого продления камеральной проверки с 2 до 3 месяцев. Поэтому налоговая может направить требование в ваш адрес, а решение так и не прислать.

Что еще нужно знать о сроках выездной проверки

Помимо продления сроков налоговый орган может вынести решение о приостановлении ВНП. В этом случае срок перестает течь, и проверка по сути сдвигается на будущее.

Приостановление проверки возможно в общей сложности не более чем на 6 месяцев. Поводом для приостановления выездной налоговой проверки являются:

  • встречные проверки контрагентов налогоплательщика,
  • получение информации от иностранных государств (в этом случае возможно приостановление проверки на срок до 9 месяцев),
  • проведение экспертиз,
  • перевод документов на иностранном языке.

На время приостановления проверки налоговый орган не проводит контрольные мероприятия на территории налогоплательщика, возвращает оригиналы документов, полученных в ходе проверки, приостанавливает запрос новых, не ходит с осмотрами.

На практике продление сроков и приостановление редко происходят однократно и сразу на весь отведенный законом срок. Чаще встречаются ситуации, когда налоговый орган сначала принимает решение о приостановке для проведения встречных проверок, затем продлевает срок проверки для получения дополнительных сведений, следом идет приостановка на время экспертизы, потом снова продление и так несколько раз. В такой ситуации довольно сложно бывает уследить за соблюдением сроков и достаточностью оснований для тех или иных действий проверяющих.

Из за назначения дополнительных мероприятий у крупного бизнеса продолжительность проверки может растянуться на 1,5-2 года.

Кроме того, в ходе проверки приходится постоянно взаимодействовать с налоговыми инспекторами: собирать нужные документы, писать объяснения и возражения. Сроки такого взаимодействия ограничены законом, поэтому эту работу нельзя отложить на потом, приходится отодвигать текущие задачи. Не всегда у компании есть в штате достаточно сотрудников, чтобы выделить для общения с налоговиками отдельного человека.

Чтобы не отвлекать сотрудников от текущих рабочих задач, можно нанять сторонних консультантов, которые являются профессионалами и имеют большой опыт взаимодействия с налоговыми органами при проведении налоговых проверок.

Записаться на консультацию к юристу

Как уже отмечалось, сроки ВНП исчисляются с момента вынесения решения о проверке и до даты составления справки о проведении проверки. Однако, составление справки не означает, что общение с налоговыми органами закончено и можно вздохнуть спокойно.

В течение двух месяцев после завершения проверки налоговики готовят акт по результатам ВНП. Затем еще месяц дается налогоплательщику для предъявления возражений на акт налоговой проверки. Потом следует рассмотрение возражений, досудебное решение вопросов с налоговыми органами, а возможно и суд.

Обратите внимание: нарушение со стороны налоговой общих сроков проверки не может являться единственным основанием для отмены решения.

Все это требует немалого количества времени, а также знаний и опыта в общении с налоговыми органами. Практически невозможно перевести квалифицированного сотрудника на общение с налоговой по вопросам налоговой проверки без ущерба его текущей работе.

Чтобы налоговая проверка не парализовала работу компании, вы можете привлечь налоговых юристов на период ВНП.

Срок приостановки выездной налоговой проверки в 2019

Общий срок приостановки выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. (п.9 ст.89 НК РФ) В случае, если выездная налоговая проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государств (пп. 2 п.9 ст. 89 НК РФ), и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца. Внимание ! В случае «Приостановки выездной налоговой проверки» не подлежат исполнению налогоплательщиком требования налогового органа по предоставлению документов, направленные налогоплательщику после даты решения о приостановке выездной налоговой проверки. Вместе с тем, ранее полученные налогоплательщиком в порядке ст. 93 НК РФ требования – должны быть исполнены. В случае приостановки выездной, налоговый орган обязан вернуть налогоплательщику все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Также приостанавливаются (запрещены) действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с приостановленной проверкой.

Либо проверка, либо мониторинг

Налоговая инспекция не может провести выездную налоговую проверку за период, когда проводился налоговый мониторинг. Исключением из этого правила являются случаи, когда (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  1. Выездная проверка проводится вышестоящим налоговым органом для целей контроля за работой ИФНС, которая проводила налоговый мониторинг.
  2. Налоговый мониторинг прекращен досрочно.
  3. Компания не выполнила указания ИФНС в рамках проводимого налогового мониторинга.

Компания представила в ИФНС уточненную налоговую декларацию за период, когда проводился налоговый мониторинг, уменьшив сумму налога, подлежащую уплате.

Не чаще двух раз в год

В течение календарного года налоговая инспекция может провести не более 2 выездных проверок. Причем более двух раз в течение года нельзя проверять как саму организацию, так и ее филиалы и представительства (п. 5, 7 ст. 89 НК РФ).

Самостоятельные проверки филиалов и представительств при этом не учитываются (п. 5 ст. 89 НК РФ). Иными словами, если налоговая инспекция проверила организацию целиком, включая филиал, а затем проверила филиал еще и отдельно, то налоговый орган вправе провести еще одну выездную налоговую проверку организации. Однако если налоговая инспекция дважды проводила выездную налоговую проверку организации в целом, провести отдельную выездную проверку филиала в течение календарного года она не вправе.

Вместе с тем руководитель ФНС может принять решение о проведении выездной налоговой проверки сверх установленного лимита (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Узнайте о предстоящих проверках ФНС, ПФР, ФСС и других контролирующих органов с помощью Контур.Эксперт

Отправить заявку

Право на волокиту, или Бесконечный налоговый контроль

В определении Верховного Суда РФ от 29.08.2019 № 305-ЭС19-13947 как в капле воды отражен сформированный в последние годы подход налоговых органов и судов к срокам, установленным в Налоговом кодексе РФ: «Срок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по итогам ее проведения не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению налоговым органом фактов неуплаты налога».

Несмотря на то, что судебный акт ВС РФ вынесен по конкретному делу, и отказ в удовлетворении заявления связан в том числе и с тем, что затягивание сроков было обусловлено дополнительными мероприятиями налогового контроля, судом сделан обобщенный вывод о соблюдении сроков принятия решения по результатам налоговой проверки.

Вышеназванная формулировка оправдала ставшей массовой волокиту в налоговых проверках. Налоговые органы превышают сроки проведения налоговой проверки, сроки оформления ее результатов, сроки принятия решений. В адвокатском производстве автора есть несколько проверок, по которым акты налоговой проверки, а затем решения вынесены с задержкой от полугода до полутора лет либо не вынесены вовсе. Разумеется, в удовлетворении жалоб на волокиту получен отказ.

С точки зрения автора, институт процедурных сроков в Налоговом кодексе РФ сегодня нивелирован. Разберем конкретный кейс.

Налогоплательщику акт налоговой проверки направлен по истечении полугода с даты вынесения почтовым отправлением. Налогоплательщик ни акт, ни извещения о месте и времени рассмотрения акта налоговой проверки не получил, письма вернулись. Налоговый орган рассмотрел акт налоговой проверки без участия налогоплательщика, вынес решение о привлечении к налоговой ответственности. И в жалобах в вышестоящий налоговый орган, и в двух судебных инстанциях мы указывали на то, что налоговый орган допустил нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что является основанием для отмены решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Нарушение сроков налоговым органом воспрепятствовало налогоплательщику в участии в рассмотрении акта налоговой проверки, ознакомлении с выводами проверяющих, представлении возражений. Налогоплательщик не уследил за почтой, но он и не обязан был больше полугода ждать писем из налоговой инспекции.

Однако ни налоговые органы, ни суды с нами не согласны. Основной довод: налогоплательщик всегда несет риск неполучения акта налоговой проверки и извещений по месту своего нахождения, указанному в ЕГРЮЛ.

И здесь возникает вопрос: неужели налогоплательщик – это Сольвейг, которая ждет Пер Гюнта до старости и хранит ему верность? Если налоговый орган затягивает сроки налоговой проверки и оформления ее результатов, то почему риски неполучения документов, направленных спустя длительное время, возложены на налогоплательщика? Если Сольвейг страдала из-за любви к Пер Гюнту, то должен ли налогоплательщик любить налоговую инспекцию и до какой степени?

К сожалению, сегодня процедурные сроки по Налоговому кодексу РФ – это односторонний инструмент воздействия на налогоплательщика со стороны налогового органа, но никак не наоборот.

Мы же отметим следующее. Одобрение волокиты вполне надежно обеспечивает деградацию и дискредитацию налоговой службы, создает благоприятную среду для проявления коррупции.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки

Порядок устанавливает случаи, когда выездная налоговая проверка может быть продлена. 26.02.2007

Основания и порядок

продления срока проведения выездной налоговой проверки

(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected])

1. Срок проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки в соответствии с пунктом 8 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

2. Согласно пункту 6 статьи 89 Кодекса выездная (повторная выездная) налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

3. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;

менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

4. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации

Разместить:

Комментарии

Честный гражданин

24 ноября 2009 г. в 12:56

2-я бухгалтерия или просто чёрная и белая зарплата-ЯВЛЯЕТСЯ ли ЭТо ПОВОДОМ Для налогововй Проверки….

ведь это явное нарушение налогового законодательства ..

Статьей 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Статьей 199.1 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента»

Статьей 199.2 УК РФ «Сокрытие денежных средств либо имуще ства организации или индивидуального предпринимате ля, за счет которых должно производиться взыскание на логов и (или) сборов»

Когда налоговики могут продлить срок проверки сделок между зависимыми лицами

Основаниями продления срока проведения проверки сделки до 12 месяцев являются (п. 3 приложения № 3 к приказу ФНС от 26.11.2012 № ММВ-7-13/[email protected]):

  • проведение проверки в отношении организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков;
  • возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т.п.);
  • непредставление налогоплательщиком документов, необходимых для проведения проверки в соответствии с п. 6 ст. 105.17 НК РФ (данные документы должны предоставляться в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования).

При этом с 20 сентября 2022 году указанный выше перечень дополняется новым основанием для продления срока проведения проверки (приказ ФНС от 18.06.2021 № ЕД-7-13/[email protected]).

Теперь налоговики смогут продлить срок проведения проверки сделок между взаимозависимыми лицами до 12 месяцев в случае неполучения в отношении проверяемой сделки документов и информации не только от самого налогоплательщика, но и от любых третьих лиц, обладающих такой информацией/документами. То есть от других участников контролируемых сделок и третьих лиц, которые не представят документы и сведения по сделкам в установленный законом срок.

Напомним, такие документы и сведения должны представляться в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования (п. 7 ст. 105.17 НК РФ). Если другой участник контролируемой сделки по каким-либо причинам не может представить запрошенные документы в 10-дневный срок, то увеличения срока проверки до 12 месяца все же можно будет избежать.

Для этого такой участник сделки должен будет направить ФНС уведомление по форме, утв. приказом ФНС от 24.04.2019 № ММВ-7-2/[email protected] В уведомлении необходимо сообщить о невозможности представления в установленный срок запрошенных документов, а также уточнить срок, в течение которого эти документы могут быть представлены (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]