В структуре налоговой службы есть отделы, за каждым из которых закреплены свои обязанности и задачи. Отдел камеральных проверок занимается анализом и мониторингом различных налоговых отчетов и документов, связанных с начислением налогов и других выплат.
Помимо этого, сотрудники данного отдела налоговой службы наделены рядом других обязанностей.
Что это такое
Перед тем как рассматривать основные задачи и структуру, необходимо дать четкое определение, которое отразит суть работы отдела камеральных проверок. Данный отдел представляет коллектив налоговых сотрудников, основной задачей и функцией которых является контроль по соблюдению налоговых обязанностей предприятий на основе предоставляемой ими отчетности. В целом, основную функцию отдела можно охарактеризовать как проверку налоговых отчетов и документации.
Особенность сотрудников данного отдела заключается в том, что вся работа по анализу и изучению документов происходит в департаменте самой налоговой службы, без выезда к налогоплательщикам.
Чем занимается отдел камеральных проверок в налоговой службе
Как уже было отмечено, основная функция налоговых инспекторов из отдела проверок – анализ и изучение финансовых отчетов налогоплательщиков. Помимо этого, в список обязанностей работников отдела входят следующие задачи:
- Прием и обработка документации, связанной с налоговыми исчислениями и выплатами.
- Рассмотрение спорных вопросов, возникающих в процессе начисления взносов и других платежей.
- Инициация проверок и рассылка запросов по другим налоговым органам с целью получения информации о налогоплательщике.
- Подготовка законодательной базы для грамотного оформления нарушений в адрес недобросовестных граждан.
Стоит отметить, что в обязанности сотрудников входит обработка документов по всем имеющимся отчетам. После выявления недочетов в документации инспектор обязан инициировать разбирательство в адрес налогоплательщика.
Объекты проверок
Под проверки камерального отдела могут попадать любые коммерческие предприятия и юридические лица, которые получают прибыль в результате своей деятельности. Сейчас довольно распространена практика, когда проверке подвергаются только те организации, которые занимаются коммерческой деятельности.
При необходимости налоговые инспекторы из камерального отдела могут начать проверку различных религиозных и благотворительных организаций, которые не получают прибыли.
Как правило, в большинстве случаев проверке подвергаются лишь те предприятия и организации, которые в процессе своей деятельности уже имели недочеты в вопросе налогообложения. Также часто проверкам подвергаются те коммерческие организации, налоговые исчисления от которых гораздо ниже выплат, осуществляющихся со стороны предприятий такого же уровня доходов.
При своевременной и «прозрачной» выплате взносов и налогов со стороны предприятий, вероятность встречи с камеральным отделом резко снижается, т.к. основная доля всех проводимых в налоговых службе проверок приходится на уже «отметившиеся» организации.
Законодательная база
В процессе работы сотрудники отдела камеральных проверок руководствуются строго прописанными в законодательствами актами и указами. На данный момент «камералка» обязана использовать в своей работе нормы права, прописанные в статьях , , , Налогового кодекса РФ.
Приказы Федеральной Налоговой службы (ФАС) также имею высшую силу для сотрудников отдела. Все основные вопросы, связанные с камеральным отделом, четко прописаны в статье 88 Налогового кодекса РФ.
Помимо того, что сотрудники налоговой службы опираются на уже изданные законодательные акты, камеральный отдел внимательно отслеживает все изменения в законодательстве. Такой мониторинг законодательной базы позволяет инспекторам осуществлять свою деятельность в режиме максимальной эффективности.
Деление отдела камеральной проверки по секторам
У камеральной службы может быть несколько подразделов. Количество зависит от территории обслуживания, которую охватывает конкретное подразделение ФНС
За каждым закреплены отдельные функции, подробно прописанные в местных управленческих инструкциях, которые разрабатывает и утверждает начальник отдела, оперируя налоговым и трудовым правом.
Содержание инструкции по каждому отделу выглядит условно так:
- отдел камеральных проверок 1, чем занимается;
- какова численность сотрудников;
- ФИО руководителя;
- подробная должностная инструкция каждого сотрудника, и т. д.
Рассмотрим пример построения секторов камерального отдела на примере ИФНС №43 г. Москва
Отдел состоит из 6 секторов, каждый работает с соответствующей категорией налогоплательщиков.
- Отдел камеральных проверок 1 – ответственен за 3-НДФЛ, 4-НДФЛ, администрирует страховые взносы, и торговые сборы по ИП.
- Отдел камеральных проверок 2 – администрируют вопросы по НДС для организаций, отслеживает полноту уплаты, правомерность возмещения, применения налоговой ставки 0%.
- Отдел камеральных проверок 3 – в его ведомстве налог на прибыль. Также инспекторы ответственны за отчетности по налогу на доходы физ. лиц. При проверке изучают состав облагаемого дохода, налоговые вычеты, порядок удержания и внесения в бюджет, сверяют правильность оформления деклараций 6-НДФЛ, 2-НДФЛ.
- Отдел камеральных проверок 4 – занимается вопросами единого социального налога, а также транспортного земельного и имущественного налога как организаций, так и физ. Лиц.
- Отдел камеральных проверок 5 – курирует вопросы и отчетность организации, работающих по упрощенке УСН, ЕНВД.
- Отдел камеральных проверок 6 – занимается должниками, резидентами, не подавшими вовремя отчетность. Сотрудники отдела сводят итоги проверки, общаются с налогоплательщиками, готовят отчеты, списки нарушителей для предоставления в юр отдел и отдел урегулирования задолженности.
Единого правила распределения функций между секторами нет. Каждый филиал инспекции устанавливает свой порядок работы, в зависимости от территории, которую контролирует.
В каждом конкретном ФНС подразделов камерального отдела может быть больше или меньше. Распределение категорий налогоплательщиков, которых обслуживает каждое подраздел, тоже может быть различным.
Цели и виды
Основная задача проводимых сотрудниками отдела проверок – выявление нарушений со стороны налогоплательщиков и отдельных коммерческих предприятий. Камеральный отдел обязан регулировать соблюдение налогового законодательства гражданами, а также способствовать препятствию нарушений.
В случае выявления нарушений инспекторы обязаны инициировать налоговое и административное разбирательство. Несмотря на то, что в большинстве случаев проверка производится прямо в налоговой службе (в департаменте), при выявление различных недочетов сотрудники занимаются выездными проверками.
Для получения единой базы с налогоплательщиками, сотрудники «камералки» обязаны осуществлять сбор и систематизацию информации о них. На данный момент различают несколько видов проверки:
- Проверка в формальном режиме подразумевает простой вариант анализа предприятия или юридического лица на предмет наличия или отсутствия конкретного документа. Помимо того, что при формальной проверке сотрудники проверяют наличие отчетов, они обязаны выявлять недочеты в их заполнении и оформлении.
- Нормативная проверка производится на основе действующего законодательства.
- Арифметический анализ недочетов подразумевает проверку всех численных показателей в документах.
Основные моменты ↑
В случае назначения конкретному предприятию камеральных проверок им стоит ознакомиться со следующими важными моментами заранее:
- что это такое?
- объекты проверок;
- законные основания.
Так возможно избежать осложнений при проведении проверок рассматриваемого типа. Федеральная налоговая служба имеет обширный перечень прав.
Вплоть до блокирования операций по банковским счетам конкретных предприятий. Такие действия свершаются в случае обнаружения различных серьезных нарушений при ведении бухгалтерской отчетности, формирования налоговой базы.
Что это такое
Отдел камеральных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводит проверку соблюдения действующего налогового законодательства.
Обнаружение ошибок ведет к формированию соответствующего акта камеральной проверки. В нем обозначаются все обнаруженные ошибки, несоответствия сводимой документации.
Предприятие обязано будет все их устранить в указанный в законодательстве срок. При возникновении возражений требуется сформировать соответствующий документ.
Он отправляется в письменной форме, заказным письмом в территориальное отделений ФНС. Составление такого возражения имеет свои нюансы – все их следует учитывать.
Максимально подробно все затрагивающие камеральную проверку вопросы раскрываются в ст.№88 НК РФ.
Право на её проведение возникает только после представления в налоговую службу:
- декларации;
- отчета.
Для сдачи данных документов установлены особые сроки. Важно не нарушать их. Иначе у ФНС возникнет право назначить проверку в любое время.
Длительность проведения составляет 3 месяца. В п.9.1 ст.№88 НК РФ перечисляются причины, по которым возможно увеличение данного периода времени.
ФНС может потребовать дополнительные документы (помимо стандартного набора) в особых случаях:
- заявлена некоторая сумма налога на добавочную стоимость к возмещению;
- декларация предоставлена в налоговую участником товарищества, инвестиционного договора;
- предприятием заявлены права на какие-либо льготы;
- извлечение предприятием прибыли связано с природными ресурсами.
Занимающееся камеральными проверками подразделение ФНС имеет право на следующие действия:
Истребование документов | В предусмотренных ст.№93 НК РФ случаях |
Получение всей необходимой информации о контрагентах | В обозначенных в ст.№93.1 НК РФ случаях |
Проведение допросов свидетелей | ст.№90 НК РФ |
Привлечение экспертов со стороны | Переводчиков и иных (ст.№95 и 97 НК РФ) |
Акт с результатами проведения проверки составляется в течение 10 дней с момента завершения данной процедуры.
Не позднее 5 дней с момента составления акт должен быть передан налогоплательщику. Все возражения должны быть представлены в течение 1 месяца.
Руководитель проводящего камеральные проверки подразделения должен ознакомиться с возражением и актом проведенной проверки.
По результатам этого действия должны быть вынесены соответствующие решения. Возможно назначение дополнительных мероприятий проведения налогового контроля.
Это интересно: Как выглядит образец заполнения расходного кассового ордера в подотчет
ФНС обязан всегда предупреждать руководство предприятия о проведении проверки заранее. Данное правило строго обязательно к исполнению.
Объекты проверок
Выбор объекта для проведения камеральной проверки осуществляется в соответствии со специальным нормативно-правовым документом – Приказом ФНС РФ №ММ-3-06/333 от 30.05.07 г.
Данным НПД максимально подробно перечислены все критерии, на основании которых проводится отбор конкретных налогоплательщиков.
Основополагающими критериями являются следующие:
- налоговая нагрузка на конкретного плательщика несколько ниже среднего показателя в данном сегменте на иные предприятия;
- в бухгалтерской отчетности обозначается убыток последних нескольких налоговых периодов подряд;
- в отчетности присутствует большое количество вычетов.
Процедура вычисления налоговой нагрузки производится в соответствии с Приложением №3 к Приказу №ММ-3-06/333.
В упрощенной форме нагрузка рассчитывается как отношение величины всех уплаченных налогов к выручке (среднегодовому обороту) конкретной организации.
Учитываются данные по налогам, представленные в ФНС и показания по доходу из Росстата. Отличающиеся от средних показатели. Серьезные подозрения у налоговой службы также обычно вызывают вычеты.
Например, если величина вычетом по налогу на добавочную стоимость за последний год превышает показатель величиной 89% от суммы налога.
Объекта проверок могут выступать:
Юридические лица | Вне зависимости от формы собственности |
Индивидуальные предприниматели | При любой используемой налоговой схеме |
Государственные и негосударственные предприятия | — |
Предприятие должно заниматься какой-либо коммерческой деятельностью на территории РФ. Благотворительные и другие не связанные с извлечением прибыли организации обычно не проверяются ФНС.
Но в некоторых, отдельных случаях допускается проведение камеральных проверок. Для этого должны иметься какие-либо серьезные основания.
Законные основания
Проведение камеральных проверок подчинено множеству нормативно-правовых документов. Одним из самых важных является Налоговый кодекс РФ, следующие его разделы:
ст.№88 НК РФ | Отражаются наиболее важные связанные с камеральной проверкой моменты |
ст.№93 НК РФ | Допускает требование некоторых документов, возможность их изъятия |
ст.№93.1 НК РФ | Процедура истребования различных документов и информации у контрагентов (связанной с проведением камеральной проверки) |
ст.№90 НК РФ | На основании данной статьи отдел камеральных проверок ФНС имеет право проводить допрос свидетелей |
ст.№95 НК РФ | Проведение экспертизы на стороне |
ст.№87 НК РФ | привлечение частного, независимого эксперта (переводчика или иного) |
ст.№91, 92 НК РФ | Регламентирует процедуру досмотра документов и иных предметов, имеющих отношение к налогообложению |
ст.№100 НК РФ | Устанавливает срок для формирования акта с результатами проверки, его предоставления |
Отдельные положения федерального законодательства также регламентируют процедуру проведения камеральной проверки.
Во избежание возникновения замечаний руководителю предприятия стоит изучить все обозначенные выше НПД. Бухгалтеру важно следить за изменениями действующего законодательства.
Это интересно: Порядок проведения камеральной налоговой проверки в 2022 году
В первую очередь проводящие камеральную проверку сотрудники ФНС обращают внимание именно на связанные с реформами ошибки.
Функции отдела
В целом, камеральная налоговая служба проводит огромный объем работ, который можно разделить на несколько основных функций:
- Анализ и проверка документации.
- Выявление нарушений.
- Подготовка законодательной базы для возбуждения выездной проверки.
- Создание и пополнение единой базы дополнительными данными.
- Переподготовка кадров.
В большинстве случаев инспекторам приходится выполнять весь объем работ в постоянном режиме, т.к. документооборот возрастает ежегодно.
Действующая структура
На данный момент в структуру отдела входят сотрудники следующих должностей:
- руководитель отдела, наделенный широким спектром обязанностей;
- специалисты в сфере высоких технологий;
- бухгалтеры;
- юристы;
- экономисты.
В зависимости от конкретного налогового органа, состав и структура могут быть урезаны, что приводит к тому, что один сотрудник выполняет обязанности сразу по нескольким направлениям.
Работа государственного налогового инспектора
В процессе переподготовки и дополнительного обучения налоговые инспекторы получают доступ к выполнению более ответственных и трудных задач, поэтому его работу можно охарактеризовать как постоянный процесс по выявлению правовых и налоговых нарушений со стороны предприятий коммерческого и некоммерческого типа.
Также в обязанности сотрудника входит сбор информации и статистики по налогообложению по региону в целом.
Чем занимается камеральная служба
Камеральный отдел входит в состав Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам того района, за которым закреплен.
Основные задачи, которые решает камеральный отдел — это контроль налогоплательщиков на предмет своевременной и полной уплаты налогов и сборов в бюджет государства, в соответствии с правилами, регулируемыми законодательством РФ.
Налоги, действующие на территории РФ, уплачиваются в государственные, местные и региональные бюджеты.
На сегодняшний день действуют следующие основные налоги:
- Федеральные:
- на добавленную стоимость(НДС);
- на доходы физических лиц (НДФЛ);
- на прибыль;
- акцизы;
- единый социальный (ЕСН);
- государственная пошлина;
- другие.
- Региональные:
- транспортный (ТН);
- на имущество организаций (НИ).
- Местные:
- Земельный;
- на имущество физических лиц.
Организация может выбрать для себя вид налогового учета, в зависимости от условий ведения деятельности:
- упрощенная система (УСН);
- система налогообложения для производителей сельхоз продукции (ЕСХН);
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
- специальная система при выполнении соглашений о разделе продукции.
Законодательные нормативы, которыми руководствуется служба в работе:
- конституция РФ;
- кодекс налоговый РФ;
- федеральные законы и другие указы, распоряжения и акты Президента и Правительства РФ и иных законодательных органов власти;
- прочие документы.