Счет 26 бухгалтерского учета: общехозяйственные расходы


Что учитывается на счете 26 в бухгалтерском учете

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» служит для обобщения сведений об управленческих расходах организации. Имеются в виду расходы, не связанные непосредственно с процессом производства. Примерами таких затрат являются расходы на финансирование деятельности функциональных служб организации:

  • экономического отдела;
  • бухгалтерии;
  • отдела продаж;
  • отдела технического снабжения;
  • безопасности;
  • дирекции;
  • секретариата и других.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» является активным. По дебету счета собираются все расходы, связанные с обслуживанием и управлением предприятия в целом. В конце месяца с кредита их сумма списывается и распределяется, причем вся. Поэтому остатка на этом счете в конце месяца нет. В балансе он не показывается.

Что включают в себя общехозяйственные расходы

Какие затраты включать в состав общехозяйственных расходов, зависит от характера деятельности компании, отрасли, в которой она работает, а также правил, определенных в учетной политике.

Основные статьи затрат, входящих в состав ОР:

  • фонд оплаты труда (ФОТ) управленческого персонала, то есть директората, бухгалтерии, канцелярии, секретариата;
  • страховые взносы, начисленные на ФОТ аппарата управления организации;
  • амортизация по ОС и НМА, используемым исключительно для административно-хозяйственных нужд;
  • затраты на ремонт непроизводственных ОС;
  • аренда непроизводственных помещений;
  • информационные и консультационные услуги;
  • материалы, приобретенные для управленческих целей;
  • представительские расходы;
  • переподготовка кадров;
  • услуги охранных компаний;
  • затраты, связанные с подбором персонала;
  • ПО;
  • услуги связи и интернет;
  • командировочные расходы.

Проводки по счетам 20 и 90: выбираем способ списания расходов

Списание общехозяйственных расходов может производиться одним из двух способов. Проводки по списанию общехозяйственных расходов в зависимости от выбранного способа представлены на рисунке:

Выбранный порядок списания общехозяйственных расходов нужно закрепить в учетной политике.

Справиться с составлением учетной политики на 2022 год поможет эта публикация.

Там же потребуется указать показатель, пропорционально которому общехозяйственные расходы будут распределяться на себестоимость разных видов продукции, если их списание производится в дебет счета 20 «Основное производство». Это может быть зарплата основных производственных рабочих, выручка, объем производства и другие показатели.

Технологию распределения и списания общехозяйственных расходов покажем на примере.

Учет общехозяйственных расходов

Учет ОР ведется по дебету счета 26. Счет не имеет остатка, поэтому в конце месяца ОР полностью списываются на счет 90 «Продажи».

Таким образом, в течение месяца по дебету счета накапливаются суммы с кредита счетов 02, 60, 76, 70, 69. В конце месяца суммы списываются на счет 90.

Если деятельность организации с процессом производства не связана, например, компания занимается агентированием, экспедированием, счет 26 можно использовать в качестве основного, то есть именно на нем отражать все расходы, а затем списывать их на счет 90.

А вот торговым компаниям применять счет 26 не стоит, поскольку свои затраты они должны отражать на счете 44.

Операции по учету общехозяйственных расходов бюджетного учета отражаются по счету 109 80 согласно плану счетов, утвержденному Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Это те же административно-управленческие расходы — зарплата и начисленные на нее страховые взносы управленческого персонала, командировочные расходы, затраты на услуги связи, коммунальные платежи.

Произведенные за месяц общехозяйственные расходы учреждения относятся на счет 109 60, а в части нераспределяемых расходов — на счет 401 20.

В стоимость незавершенного производства ОР не включаются.

Аналитика ведется в многографной карточке по форме 0504054, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, по видам производимой готовой продукции, выполняемых работ, услуг по видам расходов (п. 139 инструкции к плану счетов приказа № 157н).

Списание общехозяйственных расходов на себестоимость продукции: проводка

В бухучете списываются общехозяйственные расходы проводкой Д/т 20 (90) К/т 26, при этом возможны два варианта:

  • В дебет сч. 20 переносом накопленных затрат с кредита сч. 26 – в полном объеме на один вид готовой продукции (ГП), либо распределяя ОХР по видам ГП. В этом случае ОХР формируют «полную» себестоимость продукции и списывают ее в конце периода.
  • В дебет сч. 90/2 «Себестоимость продаж» — если компания ведет непроизводственную деятельность (например, услуги бухсопровождения, консалтинга и т.п.). При этом способе учета формируется «сокращенная» себестоимость ГП, а ОХР полностью списываются на реализацию, независимо от показателя реализации в отчетном периоде.

Распределение общехозяйственных расходов

Обычно ОР сразу списывают в расходы текущего периода. В себестоимость их не включают (п. 18 ФСБУ 5/2019). Этот метод называется директ-костинг, или метод сокращенной себестоимости. В этом случае расходы списываются в качестве условно-постоянных в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж».

Дело в том, что начиная с 2022 года вместо прежнего ПБУ 5/01 применяется ФСБУ 5/2019. Благодаря новому стандарту, теперь в состав незавершенного производства и готовой продукции ОР не включаются. Это событие положило конец возможности формирования полной себестоимости. Таким образом, единственно возможным вариантом учета ОР стал директ-хостинг. Списание общехозяйственных расходов на себестоимость продаж по такому методу сопровождается проводкой: Дебет 90 Кредит 26.

Больше обо всех важных нюансах новых ФСБУ и ПБУ мы расскажем на бесплатном вебинаре 5 октября: записаться можно прямо сейчас.

Пример формирования себестоимости продукции по способу директ-хостинга

Допустим, в течение месяца со склада в цех № 1 отпущены материалы для производства:

  • изделия «А» — на сумму 325 тыс. рублей;
  • изделия «Б» — на сумму 100 тыс. рублей.

На начало месяца остатка НЗП и готовой продукции не было.

За месяц произведено 50 изделий «А» и 45 изделий «Б».

Остаток НЗП на конец месяца составил:

  • изделий «А» — 15 штук на сумму 150 тыс. рублей;
  • изделий «Б» — 5 штук на сумму 20 тыс. рублей.

На последнюю дату месяца начислены:

  • амортизация производственного оборудования по цеху № 1 — 55 тыс. рублей;
  • зарплата и страховые взносы работникам цеха № 1 — 220 675,68 рубля;
  • общепроизводственные расходы — 383 783,80 рубля;
  • общехозяйственные расходы — 170 тыс. рублей.

Внутрицеховые косвенные расходы распределяются пропорционально нормативной себестоимости продукции. Нормативная себестоимость изделия «А» — 10 тыс. рублей, изделия «Б» — 4 тыс. рублей. Общепроизводственные распределяются по подразделениям пропорционально стоимости ОС, доля производства цеха № 1 — 0,25.

1. Рассчитываем величину общепроизводственных и ОР, приходящихся на цех № 1. При этом ОР не распределяем, так как используем метод директ-костинга. Сумма общепроизводственных расходов, приходящихся на цех № 1, — 95 945,95 рублей (383 783,80 руб. x 0,25)

2. Рассчитываем коэффициент распределения косвенных расходов по изделиям.

Наименование продукции Нормативная стоимость единицы (руб.)Выпуск продукции Коэффициент распределения

(гр. 4 / сумма строк гр. 4)

Количество (шт.) Нормативная стоимость (руб.)

(гр. 2 x гр. 3)

12345
Изделие «А»10 тыс.50500 тыс.0,74
Изделие «Б»4 тыс.45180 тыс.0,26

3. Распределяем косвенные затраты по изделиям.

ПродукцияКоэффициент распределенияАмортизация (руб.)Зарплата и взносы (руб.)Общепроизводственные расходы (руб.) Итого косвенных затрат (руб.)
Цех № 11,055 тыс.220 675,6895 945,95371 621,63
Изделие «А»0,7440 700163 30071 000275 000,00
Изделие «Б»0,2614 30057 375,6824 945,9596 621,63

4. Рассчитываем общую сумму затрат и себестоимость выпуска по изделиям.

ПродукцияНЗП на начало месяца (руб.)Прямые затраты за месяц (руб.)Косвенные затраты за месяц (руб.)Всего затратза месяц (руб.)
(Д сч. 20),

гр. 3 гр. 4

НЗП на конец месяца (руб.) Себестоимость выпущенной продукции (руб.)

(Д сч. 43), гр.2 гр. 5 — гр. 6

1234567
Изделие «А»0325 тыс.275 тыс.600 тыс.150 тыс.450 тыс.
Изделие «Б»0100 тыс.96 621,63196 621,6320 тыс.176 621,63

5. Рассчитываем себестоимость единицы продукции.

ПродукцияСебестоимость выпущенной продукцииКоличество выпущенной продукцииСебестоимость единицы (руб.)
(гр. 3 / гр. 2)
123 4
Изделие «А»450 тыс.509 тыс.
Изделие «Б»176 621,63453 924,93

Закрытие

Чтобы определить активный или пассивный счет 26, нужно обратить внимание, как отражаются на нем затраты. Распределяются они по дебету и списываются в кредит счетов затрат на основное производство. Таким образом, счет 26 в бухгалтерии является активным. Закрывается он ежемесячно. Все остатки переносятся на себестоимость продукции. Сальдо на конец периода должно быть нулевым.

Существует два способа формирования себестоимости:

  • По фактической себестоимости (полная).
  • Директ-костинг или по сокращенной себестоимости.

Предприятие может применять в своей деятельности только один метод, который нужно закрепить в учетной политике. Поменять его не удастся. От выбранного способа будет зависеть закрытие счета 26.

Если в организации применяется метод формирования по фактической себестоимости, то в этом случае общехозяйственные расходы будут закрываться на счет 20 «Основные производства». В случае, если у компании есть обслуживающие или вспомогательные цеха, оказывающие услуги сторонним организациям, то затраты нужно поделить между счетами 23 «Вспомогательное производство» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Порядок списания и распределения баз общехозяйственных затрат тоже необходимо отразить в учетной политике. Бухгалтерская проводка в этом случае будет выглядеть так:

Дт20 (23, 29) — Кт26

Как закрывается 26 счет, если предприятие выбрало метод директ-костинг. Все очень просто. Общехозяйственные затраты при работе по сокращенной себестоимости будут учитываться на счете 90.2 «Себестоимость продаж». Образец проводки:

Дт90.2 — Кт26

В бухгалтерии иногда возникают проблемы со списанием общехозяйственных расходов. Почему же не закрывается 26 счет. Скорее всего у него есть начальное сальдо, чего быть не должно. Существует несколько причин, устранив которые можно решить этот невозможный вопрос:

  1. В первую очередь нужно проверить настройки учетной политики в бухгалтерской программе. Там должен быть указан метод формирования себестоимости на предприятии, а также информация о том, каким способом распределяются общехозяйственные затраты.
  2. Второй возможной причиной может быть неверный аналитический учет по общехозяйственным расходам. Следует проверить корректность распределения затрат по видам статей, а также по подразделениям компании. Скорее всего обнаружится ошибка в детализации произведенных операций.


Бухгалтер закрывает месяц
А что делать, если в течение отчетного месяца не было выручки. Выход тоже есть. Нужно создать реализацию на 1 копейку и провести ее на подставного контрагента. После этого можно закрыть общехозяйственные расходы счет 26 на счет 20 «Основное производство». После этого останется только в конце года вручную сторнировать лишнюю копейку.

Пример того, как закрыть счет 26 вручную проводкой:

Дт26 — Кт02 — начислена амортизация по основным средствам.

Дт26 — Кт10 — списаны материально-производственные запасы.

Дт26 — Кт70 — начислена заработная плата административно-хозяйственному аппарату.

Дт26 — Кт68 (69) — произведено начисление страховых платежей.

Дт20 (21, 29, 90) — Кт26 — выполнено списание затрат.

Важно! Если общехозяйственные расходы учитываются в налоговом учете как косвенные, то неизменно возникают временные разницы. Они тоже должны быть списаны проводками.

Проводки 26 счета бухгалтерского учета

Примеры бухгалтерских проводок по счету 26:

Содержание операцииДебет счета Кредит счета
Начислена амортизация по ОС и НМА общехозяйственного назначения 26 05, 02
Списание материалов, используемых на общехозяйственные нужды2610
Учтены представительские расходы2660
Учтены расходы на аудиторские услуги2660
Отражены затраты на ремонт2660
Списана стоимость материалов, израсходованных при ремонте2610-5
Начислена заработная плата управленческому персоналу2670
Начислены страховые взносы с заработной платы управленческого персонала2669
Арендная плата за использование помещений и транспортных средств2676
Учтена стоимость противопожарного оборудования2660
Списаны общехозяйственные расходы при учете готовой продукции (работ, услуг) по методу директ-костинга90-226
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]