Восстановление основных средств всегда требовало внимательного отношения к распределению затрат. В одних случаях затраты нужно было относить на первоначальную стоимость объектов основных средств, в других — на прочие расходы. В 2022 году к этому добавляются дополнительные сложности в связи с введением новых стандартов по учету основных средств и капитальных вложений. Статья содержит сравнение действий организации в рамках старых и новых правил, практические примеры распределения затрат в разных случаях восстановления основных средств.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Восстановление объекта основных средств (ОС) может осуществляться посредством реконструкции, дооборудования, модернизации и ремонта.
Реконструкция — это изменение параметров основных средств, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Модернизация — совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, повышению технического уровня и экономических характеристик объекта путем замены его конструктивных элементов и систем на более эффективные.
Дооборудование — дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы. Раздельное их применение будет невозможно.
Ремонт представляет собой комплекс ремонтно-строительных и ремонтно-реставрационных работ, выполняемых для:
- устранения неисправностей (восстановления работоспособности) объектов основных средств;
- поддержания технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь объектов, пропускная способность и др.) на изначально предусмотренном уровне;
- проведения некапитальной перепланировки помещений и т. д.
Реконструкция, дооборудование и модернизация приводят к увеличению стоимости основных средств, ремонт стоимость ОС не увеличивает (ст. 257, 260 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ).
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: УЧЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н утверждены новые федеральные стандарты бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». В связи с этим 01.01.2022 утрачивают силу следующие действующие в настоящий момент нормативные документы по основным средствам:
- Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н (в ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (далее — Приказ № 26н);
- Приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н (в ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (далее — Приказ № 91н).
Новые стандарты (ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020) применяются начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г., однако организация может принять решение о применении новых правил до указанного срока, то есть с 01.01.2021.
К СВЕДЕНИЮ
Согласно ФСБУ 6/2020 первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта.
Ранее по ПБУ 6/01 (п. 14) изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускалось в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
КОСГУ: капитальный ремонт 2022
При отнесении расходов на соответствующие статьи КОСГУ бюджетные предприятия руководствуются приказами Минфина РФ № 85н от 06.06.2019 и № 209н от 29.11.2017.
Как правило, стоимость как текущих, так и капитальных ремонтных работ фиксируется на подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Но следует помнить: если в результате работ по капремонту изменилась стоимость объекта либо возведено новое ОС, то затраты по подобным изменениям учитывают на подстатье КОСГУ 228 «Услуги, работы для целей капвложений», которая генерирует расходы, впоследствии формирующие или увеличивающие стоимость ОС.
Кстати, расходы по оплате договоров на реконструкцию, модернизацию ОС относятся на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости ОС», но это уже не капремонт.
Таким образом, капитальный ремонт КОСГУ отражают на подстатье 225. Сопоставимым видом затрат является КВР 243 «Закупка товаров, услуг, работ в целях капремонта государственного и муниципального имущества». Указанными шифрами идентифицируют расходы по капремонту имущества или его реставрации, т.е. выполнение определенных работ, связанных с капремонтом или реставрацией, а также передача госзаказчику результатов этих работ. По КВР 243 в рамках капремонта (КОСГУ 225) могут быть отнесены работы по ремонту здания и помещений в нем, кровли, оконных блоков, коммуникационных систем, благоустройства и т.п.
Для правильной фиксации затрат следует учитывать, в рамках какого вида ремонта осуществляются работы, т.е. он должен быть четко определен договором.
ЧТО ОТНОСИТСЯ К КАПИТАЛЬНЫМ ВЛОЖЕНИЯМ ПО ФСБУ 26/2020
ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете информации о капитальных вложениях организаций.
Нужно отметить, что стандарт, посвященный учету капитальных вложений, принят впервые. Он не отменяет Положение по учету долгосрочных инвестиций от 30.12.1993 № 160 (далее — Положение № 160), которое может применяться в части, не противоречащей стандарту.
Под капитальными вложениями понимают затраты организации на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств. К капитальным вложениям относятся, в частности, затраты на:
- приобретение имущества, предназначенного для использования непосредственно в качестве объектов основных средств или их частей либо для использования в процессе приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления объектов основных средств;
- строительство, сооружение, изготовление объектов основных средств;
- коренное улучшение земель;
- подготовку проектной, рабочей и организационно-технологической документации (архитектурных проектов, разрешений на строительство и др.);
- организацию строительной площадки;
- осуществление авторского надзора;
- улучшение и (или) восстановление объекта основных средств (например, достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция, замена частей, технические осмотры, техническое обслуживание);
- доставку и приведение объекта в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию в запланированных целях, в том числе его монтаж, установку;
- проведение пусконаладочных работ, испытаний.
Капитальные вложения признаются в бухучете при одновременном соблюдении следующих условий:
- понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией (достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана) в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
- определена сумма понесенных затрат или приравненная к ней величина.
Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-28 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и коментарии» содержит некоторые комментарии по применению нововведений законодательства.
СМР: особенности учета и отличия при капремонте и модернизации
При необходимости проведения строительных работ по капремонту зданий и сооружений у специалистов и бухгалтеров возникает множество вопросов: какие виды работ могут осуществляться в рамках капремонта и какие относятся уже к модернизации, какой необходимый алгоритм действий в том и другом случаях и как правильно отразить расходы на эти работы в бухучете. Помочь разобраться в этих вопросах и не только в них поможет данный материал.
1. Как определить, к какому типу работ отнести строительные работы
В ходе эксплуатации объектов основных средств, в том числе зданий и сооружений, происходит их износ и разной степени утрата первоначальных свойств. Что требует проведения восстановительных и ремонтных работ, в результате которых могут измениться их характеристики. Общие признаки работ и критерии изменения характеристик объектов в результате их проведения приведены в приложении 5 к Инструкции N 37/18/6.
Что касается строительной деятельности, то определить, к какому типу отнести предполагаемые к выполнению виды работ (к текущему или капитальному ремонту, реконструкции или модернизации), необходимо еще на этапе планирования. От этого зависит правильное определение объекта строительства и состав необходимой документации (при необходимости разрешительной, предпроектной и проектной).
На начальном этапе бюджетной организации необходимо исходить из того, по какой причине необходимо выполнение строительных работ, их видов и изменений, которые должны произойти по окончании их выполнения. В случаях, когда здания и сооружения требуют значительного ремонта, наиболее часто бюджетные организации прибегают к таким типам строительных работ, как капитальный ремонт либо модернизация.
Законом N 300-З дано определение капитального ремонта — совокупность работ по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта строительства (абз. 17 ч. 1 ст. 1 Закона N 300-З).
При этом определение модернизации как самостоятельного термина в законе не приводится. Модернизация в строительной деятельности рассматривается как элемент реконструкции, проводимой в существующих габаритах — совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств зданий, сооружений, коммуникаций, их частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований (п. 3.3.5 ТКП 45-1.01-4-2005, утв. приказом Минстройархитектуры от 18.07.2005 N 172).
При модернизации может осуществляться изменение планировки без изменения назначения отдельных помещений, устройство встроенных помещений для лестничных клеток, лифтов, мусоропроводов, выполнение балконов, лоджий, замена отдельных видов несущих конструкций (стен, лестниц, перекрытий, покрытий), улучшение архитектурной выразительности здания, переустройство крыш, утепление и шумоизоляция зданий, оснащение недостающими видами инженерного оборудования или повышение его уровня, переустройство наружных сетей (кроме магистральных) (примечание к п. 3.3.5 ТКП 45-1.01-4-2005).
Согласно разъяснениям Минстройархитектуры, виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности, определяются на основании:
— проектной документации, разрабатываемой на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос;
— ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утв. приказом от 15.07.2010 N 267 (согласно приложениям А — Г).
СправочноДекретом N 7 введен термин «техническая модернизация». Согласно письму Минстройархитектуры от 24.12.2019 N 02-3-05/17228 он введен с целью расширения термина «техническое переоснащение» путем расширения перечня работ, выполнение которых осуществляется при замене (установке нового) технологического оборудования только на производственных объектах.
СправочноАдминистративная ответственность за нарушения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности предусмотрена гл. 22 КоАП.
2. Классификация расходов на проведение СМР по капитальному ремонту и модернизации
Расходы на капитальный ремонт всех видов зданий, помещений, сооружений (за исключением капитального ремонта и модернизации жилищного фонда организаций, не являющихся бюджетными организациями), объектов инженерной инфраструктуры, расходы на оплату работ по модернизации объектов, работ, выполняемых при реставрации историко-культурных ценностей, а также работ по реконструкции отдельных конструктивных элементов, включенных в сводку затрат на проведение капитального ремонта объекта, отражаются по подстатье 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации расходов бюджета. В данную подстатью включаются также расходы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт и модернизацию объектов (подп. 48.3 п. 48 Инструкции по экономической классификации расходов бюджета N 208).
Таким образом, финансирование и оплата всех видов строительных работ, связанных с проведением как капитального ремонта, так и модернизации зданий и сооружений, осуществляется по указанной подстатье.
3. Процедура закупки в строительстве: изменения с 1 июля 2021 г.
С 1 июля 2022 г.:
1) истек срок действия Указа N 223 (ч. 3 п. 6 Указа N 223);
2) постановление Совмина от 31.01.2014 N 88 не может применяться при осуществлении госзакупок для строительства (абз. 1 постановления от 31.01.2014 N 88);
3) проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться в соответствии с Законом N 419-З.
По разъяснениям МАРТ, если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 1 июля 2022 г., то на такие закупки не распространяется действие законодательства о государственных закупках. Их проведение осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2022 г., т.е. в соответствии с Указом N 223 и постановлением Совмина от 31.01.2014 N 88 (ч. 4 раздела 2 письма МАРТ N 14-01-10/1598 К).
В соответствии с Законом N 419-З госзакупка осуществляется получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов (абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона N 419-З).
Таким образом, бюджетная организация как получатель бюджетных средств является заказчиком при госзакупках в строительстве. Согласно позиции МАРТ именно заказчик и должен осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств. Генподрядчику, получившему денежные средства в рамках исполнения договора госзакупки, заключенного по результатам процедуры госзакупки, руководствоваться нормами законодательства о госзакупках не требуется (ч. 10 — 12 раздела 2 письма МАРТ N 14-01-10/1598 К).
4. Алгоритм действий и отражение стоимости СМР в учете
Сравнение алгоритмов действий и отражение стоимости СМР в бухучете при капитальном ремонте и модернизации читайте в ilex.