Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.
Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).
Кто должен проходить обязательный аудит?
Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.
Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности? Посмотреть ответ
Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:
- выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
- выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
- проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
- проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.
Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения? Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности. Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб. Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления. Посмотреть ответ
Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:
- фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
- документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
- расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).
Как пройти обязательный аудит?
Какие компании должны проходить аудит обязательно
Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.
Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:
- компании с организационно-правовой формой ОАО;
- компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
- фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
- компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.
Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».
Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.
Нормативное обоснование
Документирование осуществляется на основании этих стандартов:
- МСА 230, утвержденные приказом Минфина №207н от 9 ноября 2016 года.
- Правила ФПСАД №2.
Второй стандарт на данный момент уже не действует.
Каков общий подход к документированию независимости в рамках заданий по аудиту и обзорным проверкам?
В МСА 230.7 указано, что документы могут быть как бумажными, так и электронными. Эта категория бумаг может включать в себя анализы, обзоры, программы проверки, письма, материалы электронной переписки. В состав РД иногда входят выдержки из контрактов. Однако нужно учитывать, что РД аудитора не заменят бухгалтерских свидетельств.
ВАЖНО! Рабочие бумаги должны быть объединены в едином файле.
Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности
Аудит проходит в несколько этапов:
- Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
- Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
- Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.
Разновидности
Аудиторская документация подразделяется на 2 вида:
- Постоянные. Включают в себя бумаги, которые нужны для понимания специфики деятельности компании. На основании этих документов можно понять темпы развития субъекта. В них содержатся существенные вопросы, интересующие аудиторов.
- Текущие. Включают в себя бумаги, которые нужны для осуществления текущей проверки, решения актуальных задач.
Обычно каждый из этих комплектов структурируется в отдельном порядке.
Какие документы проверяют
В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:
- бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
- налоговые декларации;
- первичная документация;
- уставные документы;
- разрешения, лицензии и многое другое.
Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.
К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.
Результат
Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:
- методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
- рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
- предложения по корректировке отчетности компании;
- другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).
В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.
ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.
Заключение аудитора
Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.
О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.
Коротко о том, что должен содержать документ:
- название «Аудиторское заключение»;
- сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
- информацию об аудируемом лице;
- информацию об аудиторе, проводящем проверку;
- список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
- мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
- результаты проверки;
- дату, когда было составлено заключение.
Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.
Особенности составления
Каждый документ, создаваемый в ходе работы, оформляется в соответствии с законом. В частности, в каждой бумаге должны быть эти сведения:
- Название компании, которая проводит аудит.
- Период осуществления проверки.
- Наименование документов.
- ФИО лиц, которые подготавливали документ.
- Дата аудита.
- Имена лиц, осуществляющих аудит.
В состав РД входят бумаги по определенным участкам деятельности компании. В них указываются обнаруженные отклонения и ошибки, существенные риски. Рекомендуется привести ссылки на положения учетной политики фирмы, на которые ориентировался аудитор при установлении ошибок.
Специалист должен обеспечить сохранность рабочих бумаг, а также их конфиденциальность. Аудитор обязан ограничить физический доступ к документации. К примеру, она может быть помещена в сейф, размещенный в запираемом помещении. Требуется позаботиться также о наличии электронной защиты, паролей.
Типичные ошибки и нарушения
Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:
- расходы и доходы отражены неправильно;
- реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
- неверно рассчитаны суммы налогов;
- показатели разных форм отчетности противоречат другу;
- размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
- арифметические ошибки при расчетах;
- формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.
Ответственность за непроведение
Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.
Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.
Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.
Инициатор штрафа | Причина | Статья | Штраф |
ФНС | При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). | Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ | От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц. |
Росстат | Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. | 19.7 КоАП РФ | От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц. |
Банк России | В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. | Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ | От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей. |
Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.
Обязанности аудитора по ведению документации
В МСА 230 приведены эти обязанности проверяющего:
- Своевременная фиксация обсуждений всех существенных вопросов с управленческим составом проверяемых компаний.
- Документация операций по устранению противоречий при вынесении заключительного вывода.
- Аудиторский файл должен быть сформирован своевременно, после момента вынесения заключения по итогам мероприятия.
РД должна быть систематизирована. Особенности систематизации определяются конкретными обстоятельствами и нуждами проверяющего. Специалист должен разработать типовые формы бумаг. Наличие типовых форм сокращает время на составление документов.
К СВЕДЕНИЮ! Когда заключительный аудиторский файл создан, специалист не может удалять или изымать бумаги до завершения срока хранения. Последний составляет не меньше 5 лет с даты вынесения заключения.