Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией


Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:

  • 1) суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном настоящим Кодексом порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса;
  • 2) расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны;
  • 2.1) расходы по стандартизации с учётом положений пункта 5 настоящей статьи;
  • 3) суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги);
  • 4) суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы;
  • 5) суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 6) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты);
  • 7) расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;
  • 8) расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала;
  • 9) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учётом положений статьи 267 настоящего Кодекса);
  • 10) арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. В случае, если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с настоящим подпунктом, признаются:
  • у лизингополучателя — арендные (лизинговые) платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со статьями 259 — 259.2 настоящего Кодекса;
  • у лизингодателя — расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг;
  • 10.1) плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата);
  • 11) расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;
  • 12) расходы на командировки, в частности на:
    • проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
    • наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
    • суточные или полевое довольствие;
    • оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
    • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
  • 12.1) расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами;
  • 13) расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов;
  • 14) расходы на юридические и информационные услуги;
  • 15) расходы на консультационные и иные аналогичные услуги;
  • 16) плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
  • 17) расходы на аудиторские услуги;
  • 18) расходы на управление организацией или отдельными её подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или её отдельными подразделениями;
  • 19) расходы на услуги по предоставлению труда работников (персонала) сторонними организациями для участия в производственной деятельности, в том числе в управлении производством, выполнении иных функций, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг);
  • 20) расходы на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
  • 21) расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность представлять эту информацию;
  • 22) представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи;
  • 23) расходы на обучение и прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи;
  • 24) расходы на канцелярские товары;
  • 25) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» и иные аналогичные системы);
  • 26) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определённой пунктом 1 статьи 256 настоящего Кодекса;
  • 27) расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);
  • 28) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учётом положений пункта 4 настоящей статьи;
  • 29) взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей;
  • 30) взносы, уплачиваемые международным организациям и организациям, предоставляющим платежные системы и электронные системы передачи информации, если уплата таких взносов является обязательным условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов или является условием предоставления международной организацией услуг, необходимых для ведения налогоплательщиком — плательщиком таких взносов указанной деятельности;
  • 31) расходы, связанные с оплатой услуг сторонним организациям по содержанию и реализации в установленном законодательством Российской Федерации порядке предметов залога и заклада за время нахождения указанных предметов у залогодержателя после передачи залогодателем;
  • 32) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам;
  • 33) отчисления предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • 34) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
  • 35) расходы, связанные с внедрением технологий производства, а также методов организации производства и управления;
  • 36) расходы на услуги по ведению бухгалтерского учёта, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;
  • 37) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и правами на средства индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы);
  • 38) расходы, осуществленные налогоплательщиком-организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов.
  • Целями социальной защиты инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов признаются:

    • улучшение условий и охраны труда инвалидов;
    • создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация труда рабочих-надомников);
    • обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов;
    • изготовление и ремонт протезных изделий;
    • приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (включая приобретение собак-проводников);
    • санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов;
    • защита прав и законных интересов инвалидов;
    • мероприятия по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные подобные мероприятия);
    • обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов);
    • приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов;
    • приобретение и распространение среди инвалидов видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом;
    • взносы, направленные указанными организациями общественным организациям инвалидов на их содержание.

    При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;

    39) расходы налогоплательщиков — общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков-учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в подпункте 38 настоящего пункта.

    Получатели средств, предназначенных на осуществление деятельности общественной организации инвалидов и на цели социальной защиты инвалидов, по окончании налогового периода представляют в соответствующие налоговые органы по месту своего учёта отчет о целевом использовании полученных средств.

    При нецелевом использовании таких средств с момента, когда их получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению (нарушил условия предоставления этих средств), такие средства признаются доходом у налогоплательщика, получившего эти средства.

    Расходы, указанные в подпункте 38 настоящего пункта и настоящем подпункте, не могут быть включены в расходы, связанные с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими организациями инвалидов, а также с оказанием посреднических услуг, связанных с реализацией таких товаров, минерального сырья и полезных ископаемых;

    39.1) расходы налогоплательщиков-организаций, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций;

    39.2) расходы на формирование в порядке, установленном статьёй 267.1 настоящего Кодекса, резервов предстоящих расходов в целях социальной защиты инвалидов, предусмотренных подпунктом 38 настоящего пункта, которые осуществлены налогоплательщиком — общественной организацией инвалидов, а также налогоплательщиком — организацией, использующей труд инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов;

    39.3) расходы на формирование в порядке, установленном статьёй 267.2 настоящего Кодекса, резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;

    40) платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости;

    41) расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации;

    42) расходы налогоплательщиков — сельскохозяйственных организаций на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

    43) расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания;

    44) потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.

    Расходом признаётся стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков:

    • для периодических печатных изданий — в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;
    • для книг и иных непериодических печатных изданий — в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;
    • для календарей (независимо от их вида) — до 1 апреля года, к которому они относятся;
    • 45) взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • 46) отчисления налогоплательщиков, осуществляемые на обеспечение предусмотренной законодательством Российской Федерации надзорной деятельности специализированных учреждений в целях осуществления контроля за соблюдением такими налогоплательщиками соответствующих требований и условий, а также отчисления налогоплательщиков в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность в области связи;
    • 47) потери от брака;
    • 48) расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьёй 275.1 настоящего Кодекса;
    • 48.1) расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счёт средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счёт средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
    • 48.2) платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счёт средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счёт средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». При этом совокупная сумма этих платежей (взносов) работодателей и взносов, указанных в абзаце десятом пункта 16 части второй статьи 255 настоящего Кодекса, включается в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда;
    • 48.3) расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным предоставлением эфирного времени и (или) печатной площади в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах;
    • 48.4) расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Указанные в настоящем подпункте расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 настоящего Кодекса;
    • 48.5) расходы налогоплательщика, в пользу которого в установленном законодательством Российской Федерации порядке переходит право пользования участком недр, в виде компенсации расходов на освоение природных ресурсов, ранее осуществленных прежним владельцем лицензии на пользование этим участком недр в целях её приобретения, в сумме фактических затрат налогоплательщика;
    • 48.6) суммы вступительных и гарантийных взносов негосударственных пенсионных фондов, гарантийных взносов Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений»;
    • 48.7) расходы, связанные с предоставлением имущества (работ, услуг) безвозмездно органам государственной власти или органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации;
    • 48.8) расходы на оплату услуг клиринговых организаций, связанных с выдачей, обслуживанием обращения и погашением клиринговых сертификатов участия;
    • 48.9) средства, перечисленные в бюджет субъекта Российской Федерации на основании соглашений (договоров) о безвозмездных целевых взносах, заключённых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;
    • 48.10) расходы унитарной некоммерческой организации, созданной в целях реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии со статьёй 7.7 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», на приобретение (создание) объектов недвижимого имущества в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве, за исключением расходов, произведенных в рамках целевого финансирования и целевых поступлений в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 настоящего Кодекса. Указанные расходы признаются для целей налогообложения на дату передачи принадлежащих указанной организации на праве собственности объектов недвижимого имущества городу Москве в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве;
    • 49) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

    . К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

    К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

    Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

    . Расходы налогоплательщика на обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если:

    • 1) обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам осуществляется на основании договора с российской образовательной организацией, научной организацией либо иностранной образовательной организацией, имеющими право на ведение образовательной деятельности, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работника налогоплательщика осуществляется на основании договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • 2) обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовые договоры, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договоры, предусматривающие обязанность физического лица не позднее трёх месяцев после окончания указанного обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года, независимую оценку квалификации на соответствие требованиям к квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор.

    В случае, если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за указанное обучение соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В случае, если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключён по истечении трёх месяцев после окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.

    Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение которого было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырёх лет.

    Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации и одного года работы физического лица, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации которого было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырёх лет.

    К расходам на обучение также относятся расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключённых в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с образовательными организациями, в частности расходы на содержание помещений и оборудования налогоплательщика, используемых для обучения, оплату труда, стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения, и иные расходы в рамках указанных договоров. Такие расходы признаются в том налоговом периоде, в котором они были понесены, при условии, что в данном налоговом периоде хотя бы один из обучающихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.

    Не признаются расходами на обучение работников налогоплательщика либо физических лиц, предусмотренными настоящим пунктом, расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения.

    . К расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:

    • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
    • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
    • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

    Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором — четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьёй 249 настоящего Кодекса.

    . Расходами по стандартизации признаются расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную национальным органом Российской Федерации по стандартизации, а также расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при условии соответственно утверждения стандартов в качестве национальных стандартов национальным органом Российской Федерации по стандартизации, регистрации региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

    Расходами по стандартизации не признаются расходы на проведение работ по разработке национальных и региональных стандартов организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

    Что входит в представительские расходы

    Из определений в НК РФ и сложившейся деловой практики можно сделать детализацию того, что относят к представительским расходам. Это:

    • проведение официального мероприятия (завтраков, обедов и ужинов или других аналогичных приемов) для представителей и участников;
    • обеспечение доставки представителей и/или участников на официальный прием, совет руководящего органа и обратно;
    • транспортное обслуживание представителей и участников;
    • ресторанное обслуживание во время представительского мероприятия;
    • расходы на переводчиков, не являющихся работниками налогоплательщика, – для перевода во время проведения встречи и/или официального приема.

    В письме ФНС России от 18.04.2007 N04-1-02/306 указано, что перечень представительских расходов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.

    Проведение круглого стола

    Правомерность учета расходов на проведение круглого стола для целей налогообложения прибыли организации тоже необходимо оценивать с учетом конкретных особенностей ситуации. Например, ведущий на корпоративном празднике – это точно не представительские. А ведущий делового круглого стола – почему бы и нет?

    Чтобы учесть все расходы, рекомендуем подготовить смету. Просчитайте затраты и утвердите их размер распоряжением руководителя. Среди расходов может быть:

    • аренда помещения;
    • буфетное обслуживание (кейтеринг);
    • расходы на питание и напитки;
    • оплата услуг ведущего;
    • составление программы;
    • расходы на транспортное обслуживание представителей и участников;
    • расходы на проживание гостей и т. д.

    По нашему мнению, можно признать расходы на проведение круглого стола в качестве представительских, оформив документацию и учитывая положения п. 1 ст. 264 НК РФ.

    Тем более, что Минфин России советует налогоплательщику самостоятельно определять, к какому виду относятся те или иные расходы (письмо от 16.10.2012 № 03-03-06/1/551).

    Расходы на тимбилдинг

    В начале нашей публикации сказано, что расходы на тимбилдинг – это не представительское мероприятие. Поясним почему.

    Как бы налогоплательщик ни старался обосновать необходимость данных мероприятий (некоторые компании даже приводят статистику и графики улучшения работоспособности, причём вполне обоснованные), это все-таки не деловое мероприятие. А значит – не представительские затраты.

    В целях расчета налога на прибыль вы можете принимать эти траты в расходы в составе прочих при соблюдении условия, что они экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с производством и/или реализацией. Хотя данную позицию не поддержали некоторые суды.

    ПРИМЕР

    В постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 19.11.2013 № А67-7663/2012, ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2008 № А56-3342/2008 судьи вынесли решение, что расходы на тренинги не направлены на получение дохода. То есть не отвечают критериям экономической обоснованности.

    Также хотелось бы отметить, почему расходы на услуги артистов не являются представительскими расходами. Потому что это, прежде всего, развлекательная часть программы. Вряд ли можно себе представить деловую встречу под выступление певца. Опять же, если это не мастер-класс по пению в филармонии. Здесь тогда можно поспорить.

    Что нельзя считать представительскими расходами

    Под представительские мероприятия нельзя замаскировать:

    • расходы на проведение юбилеев компании или ИП;
    • экскурсии и другие аналогичные развлечения;
    • организацию отдыха или тимбилдинга;
    • проведение диспансеризации или профилактику распространения болезней или вирусов;
    • расходы на приобретение сувениров и памятных подарков;
    • затраты на оформление виз для иностранных партнеров;
    • траты на оформление помещений для проведения официального приема, приобретение цветов и украшений.

    Однако в конкретной ситуации – если есть уверенность в необходимости таких затрат для проведения мероприятия – можно спорить.

    ПРИМЕР 1

    По общему правилу, к представительским нельзя отнести расходы на артистов, которые помогали проводить презентацию. Но в определенных случаях суд может встать на сторону налогоплательщика. Как сделал это суд Дальневосточного округа (постановление ФАС от 12.12.2011 № Ф03-6135/2011). Он отменил постановления нижестоящих судебных инстанций о том, что расходы на участвующих в презентации артистов не являются представительскими, и направил дело на новое рассмотрение.

    ПРИМЕР 2

    Затраты на оформление помещений для проведения официального приема тоже официально не относят к представительским. Например, Минфин России в письме от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176 выразил мнение, что расходы на оформление зала п. 2 ст. 264 НК РФ не предусмотрены. Следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения. Однако если вы такие расходы примите при исчислении налога, то правомерность можно доказать в суде. Так, на сторону налогоплательщика встал Московский суд и признал, что расходы на приобретение букетов живых цветов и цветочных композиций для проведения официальных приемов являются представительскими (постановление ФАС Московского округа от 03.09.2010 № КА-А40/10128-10).

    Ограничения по принятию представительских расходов

    При отнесении расходов к представительским следует учесть так называемый лимит, или ограничение – 4%. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством представительские расходы входят в состав прочих в размере, не превышающем 4% от годового фонда оплаты труда.

    Сумма принимаемых в уменьшение прибыли расходов не должна превышать предельных размеров по нормативам, установленным НК РФ.

    Таким образом, расходы – даже если они понесены в связи с проведением представительского мероприятия, но в размере вышеуказанного предела в 4% – не относятся к представительским расходам.

    Далее разберем ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по теме, что такое представительские расходы организации.

    Расходы на проведение форума

    Можно ли считать представительскими расходы по организации форумов?

    С одной стороны, это не развлекательное мероприятие. Значит, основное условие принятия к представительским выполнено. Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15.10.2007 по делу № А63-2652/2007-С4 решено, что налоговой инспекцией не доказано, что проведение форума – это развлекательное мероприятие или мероприятие по отдыху.

    Рекомендуем сохранить для проверяющих органов подтверждающие документы, которые содержат информацию о самих расходах и подтверждают их непосредственную связь с представительским мероприятием. А также документы, подтверждающие деловой характер встречи.

    Например, Минфин России приводит такой возможный перечень документов (письмо от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675):

    • приказ или распоряжение руководителя об осуществлении расходов на представительское мероприятие;

    • смета представительских расходов;

    • первичные документы (счета, онлайн-чеки, товарные накладные, акты оказанных услуг или работ);

    • отчет по проведенному представительскому мероприятию: в нем лучше отразить цель мероприятия (в данном случае – форума), результаты его проведения, сумму расходов и другую необходимую информацию.

    В указанных документах должна быть информация:

    1. О дате и месте проведения мероприятия.
    2. Программе мероприятия.
    3. Составе представителей и участников.
    4. Величине расходов на проведение.

    При этом затраты на буфет участников форума – экономически оправданы, обусловлены обычаями делового оборота. Они могут быть приняты как представительские расходы в пределах установленного лимита.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]