Отличие эффективного контракта от трудового договора
Президент РФ в 2012 году поручил указом № 597 утвердить программу, которая поможет оптимизировать алгоритм оплаты труда сотрудников бюджетных организаций. В развитие поручения правительство РФ разработало и приняло распоряжением от 26.11.2012 № 2190-р программу для совершенствования систем оплаты. Цель программы — повысить эффективность работы контрактного управляющего, других работников, стимулировать сотрудников-бюджетников повысить качество услуг через введение эффективного контракта.
Использование документа предполагает, что в рамках трудовых договоров происходит качественное улучшение трудовых отношений. По каждому сотруднику уточняют:
- трудовую функцию;
- критерии эффективности;
- сумму вознаграждения;
- объем поощрения по итогам коллективных результатов в работе.
В соответствии с ТК РФ, трудовой договор — единственная форма установления трудовых правоотношений, поэтому введение в действие документа предполагает оптимизацию трудовых отношений в рамках трудовых соглашений.
Сравнение двух вариантов выглядит так:
Таким образом, отличия незначительны: в контракте обозначены конкретные критерии оценки эффективности деятельности контрактного управляющего, которые определяют размеры стимулирующих выплат.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как перейти на эффективный контракт. Используйте эти инструкции бесплатно.
Эффективные контракты в 2022 году
Понятие эффективного контракта появилось в обиходе госучреждений шесть лет назад вместе с Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, в котором принята программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы. Последний, III этап длился с 2016 по 2022 год. Со всеми сотрудниками государственных организаций до 2022 года работодателям следовало заключить эффективные контракты, и контрактные управляющие не являются исключением. Заключение с работниками таких трудовых договоров, которые обеспечат результативную работу и закрепят порядок определения стимулирующих выплат и выплат социального характера контрактному управляющему, уже завершено.
Эффективные контракты внедрили для повышения производительности работы, определения трудовых задач и критериев оценки эффективности, установления четкой и понятной системы стимулирования. На практике система эффективных контрактов не всегда работает так, как запланировано в программе совершенствования, а заключение ЭК носит формальный характер. Отсутствует прозрачность в начислении стимулирующих выплат, тогда как при планировании эффективных соглашений говорилось о необходимости создания системы стимулирования, понятной как работодателю, так и работнику. Показатели оценки не проработаны, критерии не конкретизированы под отраслевые и организационные особенности учреждений. Кроме того, расчеты трудового вознаграждения с учетом таких критериев эффективности не автоматизированы. Бухгалтерам проблематично объяснить сотруднику порядок исчисления выплат. Программы, специализированные под такие контракты, отсутствуют: специалистам приходится донадстраивать рабочее ПО вручную.
Контрактные управляющие: эффективный контракт или трудовой договор
Программа, которая установила алгоритм совершенствования системы оплаты труда в государственных организациях, действовала с 2012 по 2018 год. Она определяла, что со всеми работниками госучреждений до окончания 2022 года следует заключить названные соглашения. Контрактные управляющие — не исключение. Это значит, что документ обязателен для этой категории сотрудников.
ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ предполагает создание контрактных служб или назначение контрактных управляющих на базе всех госучреждений. В системе госучреждений появилась новая должность контрактного управляющего с особенным функционалом, требованием профподготовки высокого уровня и серьезной ответственностью.
На контрактного управляющего возложено множество обязанностей, включая:
- разработку планов закупок;
- определение цены контракта;
- размещение сообщений о закупках;
- проведение процедур;
- разработку претензионных материалов.
Объем ответственности установлен разными разделами КоАП РФ (ст. 7.29 – 7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2) и УК РФ (ст. 200.4).
Учитывая значительные суммы штрафов, достигающие 50 000 рублей, актуальной становится проблема качественного исполнения функций. Если надежда лишь на наказание, итогом станет текучесть кадров.
В организации следует установить систему денежного стимулирования контрактного управляющего как альтернативу мерам наказания. Должностная инструкция помогает определить, какие критерии по стимулированию контрактного управляющего включать в документ.
Минтруд приказом от 26.04.2013 № 167н установил виды выплат (стимулирующих и компенсационных):
- за интенсивность и высокие результаты;
- за качество;
- за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные по итогам деятельности;
- за тяжелые работы, с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- за работу в особенных климатических условиях;
- за условия, отклоняющихся от нормальных;
- за работу с гостайной.
Включение в контракт названных финансовых условий дает управляющему понимание, что качественная работа влечет значительные материальные плюсы.
В итоге эффективный контракт с контрактным управляющим, содержащий четкие показатели эффективности качества работы контрактного управляющего, позволяет:
- повысить престижность должности;
- оплачивать работу в соответствии с качеством оказания госуслуг;
- повысить квалификацию;
- повысить качество закупаемых товаров, работ, услуг;
- разработать понятный механизм оплаты за работу.
Работодатели уточняют, работает ли контрактный управляющий по договору ГПХ или по эффективному контракту? Минфин РФ в письме от 09.06.2017 № 24-03-08/36084 пояснил: ФЗ № 44 определяет функции и полномочия заказчика в процессе проведения закупки. Эти функции от лица заказчика исполняет должностное лицо, которое работает на основании локальных распорядительных документов заказчика. Одновременно закон о контрактной системе не расшифровал понятие «должностное лицо». В итоге заказчик в самостоятельном режиме устанавливает распределение функционала, полномочий, устанавливает обязанности по должности и ответственность исполнителя.
Что включать в эффективный контракт с педагогом
Рекомендуется учитывать нормативные акты (а при отсутствии разработать их), определяющие:
- систему оплаты (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок);
- систему нормирования труда;
- условия работы по итогам проведения специальной оценки условий труда;
- режим рабочего времени и отдыха педагогов;
- штатное расписание образовательного учреждения;
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижный, разъездной, в пути).
Основная проблема при введении связана с разработкой показателей результатов работы. Они должны быть тщательно продуманы и апробированы. Необходимо выстроить единую систему требований к работникам, вытекающую из требований к деятельности самого учреждения, предусмотренных в государственных и муниципальных правовых документах. Без выполнения этого условия эффективный контракт останется просто более объемным трудовым договором и не обеспечит своей эффективности.
28.11.2013 Министерство образования и науки РФ разработало несколько методических рекомендаций о внедрении апробированных моделей эффективного контракта в системе профессионального обучения и среднего профессионального образования и о стимулировании руководителей образовательных организаций (то есть с педагогами). Они содержат перечень показателей эффективности деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, а также перечень показателей эффективности деятельности руководителей профессиональных образовательных организаций.
Также важные показатели эффективности деятельности педагогов, которые должны использоваться при разработке, установлены в Распоряжении № 722-р от 30.04.2014.
Как составить и внедрить
Эффективный контракт для контрактного управляющего имеет особенности в части оплаты за работу и описания обязанностей.
При оформлении эффективного контракта следует уточнить и конкретизировать в отношении каждого сотрудника следующие позиции:
- Трудовая функция. Конкретизировать обязанности по должности, виды работ.
- Показатели и критерии оценки эффективности деятельности. Установить, исходя из задач, поставленных сотруднику.
- Размер денежного содержания и поощрения. Установить конкретные критерии для стимулирующих выплат специалиста по закупкам, оценки его деятельности, не допускающие двойного толкования.
Для ввода в действие контракта следует:
- Создать рабочую группу в учреждении (администрация, сотрудники, профсоюз).
- Разработать документы, которые определяют критерии для оценки результативности работников, содержание функционала.
- Изменить ПВТР, положения по оплате, премированию, иным выплатам.
- Разработать шаблон контракта.
- Заключить контракт с вновь принимаемым управляющим или допсоглашение для контрактного управляющего при оформлении документа с действующим сотрудником.
Оформляем документы
После того как ваше учреждение разработало и утвердило показатели эффективности и формы договоров с работниками, следует издать приказ о переводе на ЭК. Обязательно сошлитесь на Распоряжение 2190-р, ведь именно оно и есть те самые «другие причины», о которых сказано в ч. 1 ст. 74 ТК РФ.
Образец приказа о переходе на эффективный контракт:
Если в учреждении уже введены показатели в соответствующем положении об ЭК, в приказе нужно сослаться на это положение.
Теперь на основании приказа уведомляем сотрудников.
Образец уведомления о введении эффективного контракта:
Приказ
Обязанности
ФЗ от 05.04.2020 № 44-ФЗ определяет персональную ответственность контрактного управляющего за соблюдение законодательства в сфере закупок, выполнение показателей эффективности.
Функции контрактного управляющего разнообразны и включают следующие задачи:
- разрабатывать план закупок;
- вносить в него корректировки;
- размещать план на едином информационном ресурсе;
- разрабатывать план-график, изменять его;
- определять начальную максимальную цену контракта;
- размещать на общей платформе извещения о закупках, документацию;
- проводить процедуру закупки;
- готовить претензионные материалы;
- проводить консультации при необходимости.
Показатели эффективности
К основным мероприятиям, осуществляемым учреждениями культуры и направленным на совершенствование системы оплаты труда, в том числе относятся подготовка предложений и утверждение показателей эффективности труда работников и заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам в связи с введением эффективного контракта или новых трудовых договоров с вновь принимаемыми работниками.
В силу Письма от 31.10.2012 критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными правовыми актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.
Периодичность оценки эффективности деятельности учреждений и их руководителей устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Для разработки органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников Минкультуры разработало Рекомендации N 920.
Согласно Рекомендациям N 920 показатели эффективности рекомендуется разработать для каждого типа учреждений культуры: общедоступные (публичные) библиотеки, музеи, театры, организации культурно-досугового типа, парки культуры и отдыха, цирки, цирковые коллективы, зоопарки, концертные организации, самостоятельные коллективы, производство, прокат и показ фильмов, радиовещание и телевидение, архивы, прочие учреждения стационарного и передвижного характера.
За основу при разработке показателей эффективности рекомендуется использовать показатели, установленные в Программе «Развитие культуры и туризма», Федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 N 186, Плане мероприятий, а также указанные в ведомственных перечнях государственных (муниципальных) услуг (работ), перечнях критериев оценки деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры, положениях о выплатах стимулирующего характера руководителям государственных (муниципальных) учреждений культуры, иных нормативных правовых актах субъекта РФ или муниципального образования.
При разработке показателей эффективности рекомендуется обратить внимание на следующие параметры:
— обеспечение увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
— введение взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника;
— целевые показатели деятельности учреждения, направленные на достижение показателей, определенных «дорожными картами», включая показатели, характеризующие проведение структурных и институциональных преобразований, а также показатели по соотношению средней заработной платы работников учреждения и средней заработной платы по субъекту РФ;
— показатели выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (работ), качества оказания государственных услуг, роста доходов от оказания платных услуг по сравнению с предыдущим периодом;
— объем деятельности, а также численность населения, воспользовавшегося услугами учреждения культуры (за год, полугодие, квартал, месяц);
— расширение (обновление) перечня предоставляемых населению услуг (за те же периоды);
— реализацию принципа роста оплаты труда в соответствии с ростом эффективности труда работников.
В показателях эффективности деятельности руководителей рекомендуется учитывать в том числе:
— изменение квалификационного уровня работников (за полугодие, год);
— заполняемость штатной численности персонала в течение года (месяца);
— изменение расходов на повышение квалификации сотрудников (за год);
— использование в работе учреждений культуры современных технологий работы (ежемесячно).
При формировании показателей эффективности деятельности основных категорий работников рекомендуется учитывать следующее:
— полноту использования фонда рабочего времени в соответствующем периоде;
— отсутствие претензий со стороны руководителя к исполнению должностных обязанностей;
— отсутствие претензий от потребителей услуг к качеству работы работника;
— инициативность в работе, обмен опытом, а также другие показатели эффективности работы.
В приложении к Рекомендациям N 920 приводится примерный перечень показателей эффективности по видам учреждений. Например, театрам рекомендуется использовать следующие показатели:
— количество новых и капитально-возобновленных спектаклей;
— количество публичных показов спектаклей на стационаре (основная сцена, арендованные площадки), на гастролях по России и за рубежом;
— количество публичных показов спектаклей для детско-юношеской аудитории;
— количество зрителей согласно реализованным билетам;
— средняя заполняемость зала на стационаре (в процентах) (для учреждений, ведущих билетное хозяйство, согласно реализованным билетам);
— количество новых постановок спектаклей по произведениям современной российской драматургии (написанным не ранее 1992 года) (для театров драмы);
— количество новых постановок спектаклей по произведениям современных композиторов (написанным не ранее 1960 года), а также постановок современных хореографов (для театров оперы и балета).
Как мотивировать
Наиболее важными становятся критерии эффективности, связанные с видами деятельности. Исходя из содержания ФЗ № 44-ФЗ, сильные внешние показатели в работе контрактного управляющего следующие:
Показатели эффективного контракта | Критерии | Оценка |
Обоснованные жалобы отсутствуют | Жалоб нет | Оценку проводят:
|
План закупок, план-график закупок разработан и размещен в определенные законодателем сроки | Замечания отсутствуют | |
Изменения в план и план-график закупок вносят вовремя | Замечания отсутствуют | |
Закупки проводят своевременно | Замечания отсутствуют |
В организации комиссия по доплатам:
- считает баллы каждого сотрудника в учетном периоде;
- устанавливает сумму баллов по всем сотрудникам;
- определяет вес одного балла в рублях;
- определяет сумму стимулирующей выплаты.
Установленная законодателем форма заключения о работе комиссии по выплате по эффективному контракту отсутствует, поэтому учреждение определяет собственный шаблон.
Об авторе этой статьи
Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер. Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
- 2022.02.28Контроль закупокМинфин разъяснил, предоставлять ли одновременно преимущества организациям инвалидов и УИС
- 2022.02.28Контроль закупокИнструкция по составлению отчета о закупках у СМП и СОНО по 44-ФЗ
- 2022.02.25Контроль закупокКак Казначейство санкционирует операции со средствами участников казначейского сопровождения с 2022 года
- 2022.02.25Документы заказчикаПланируют изменить правила составления планов ФХД в учреждениях
Структура и функции
Эффективный трудовой договор опирается на действующее трудовое законодательство и использует заложенные в нём возможности для составления подробного соглашения между работником и работодателем. Главный документ при составлении договора — статья 57 Трудового Кодекса. Рассмотрим разделы эффективного контракта ниже.
Трудовая функция
Один из важнейших разделов в любом контракте — трудовая функция сотрудника. Иным словами, определение должностных обязанностей является обязательным пунктом договора.
При переходе на эффективный контракт, трудовая функция остается неизменной. Если сотрудник был педагогом, он продолжает оставаться педагогом и выполнять полностью идентичную функцию. Давайте разберём каждую составляющую эффективного контракта более детально, потому что данная информация покажет особенности и отличия от обыкновенного трудового договора.
Оплата труда
С целью повышения производительности труда Минтруд разработало детальные рекомендации, касающиеся системы оплаты труда. Центральным понятием стали измеримые показатели результатов трудовой деятельности. Достигая их, сотрудник должен быть материально вознагражден. Согласно замыслу, это позволит решить сразу две задачи — повысить уровень оплаты труда в бюджетной сфере и улучшить производительность работы.
Показатели (за которые положены награда) необходимо основывать на поддающихся измерению данных. К таким можно отнести — степень удовлетворенности качеством услуг, количество предоставленных услуг. Иными словами, сотрудника за хорошую работу награждают дополнительными выплатами. В западной HR-практике такие показатели известны под названием KPI (Key Performance Indicators). При работе с российскими источниками следует использовать Письмо Минобрнауки NАП-1073/02.
Для каждого отдельного учреждения необходимо разрабатывать свои ключевые показатели. Для медицинского учреждения подходит одна система, для образовательного другая. Если же работодатель из частного сектора решил перенять разработку Минтруда, то ему также придется создать свои собственные показатели.
Следующим шагом после определения показателей станет создание системы соотношений между наградой и показателями. То есть будет необходимо определить размер награды за достижение установленного результата. В данном вопросе следует придерживаться золотой середины.
Образец эффективного трудового договора:
Выплата завышенных вознаграждений будет серьезно давить на бюджет предприятия. Помимо этого, слишком высокая стимулирующая выплата не станет оптимальной в плане психологии.
Сотрудники в таком случае будут сильно ориентированы только на получение дополнительной выплаты, забывая при этом другие важные составляющие трудового процесса (например, кооперацию и коммуникацию). Слишком маленькое вознаграждение же воспринимается как незначительный стимул, работник не станет активно стремиться к достижению поставленных показателей.
Чтобы сконструировать выплату будет необходимо указать:
- Название стимулирующей выплаты;
- Условие для получения — самым простым случаем будет «достижение 100% ключевого показателя А»;
- Ключевые показатели (которые ведут к вознаграждению);
- Периодичность вознаграждения — выплата может носить единовременный и регулярный характер. Если идет привязка, например, к ежемесячному плану, то
- вознаграждение выплачивается каждый месяц. Разовые выплаты оказывают значительно меньший эффект в плане создания долгосрочного стимула;
- Сумма выплаты.
Таким образом произойдёт изменение оклада в трудовом договоре, но без согласия обеих сторон произвести данную манипуляцию невозможно.
Социальная поддержка
Эффективный Трудовой Договор не предполагает принципиально новую систему социальной поддержки работникам. Даются лишь общие рекомендации — следует опираться на федеральные законы, Трудовой Кодекс, а также использовать прочие документы, касающиеся соц. помощи сотрудникам.
При переводе персонала на эффективный контракт будет хорошим решением лишь лучше конкретизировать меры социальной поддержки, сделать более детальное описание (если оно уже не сделано). Таким образом, вы покажете все преимущества эффективного договора и тем самым убедите сотрудника в подписании данного документа по собственной воле.
Возможно вас так же заинтересует статья «Срочный трудовой договор и беременность», в которой мы расскажем о преимуществах и недостатках данного вида документа для сотрудницы в интересном положении.