Список наиболее часто используемых статей затрат в бухучете

Настраиваем метод учета запасов

Корректное закрытие затратных счетов начинается с заполнения учетной политики организации. Напомним, что «учетка» в программе создается ежегодно, а также вместе с ней надо заполнить справочник «Перечень прямых расходов»

.

Первое, что указываем в учетной политике — способ оценки МПЗ. Функционал программы позволяет выбрать между двумя вариантами.

Вариант 1. Метод средней оценки.

В этом случае себестоимость единицы учета запасов считается так: общую себестоимость вида запасов делим на их количество, с учетом остатка на начало периода.

Вариант 2. Метод ФИФО.

Это когда первыми выбывают с учета ТМЦ, поставленные на учет первыми.

Далее есть возможность указать чем занимается организация:

  • Галочка «Выпуск продукции»
    — для организаций, которые занимаются производством.
  • Галочка «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»
    — для тех, кто оказывает услуги.

Если речь о торговой компании, которая ничего не производит, галочки не ставим. Это значит, счет 20 в данном случае программа не использует.

Собираем затраты на производство

Прямые

расходы компании, которые можно отнести к конкретному виду продукции, отражаются на счетах 20 и 23.
Косвенные
расходы — те, которые относятся к производству сразу нескольких видов продукции, — на счетах 25 и 26.

Деление не формальное! Из плана счетов программы видим, что счета прямых расходов имеют субконто «Номенклатурная группа»

. Поэтому данные расходы могут быть списаны по конкретной номенклатурной группе напрямую в себестоимость производства.

Счета косвенных расходов не имеют необходимое субконто и, значит, не могут закрываться прямиком в себестоимость конкретного товара.

Итоги

Все расходы предприятия законодательство, регулирующее бухучет, делит на две большие группы: связанные с обычной деятельностью и прочие расходы. Расходы, связанные с обычной деятельностью, делятся на элементные группы. А группировку расходов по статьям затрат предприятие выбирает самостоятельно. Основной и дополнительный списки статей затрат формируют полный перечень затрат предприятия.

О порядке учета отдельных видов затрат читайте в материалах нашей рубрики «Ведение бухгалтерского учета в 2020-2021 годах (правила, способы)».

Источники:

  • ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н
  • план счетов, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Закрываем счет 20 по услугам

Если поставили галочку напротив «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»

, надо выбрать, как именно списываются затраты со счета 20.01 при закрытии месяца. Для этого на вкладке появится специальное поле. Возможные варианты смотрите в таблице 1. Обращаем внимание: эта настройка касается только услуг.
Таблица 1. Списание затрат по услугам при закрытии месяца

Способ списанияВ чем заключается
Без учета выручкиВсе затраты, накопленные на счете 20.01, списываются регламентной операцией при закрытии месяца в Дт 90.02.1 «Себестоимость продаж по деятельности с основной системой налогообложения»
, независимо от того, была выручка или нет
С учетом всей выручкиЭтот способ — полная противоположность предыдущему. А именно: если по итогам месяца есть выручка по конкретной номенклатурной группе, счет 20.01 закроется. Иначе, если выручки не было, — не закроется.
Если по итогам закрытия месяца надо отразить незавершенное производство по закрытой номенклатурной группе, проведите документ «Инвентаризация НЗП»

. Укажите в нем конкретную номенклатурную группу, которая не должна закрыться на счет себестоимости 90.02.1

С учетом выручки только по производственным услугамУчитывается только та сумма выручки, которую провели документом «Оказание услуг»
. Если провели документ
«Реализация товаров и услуг»
, соответствующую выручку для расчета списания затрат программа проигнорирует

Определяем общехозяйственные расходы

Установили галочку «Выпуск продукции»

? Тогда настройте поле
«База распределения косвенных расходов»
. Какую именно базу выбрать для распределения косвенных расходов, подскажет таблица 2.

Также в программе реализована возможность установить особые правила распределения для определенных затрат.

И имейте в виду: с 2022 года применяем единственный метод учета общехозяйственных расходов — метод неполной (сокращенной) производственной себестоимости («директ-костинг»). Метод полной производственной себестоимости («абсорпшен-костинг») больше не применяется, так как с 01.01.2021 заработал ФСБУ 5/2019 «Запасы». То есть раньше можно было относить на фактическую себестоимость готовой продукции управленческие расходы. Теперь такие схемы — под запретом.

Соответственно в программе «1С:Бухгалтерия 8» с 2022 года возможен только один вариант учета общехозяйственных расходов — метод «директ-костинг» (применяется по умолчанию). Переключатель «Общехозяйственные расходы включаются» в форме «Учетная политика» с 2021 г. скрыт.

Счет 26 в бухучете закрывается на счет 90.08.1, если в форме «Учетная политика» установили хотя бы один из флажков — «Выпуск продукции»

или
«Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»
. В налоговом учете в этом случае затраты, учтенные на счете 26, всегда относятся к косвенным.
Счет 26 в бухучете закрывается на счет 90.02.1 при условии, что в форме «Учетная политика» сняли оба флажка: «Выпуск продукции»
и
«Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»
. Этот вариант — для организаций, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т. п., за исключением торговцев) и которые все затраты учитывают на счете 26.
Таблица 2. База распределения косвенных расходов

Возможная базаКак закрывается счет 25 на счет 20
Объем выпускаЕсли в базе есть документ «Отчет производства за смену»
. Причем мы видим не только стоимость, но и количество выпущенной продукции
Плановая себестоимостьЕсли есть документ «Отчет производства за смену». Причем при данном методе, в отличие от предыдущего, мы видим только сумму выпущенной продукции
Оплата трудаПропорционально заработной плате по статьям затрат в НУ — оплата труда
Материальные затратыПропорционально материальным расходам по статьям затрат в НУ — материальные расходы
ВыручкаДолжна быть выручка, то есть документы реализации или акт об оказании услуг
Прямые затратыБазой выступает оборот по счету 20, без отбора по статьям затрат
Отдельные статьи затратБазой выступает оборот по счету 20, с отбором по указанному списку статей затрат в поле «список статей затрат»
Не распределяетсяНичего не закрывается автоматически. Надо делать закрытие вручную. Способ используют в редких случаях, когда организации не подходит стандартное закрытие, ни один из вышеперечисленных вариантов

Первичный учет затрат: почему бухгалтеру так нужны все эти «бумажки»?

Иногда бухгалтерия ассоциируется не только с начисленной зарплатой, но и с кучей чеков из магазинов, авиа- или железнодорожных билетов, счетов от гостиниц и т.п. Причем документы настоятельно требуют сдавать вовремя да еще и по нужной форме. Зачем такое буквоедство?

Причина не в занудстве бухгалтеров. Она лежит в нормативной плоскости. В статье 9 Закона «О бухгалтерском учете» говорится: любой факт хозяйственной жизни должен подтверждаться первичным учетным документом (ПУД). Если его нет, то операцию отразить нельзя. Даже когда нет сомнений в ее совершении.

Например, завхоз купил лампочки. Их вставили в светильники и они теперь горят. Значит, момент покупки бесспорен. Но если нет чека от магазина, приложенного к авансовому отчету завхоза, то бухгалтеру никак не принять лампочки к учету. Выходит, не списать их в затраты, а в последующем не включить в расходы.

Обижаться на бухгалтера за то, что он требует своевременную сдачу документов, причем не абы каких, а по нужной форме – сродни тому, как сердиться на начальника производства из-за его серьезного подхода к соблюдению техпроцесса.

С ПУД начинается весь учет. Налоговый, к слову, тоже. Значит, те самые «бумажки» ‒ это неотъемлемая часть информационной системы предприятия. Когда нужна ее эффективная работа, то нет смысла игнорировать просьбы бухгалтеров о своевременном документальном подтверждении операций. Это не их блажь. Это прямой интерес, в том числе и руководителя, если ему важны реальные цифры затрат, а не половинчатые из-за того, что кто-то так и не сдал авансовый отчет, не принес накладную или потерял чек.

Показали на схеме, как идут учетные информационные потоки. Заметьте: первичные документы – в самом начале. Если хотя бы одного не будет, значит, цифры об активах, затратах, расходах, прибыли окажутся искаженными.

Рисунок 2. Бухгалтерский и налоговый учет затрат: документопотоки

А еще, кроме искаженных цифр в отчетности, можно заполучить санкции от налоговиков. Почему? Потому что отсутствие ПУД и составляемых на их основе учетных регистров – это грубое нарушение правил учета и отчетности. Про такое написано в статьях 120 Налогового кодекса и 15.11 Кодекса об административных правонарушениях.

Вот какие санкции предусматриваются.

Рисунок 3. Отражение затрат: что будет, если нет документов

Не думайте, что штрафы и дисквалификация касаются только главбуха. По статье 120 НК РФ обычно наказывают организацию. Статья 15.11 КоАП РФ иногда применяется к директору. Так будет, если он не организовал учет должным образом. В соответствии со статьей 7 Закона «О бухучете» именно руководитель отвечает за организацию учетного процесса и хранение документов.

Подытог 3

: документы для бухгалтера – все равно что исходный материал для рабочего. Это не ему надо. Это интерес самой организации. Качественный документооборот – признак эффективного управления. А еще залог достоверных сведений в учете и отчетности, в том числе по затратам.

Секреты перечня прямых расходов

Чтобы программа правильно закрывала счета 20 и 23, верно заполняла Декларацию по налогу на прибыль и корректно считала налог на прибыль, каждый год настраивайте перечень прямых расходов (раздел «Главное»

— Ссылка
«Налоги и отчеты»
— вкладка
«Налог на прибыль»
— синяя ссылка
«Перечень прямых расходов»
).

Чтобы внести запись в перечень, нажмите на кнопку «Создать». В карточке выберите период действия, организацию, вид расходов налогового учета, счет дебета. Для большей детализации укажите статью затрат по бухучету.

Те расходы, которые не включили в перечень, для программы становятся косвенными и при закрытии месяца списываются в налоговом учете на счет 90.08.

Налоговый учет расходов будущих периодов

Налоговый кодекс РФ отдельно не определяет учет РБП. Он устанавливает общее правило, по которому расходы имеют отношение к налогооблагаемой базе в том периоде, в котором они появляются по условиям заключаемых сделок.

Это значит, что списывать расходы на налоги нужно, руководствуясь документальными правилами, по которым был оформлен договор сделки. Если из них следует, что расходы распределены на несколько периодов, то для налогообложения они учитываются в течение всего указанного времени.

Например, организация заплатила за сертификацию продукции определенную сумму. В состав базы по налогам эта сумма вносится равными долями в течение всего срока действия сертификата.

К СВЕДЕНИЮ! Если из договора невозможно определить сроки, к которым следует относить расходы, организация должна сделать это в соответствии со своей учетной политикой.

РБП и спецрежимы

Не все предприниматели имеют дело с расходами будущих периодов. Так, чаще с ними сталкиваются плательщики ОСНО, а выбравшие «упрощенку», как правило, с ними не работают.

Если организация перешла на УСН с другого налогового режима, и у нее остались средства на счете 97, их нужно полностью списать в расходы и отразить в КУДиРе. Порядок их учета в сфере налогообложения может отличаться:

  • если их фактически оплатили до того момента, как режим изменился на УСН, они не уменьшат налоговую базу, потому что уже не войдут в отчетный период как вычитаемые затраты;
  • если данные расходы входят в ст. 346.16 НК РФ и понесены уже после перехода на УСН, они могут войти в налоговую базу в составе расходов, уменьшающих ее.

Что делать, если счета не закрылись

Бывает, что месяц закрылся хорошо, но при анализе оборотно-сальдовой ведомости мы видим, что счета закрылись не полностью или вовсе не закрылись. Тогда проанализируйте:

  • Проводки в регламентной операции «Закрытие счетов: 20, 23, 25, 26».
    Ваша задача — найти на какой счет закрылись счета 20 и 23. Если на 90.08, то, скорее всего, не хватает записей в перечне прямых расходов — проверьте их.
  • Отчет «Анализ субконто.
    Просмотрите, по какой номенклатурной группе и статье затрат не произошло полное/частичное закрытие счета 20/23 на счет 90.02. Возможные причины: незавершенное производство, недостаток записей в справочнике прямых расходов или отсутствие выручки по номенклатурной группе.

После анализа и изменения документов месяц закройте заново.

Бывает, что программа выдает ошибки с указанием на то, где проблема и как ее устранить. Тогда исправьте ошибки, следуя рекомендациям. После — перезакройте месяц.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]