Налоговые льготы в Крыму и Севастополе — специальная экономическая зона

Для предпринимателей, желающих «пустить корни» в Крыму или Севастополе (новый субъект федерации), ближайшие 25 лет обещают стать настоящим налоговым раздольем. Благоприятная налоговая ситуация коснется многих направлений бизнеса, поэтому сегодня предприниматели готовят необходимые документы, чтобы получить статус участника государственной программы поддержки Крыма.

Весь крымский полуостров до 2040 года официально признан Специальной Экономической Зоной (СЭЗ), и этот шаг можно смело считать благоприятным фактором для развития бизнеса в Крыму и привлечения новых инвестиций в экономику республики.

  • Условия для участия в СЭЗ Крыма и Севастополя
  • Пониженные налоговые ставки и другие льготы для бизнеса в Крыму
  • Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе
  • Свобода таможенного пространства и портовых зон Крыма
  • Землепользование и строительство на территории Крымской СЭЗ
  • Экономическое взаимодействие с материковой Россией
  • Расторжение договора участника СЭЗ добровольно и в принудительном порядке
  • Законодательная база по Специальной Экономической Зоне в Крыму
  • Органы управления СЭЗ

Современные условия СЭЗ в Крыму являются максимально привлекательными для инвесторов, благодаря целому ряду причин. Например, достаточно серьезный вид имеют сопутствующие различным направлениям бизнеса преференции и льготы, среди которых:

  • 2% максимальной налоговой ставки на прибыль в первое 3-х летие деятельности;
  • Предоставление возможности в течение первого 10-ти летия оплачивать страховые взносы с зарплаты в размере 7,6%;
  • Возможность в течение 10-ти лет иметь «0» ставку налога на имущество организаций;
  • Налоговая ставка при УНС до 2016 года была нулевая, следующую «пятилетку» – 4%.

Эти, как и многие другие приятные налоговые сюрпризы, призваны стимулировать и развивать хозяйственную деятельность предпринимателей на крымском полуострове. Как заявил нынешний замминистра по делам Крыма А. Соколов, правительство России стремится создать для местного бизнеса новые стимулы и возможности, помочь адаптироваться под российские законы и современные условия.

Кроме того, лояльность обусловлена еще и тем, что возникшие политические и экономические риски, санкционные настроения, имеющие непосредственное отношение к деятельности на полуострове, требуют определенной компенсации. А данные виды льгот способны подтолкнуть развитие бизнеса в Крыму, и сделать условия максимально выгодными и привлекательными, как для местных предпринимателей, так и для зарубежных спонсоров.

Пока на практике условия для работы в свободной экономической зоне на новой российской территории еще не полностью отработаны, поэтому говорить о плюсах и минусах достаточно сложно. Ясно, что в ходе настройки новой системы необходимо будет принятие дополнительных законов, поправок, или же внесение некоторых изменений в уже существующие законы – в зависимости от полученного первого опыта и сопутствующих нюансов. Зато уже сегодня можно назвать условия вхождения в зону экономической свободы довольно простыми.

Условия для участия в СЭЗ Крыма и Севастополя

Работа СЭЗ на территории полуострова регламентируется Федеральным законом, датированным 29.11.2014 года под N 377-ФЗ. Действующим законодательством пока что не предусмотрено ограничений по поводу организационно-правовой формы ИП или юридических лиц, желающих стать участниками СЭЗ.

Предпринимательская деятельность в СЭЗ ограничена, она не может касаться пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа Российской Федерации.

Это означает, что любые юр. лица и ИП, зарегистрированные и состоящие в Крыму на налоговом учете, имеют право получить положение участника СЭЗ. Обязательным является наличие соответственной инвестиционной декларации об осуществлении инвестиционного проекта на территории Республики Крым. Как заявил в интервью ИА «КрымБизнесКонсалтинг» Андрей Соколов, замминистра по делам Крыма, для полноправного вхождения в выгодно экономическую зону необходимо иметь регистрацию ИП/юридического лица в Севастополе или Крыму, а также инвестиционный проект с вложением капитала в размерах от 3-х миллионов рублей за первые 3 года осуществления деятельности. Не имея статуса самостоятельного юридического лица, войти в зону не смогут различные представительства и филиалы компаний.

Для беспрепятственного вхождения в состав свободной экономической зоны необходимо соблюдать ряд условий и формальностей. Обязательными являются:

  1. Регистрация ИП или организации в Севастополе или на остальной территории Крыма.
  2. Постановка в местных налоговых органах на учет.
  3. Подача соответственного заявления с просьбой заключить договор с возможностью деятельности в условиях СЭЗ. В письменном виде данное заявление подается в Совмин Крыма или Законодательное собрание города Севастополя.
  4. Приложение указанного пакета документации при подаче заявления. Такими документами являются: — для юр. лиц – ксерокопии учредительных документов, — копии документов о постановке на налоговый учет, — ксерокопии свидетельств о гос. регистрации ИП или юр. лица, — инвестиционная декларация, изложенная в соответствующей форме.
  5. Заполнение установленного образца инвестиционной декларации. Содержание декларации определяется нормативами федерального закона ФЗ-377, отражая следующие сведения: — вид деятельности, — целенаправленность инвестиционного проекта, — экономически-техническое определение инвестиционного проекта (обязательно указывается размер средней ЗП и количество планируемых рабочих вакансий), — размеры общих капитальных финансовых вложений, планируемых в рамках проекта (в частности, необходима информация о планируемых вложениях в первые 3 года, считая от даты заключения договора), — отражение реализации инвестиционного проекта в Крыму или Севастополе, — отражение графика ежегодных вложений в первые 3 года деятельности.
  6. Следующим пунктом идет ожидание принятия решения соответствующими органами и окончательное вынесение заключения. Порядок и сроки рассмотрения зависят от размеров капитальных вложений. При сумме вложений более 100 млн. рублей заявка с проектом договора и приложенной документацией направляется на рассмотрение в экспертный совет по вопросам СЭЗ не позднее 7-дневного срока. В совете рассмотрение заявки происходит в течение 15 дней, при этом орган может вменить заявителю внесение каких-либо изменений в поданную декларацию. При заявленной сумме менее 100 млн. рублей, заявку обязаны рассмотреть высшие исполнительные органы власти Севастополя или Республики Крым – в зависимости от места регистрации заявителя. Рассмотрение производится в течение 7-дневного периода.
  7. Заключение договора о работе в условиях СЭЗ. Заключенный договор затем входит в реестр участников свободной экономической зоны.
  8. Последним организационным вопросом является получение свидетельства о включении участника в единый реестр СЭЗ. Именно с этого времени заявитель становится полноправным участником и получает право на осуществление предпринимательской и иных видов деятельности на территории свободной экономической зоны в условиях специальных режимов налогообложения. Возможности и условия регулируются рамками заключенного договора.

Отказ в заключении договора практически невозможен, если участник выполнил все указанные требования и предоставил всю необходимую информацию и документы. Этот момент также регламентируется действующим законодательством.

Обоснование эффективности режимов налогообложения бизнеса в Крыму

Сказать определенно точно, какой из режимов наиболее эффективен, возможности не представляется. Универсального способа вычислить это не существует, что вызвано несколькими факторами:

  1. Несопоставимостью баз расчетов налогов. К примеру, величина ЕНВД не будет зависеть от результативности в финансовом плане.
  2. Необходимость допущения о структуре себестоимости. Выгода различных режимов будет напрямую обуславливаться рентабельностью деятельности. Если разделить условно виды деятельности, отнеся к одной категории производство, торговлю, сельскохозяйственное направление, а ко второй – оказание услуг и аренду, то при анализе УСНО второй вариант с учетом более высокой прибыли будет показан отдельно.
  3. Размеры соцвзносов с заработной платы играют немаловажную роль, определяя окончательную величину налога, и, соответственно, влияя на общую налоговую нагрузку. Общей ставкой социальных взносов при расчетах считается 30%.

Из-за недоступности патента и невыгодных условий спецрежима ОСНО, выбор малым предприятиям необходимо будет производить между ЕНВД и УСНО. В случае, если на предприятии наблюдается превышенный размер выручки, то выбор не производится – предприниматель по умолчанию работает на условиях ЕНВД. При этом деятельность предприятия на ЕНВД невозможна с большим налоговым бременем, чем это было бы на условиях ОСНО. В итоге, предприятия малого бизнеса, оборот которых составляет сумму, не превышающую 64,02 млн. рублей (цены 2014 года), могут выбрать между ЕНВД и УСНО – это зависит от эффективности их деятельности. А вот фирмы, оборот которых составляет более 64,02 млн. рублей обязаны осуществлять строгий контроль, чтобы их налоговые обязательства при ЕНВД была не выше, чем при ОСНО.

Пониженные налоговые ставки и другие льготы для бизнеса в Крыму

По законодательству России в данной ситуации предусматривается 2 разновидности льгот по налогам. К первым можно отнести льготы, определяемые для участников зоны, а вторые – это общие льготы, под которые попадают все ИП и организации, осуществляющие деятельность на территории зоны.

Льготы для резидентов СЭЗ в Крыму и Севастополе включают:

  • Пониженные ставки по налогам на прибыль предприятий и возможности применения в отношении основных средств повышенного амортизационного коэффициента;
  • При работе на НДС – льготы на налоги во время помещения продукции под таможенную процедуру свободной зоны таможенного контроля;
  • Возможность нулевого налогообложения на имущество организаций в течение 10-ти лет;
  • Общие размеры страховых взносов на 10-летний период снижены до 7,6%;
  • Земельный налог не уплачивается в первый 3-летний период работы.

Законом о СЭЗ может быть установлен определенный перечень требований по поводу возмещения и уплаты НДС, а также применения налоговых вычетов по акцизам. Кроме того, существуют отдельные моменты при постановке участников СЭЗ на учет как плательщиков специальных налогов.

Срок уплаты

Налоговый период для сбора с поступлений — календарный год, а отчетный — квартал. Сумма средств за квартал рассчитывается нарастающим итогом, а уплачивается в срок, установленный законодательством. Отчетный период для уплаты авансовых платежей:

  • 1 квартал — до 28-го числа 4-го месяца после окончания квартала;
  • 2 квартал — до 28-го числа 7-го месяца после окончания второго квартала;
  • 3 квартал — до 28-го числа 10-го месяца после окончания третьего квартала.

Главную сумму — налог на прибыль к уплате — до 28-го марта того года, который следует за отчетным.

Если прибыль получена от ценных бумаг государства или муниципалитета, то действует другой срок — в течение первых 10 дней того месяца, который следует за месяцем, в котором средства поступили.

Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе

Налог на прибыль в условиях крымской экономической зоны – наиболее приятный и выгодный, потому что участники СЭЗ уплачивают налоги на прибыль организаций по пониженным ставкам. Это в том случае, когда дело касается налога в региональный бюджет. А от уплаты налогов в федеральный бюджет резиденты полностью освобождаются – в течение 10 лет от даты получения первой прибыли. Налоговые ставки определяют высшие исполнительные органы Крыма и Севастополя, однако их размеры не будут выше установленного максимума. Например, первые 3 года участник уплачивает 2%-ный налог на прибыль в местный бюджет, в период с 4 до 8 лет осуществления деятельности – 6%, начиная с 9 года работы – 13, 5%.

Не менее комфортно и то, что участники свободной экономической зоны освобождаются и от налогообложения в отношении находящегося на балансе организаций имущества. Важный момент заключается в том, что не облагаемое налогом имущество должно приобретаться или создаваться с целью осуществления определенной деятельности на территории СЭЗ. Находиться имущество должно также на территории зоны. Освобождаются участники на 10 лет, отсчет которых начинается с последующего месяца после постановки имущества на учет.

К такого рода имуществу относится не только собственность организаций, но и имущество, переданное органами местного самоуправления на баланс предприятия. Считается, что наиболее актуальными льготы в этой сфере будут для направления ЖКХ и тех организаций, в ведении которых находятся большое количество имущественных владений.

Похожим вариантом является льгота на земельные налоги. Критерии для предоставления льгот практически те же – расположение земельного надела на территории СЭЗ, а также его эксплуатация в целях осуществления условий договора на территории зоны. Срок действия этих льгот – 3 года с того месяца как участник СЭЗ вступил в права владения конкретным участком при выполнении всех необходимых условий.

Страховые взносы оплачиваются в размере 7,6% на протяжении 10-летнего отрезка времени. Такая льгота распространяется на резидентов, которыми статус участника СЭЗ был получен не позднее 3-летнего периода от даты образования свободной экономической зоны на крымском полуострове.

Соблюдение всех правил, условий, льгот будет всесторонне контролироваться. Но хотя все налоговые проверки будут производиться Федеральной налоговой службой, любые внеплановые проверки должны строго согласовываться с Министерством по делам Крыма и отдельными экономическими органами субъектов.

Ставка налога на прибыль в Крыму

Установление тарифов регламентируется законодательством РФ, согласно которому определенный регион вправе устанавливать индивидуальные ставки для отдельных видов организаций. Но стандартная ставка налога на прибыль в Крыму — 20%. До 2024 года 3% направляются в федеральный бюджет, остальные 17% — в региональный. Учитывая принадлежность республики к свободной экономической зоне, Крымское правительство разработало индивидуальные тарифы по сбору для отдельных категорий плательщиков.

Таблица ставок по налогу в 2022 году в республике Крым.

Род занятости Ставка, %
Образование и медицина (в том числе бюджетные больницы) 0
Изготовление, торговля реализация рыбной продукции, а также рыболовецкое хозяйство 0
Инвестиционная деятельность участников свободной экономической зоны. Условие: ставка действительна на срок заключения договора участия в СЭЗ 0 — 13,5
Социальное обслуживание местных жителей 0
Прибыль от аренды, субаренды фрахтовых судов, авиа- и другого движимого транспорта. Условие: плательщик — зарубежная компания, работа которой не связана с деятельностью соответствующего представительства 10
Дивиденды российской или зарубежной фирмы, которые поступили из российской компании. Условие: получающая сторона на протяжении налогового периода должна владеть более 50% вклада в уставном капитале фирмы, которая выплачивает поступления 0
Дивиденды, поступившие из международных холдинговых организаций. Условие: сторона, которая получает средства, должна владеть не менее 15% вклада в уставном капитале выдающей стороны на протяжении налогового промежутка 0
Дивиденды, выплаченные зарубежными фирмами от ценных бумаг, принадлежащих международному холдингу 5

Свобода таможенного пространства и портовых зон Крыма

Наряду с разработкой и созданием свободной экономической зоны создается ее аналог и в таможенном плане – Свободная таможенная зона. В пределах ведения СТЗ любые товары смогут использоваться и размещаться на территории СЭЗ без уплаты налогов и таможенных пошлин. Также не будут применяться меры нетарифного или неограниченного регулирования отдельных видов продукции, как принято в странах Таможенного союза. Для импорта товаров с нулевым налогообложением участникам СЭЗ необходимо будет представить свидетельство, подтверждающее участие резидента в реестре СЭЗ.

С вывозом продукции из зоны свободной экономической торговли все обстоит немного иначе. Например, если компанией приобретены товары в рамках СТЗ или конкретная продукция изготовлена при участии таких товаров, то при вывозе этих товаров с территории СЭЗ компания будет обязана доплачивать таможенные пошлины и сборы, от которых в других случаях она была освобождена, в том числе и ввозной НДС.

При этом исключение из правил есть. Если товары были приобретены для осуществления деятельности на территории зоны, то по истечению 5-летнего срока продукция будет доступна для вывоза в любые другие регионы России без таможенных выплат и процедур.

В данном случае резидент зоны имеет право выбора, при котором он платит НДС и таможенную пошлину за отдельные компоненты продукции, или же за товар, произведенный с применением этих комплектующих. Если при ввозе и вывозе товаров участие принимает два и более субъекта предпринимательской деятельности, то льготы на таможенные оплаты сохраняются в полной мере.

Следующим моментом является ФЗ-377 – закон, по которому предусматриваются субсидии, возмещающие затраты участников СЭЗ. К таким затратам относятся сборы, налоги, таможенные пошлины для товаров, которые ввозят для строительства, оборудования, технического оснащения объектов, необходимых резидентам зоны для реализации заявленных планов и проектов. В данное время нормативно-правовые акты, регулирующие выплаты субсидий этого типа, находятся на стадии разработки.

Этими же положениями в законодательстве РФ определяются статусы морских портов в Крыму и Севастополе – по принятым поправкам в законах они считаются свободными портами. На территории свободных портов пользуются правилами и процедурами по законодательству Таможенного союза.

Также по решению Правительства РФ в портах свободного типа устанавливается отдельный порядок таможенных процедур. Эти процедуры могут касаться перевозки пассажиров, транспортных средств, грузов, животных и различных видов товаров. В данный момент решение Правительства пока не принято, хотя проект документа уже разработан.

«Недвижимый» налог и льготы

Не спрятаться, не скрыться

Для крымчан оплата налогов не в новинку — и транспортный, и на землю у нас уже работают. Правда, начисляются они лишь счастливым обладателям машин и земельных участков, а их у нас всё же меньше, чем собственников жилья, которые в налоговом плане пока были расслаблены. Теперь придётся раскошеливаться и им. Причём скрыться не удастся: налоговая инспекция располагает сведениями о вашей недвижимости, ведь для этого есть база Росреестра. По её данным подготовят и разошлют налоговые уведомления — документ с начисленной суммой налога, которую рассчитает инспекция. Пришлют уведомление традиционным способом — почтой. Впрочем, можно получить его и в «личном кабинете» налогоплательщика на официальном сайте Федеральной налоговой службы, где несложно зарегистрироваться и смотреть за всеми начислениями по налогам. Оплатить налог должны все собственники недвижимости (жилого дома или его части, квартиры, доли в ней или комнаты, гаража, машино-места, помещения для мастерской, студии, хозпостройки площадью не более 50 квадратов). Причём уплачивается он не по адресу регистрации собственника, а, также, как и земельный, по месту нахождения налогооблагаемого имущества. Срок для уплаты — с 1 апреля по 30 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налог на недвижимость, что будет начисляться крымчанам в этом году, надо будет оплатить в период с 1 апреля по 30 ноября (включительно) 2021-го. После того, как получите уведомление. Кстати, если оно по каким-то причинам не дошло, лучше самому обратиться в налоговую с паспортом и взять квитанцию для оплаты налога. Оплачиваем в банке по указанным в квитанции реквизитам налоговиков.

Посчитать самому

Нет, самостоятельно назначить себе сумму налога вы, конечно, не сможете — это приоритет Федеральной налоговой службы, а вот прикинуть уже сейчас, сколько денег надо отложить на будущую уплату налога сможете. По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Рес­публике Крым, ставка налога 0,1% будет применяться для комнаты, квартиры, дома (их доли), гаража, машино-места или хозпостроек, находящихся в собственности человека. За общее имущество многоквартирного дома налог платить не надо — не пугайтесь. Зато опасаться стоит миллионерам, чей дом оценили более чем в 300 миллионов, тогда ставка налога резко возрастает — 2%. Налог на недвижимость мы будем оплачивать впервые, поэтому в первые три налоговых периода для нас будут понижающие коэффициенты. 0,2 — на оплату налога за 2022 год, который будем платить в следующем году. 0,4 — на оплату налога за 2021-й, платить его будем уже в 2022-м. 0,6 — на оплату налога за 2022-й — платить его будем в 2023-м. Кроме того, полагается налоговый вычет: на определённое число квадратных метров налог начисляться не будет. К примеру, для комнаты налоговый вычет — кадастровая стоимость 10 квадратов, для квартиры — 20, для дома — 50. Узнать кадастровую стоимость своей недвижимости можно на сайте Росреестра. Формула расчёта простая: сумма налога = (кадастровая стоимость — вычет) х ставку налога х коэффициент. Для начала определяем сумму налогового вычета на квартиру. Если кадастровая стоимость жилья, к примеру, 3500000 рублей, то делим это на площадь квартиры 50 квадратов и умножаем на 20. Получаем положенный вам налоговый вычет на квартиру — 1400000 рублей. Теперь считаем сумму самого налога. Кадастровая стоимость минус вычет — 3500000 — 1400000=2100000. Умножаем на ставку налога 0,1%, переведённую в число — 0,001. Полученную сумму умножаем на 0,2 — понижающий коэффициент. Получаем 420 рублей — конкретная для вас сумма налога на квартиру площадью 50 квадратных метров и кадастровой стоимостью 3,5 миллиона. По этой формуле каждый может рассчитать и свою сумму налога.

Скидка полагается

Есть для будущих плательщиков налога на недвижимость и добрая новость: некоторым из них полагаются льготы на оплату. К примеру, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, детям-инвалидам, ветеранам боевых действий, лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, военнослужащим, вои­нам-интернационалистам, пенсионерам (предпенсионерам) и некоторым другим. А вот ветеранам труда, как ошибочно думают некоторые наши читатели, налоговые льготы, увы, не полагаются. Зато для пенсионеров основание начисления пенсии значения не имеет: это может быть пенсия по старости, по потере кормильца, какая-то государственная (военная). И то, работающий пенсионер или нет, тоже значения не имеет — налоговая льгота будет полагаться. Но право на налоговые льготы носит заявительный характер, то есть о том, что вы относитесь к одной из льготных категорий надо будет сообщить в налоговую, ведь её сотрудники о ваших правах на послабление в выплате не знают. Заявить о праве на льготу надо до 1 ноября следующего, 2021-го, года. Так что не переживайте, бросать всё и мчаться в налоговую не надо — у вас на это есть больше года. Подать заявление можно будет и лично, обратившись в местное управление налоговой службы или через «личный кабинет» на сайте ведомства (можно, кстати, послать поч­товым сообщением или через уполномоченного в МФЦ). В случае с заполнением на сайте ведомства после регистрации сведения в заявление вносятся автоматически, поэтому достаточно только указать объект, на который будет оформляться льгота. А при личном посещении отделения Федеральной налоговой службы надо иметь при себе паспорт и удостоверение льготника, пенсионеру, к примеру, подойдёт справка из Пенсионного фонда о том, что заявитель — пенсионер или предпенсионер. Кроме того, надо будет приложить документы, подтверждающие ваше право на эту недвижимость (то же самое касается и льготников, оформляющих льготу на оплату налога на землю или транспорт). Всю недостающую им документацию сотрудники налоговой дальше запросят самостоятельно. Заявление с просьбой учесть льготу при оплате налога имеет установленную форму: образец заполнения и нужный бланк можно либо самостоятельно найти на сайте налоговой службы, либо взять у её сотрудников. Заявление рассматривается в течение 30 дней, после чего вам сообщат о принятом решении. При положительном решении, если вы уже заплатили налог, то сможете запросить перерасчёт излишне уплаченного (в случае с другими налогами при положительном решении льготник может запросить перерасчёт за три года). Льгота на оплату налога на недвижимость (полное освобождение от оплаты) полагается только на один объект недвижимости конкретного вида (правда, если с этого объекта человек не получает доход, к примеру, не сдаёт внаём и не ведёт в нём бизнес). То есть, льготник, допустим, пенсионер, освобождается одновременно от оплаты налога на один из объектов каждого вида: одна квартира (доля), один дом, один гараж. Если у пенсионера есть в собственности две квартиры, то налог он будет платить только за одну. Если в собственности квартира, дом и гараж, то платить налог не будет. Главное, вовремя подать заявление. Кстати, можно указать, по какому объекту вы хотите воспользоваться льготой и не платить налог на недвижимость. Если не указали, то льготу, при подтверждении, предоставят всё равно, но тогда налоговая сама выберет объект, который освободят от налога, — тот, где налог был бы самым большим. И не забудьте, что налог на недвижимость мы будем платить только в следующем году, поэтому срочно бежать и всё оформлять не надо. Если вы льготник, то до ноября следующего года подать заявление успеете, просто готовьте документы. Если не льготник и уже сумели прикинуть сумму налога, то просто наполняйте копилку рублями.

Землепользование и строительство на территории Крымской СЭЗ

В статье 17 ФЗ-377 определены отдельные порядки, касающиеся землепользования и строительства на территории СЭЗ. Действовать закон начнет с января 2022 года, а его применение на практике будет касаться размещения тех объектов, которые считаются нужными для реализации планируемых участниками инвестиционных проектов.

При этом достаточно важно и то, что необходимые участнику для реализации планов земельные наделы будут предоставляться муниципалитетом или государством в аренду на обговоренный заранее срок – без каких-либо вариантов торгов.

Планировкой территории СЭЗ и разработкой соответствующей документации, а также принятием решений в этом направлении будет заниматься Совмин Крыма или Правительство Севастополя. Документация по планировке территории и размещения на ней объектов должна готовиться участниками за свой счет. Объекты будут размещаться по предварительному согласованию мест размещения, или же в соответствии с планировкой территории. Публичных слушаний при утверждении месторасположения объектов Федеральными органами исполнительной власти производиться не будет. Причем регламенты градостроительного направления на предназначенные для размещения объектов участки не распространяются.

Подготовительные работы можно начинать еще до непосредственной выдачи разрешения на строительство – от даты предоставления проектных документов. Местные уполномоченные органы способны определять списки разновидностей подготовительных работ. А уже сами разрешения на строительство объектов, как и на ввод объектов в эксплуатацию, выдает Совмин Республики Крым и власти Севастополя.

Резиденты и нерезиденты полуострова

Налоговый кодекс РФ содержит общие правила, установленные для территории всей России. Согласно им, налоговый статус людей, проживающих на территории республики Крым и в Севастополе, определяют по общим правилам. То есть – резидент либо нерезидент.

В частности, лица, которые фактически присутствуют на территории России 183 календарных дня и более на протяжении 12-ти месяцев подряд – это отечественные налоговые резиденты. Хотя ставка подоходного налога (независимо от того, резидент это или нерезидент) зависит также от вида полученного дохода, а не только от статуса физического лица. Следует учитывать, что гражданство физлиц в подобных случаях никакого значения не имеет.

Получать установленные НК РФ налоговые вычеты – имущественные, стандартные, социальные и другие – имеют право резиденты РФ, проживающие на полуострове Крым и с доходов которых уплачен НДФЛ в размере 13%. В соответствии с нормами Налогового кодекса России, исчислять, удерживать и вносить в бюджет в 2022 году НДФЛ в Крыму необходимо по общепринятым правилам.

Экономическое взаимодействие с материковой Россией

Стоит учитывать тот момент, что любая деятельность компаний подразумевает выполнение общих положений Налогового кодекса РФ, а льготы участникам СЭЗ предоставляются лишь в отдельных случаях. Такие льготные положения могут применяться в пользу деятельности, которую осуществляет компания в рамках условий Свободной экономической зоны.

В иных случаях льготы могут быть применимы лишь при условии ведения раздельного учета, правила и положения которого также находятся в стадии разработки и планирования. Получается, что раздельный учет может быть затруднен при определенной специфике деятельности компаний, когда нужно определить рамки договора и те позиции, по которым бизнес ведется на общих основаниях.

Пример: субъект занимается консалтингом, предоставляя консультации и на территории Крыма, и в другом регионе России. При этом организация зарегистрирована в свободной экономической зоне, здесь же находится центральный офис, а филиалы – по всему материку. Но никаких ограничений и запретов участникам СЭЗ при распространении предпринимательской деятельности на другие регионы России закон не предусматривает.

Еще один вариант, при котором условия работы в СЭЗ заинтересуют материковых бизнесменов – это отсутствие запретов на использование за пределами зоны различных видов транспорта. То есть после приобретения участником СЭЗ транспортных средств, они могут в дальнейшем использоваться в эксплуатации на материке и в международных перевозках.

Это в первую очередь специализированные виды транспорта, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов: автобусы, тракторы, тягачи, воздушные, железнодорожные и водные виды транспорта. Однако и здесь есть свои нюансы.

Во-первых, использовать транспорт в личных целях будет нельзя. А во-вторых, впоследствии такие транспортные средства будут ограничены в сроках во время нахождения на территории материковой России.

Расторжение договора участника СЭЗ добровольно и в принудительном порядке

Потеря статуса участника СЭЗ возможна по ряду причин – не только при окончании срока действия договорных условий. Кроме этого, договор может быть расторгнут по соглашению сторон или по причине прекращения деятельности компании.

Также, если в ходе проверок были выявлены определенные нарушения, участник может быть лишен своих прав в принудительном порядке – через судебные инстанции и на основании предоставленных доказательств нарушения условий договора. Требовать расторжения договора через суд исполнительные власти Крыма и Севастополя могут в случаях выявления:

  • Указания неверных сведений – занижения размеров капитальных вложений с явным отличием от прописанных в договоре цифр, или необоснованного изменения графика ежегодных вложений в первые 3 года;
  • Изменения целенаправленности инвестиционного проекта;
  • Осуществления на территории зоны предпринимательской деятельности, которая не предусматривалась данным договором;
  • Другие нарушения договорных условий по реализации установленной инвестиционной декларации.

При расторжении данного договора в связи с решением суда, участник СЭЗ исключается из единого реестра. Спорные вопросы рассматриваются Арбитражным севастопольским судом или Арбитражным судом Крыма.

С учетом 41 статьи части первой Арбитражного процессуального кодекса, участник свободной экономической зоны имеет право на приведение своих доводов в процессе рассмотрения спорных вопросов. Он может представить любые доказательства, попытаться отстоять свою позицию, обжаловать судебные решения и акты.

Законодательная база по Специальной Экономической Зоне в Крыму

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 378-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
  4. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 №25 «Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне».
  5. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 26 «Об утверждении формы инвестиционной декларации».
  6. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 27 «Об утверждении формы свидетельства о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников свободной экономической зоны».
  7. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 28 «Об утверждении Порядка работы экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны».
  8. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 11.03.2015 № 53 «Об утверждении персонального состава экспертного совета по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым».
  9. Закон Республики Крым от 29.12.2014 №61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым».
  10. Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций».
  11. Закон Республики Крым от 29.12.2014 №60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым».
  12. Закон Республики Крым от 29.12.2014 №59-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым».
  13. Распоряжение Совета министров Республики Крым «О вопросах организации функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым» от 31.12.2014 №1639-р.

Налоговые льготы

В республике Крым льготы по налогу на прибыль распространяются согласно местному законодательству. Так, преференции распространяются на предприятия, которые заключили соглашение на участие в свободной экономической зоне. Условие: пониженный тариф начинает действовать с момента внесения организации в реестр плательщиков, являющихся участниками СЭЗ. Ставка налога на прибыль для этой категории плательщиков — 0%, которая действует на протяжении первых 10 лет со дня вступления компании в свободную экономическую зону и получения первого дохода.

Спустя первых 10 налоговых периодов, льготные тарифы для таких организаций:

  • 2% — первые три года;
  • 6% — с 4-го по 8-ой налоговый период;
  • 13,5% — 9-ый и последующий периоды.

Компания, соответствующая требованиям вступления в единый реестр плательщиков-участников СЭЗ, вправе воспользоваться преференциями при условии ведении раздельного бухгалтерского учета.

Органы управления СЭЗ

  • Министерство Российской Федерации по делам Крыма (нормативно-правовое сопровождение функционирования СЭЗ, осуществление ведения реестра участников СЭЗ и др.). — Адрес: 295000, г. Симферополь, ул. Карла Маркса, 28/10, «Литер Б». — Телефон/факс: +7 10 38 (0652) 788-428. — Официальный сайт: https://mincrimea.gov.ru/
  • Экспертные советы по вопросам СЭЗ на территории Республики Крым и города Севастополя (рассмотрение и принятие решений о заключении договоров об условиях деятельности в СЭЗ по проектам с объемом капитальных вложений свыше 100 млн. руб.).
  • Совет министров Республики Крым (уполномоченный орган — Министерство экономического развития Республики Крым) и Правительство Севастополя (уполномоченный орган — Главное управление экономического развития) (организационное и материально-техническое обеспечение деятельности экспертных советов, прием и рассмотрение документов, заключение договоров об условиях деятельности в СЭЗ по проектам с объемом капитальных вложений до 100 млн. руб., контроль за исполнением условий договоров, подготовка ежегодного отчета о результатах функционирования СЭЗ).
  • Министерство экономического развития Республики Крым — Адрес: 295000, г. Симферополь, проспект Кирова, 13 — Телефон/факс: +7 10 38 (0652) 544-294, 274-404. — Официальный сайт: https://minek.rk.gov.ru/
  • Главное управление экономического развития Департамента экономической политики и финансов Правительства города Севастополя — Адрес: 299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д.2, — Канцелярия тел., приёмная тел.: +7 (8692) 54-47-73, факс

Подготовлено по материалам информ-агентства «КрымБизнесКонсалтинг»

Действие российского налогового закона

После официального признания крымских территорий федерально значимыми они стали юрисдикцией, в которой начали действовать российские законы. Так, с 01 января 2015 года в Крыму и его столице стало полноценно применяться законодательство РФ о налогах и сборах. А это значит, что на территории данных субъектов с доходов физических лиц НДФЛ местные налоговики взимают на основе действующей редакции Налогового кодекса России.

Если быть точнее, то уже с 01 января 2016 года жители Республики Крым и города Севастополь будут отчисляют подоходный налог полностью по правилам, которые установлены для всех граждан нашей страны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]