Статья 82 НК РФ. Общие положения о налоговом контроле

Взаимодействие предприятий с государственными структурами подразумевает проведение различных контрольных мероприятий – от постановки налогоплательщиков на учет до принятия отчетности и осуществления проверок. Какие именно органы вправе выполнять подобные действия и в отношении каких ресурсов? Рассмотрим подробнее, что представляют из себя субъекты налогового контроля в Российской Федерации.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

  • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
  • обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
  • улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
  • проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
  • проверки целевого использования налоговых льгот;
  • пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Субъекты и объекты налогового контроля

Администрирование налоговых операций считается важной частью финансового и государственного контроля деятельности субъектов бизнеса. Проводимые мероприятия направлены на проверку правильности соблюдения законодательных норм – начисления предприятиями налогов, сборов и других обязательных платежей; полноты перечисления средств в бюджет; законности использования льгот и пр. Регулирование налогового контроля осуществляется согласно требованиям главы 14 НК.

По п. 3 ст. 82 НК участниками налогового контроля являются:

  • Налоговые органы.
  • ОВД.
  • Таможенные органы.
  • Следственные структуры.
  • Управленческие органы государственных внебюджетных фондов.
  • Подконтрольные компании-налогоплательщики.
  • Вспомогательные стороны.

Основная цель налогового контроля – выявление и предупреждение нарушений в области налогообложения, обеспечение законности финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и физических, включая предпринимателей. В общем смысле объектом налогового контроля являются правоотношения в области налогообложения подотчетного субъекта по вопросу выполнения им предусмотренных законодательством РФ обязательств с точки зрения их правомерности, полноты, своевременности и достоверности.

С учетом вышесказанного объекты налогового контроля – это:

  • Денежные ресурсы налогоплательщиков и их движение.
  • Трудовые ресурсы.
  • Материальные и прочие ресурсы.

Обратите внимание! П. 4 ст. 82 запрещает сбор, последующее хранение, а также распространение любой информации, полученной в ходе контрольных мероприятий с нарушением установленных законодательством РФ норм, включая нарушение требований о конфиденциальности данных.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Мероприятия налогового контроля: базовые правила НК РФ и нюансы, определяемые судебной практикой

26 ноября 2022 г. 15:15

Доходы и расходы адвоката, а также документы, связанные с исчислением налогов, не являются адвокатской тайной

26 ноября в рамках вебинара ФПА РФ главный менеджер Налогового департамента ПАО «ГМК “Норильский никель”» Марина Степанова раскрыла тему налогового контроля. Она осветила мероприятия налогового контроля, проводимые налоговыми органами, рассказала о налоговых преступлениях, субъектах и объектах налогового контроля, его формах и методах.

Особое внимание спикер уделила налоговым проверкам как основным мероприятиям налогового контроля, обозначив ключевые моменты проведения камеральных и выездных налоговых проверок и выделив критерии, используемые налоговыми органами в процессе отбора организаций для проведения выездных налоговых проверок. Говоря об этом, Марина Степанова раскрыла тему истребования документов и информации в рамках проведения выездной и камеральной налоговых проверок, перечислив особенности истребования документов вне рамок проверок.

По общему правилу срок камеральной проверки не может быть более трех месяцев со дня представления налоговой декларации и расчета по налогам. Исключение – НДС: камеральная проверка по декларации НДС длится два месяца, а в некоторых случаях может быть продлена. При этом нарушение срока проведения проверки, по мнению судов, не является основанием для отмены решения налогового органа. Если налогоплательщик несколько раз уточняет свою налоговую декларацию, по каждому документу может проводиться отдельная проверка. Проведение повторной камеральной налоговой проверки декларации, которая уже подверглась контролю, неправомерно – это закреплено в Определении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. № 736-О.

Кроме того, акцент в онлайн-выступлении был сделан на относительно новую форму налогового контроля – налоговый мониторинг. Спикер рассмотрела особенности проведения налогового мониторинга, возможность получения мотивированного мнения налогового органа и нюансы взаимосогласительной процедуры, прямо предусмотренной ст. 105.31 Налогового кодекса РФ.

Марина Степанова рассказала, какие нормативно-правовые акты и разъяснения налоговых органов следует знать адвокатам. По ее словам, очень многие вопросы налогообложения сейчас регулируются письмами ФНС России, а также судебной практикой.

Лектор обратила особое внимание участников вебинара на случаи отказа налогоплательщика представить документы, запрашиваемые налоговым органом. Прежде всего, интересен ответ на вопрос: может ли адвокат быть привлечен к ответственности, если он отказался предоставить сведения, составляющие адвокатскую тайну? Если документы непосредственно связаны с определением доходов и расходов адвоката и с исчислением налогов, которые должен заплатить адвокат, то налоговый орган имеет право их истребовать. Этот вопрос разрешен Конституционным Судом РФ еще в 2008 г. (Определения КС РФ № 449-О-П от 6 марта 2008 г. и № 451-О-П от 17 июня 2008 г.). Это же относится и к адвокатскому образованию. Поэтому необходимо проявлять должную осмотрительность при принятии решения отказать налоговому органу, чтобы не попасть под его санкции.

В этих решениях КС РФ также указано, что разрешение споров о том, «содержит ли запрашиваемый у адвоката документ сведения, составляющие адвокатскую тайну, либо он относится к документам, которые связаны с оценкой налоговых последствий сделок, заключаемых адвокатом со своими клиентами, т.е. отражают его собственные доходы и расходы, а потому могут быть подвергнуты проверке в обычном порядке, входит в компетенцию правоприменительных органов» и к полномочиям КС РФ не относится.

В заключение лектор привела интересную статистику о результатах контрольной работы налоговых органов РФ за 2022 г.

По окончании своего выступления Марина Степанова ответила на вопросы слушателей вебинара.

С презентацией спикера можно ознакомиться здесь.

Обращаем внимание, что запись вебинара будет доступна 26 ноября до 24.00 (по московскому времени). Повторы трансляции состоятся 27 и 28 ноября.

Константин Катанян

ПоделитьсяРаспечатать Прямая ссылка на материал:
Поделиться

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Типы налоговых проверок

Безусловно, налоговые проверки являются самым распространенным видом деятельности налоговых инспекторов. Именно на выездных и камеральных мероприятиях зиждется их работа. В чем же отличие этих типов проверок?

Камеральные налоговые проверки

Это обычная для текущего контроля форма налоговых проверок. Последовательность действий при камеральных проверках регулируется статьей 88 НК РФ. В рамках таких мероприятий налоговики могут выполнять следующие действия:

  • проверять декларации, отчеты и другие документы, поданные налогоплательщиком, на предмет ошибок и нестыковок;
  • устанавливать, насколько сведения из этих документов соответствуют информации, имеющейся у самого налогового органа;
  • контролировать правильность исчисления налоговой базы и других арифметических подсчетов;
  • разрешать или запрещать запрашиваемые налоговые вычеты и льготы.

То есть основная задача камеральной проверки – проконтролировать текущую деятельность налогоплательщика на основе представленных им документов. Такой тип контроля не подразумевает выезд на место налоговых инспекторов, осмотр помещений, инвентаризацию имущества и т.д.

Выездные налоговые проверки

Это более сложная и эффективная форма налогового контроля над деятельностью предприятий-налогоплательщиков и налоговых агентов. Порядок выездных проверок регламентируется статьей 89 Налогового кодекса. В рамках такого контроля налоговые инспекторы могут осуществлять следующие действия:

  • выезжать на основное место деятельности налогоплательщика;
  • осматривать помещения и имущество, с помощью которого предприниматель извлекает выгоду;
  • проводить инвентаризацию этого имущества;
  • проверять любую документацию, связанную сразу с несколькими видами налогов и сборов;
  • назначать экспертизы, привлекать переводчиков.

Соответственно, выездная проверка проводится на месте деятельности налогоплательщика. В исключительных случаях ее могут перенести в здание налогового органа.

К сведению! Выездная проверка может длиться от двух месяцев до полугода. Однако инспекторы могут приостанавливать ее ход на время истребования документов от налогоплательщика и других органов, проведения экспертиз и перевода документов с иностранных языков.

Глава 14. Налоговый контроль

ГЛ 14 НК РФ

Комментарии к Главе 14 НК РФ

  • Статья 82 НК РФ. Общие положения о налоговом контроле
  • Статья 83. Учет организаций и физических лиц
  • Статья 84 НК РФ. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
  • Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков
  • Статья 85.1. Обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, связанные с учетом налогоплательщиков
  • Статья 86. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков
  • Статья 86.1 НК РФ. Утратила силу
  • Статья 86.2 НК РФ. Утратила силу
  • Статья 86.3 НК РФ. Утратила силу
  • Статья 87 НК РФ. Налоговые проверки
  • Статья 87.1 НК РФ. Утратила силу с 1 января 2004 г.
  • Статья 88. Камеральная налоговая проверка
  • Статья 89. Выездная налоговая проверка
  • Статья 89.1. Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
  • Статья 89.2. Особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта
  • Статья 90 НК РФ. Участие свидетеля
  • Статья 91 НК РФ. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
  • Статья 92 НК РФ. Осмотр
  • Статья 93 НК РФ. Истребование документов при проведении налоговой проверки
  • Статья 93.1 НК РФ. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
  • Статья 93.2. Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)
  • Статья 94 НК РФ. Выемка документов и предметов
  • Статья 95 НК РФ. Экспертиза
  • Статья 96 НК РФ. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
  • Статья 97 НК РФ. Участие переводчика
  • Статья 98 НК РФ. Участие понятых
  • Статья 99 НК РФ. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля
  • Статья 100 НК РФ. Оформление результатов налоговой проверки
  • Статья 100.1 НК РФ. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
  • Статья 101 НК РФ — Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
  • Статья 101.1 НК РФ. Утратила силу
  • Статья 101.2 НК РФ. Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляцио
  • Статья 101.3 НК РФ — Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • Статья 101.4 НК РФ. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях
  • Статья 102. Налоговая тайна
  • Статья 103 НК РФ. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
  • Статья 103.1 НК РФ — Утратила силу с 1 января 2007 г.
  • Статья 104 НК РФ. Заявление о взыскании налоговой санкции
  • Статья 105. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций

‹ Статья 81 НК РФ. Внесение изменений в налоговую декларацию, расчетыВверхСтатья 82 НК РФ. Общие положения о налоговом контроле ›

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]