Статья 54 НК РФ. Общие вопросы исчисления налоговой базы


Определение налоговой базы

Раздел законодательства Российской Федерации, посвященный налогообложению, подробно истолковывает понятие налога и всех его элементов. Этим вопросам посвящена ст.8 НК РФ.

Налог – это обязательная плата, установленная государством для организаций и физлиц, которая предусматривает внесение части принадлежащих им финансовых средств, предназначенных для бюджета государства.

Налоговая база – элемент налога, функционирующий наряду с другими:

  • субъектом и объектом;
  • ставкой;
  • учетным налоговым периодом;
  • способом начисления;
  • особенностями и сроками совершения налоговых платежей;
  • возможными льготами.

Что представляет собой налоговая база

Налоговая база характеризует объект, подлежащий налогообложению, с точки зрения количества, стоимости, физических свойств или других характеристик. Другими словами, налоговая база определяет единицы, в которых можно «измерить» объект налогообложения. Поэтому чтобы понять, что такое налоговая база, нужно сначала выяснить, что представляет собой объект налогообложения.

Тот предмет, с которого взимается налог, называется его объектом. В его качестве могут выступать различные активы и финансовые суммы, например:

  • доходы, поступления, прибыль;
  • стоимость проданных товаров;
  • плата, полученная за оказанную услугу или совершенную работу;
  • совокупность дохода физического лица;
  • собственное имущество, которым владеют организации и граждане;
  • наследственная масса;
  • транспортные средства и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чаще всего название налога отражает как раз его объект: «налог на прибыль», «земельный налог» и пр.

Итак, делаем вывод: тот предмет, с которого должен уплачиваться налог, считается объектом налогообложения, а налоговая база – его значимая характеристика.

Что такое налоговая ставка

Налоговая ставка простыми словами

Если говорить официально, ставки налогов — это величины платежей на единицу налоговой базы. Если говорить простым языком, это цифра или коэффициент, на основании которой налоговики высчитывают, сколько денег каждый человек должен заплатить в бюджет.
Коэффициенты применяют разные. ИП платят по своим ставкам: от 6 до 15 процентов от полученного дохода или прибыли. Предприятия обязаны отчислять в бюджет не менее 20 процентов от полученного дохода. Ставки для физических лиц определяются видом налогообложения: ‌

  • 4-6 процентов от дохода платят в бюджет самозанятые, ‌
  • 13 процентов — величина удержания с заработной платы и большинства доходов.

Ставки налога могут быть твердыми, то есть неизменными, в заранее установленной сумме. А могут быть процентными, то есть рассчитываются как процент от суммы заработанного или стоимости имущества. Большинство ставок, применяемых в отношении физлиц, — процентные и неизменные, тогда как для предприятий варианты могут быть разными:

  • прогрессивные — процент отчислений в бюджет растет с ростом прибыли;
  • регрессивные — при увеличении прибыли предприятие платит в бюджет меньший процент от дохода.

Кроме того, ставка может быть дифференцированной, то есть ее величина зависит от определенных факторов. Например, налоговая ставка на авто — дифференцированная, ее высчитывают в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. Дифференцированная ставка применяется и для расчета земельного налога: для земель социального назначения сумма будет меньше, чем для коммерческих территорий.

Кто устанавливает налоговые ставки

Ставки устанавливают на федеральном, региональном и местном уровнях. Федеральных, то есть установленных для всех регионов страны, немного:

  • на прибыль организаций;
  • на добавленную стоимость (НДС);
  • на добычу полезных ископаемых;
  • акцизы.

Только одна из перечня ставок, установленных на федеральном уровне, касается физических лиц — налоговая ставка по НДФЛ, то есть на доходы физлиц. На большинство доходов, включая зарплату, доходы от сдачи в аренду квартиры или оказание профессиональных услуг она составляет 13 процентов от заработанного. Если человек большую часть года живет за границей, тогда величину отчислений в бюджет повышают до 35 процентов.

Другие ставки определяют региональные и местные власти, но устанавливать любые суммы они не могут. Налоговым кодексом‌‌ определены‌‌ ‌максимальные границы. Больше — нельзя, меньше — пожалуйста.

На региональном уровне определяют процент отчислений за владение транспортом, на местном — за владение землей и недвижимостью.

Налоговая ставка на автомобиль

Платят сбор за владение транспортом все собственники, причем не только автомобилей, но и автобусов, катеров, мотоциклов, грузовиков, снегоходов и гидроциклов. Ставки по транспортному налогу дифференцированы и определяются мощностью двигателя и вместимостью транспортного средства.

Рассчитывают сумму по стоимости в рублях за каждую лошадиную силу, используя следующие ставки налогообложения:

  • 2,5 рубля — до 100 лошадиных сил;
  • 3,5 рубля — 100-150 лошадиных сил;
  • 5 рублей — до 200 лошадиных сил.

Дороже всего обходится владение автомобилем с мощностью двигателя от 250 лошадиных сил, ставка составляет 15 рублей за каждую силу.

Высчитывать самостоятельно величину платежа в бюджет не нужно, это делают сотрудники налоговых органов. Им поступают данные из ГИБДД после регистрации вами транспортного средства.

По закону региональные власти могут уменьшать налоговую ставку, делать послабления для владельцев старых авто и применять льготы для людей из определенных категорий, например, для пенсионеров, ветеранов войны, многодетных семей. Какие льготы действуют в вашем регионе, вы можете уточнить на‌‌ сайте ФНС‌.

Налоговая ставка на землю в России

Право устанавливать величину налоговой ставки отдано местным властям.

Если земли отнесены к социально значимым, то есть предназначенным для жилого строительства и организации дачных кооперативов, максимальная ставка не может превышать 0,3 процента от кадастровой стоимости участка.

Если земля используется под коммерческую деятельность, ставка может составлять максимум 1,5 процента от кадастровой цены.

Несмотря на то, что эти цифры — максимальные, сверх которых местные власти не имеют права требовать налог, повсеместно по России именно они и используются. Платежи за землю идут в местные бюджеты, и отказываться от этого источника доходов власти на местах не хотят. Но льготы тоже есть, одни установлены на федеральном уровне, другие — на местном. Ознакомиться с перечнем льгот по земле в вашем регионе вы также можете на‌‌ сайте ФНС‌.

Ставка налогообложения за имущество

Считается, что платить налоги нужно только за квартиру, дом или коммерческое помещение, тогда как другие виды имущества налоговыми сборами не облагаются. Это мнение ошибочно.

По закону платить государству нужно и за владение комнатой, гаражом, недостроенным объектом. Если вы построили домик на дачном участке, за него тоже нужно платить, так как дома, расположенные на землях для личного крестьянского хозяйства, в дачных и садовых кооперативах с точки зрения налоговиков относятся к жилым.

Ставку устанавливают местные власти, и с 2022 года суммы рассчитывают на основании кадастровой стоимости недвижимости. Ставка не может превышать:

  • 0,1% для квартир, комнат, жилых домов, недостроенных жилых объектов, гаражей и хозпостроек;
  • 2% для объектов стоимостью от 300 млн рублей.

Несмотря на минимальный размер налоговой ставки, суммы имущественных налогов получаются значительными, так как кадастровая стоимость, от которой и рассчитывается налоговый сбор, близка к рыночной. Некоторые категории людей освобождены от уплаты этих взносов, в ряде регионов к федеральным льготам добавлены местные. Уточнить, какие льготы на имущество физлиц действуют в вашем регионе, вы можете на‌‌ сайте ФНС‌.

Как влияет налоговая база на величину налога

Любого плательщика прежде всего волнует вопрос: «Сколько именно мне нужно будет заплатить?» Ответить на него как раз и призвано понятие налоговой базы вкупе с применением налоговой ставки.

Величина уплачиваемого налога представляет собой произведение налоговой базы на значение налоговой ставки.

Налоговая база регламентирует единицы, в которых считается налог, а налоговая ставка, в свою очередь, показывает, какую долю этих единиц нужно отчислить в пользу государства. Это соотношение может быть двух типов:

  1. твердым – абсолютная сумма на каждую единицу налоговой базы (чаще применяется при начислении налогов, база которых позволяет назначить фиксированную сумму на каждую характеристику по налоговой базе, например, транспортный, акцизный, земельный налоги);
  2. процентным – уплате подлежит тот или иной процент от всего количественного выражения налоговой базы.

Типы процентных ставок

В зависимости от того, как именно устанавливается налоговый процент, процентные ставки могут быть различных типов:

  • пропорциональные – от налоговой базы в качестве налога всегда отчисляется один и тот же процент (примеры – налог на прибыль, НДС);
  • прогрессивные – чем выше налоговая база, тем большим будет отчисляемый процент, причем учитываться может как вся база полностью, так и ее отдельные части (современный российский Налоговый Кодекс не применяет ставки этого типа);
  • регрессивные – чем ниже налоговая база, тем больше снизится налоговый процент.

Ошибки в исчислении

Исчислением налоговой базы занимаются налоговые органы на основе документов, которые подаются ежемесячно плательщиками на рассмотрение. При этом при допущении ошибок исчисления ответственность ложится именно на плечи налоговых органов.

Они обязаны выявить ошибку, а затем своевременно ее исправить.

Так, если ошибка исчисления была обнаружена в текущем периоде, а найти, в какой именно период эта ошибка была допущена, не удается, то перерасчет производится на основе действующего периода. Если же найти, когда была допущена ошибка или искажение, можно, то перерасчет производится именно за этот период.

Данный порядок прописан в статье 54 Налогового Кодекса. При этом плательщики обязаны своевременно представлять документы, на основании которых производится расчет налоговой базы. Учетными документами считаются бухгалтерские регистры, которые ведутся бухгалтерами организации, а не налоговыми органами. Налоговые органы только принимают регистры для проверки и исчисления налоговой базы.

Для ИП, адвокатов и нотариусов, которые оказывают услуги в частном порядке, установлены те же правила ведения бухгалтерских регистров, а так же правила налогообложения, в том числе и исчисления налоговой базы. При этом за основу берется и доход, и расход. Контролируется этот вопрос Министерством Финансов.

Автор статьи

Элементы, уменьшающие налоговую базу

Естественно, что для налогоплательщика с финансовой точки зрения выгоднее, чтобы налоговая база была как можно меньшей, тогда с нее будет уплачиваться меньшая сумма налогов. Закон позволяет уменьшить величину, подлежащую умножению на налоговую ставку, на такие экономические величины:

  • налоговые вычеты – разрешено не включать в облагаемую налогом сумму определенные законом категории сумм (к ним относятся стандартные вычеты, пенсионные, благотворительные, «детские» и некоторые другие);
  • налоговые льготы – финансовые преимущества для тех или иных категорий, установленные Правительством (меньшая сумма налога, уменьшение налоговой ставки, установление минимума, который не подлежит налогообложению, полная отмена уплаты того или иного налога).

Итак, если выразить налоговую базу в виде формулы, она будет иметь следующий вид:

НБ = СД – В – Л

где:

  • НБ – налоговая база;
  • В – предусмотренные законом и применимые к данному налогоплательщику налоговые вычеты;
  • Л – действующие для данного налога и категории плательщиков налоговые льготы.

Статья 53 НК РФ. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов (действующая редакция)

Комментируемая статья определяет такие элементы налогообложения, как налоговая база и налоговая ставка.

Налоги исчисляются исходя из налоговой базы, которой признается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, налоговой ставки, которой признается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, а также налоговых льгот (которым посвящена статья 56 НК РФ).

В Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 N 06АП-4454/2012 указано, что, поскольку налоговая база является основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога, порядок исчисления налоговой базы регламентирован налоговым законодательством.

В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 N А72-7556/2011 отмечено, что исходя из определения налоговой базы, данного в статье 53 НК РФ, как стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения можно утверждать, что в отсутствие договора с контрагентом невозможно определить и налоговую базу, так как она вторична по отношению к объекту налогообложения и также должна иметь стоимостную характеристику.

Как разъяснено в Постановлении ФАС Уральского округа от 17.01.2013 N Ф09-13153/12, законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено определение налоговой базы и, соответственно, суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, только на основании сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган.

Правильность данных, отраженных в бухгалтерской и налоговой отчетности, должна быть подтверждена соответствующими первичными документами.

В случае выявления расхождений между налоговыми декларациями и регистрами бухгалтерского учета должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, должно определить причину такого расхождения.

Для этого должны быть проверены первичные документы налогоплательщика, служащие основанием для исчисления и уплаты налога. На основе этих документов определяется, какой из документов — налоговая декларация или регистр бухгалтерского учета — не соответствует первичным документам. Только после этого возможно установить, привело ли выявленное несоответствие к неуплате (неполной уплате) налога. При этом должны быть учтены все имеющиеся у налогоплательщика документы и сведения, относящиеся к его хозяйственной деятельности.

Кроме того, наличие самого факта расхождений между данными налоговой декларации и бухгалтерских регистров (оборотно-сальдовых ведомостей) может свидетельствовать только о нарушении налогоплательщиком правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что само по себе не может являться основанием для непринятия налоговым органом налоговой базы по налогу на прибыль в сумме, указанной налогоплательщиком.

Источник комментария:

«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (АКТУАЛИЗАЦИЯ)

Ю.М. Лермонтов, 2016

Отечественные принципы начисления налоговой базы

В современном российском законодательстве налоговая база отвечает следующим обязательным требованиям.

  1. Все вопросы, касающиеся способа определения и порядка установления налоговой базы, регламентируются Налоговым Кодексом РФ.
  2. Каждый учетный период находит свое отражение в финансовой документации, которую ведет налогоплательщик, и на основании этих документальных подтверждений по итогам каждого отдельного периода вычисляется количественная характеристика налоговой базы.
  3. Если в текущем периоде была найдена ошибка в исчислении налоговой базы, относящаяся к уже истекшему промежутку времени, нужно произвести перерасчет налоговой базы «ошибочного» периода.
  4. Если период, в котором совершена ошибка, не поддается точному установлению, пересчитать налоговую базу будет необходимо в настоящее время, то есть в отчетном периоде.
  5. Порядок для начисления налоговой базы определяет Министерство финансов Российской Федерации. Учет прибыли и затрат по итогам хоздеятельности за нужный период, отраженный в финансовой документации, должны вести:
      индивидуальные предприниматели;
  6. организации;
  7. налоговые агенты.
  8. Налогоплательщики-физлица берут за основу начисления налоговой базы собственные данные учета прибыли, а также информацию, полученную от другой стороны — контрагента их деятельности (организация, другое физическое лицо).

Особенности исчисления

Особенности исчисления налоговой базы заключаются, прежде всего, в определении налогоплательщика и характеристики, согласно которой устанавливается эта база.

Так, для организаций и предпринимателей, оформленных индивидуально (ИП), основой для исчисления являются доходы, выраженные в конкретной сумме. С этой суммы рассчитывается и налоговая база, и порядок исчисления, и порядок оплаты. А вот ставка устанавливается исключительно, исходя из действующего налогового законодательства.

Кроме того, для физических лиц и ИП в качестве основы для исчисления налоговой базы берется и имущество, находящееся в собственности организации.

Для физических лиц основой для исчисления налоговой базы является личный официальный доход, а так же находящееся в собственности имущество. При этом налог рассчитывается отдельно, как для НДФЛ (доход гражданина), так и для имущества, в зависимости от его принадлежности и стоимости.

Независимо от вида плательщика, если доходы он получает в валюте, то для определения и исчисления налоговой базы средства переводятся в рубли по льготному тарифу Центрального Банка.

Если же доходы исчисляются в натуральной форме (например, продуктами питания или другими элементами, не относящимися к денежным средствам), то для определения налоговой базы применяется перерасчет на денежные средства в соответствии с действующими на рынке ценами на продукт.

Независимо от того, кто является плательщиком, все доходы, а также расходы, полученные в налоговый период, исчисляются исключительно по нарастающей от начала периода до его окончания. При допущении ошибок в исчислениях налоговая ставка может быть применена налоговыми органами, а налог или сбор взыскан. Однако при перепроверке и выявлении ошибок налоговый период и база подлежат перерасчету для исчисления корректной суммы налога.

Особенности исчисления налоговой базы учитываются и при реализации плательщиков определенных товаров или услуг.

В этом случае за основу для налоговой базы берется рыночная стоимость этих товаров и услуг на определенный период, при этом налоги в базу для расчета не входят.

Если же плательщик реализует товары и услуги в счет поставок, которые произойдут в будущем (например, в следующем налоговом периоде), то для расчета базы берется уже полученная прибыль, а также выплаченный с нее налог.

Методы для учета налоговой базы

В российском налоговом законодательстве для учета налоговой базы предусмотрено два метода.

  1. Кассовый – в расчет берутся только те суммы прибылей или расходов, которые реально отражены в определенной документации как полученные (или понесенные) плательщиком налогов. Это могут быть средства, поступившие на расчетный счет, отраженные с помощью контрольно-кассовой техники и т.п.
  2. Накопительный – учитывается момент, в который у налогоплательщика возникли имущественные права или обязательства. Не имеет значения, поступили ли (потрачены ли) средства фактически: если у плательщика налога возникло право на их получение (или обязанность их траты), средства попадают в расчет в составе налоговой базы.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]