Как организованы валютные правоотношения в РФ в 2021 — 2022 годах
Правовое регулирование валютных операций в РФ осуществляется по схеме, представленной на рисунке 1:
Как видно из схемы, участники валютных отношений — субъекты могут производить определенные операции с валютными ценностями — объектами и при этом приобретают права и обязанности, определяемые законодательством РФ в сфере валютного регулирования и контроля.
Узнайте больше о специфике валютных ценностей здесь.
Валютные операции
В рамках валютного регулирования возможны следующие валютные операции:
- приобретение резидентом у резидента и, соответственно, отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, в том числе, использование этих ценностей в качестве средства платежа;
- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и, соответственно, отчуждение одним в пользу другого валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, в том числе использование этих ценностей в качестве средства платежа;
- приобретение нерезидентом у нерезидента и, соответственно, отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, в том числе, использование этих ценностей в качестве средства платежа;
- ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз из нее валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
- перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами РФ, на счета того же лица, открытые на территории РФ либо на счета, открытые за пределами территории РФ;
- перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытого на территории Российской Федерации;
- перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
- перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
- перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.
Правовое регулирование каких валютных операций предусмотрено в законодательстве
Регулируются, по сути, все операции с объектами, представленными на рисунке 1. Вместе с тем нюансы регулирующих нормативов могут зависеть от того, какой именно вид операций совершается: исходящий или входящий трансфер, переход имущественных прав на валютные ценности и т. п.
Наглядно виды регулируемых по валютному законодательству РФ в2021 году операций представлены на рисунке 2:
Что представляют собой органы валютного контроля
Регулирование и контроль операций с валютой осуществляются в РФ на нескольких уровнях. На первом уровне находятся Правительство РФ и Банк России. Именно эти органы являются законодательными и издают нормативно-правовые акты общегосударственного уровня. На уровнях ниже в общей схеме контроля за регламентами в сфере операций с валютными ценностями находятся подконтрольные Правительству РФ структуры, связанные с движением средств и ценностей, выраженных в валюте. В ведении Банка России находятся агенты валютного контроля — банковские и аналогичные структуры, непосредственно осуществляющие обслуживание обращения валют и валютных ценностей. Вместе с тем на практике структуры более низких уровней, подотчетные правительству или Центробанку, могут взаимодействовать друг с другом и оказывать влияние на процесс работы по контролю и регулированию.
Детальнее система валютного контроля представлена на рисунке 3:
ВАЖНО! Приведенная выше схема может периодически меняться соотносительно с корректировками положений законодательства.
Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
Юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ ; в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 267-ФЗ)
Юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 267-ФЗ)
Юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами — резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физическими лицами — нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 267-ФЗ)
Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте, переведенной в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, с представителями или сотрудниками представительств указанных в пункте 18 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона федеральных органов исполнительной власти и организаций.
(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 150-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 427-ФЗ)
Юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами — резидентами по операциям в соответствии с частью 6.1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 150-ФЗ)
Российские государственные образовательные организации высшего образования и их филиалы, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с физическими лицами — нерезидентами, а также с физическими лицами — резидентами, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, по заключаемым между указанными лицами договорам об образовании, предусматривающим оказание образовательных услуг за пределами территории Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 265-ФЗ)
Юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами — резидентами в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 398-ФЗ)
Резиденты, являющиеся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, казначейского обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могут осуществлять операции, связанные с внесением (получением) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) такого федерального органа исполнительной власти, открытые (открытых) в уполномоченных банках.
(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 398-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 20-ФЗ)
Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, юридические лица — резиденты, являющиеся участниками международных выставок, проводимых в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами и физическими лицами — резидентами в наличной форме в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации за приобретенные у таких юридических лиц — резидентов выставочные образцы ювелирных изделий в месте проведения международной выставки в случае, если указанные реализованные выставочные образцы классифицируются в товарных позициях 7113, 7114, 7116 — 7118 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 224-ФЗ)
Наличные денежные средства, полученные в соответствии с абзацем двенадцатым настоящей части, подлежат ввозу в Российскую Федерацию по окончании срока проведения международной выставки в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), но не позднее тридцати рабочих дней со дня оплаты соответствующего выставочного образца ювелирного изделия с соблюдением требований права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и последующему зачислению на банковский счет в уполномоченном банке юридического лица — резидента, являющегося участником такой международной выставки, не позднее семи рабочих дней со дня ввоза наличных денежных средств в Российскую Федерацию.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 224-ФЗ)
Юридические лица — резиденты, являющиеся участниками международных выставок, проводимых в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), при зачислении на свой банковский счет в уполномоченном банке наличных денежных средств, указанных в абзаце тринадцатом настоящей части, представляют в уполномоченный банк в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 23 настоящего Федерального закона, информацию о декларациях на товары, поданных в отношении выставочных образцов ювелирных изделий при их помещении под таможенную процедуру временного вывоза, таможенную процедуру экспорта (в случае их продажи на международной выставке), а также информацию о декларациях на товары, поданных в отношении наличных денежных средств, полученных от продажи на международной выставке выставочных образцов ювелирных изделий и ввезенных в Российскую Федерацию.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 224-ФЗ)
3. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом:
1) передачи физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования либо в качестве выгодоприобретателя наследственного фонда (статья 123.20-3 Гражданского кодекса Российской Федерации);
(в ред. Федерального закона от 23.05.2018 N 117-ФЗ)
4) приобретения и отчуждения физическим лицом — резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
5) перевода физическим лицом — резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом — резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 90-ФЗ)
6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
7) расчетов физических лиц — резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам — резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
(п. 7 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ)
расчетов, осуществляемых физическими лицами — резидентами в соответствии с частью 6.1 статьи 12 настоящего Федерального закона;
(п. 8 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 267-ФЗ , в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 150-ФЗ)
9) перевода без открытия банковского счета физическим лицом — резидентом в пользу нерезидента на территории Российской Федерации, получения физическим лицом — резидентом перевода без открытия банковского счета на территории Российской Федерации от нерезидента, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать соответственно только ограничение суммы перевода и суммы получения перевода.
(п. 9 введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
10) получения физическими лицами — резидентами наличной иностранной валюты при оплате и (или) возмещении им юридическими лицами резидентами расходов, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, а также погашения такими физическими лицами — резидентами юридическим лицам — резидентам неизрасходованных авансов, выданных в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.
(п. 10 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 398-ФЗ)
Итоги
Закон о валютном контроле и регулировании № 173-ФЗ является частью государственной системы регламентирования и контроля правоотношений в валютной сфере. Назначение закона — установка основных схем и аспектов взаимоотношений участников валютных операций. Кроме того, закон содержит большинство определений и понятий, которые фигурируют в других НПА, связанных с валютным законодательством РФ.
На основании положений закона № 173-ФЗ регулирующими органами осуществляется валютный контроль в отношении операций, совершаемых физическими и юридическими лицами.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Как проводится валютный контроль
Для организации проведения валютного контроля сотрудник финансовой организации запросит у организации всю необходимую информацию о сделке в электронном виде. Для этого необходимо подготовить следующий комплект документов:
- справку о валютных операциях (списания или поступления денежных средств) в произвольной форме;
- договор с уникальным номером контракта;
- если контракт заключен на сумму менее 200 000 рублей, то действует правило упрощенной проверки и предоставлять сканированные документы не требуется;
- если в процессе составления договора стороны допустили ошибки или предоставили неполную информацию, то банк должен сообщить об этом обоим контрагентам.
Уникальные условия для всех участников ВЭД от МТС Банк здесь