Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором в 2022 году


Когда Роспотребнадзор проводит внеплановую проверку

Основания для внеплановой проверки Роспотребнадзора приведены в п. 26 Административного регламента, утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764. Проверка проводится, если:

  • поступила жалоба от гражданина, организации или органа государственной власти;
  • истек срок, отведенный для устранения нарушений, выявленных в ходе проведенной ранее проверки;
  • поступило требование из прокуратуры.

Причина, по которой инспекторы пришли с проверкой, обязательно должна быть зафиксирована в распоряжении Роспотребнадзора о ее назначении.

Визиты и проверки

Роспотребнадзор изменил сам подход к проверкам, сделав акцент на внезапных визитах, без плана, который раньше можно было видеть в интернете. Очевидно, это осложнит жизнь бизнесменам и заставит строже следить за соблюдением законодательства, защищающего права потребителя, регламентом качества товара.

В то же время профилактические мероприятия получают широкое распространение. Инспектор может прийти с однодневным визитом в профилактических целях, рассказать предпринимателю, какие обязанности у него есть. Замеченные нарушения (инспектор вынесет по ним предостережение) будет предложено исправить, а серьезные просчеты сразу дают повод для настоящей проверки. Новая фирма, скорее всего, попадет в поле зрения Роспотребнадзора. От визита можно отказаться за 3 дня до начала, предупреждают фирму за 5 дней. Сам по себе такой визит никакими «карательными мерами» не угрожает (р. III пост. № 1005).

С проверкой придут в определенных законом случаях:

  1. Получение жалобы на фирму, нарушающую законодательство, или обнаружение серьезных нарушений самим Роспотребнадзором.
  2. Поручение Президента или Правительства РФ по поводу конкретных лиц.
  3. Требование прокуратуры, если у нее есть жалоба на фирму или сведения о нарушениях.
  4. Ситуация, когда фирме выдали предписание, что нужно исправить, а предприниматель забыл отчитаться о принятых мерах.

Порядок проведения внеплановой проверки

Роспотребнадзор проводит аудиты вне установленного графика в следующей последовательности:

  1. В адрес проверяемой организации направляется уведомление о предстоящей проверке. Обратите внимание, что уведомление не направляют в ситуациях, о которых мы расскажем ниже.
  2. В назначенный день в организацию направляется запрос о предоставлении определенных документов (при документарной проверке) или выезжают инспекторы (при выездном визите).
  3. Инспекторы проводят проверку, по итогам которой составляется акт. В нем фиксируются результаты аудита, выявленные нарушения (при наличии) и сроки для их ликвидации. Если нарушения имеются, инспектор:
  • выносит предупреждение должностному лицу, ответственному за ту часть деятельности предприятия, в которой нашли несоответствия;
  • налагает на организацию штраф; или
  • приостанавливает деятельность организации на определенный срок.

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Порядок проведения проверок Роспотребнадзором». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

«Пряники» для фирмы

Роспотребнадзор, кроме различных проверок, обращает внимание на мотивацию бизнеса в позитивном ключе.

Фирма, обратившись в Роспотребнадзор и получив инструкции, как действовать, может пройти самообследование. После удачного проведения такого профилактического мероприятия фирме присваивается высокий репутационный статус. Она имеет право использовать информацию о статусе публично, для рекламы. Сообщит об этом надзорный орган и на своем интернет-ресурсе, что дает дополнительный бонус добросовестным бизнесменам. Инспекторы будут реже появляться в организации, часть проверок проводить дистанционно.

Чиновники обязаны бесплатно консультировать бизнес по всем вопросам проведения проверок, принятия решений, обжалования решений, законодательным нормам. Обратиться можно (по тексту р. III пост. № 1005):

  • лично;
  • по телефону;
  • по электронке;
  • по видеосвязи;
  • во время визита инспектора.

Обратите внимание! Видеообращения, личные обращения происходят по предварительной записи.

У бизнесмена есть право обжаловать любые действия чиновников, акты проверок, решения (р.V пост. № 1005). Сроки разные: решения и действия обжалуются в течение 30 календарных дней с момента поступления информации, для предписания срок всего 10 дней. Обращаться нужно к руководителю местного территориального органа. Если решение по жалобе не устраивает предпринимателя, следующий шаг – обращение в суд.

Форма проверки: документарная, выездная

Внеплановые проверки Роспотребнадзора в 2022 году делятся:

  • на документарные;
  • выездные.

Документарная проверка проводится на территории Роспотребнадзора (ч. 2 ст. 11 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Проверяемая организация должна представить копии запрошенных документов, заверенные подписью руководителя и печатью (если она есть). Можно предъявить электронные образы документов, но в этом случае их придется заверить усиленной квалицированной электронной подписью руководителя (ч. 6 ст. 11 ФЗ № 294). На передачу документов отводится 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 ФЗ № 294).

Выездная проверка проводится на территории проверяемой организации (ч. 2 ст. 12 ФЗ № 294). Необходимость в ее проведении возникает, если без выезда не получится:

  • проверить, насколько правдивы данные, указанные в представленных организацией документах;
  • установить соответствие процессов, протекающих внутри компании, законодательным требованиям.

Какие именно нарушения будут искать проверяющие:

1. Проведение уборки с дезинфекцией.

По рекомендациям Роспотребнадзора организации обязаны проводить регулярную уборку с дезинфекцией. Проверяющие потребуют показать журнал или график, в котором зафиксированы все уборки, а также журнал приготовления раствора дезинфекции.

Если документов нет – проверяющие могут сделать вывод, что уборка не проводится.

Не поможет, если компания проведет дезинфекцию во время внеплановой проверки – Роспотребнадзор укажет, что невозможно проверить, проводили ли уборку с нужной регулярностью до проверки.

2. Недостаточный запас масок.

Компании обязаны обеспечить как минимум 5-дневный запас одноразовых масок для работников. Запас нужно рассчитать с учетом смены масок не реже чем каждые три часа .

Конкретных правил, как делать расчет, нет. Но можно сделать вывод, что если в компании обычный 8-часовой рабочий день, то на каждого работника должно быть в запасе не меньше 15 масок. Первую маску работник получает в начале рабочего дня в 9 утра, затем меняет маску в 12 и 15 часов, в 18 часов рабочий день заканчивается – и так все пять дней.

В ходе проверки чиновники потребуют показать сам запас масок и документы, которые подтверждают закупку.

3. Нет антисептиков.

Если организация должна по рекомендациям Роспотребнадзора предоставить работникам антисептики – контролеры это проверят. Например, такие требования были для организаций торговли и строительных организаций.

Антисептики должны быть зарегистрированы – обычные влажные салфетки не подойдут. Проверяющие попросят показать сертификат на антисептик. В состав антисептика для рук должно входить 60–80% изопропилового или этилового спирта (Роспотребнадзор от 23.04.2020 Информация «О рекомендациях как выбрать антисептик против коронавируса».

4. Нет сертификата на средство дезинфекции.

Для дезинфекции компания обязана использовать только средства, которые прошли государственную регистрацию. Инспекторы просят предоставить сертификат качества и свидетельство о госрегистрации вещества. Обычные моющие или чистящие средства не подойдут – это нарушение. Если в компании есть сертифицированное средство, но упаковка не вскрывалась или истек срок годности – контролеры тоже зафиксируют нарушение.

Роспотребнадзор закрепил требования к средствам дезинфекции в отдельной инструкции (письмо от 23.01.2020 № 02/770-2020-32). Дополнительные требования есть в письмах о профилактике коронавируса в конкретных сферах деятельности (например, в п. 2.7 письма Роспотребрадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32). Убедитесь, что все выполняется.

К сожалению, нет официального реестра средств дезинфекции, которые можно использовать без угрозы штрафа. Но мы выяснили, что на практике контролеры проверяют средства дезинфекции на специальном справочном портале (https://dezreestr.ru/). На нем можно быстро проверить регистрацию средства, если не удалось найти бумажный сертификат.

5. Нет журнала измерения температуры.

Проверяющие требуют, чтобы организация показала журнал, в котором зафиксированы ежедневные измерения температуры работников. Если журнала термометрии нет – Роспотребнадзор сделает вывод, что компания не выполняет профилактические меры. Еще у чиновников возникнут вопросы, если по журналу видно, что температуру измеряли не всем работникам.

6. Нет термометра.

Если в организации в принципе нет термометра – проверяющие сразу делают вывод о нарушении. По общему правилу, термометр необязательно должен быть бесконтактным. Например, в организациях торговли Роспотребнадзор разрешает использовать и контактные термометры, но их нужно дезинфицировать после каждого применения (абз.2 п.1.2 приложения к Письму Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32).

Более жесткие требования могут быть в предписаниях о профилактических мерах для вашей отрасли – их придется выполнить.

7. Не маркирован или неправильно хранится уборочный инвентарь.

По санитарным правилам инвентарь для уборки туалетов должен иметь красную маркировку и храниться отдельно от остального (п.11.10. СанПиН 2.4.4.2599-10). Роспотребнадзор считает нарушением, если одной и той же шваброй убирают санитарный узел и рабочие помещения для профилактики коронавируса.

8. Сотрудники не носят маски и перчатки.

Контролеры фиксируют это нарушение, если видят сотрудников без масок. Еще одна ситуация – если в компании на момент проверки нет использованных масок. Чиновники делают вывод, что в организации нарушают режим смены масок. По рекомендациям Роспотребнадзора маски нужно менять не реже чем каждые три часа. Использованные маски компания должна собирать и герметично упаковывать в два полиэтиленовых пакета.

9. Не организован входной контроль.

Чиновники проверят, измеряет ли компания температуру у работников на входе в организацию. Организации должны отстранять от работы сотрудников с повышенной температурой или признаками ОРВИ (например, п.1.2. Приложения к Письму Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32). В ряде проверок Роспотребнадзор просил показать специальный локальный акт – инструкцию о порядке входного контроля.

10. Не обеспечили социальное дистанцирование.

В организациях торговли Роспотребнадзор проверяет, есть ли специальная разметка для посетителей. Разметка должна обеспечить дистанцию между людьми не менее 1 – 1,5 метров – требования могут различаться в разных регионах. В федеральных рекомендациях Роспотребнадзор указал на дистанцию в 1,5 метра.

11. Нет приборов для обеззараживания воздуха.

Роспотребнадзор указывал в письмах, что компании обязаны использовать специальные приборы для обеззараживания воздуха в местах, где постоянно находятся работники например, в п. 2.8 рекомендаций Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, п. п.12 рекомендаций Роспотребнадзора от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27).

На практике проверяющие толкуют это требование шире – обеззараживатели нужны не только в местах нахождения работников, но и посетителей организации, например, в торговых залах («местах массового скопления людей»). У каждого обеззараживателя ограниченная зона действия, и контролеры требуют, чтобы приборы покрывали всю площадь помещений.

Чиновники проверят сертификат на обеззараживатель – если прибор нельзя использовать в присутствии людей, то это тоже нарушение.

12. Не назначили ответственного за профилактику.

Некоторые контролеры считают нарушением, если в компании нет приказа о назначении ответственного за профилактические меры. Рекомендуем подготовить такой приказ, чтобы не возникло лишних вопросов.

Конкретные санитарно-эпидемиологические требования зависят от сферы деятельности организации. В режиме повышенной готовности из-за коронавируса проследите, чтобы организация выполнила общие рекомендации Роспотребнадзора (письма Роспортебнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, 10 марта 2022 г. N 02/3853-2020-27).

13. Недостаточный запас средств дезинфекции.

Если в организации нет запаса средств дезинфекции минимум на пять дней – это нарушение. Запасы проверят с учетом того, сколько раз в день и в каких местах организация обязана проводить дезинфекцию. Во многих рекомендациях Роспотребнадзор указывал, что дезинфекцию служебных помещений нужно проводить ежедневно, а разных контактных поверхностей – каждые 2 – 4 часа (п. 2.5 рекомендаций Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, п. 2.10 рекомендаций Роспотребнадзора от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27).

Полномочия Роспотребнадзора

В ходе аудита Роспотребнадзор обязан соблюдать ограничения, установленные ст. 15 ФЗ № 294. Это значит, что инспектор:

  • проверяет только те источники информации, которые имеют отношение к предмету проверки;
  • отбирает образцы для исследования в количестве, соответствующем нормативам, при условии составления протоколов отбора;
  • изучает документацию, содержащую охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную и пр.);
  • проводит проверку с соблюдением установленных сроков.

Как «отбиться» от проверки: ТОП-10

Грубые нарушения, которые позволяют признать результаты проверки недействительными, перечислены в статье 20 Закона № 294-ФЗ. Подкреплены положения Закона решениями судов.

  1. Нарушены сроки уведомления. Например, когда компанию уведомляют не за три, а за один рабочий день до проверки (постановления АС Волго-Вятского округа от 21 ноября 2016 г. № Ф01-4865/2016, ФАС Волго-Вятского округа от 11 октября 2010 г. по делу № А29-1421/2010) или непосредственно перед проверкой (решение АС г. Москвы от 14 марта 2014 г. по делу № А40-7511/14).
  2. Компания не уведомлена о проведении проверки (Определение ВС РФ от 26 октября 2022 г. № 305-КГ16-21421, постановления ВС РФ от 26 февраля 2022 г. № 41-АД18-6 и от 1 февраля 2022 г. № 72-АД16-4, АС Московского округа от 30 ноября 2022 г. № Ф05-16661/2017). Вручение уведомления неуполномоченному лицу также будет грубым нарушением (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 мая 2014 г. № Ф03-1776/2014).
  3. К проверке привлечены неаккредитованные (неаттестованные) экспертные организации (эксперты). Например, когда организация аккредитована на исследование одних показателей продукции, а фактически исследуются другие (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2022 г. № 10АП-13749/2017).
  4. Проверка не согласована (когда это необходимо) с прокуратурой (Определение ВС РФ от 17 июля 2022 г. № 309-КГ17-8104, постановления АС Северо-Западного округа от 4 июля 2022 г. № Ф07-5323/2017 по делу № А42-1131/2016, Саратовского областного суда от 6 июня 2022 г. № 4А-427/2017).
  5. Проверка проведена по анонимному обращению гражданина (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 9 февраля 2016 г. № Ф02-7516/2015).
  6. Проверка проведена без соответствующего приказа (распоряжения). Некоторые специалисты Роспотребнадзора считают, что для проверочных мероприятий достаточно обращения гражданина. Однако суды указывают, что решение (распоряжение) о проведении проверки должно составляться обязательно (постановления ВС РФ от 9 апреля 2015 г. по делу № 301-АД15-1997, АС Волго-Вятского округа от 29 июня 2015 г. № Ф01-2342/2015, АС Центрального округа от 2 октября 2014 г. по делу № А08-5222/2013). Также результаты проверки будут признаны недействительными, если распоряжение (приказ) подписало неуполномоченное лицо, например и. о. руководителя (Постановление ВС РФ от 2 октября 2022 г. № 35-АД17-2). По правилам, подписывать такие документы может руководитель (или замруководителя) территориального органа Роспотребнадзора (ч. 12 ст. 8 Закона № 294-ФЗ).
  7. Проверка в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ, вообще не проводилась, но компании выдано предписание об устранении нарушений (Определение ВС РФ от 7 августа 2015 г. № 279-ПЭК15, Постановление АС Уральского округа от 4 июля 2016 г. № Ф09-7063/ 16). Обычно подобные «проверки» проводят в «упрощенном» порядке на основании общих норм КоАП РФ. Вот только выдача предписания предусмотрена не КоАП РФ, а Законом № 294-ФЗ. А раз так, то все мероприятия должны проводиться в рамках этого закона.
  8. Компании не вручен (не направлен) акт проверки (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 апреля 2016 г. № Ф01-1335/2016 по делу № А31-7367/2015).
  9. Эксперт (экспертная организация) состоит в гражданско-правовых или трудовых отношениях с проверяемой компанией или аффилирован с ней (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 февраля 2013 г. по делу № А38-1549/2012). Например, если экспертная организация оказывает проверяемой компании услуги по уничтожению грызунов в магазине (решение АС Курганской области от 27 мая 2016 г. по делу № А34-1556/2016).
  10. Превышены сроки проведения проверки. Например, когда проверка длится 23 рабочих дня вместо 20 (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 ноября2010 г. № Ф03-7740/2010), притом что официально срок проверки не продлевался или продление не обосновано (Постановление ФАС Московского округа от 24 сентября 2013 г. по делу № А40-120263/12-17-1139).

Важно

Инспекторы не вправе забирать оригиналы документов, запрашивать данные или продукты, не относящиеся к предмету проверки. Инспектор не вправе выдавать предписания о проведении каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемого. Любые результаты проверки считаются охраняемой законом тайной, и разглашать ее инспекторы не имеют права.

Уведомляет ли Роспотребнадзор о внеплановой проверке

Ответ на вопрос о том, должен ли Роспотребнадзор предупреждать о внеплановой проверке, зависит от ее направленности.

Предварительное информирование необязательно, если проверяется:

  • информация о возможном причинении вреда человеку, природе или объектам культурного наследия (ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294);
  • деятельность предприятий, связанная с продуктами, в том числе и с общепитом (ч. 2 ст. 13 закона «О качестве…» от 02.01.2000 № 29-ФЗ).

При других обстоятельствах Роспотребнадзор обязан сообщить о проведении проверки не позднее чем за сутки до того, как придут проверяющие (ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294).

Что проверяют?

Лично мне почему-то вспоминается советский мультик, в котором мартышка спрашивает бабушку удава: «А во что можно играть с присмотром?» – «Робяты, во все!» – отвечает ей бабуля. Да, полномочия Роспотребнадзора довольно широки. Их можно разделить на два сферы:

  • санитарно-эпидемиологический надзор (см. федеральные законы от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»);
  • надзор в области защиты прав потребителей (см. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Объектом проверки может стать все, что входит в эти сферы. Ответственные лица компании должны знать и соблюдать нормы перечисленных законов, принятых в соответствии с ними подзаконных актов, а также требования в конкретной отрасли деятельности (производство, общепит, продажа пищевых продуктов, медицина, образование и пр.). С полными перечнями актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проверке, можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора.

Наталья Потираловская

,

эксперт по трудовому праву

Как часто Роспотребнадзор может приходить с проверкой

Количество аудитов законом не ограничено. Это значит, что проверяющие могут приходить хоть каждый месяц. Главное, чтобы продолжительность каждой такой проверки не превышала 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 294).

Сокращенные сроки проведения проверок для предприятий с малым оборотом и численностью (50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия), установленные ч. 2 ст. 13 ФЗ № 294, при внеплановых мероприятиях не действуют. Их проводят в обычном порядке.

Нарушение и наказание

Проверяющие обязаны составить акт проверки. В случае выявления нарушений они могут пойти двумя путями (ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ, п. 68 Административного регламента).

Могут выдать предписание об устранении выявленных нарушений. Оно составляется, если обнаружены незначительные нарушения, например, когда страховая компания не доводит до потребителя информацию о составляющих стоимости своих услуг (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 октября 2022 г. № Ф04-4157/2017 по делу № А45-2905/2017).

За неисполнение предписания установлены отдельные штрафы (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей (в качестве альтернативы предусмотрена дисквалификация до трех лет);
  • для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.

Предписание должно быть корректным и исполнимым. Например, формулировку «исключить из кредитных договоров, заключенных Банком с потребителями, пункты, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ: условия о взимании Банком штрафов в случаях нарушения Заемщиком срока возврата кредита и/или уплаты процентов, об уплате неустойки при нарушении сроков возврата кредита, условия о подсудности» суд посчитал допустимой (Постановление ФАС Московского округа от 4 июня 2014 г. № Ф05-3558/2014). А вот требование к обычному ООО «изъять из оборота продукцию, не соответствующую требованиям Технического регламента Таможенного союза» арбитры квалифицировали как «не корректное и по своей сути не исполнимое» (Постановление АС Московского округа от 18 мая 2022 г. № Ф05-5409/2017).

А могут применить меры административного воздействия вплоть до временного запрета деятельности (вместе с выдачей предписания или без него).

К административной ответственности компании привлекаются в тех случаях, когда их деятельность (товары, работы, услуги) представляет угрозу жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде (ч. 2 ст. 17 Закона № 294-ФЗ). Например, если обязательным требованиям не соответствует пищевая продукция (Постановление ВС РФ от 18 ноября 2016 г. № 304-АД16-11484).

Если при проверке будут установлены признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства или законодательства о защите прав потребителей, Роспотребнадзор направит материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (п. 76 Административного регламента).

Обратите внимание

В нашу редакцию пришел вопрос от взволнованной читательницы, которая опасается, что проводящие внеплановую проверку «роспотребнадзоровцы» могут оштрафовать ее фирму за опоздание с проведением СОУТ. Не могут, штрафовать будут другие – это прерогатива Роструда.

Итоги

Роспотребнадзор проводит внеплановые проверки вне графика, если на организацию поступила жалоба или требование из прокуратуры. Проверка может быть документарной (инспекторы запрашивают нужную информацию и самостоятельно ее изучают) или выездной (инспекторы приезжают в проверяемую организацию и работают на месте).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Самая неприятная проверка

Среди контрольных мероприятий особо выделяются наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Они проводятся без взаимодействия с представителями фирмы (р. IV п. 22 пост. № 1005). Строго говоря, это не проверка в полной мере, хотя все признаки налицо.

Инспектор может прийти на любой объект, открытый для посетителей, например, торговую точку, без сообщения руководству фирмы или ее представителям о своем присутствии. Руководитель рискует вообще пропустить такой визит. Предупреждения заранее тоже не высылают. Не нужен чиновникам и особый повод, ЧП или жалоба. Замеченные нарушения могут спровоцировать уже полноценную проверку.

Предпринимателю заплатят за испорченный товар дороже 10 000 ₽

Если на выездной проверке у предпринимателя забрали товар на экспертизу, а он испортился, возместят его себестоимость. Товар, испорченный на закупках, не компенсируют.

Условия для компенсации такие:

— товар стоит дороже 10 000 ₽;

— экспертиза не выявила нарушений требований безопасности товара.

Для возмещения надо подать электронное заявление в Роспотребнадзор, приложить сканы договоров и накладных на товар. На заявление есть три месяца после проверки и составления акта. Заявление рассмотрят в течение месяца, потом в течение 10 дней переведут деньги.

Подробности — в Постановлении N 1299.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]