Чем отличается реорганизация путем разделения от реорганизации путем выделения? Каковы налоговые различия данных способов? Расскажем об этом в нашем новом видео.
Прежде чем перейти к различиям двух из пяти существующих форм реорганизации, вкратце напомним их суть.
При выделении вновь созданной организации передается часть активов и обязанностей реорганизуемой компании без прекращения деятельности последней (п. 1 ст. 55 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
Вновь созданная в результате выделения компания подлежит государственной регистрации.
При выделении из состава юрлица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят частичные права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 58 НК РФ). То есть в данном случае речь идет о частичном правопреемстве.
Осуществлять процедуру реорганизации лучше всего с помощью квалифицированного юриста. Это поможет снизить риски и реорганизовать организацию в максимально короткие сроки.
Если решение о реорганизации компании путем выделения из нее другой компании принято в отсутствие кворума (например, по причине не извещения участников компании о проведении собрания), то такое решение собрания признается судом ничтожным, не имеющим юридической силы (Постановление АС Северо-Западного округа от 14.06.2016 № А56-58483/2014).
При разделении реорганизуемая компания прекращает свою деятельность, а все права и обязанности передаются вновь созданным фирмам (п. 1 ст. 54 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). То есть в данном случае речь идет о полной передаче прав и обязанностей к вновь созданной организации.
При разделении компании его права и обязанности переходят к вновь возникшим компаниям в соответствии с передаточным актом (п. 3 ст. 58 ГК РФ).
Реорганизация путем разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последней из вновь возникших компаний, а реорганизованная организация — прекратившей свою деятельность.
I. Этап первый — подготовительный
Знакомясь с материалами коллег на данном сайте столкнулся с тем, что для многих процедуры реорганизации интересны с чисто технической точки зрения. Но, так как в моем реорганизационном проекте, цели были абсолютно белые и предполагали не только отделение операционной деятельности и основных активов бизнеса, но и соответствущую безналоговую передачу недвижимого имущества, то и данному этапу я придал особое значение.
- Анализ информации о финансово-хозяйственной деятельности Общества.
- Разработка концепции процедуры реорганизации. Принятие единственным участником бизнес-решения по вопросу распределения активов реорганизуемого общества.
- Разработка устава Общества, создаваемого в результатате реорганизации путем выделения.
В условиях массовых отказывов регистрирующих органов рекомендую финализировать данный этап неким заключением в письменной форме о «деловой цели» данной процедуры. Подписи юриста и бухгалтера на проектах документов об их утверждении и подписи на письменном заключении очень помогут вам при общении с регистрирующим органом в случае приостановления реорганизации, в силу опять же директивных методов работы наших налоговых и формального подхода к подобным процедурам.
Завершение расчетов с дебиторами и кредиторами
В обязанности реорганизуемого юридического лица входит уведомление всех известных ему кредиторов о начале реорганизации. Причем п. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 129-ФЗ установлен срок такого уведомления – в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Форма уведомления произвольная.
В уведомлении необходимо указать срок, в течение которого кредиторы могут обратиться с претензиями о возмещении долга. По возможности расчеты следует закрыть. Незавершенные расчеты передаются учреждению-правопреемнику, либо по ним принимается отдельное решение о списании дебиторской (кредиторской) задолженности в установленном законодательством порядке.
Контрагентов, с которыми заключены длительные договоры, например, на оказание коммунальных услуг, следует проинформировать о необходимости их перезаключения с учреждением-правопреемником и указать нужную для этого информацию – новые реквизиты, контактных лиц, сроки обращения.
II. Этап второй — подготовка корпоративного решения и уведомление регистрирующего органа
- Принятие единственным участником (общим собранием участников) Общества решения о реорганизации Общества.
- Подготвка и подача в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации Общества в форме выделения по форме Р12003.
- Получение листа записи о начале процедуры реорганизации.
На мой взгляд самы скучный и неинтересный этап) Но, тем не менее, основнополагающий.
На данном этапе мы руководствуемся п. 1 ст. 13 Закона о госрегистрации ЮЛ и ИП, в котором указано, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.
Заявление по указанной выше форме подписывается исполнительным органом общества, в отношении которого принято решение о реорганизации.
Понятие и способы реорганизации юридических лиц
Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.
Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.
1. Слияние – объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
2. Присоединение – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.
3. Разделение – образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.
4. Выделение – образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.
5. Преобразование – прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.
При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).
IV. Этап четвертый — сверка с ФНС и томное ожидание
- Проведение сверки с ФНС.
- Предоставление отчетности в ПФР.
- Подготовка передаточного акта.
- Получение справки из ПФР (опционально).
Хотя мы и утвердили решением передаточный акт, но на момент принятия решения остутствовало понимание о составе передваемого имущества, поэтому вместо второго этапа я отнес его к четвертому этапу.
С учетом абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», при реорганизации страхователя — юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 — 2.3 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Норма пугающая, но на самом деле не все так страшно. Пп. ж) п.1 ст. 14 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП предусмотрено, что в порядке межведомственного обмне ПФР самостоятельно представляет такую справку в регистрирующий орган. Мы же пошли классическим путем и для подстраховки решили все-таки получить такую справку, чтобы удостовериться в отсутствии возможных препятствий для завершения реорганизации.
Регистрация
В передаточном акте перечисляется все принадлежащее обществу имущество и все имеющиеся у него права и обязанности в отношении всех должников и кредиторов, включая те обязательства, которые оспариваются сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Кроме того, в нем также определяется правопреемник для каждого конкретного обязательства (то есть указывается, к какому именно обществу перешло каждое обязательство).
Типовой формы передаточного акта законодательство не устанавливает, поэтому его форма разрабатывается каждым обществом самостоятельно. Однако при подготовке и составлении передаточного акта необходимо учитывать ряд требований законодательства, в том числе:
- требования в отношении конкретных обязательств (установленные ограничения, обременения, правила или сроки). Так, например, статья 50 Налогового кодекса определяет порядок, по которому правопреемник (правопреемники) юридического лица должен исполнить обязанность по уплате налогов реорганизованного общества. Обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения реорганизации, возлагается на правопреемника реорганизованного юридического лица (постановление ФАС ЗападноСибирского округа от 20 сентября 2005 г. по делу № Ф04-6122/2005(14931-А27-23)). При этом правопреемник реорганизованного юридического лица не может привлекаться к ответственности за правонарушения, которые были совершены реорганизуемым обществом и были обнаружены после завершения реорганизации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 августа 2005 г. по делу № А3329988/04-С3-Ф02-3911/05-С1);
- требования к проведению оценки имущества общества (в некоторых случаях законодательство требует проведения независимой оценки имущества, для определения которой привлекается независимый оценщик – например, при определении цены выкупа акций и коэффициента конвертации акций одного общества в ценные бумаги другого);
- требования к оформлению бухгалтерской отчетности (Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций утверждены приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н). Так, пункты 6 и 7 Методических указаний определяют, что составление передаточного акта рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года). Стоимость имущества, отраженного в передаточном акте, должна совпадать с данными, которые содержатся в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту в соответствующей стоимостной оценке. Способ оценки передаваемого имущества должны избрать сами учредители. Имущество реорганизуемого общества оценивается следующим образом: основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости; материально-производственные запасы по фактической себестоимости; финансовые вложения по первоначальной стоимости.
После проведения оценки имущества необходимо распределить активы и обязательства между правопреемниками. При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- имущество следует распределять в соответствии с уставной деятельностью выделившихся (образующихся) обществ и с учетом функционального назначения имущества, которое им передается;
- с собственным капиталом необходимо передать и соответствующую сумму добавочного капитала;
- с имуществом передается сальдо по регулирующим счетам;
- дебиторская задолженность передается правопреемнику вместе с соответствующей суммой резерва по сомнительным долгам;
- резервы под обеспечение финансовых вложений передаются вместе с соответствующими финансовыми вложениями;
- кредиторская задолженность реорганизуемого юридического лица распределяется между правопреемниками пропорционально величине переходящих к ним активов. Так же происходит и распределение собственного капитала организации. В случае если дебиторская и кредиторская задолженности касаются одного контрагента, то ее рекомендуется передавать одному из правопреемников.
Основанием для составления передаточного акта является бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед оформлением передачи имущества. Данную отчетность рекомендуется приложить к передаточному акту.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний передаточный акт, в соответствии с решением (договором) учредителей, может включать следующие приложения:
- бухгалтерскую отчетность;
- акты или описи инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, которая проводится перед составлением передаточного акта;
- первичные учетные документы по материальным ценностям и перечни (описи) иного имущества, которое передается при реорганизации организаций;
- расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей с обязательной информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о том, что с момента государственной регистрации организации имущество и обязательства по соответствующим договорам и контрактам переходят к правопреемнику.
Таким образом, передаточный акт, составленный с учетом требований закона и особенностей имеющихся у общества обязательств, должен содержать:
- общую информацию о реорганизуемых обществах (организационно-правовую форму, полное наименование организаций, юридический адрес, вид реорганизации, формы и наименование новых лиц, порядок правопреемства);
- сведения об имуществе и обо всех обязательствах в отношении каждого должника и кредитора по разделам баланса, в том числе использование прибыли;
- бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату;
- перечень и стоимость активов, обязательств и собственного капитала реорганизуемого юридического лица, а также распределение их между правопреемниками (указываются не только те права, которые могут быть реализованы, но и те, срок по которым еще не наступил; обязательства, которые оспариваются третьими лицами; обязательства по недоимке и платежам в бюджет; налоговые расчеты отчетного периода).
Передаточный акт должен быть подписан руководителем общества и главным бухгалтером, утвержден уполномоченным органом (общим собранием участников или акционеров общества – при соблюдении процедуры проведения собрания или при голосовании иным образом и оформлении протокола с принятыми решениями).
Если в числе документов, представленных для государственной регистрации реорганизации общества, отсутствует передаточный акт, либо в этих документах не прописаны положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица, в этом случае последует отказ в государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (п. 2 ст. 59 ГК РФ).
V. Этап пятый — «финишная прямая»
- Подача в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме Р12001.
- Получение в листа записи о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения.
И вот наконец, прошел месяц после второй публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», и заявление по форме Р12001 с приложением устава создаваемого юридического лица, передаточного акта, квитанции об уплате госпошлины и справки из ПФР мы успешно подали в регистрирующий орган. По истечении пяти рябочих дней мы получили лист записи.
Какие есть налоговые различия реорганизации путем разделения от выделения?
Реорганизация как в форме разделения, так и в форме выделения чаще всего используется для оптимизации налогообложения (для применения спецрежима и т. п.).
По общему правилу, установленному ст. 50 НК РФ, если реорганизуемая компания не оплатила либо не смогла оплатить налоги (сборы) до своей реорганизации, то эта обязанность исполняется его правопреемником (правопреемниками).
В том случае, если реорганизация проводится в форме разделения, то правопреемником (лицом, обязанным уплатить налог (сбор) после реорганизации компании) являются компании, возникшие в результате разделения (доля каждой компании определяется на основании передаточного акта либо на основании решения суда).
В том случае, если реорганизация проводится в форме выделения, то правопреемника не возникает. Однако выделившиеся компании могут обязать уплатить налоги на основании решения суда (если реорганизуемая компания не сможет исполнить обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов в полном объеме).
Доказательства невозможности реорганизуемой компанией погасить налоговые долги должна представить в суде налоговая инспекция. Как свидетельствует арбитражная практика, сделать это достаточно сложно (Постановление АС Волго-Вятского округа от 12.03.2015 № А28-3813/2014).
VI. Этап шестой — технический
- Подготовка и подача пакета документов при регистрации перехода права собственности на передаваемое недвижимое имущество
- Получение выписки из ЕГРН о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество
- Организация документооборота в созданном Обществе.
- Организация бухгалтерского и налогового учета в созданном Обществе.
Общество создано. Активы переданы. Кстати, безналоговым способом. Вот и все.
Привет Гость! Предложение от «Клерка»
Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 15 марта.
Записаться
Переход прав на недвижимость в связи с реорганизацией
В данной статье рассмотрены правовые положения и особенности регистрации в Росреестре перехода права в отношении объектов недвижимости, в связи с реорганизацией Закрытого акционерного общества (далее ЗАО) путем слияния с Обществом с ограниченной ответственностью (далее ООО).
Так, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом (п. 1 ст. 57 ГК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Аналогичные положения содержаться и в п. 2 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Согласно п. 1 ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения (пункт 1 статьи 8.1 ГК РФ).
Согласно п. 2 статьи 8.1 и п. 1 статьи 131 ГК РФ, статей ч. 3, 6 ст. 1 Закона о недвижимости, право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также сделки с ним, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента государственной регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней и внесения соответствующей записи в ЕГРН, если иное не установлено законом.
Правоспособность, а именно возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п. 1, 3 ст. 49 ГК РФ).
В п. 2 ст.218 ГК РФ указано, что в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица
То есть, при реорганизации юридического лица в форме присоединения прекращаются права и обязанности, в том числе и в отношении недвижимого имущества, присоединяемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права и обязанности у вновь реорганизованного юридического лица к которому произошло присоединение.
Поскольку правопреемство при реорганизации в форме присоединения носит универсальный характер к реорганизованному юридическому лицу наряду с другими правами переходят права на недвижимое имущество. При этом, в этих случаях момент перехода права на имущество связан не с моментом государственной регистрации прав на недвижимость, а с моментом совершения соответствующих регистрационных действий в ЕГРЮЛ органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц и моментом завершения реорганизации.
В то же время, нормы ст. 84 Закона о недвижимости возлагают обязанность по предоставлению в Управление документов, являющихся основанием для осуществления государственной регистрации заявленного права на заявителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (к заявлению должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения).
Пункт 8 ст. 14 Закона о недвижимости устанавливает, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, среди прочего, являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Следует отметить, что в рассматриваемом случае момент возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества у ООО связан с моментом окончания реорганизации и внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ, то основаниями для регистрации такого права в ЕГРН выступают документы, представленные при осуществлении регистрационных действий налоговым органом при внесении регистрационных записей в ЕГРЮЛ.
Порядок и особенности государственной регистрации юридических лиц, государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ осуществляемые в случае реорганизации, а также внесение в ЕГРЮЛ иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц, регулируются положениями, среди прочего, Глав V и VI Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, из содержания п. 3 ст. 17 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следует, что при реорганизации юридического лица в форме слияния в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, к заявлению о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица должны быть приложены договор о присоединении и передаточный акт.
В силу п. 1 ст. 21 Закона о недвижимости необходимые для государственной регистрации прав Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Вместе с тем следует отметить, что передаточный Акт должен быть заверен печатью, а также содержать заявленные на государственную регистрацию объекты недвижимого имущества.