Комплекс мероприятий, которые проводятся работодателем совместно с экспертами организации, проводящей идентификацию и классификацию условий труда сотрудников, определяется приказом о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ).
Этот нормативный документ доводится до сведения всех заинтересованных должностных лиц организации под подпись и определяет последовательность действий спецоценки.
Образец приказа о проведении спецоценки условий труда
Приказ о создании комиссии по СОУТ
Является документом, которым работодатель:
- Создает комиссию по спецоценке.
- Определяет сроки ее работы, права и обязанности председателя и членов комиссии.
- Утверждает график проведения спецоценки.
- Назначает ответственных за порядок взаимодействия и работы с экспертами организации, которые непосредственно проводят замеры и классифицируют результаты.
- Устанавливает порядок ознакомления работников с результатами СОУТ.
- Определяет перечень мероприятий, направленных на улучшения условий труда по итогам спецоценки.
Образец приказа о создании комиссии по СОУТ (график)
При создании комиссии необходимо учитывать, что общее количество ее членов должно быть нечетным.
График проведения спецоценки работодатель может утвердить приложением к приказу о создании комиссии по СОУТ или отдельным локальным нормативным актом (на усмотрение).
Основные права и обязанности комиссии заключаются в:
- предоставлении необходимых документов и сведений экспертам организации, которые проводят спецоценку;
- принятии мер по недопущению каких-либо действий, которые могут сузить круг вопросов и негативно повлиять на результаты спецоценки;
- информировании персонала предприятия по вопросам проведения этого мероприятия;
- ознакомлении сотрудников предприятия с ходом и результатами спецоценки.
Работник, рабочее место которого подлежит спецоценке, имеет право:
- присутствовать при ее проведении;
- обращаться к работодателю и экспертам за разъяснениями и предложениями по вопросам проведения СОУТ.
Права сотрудников не стоит игнорировать, в противном случае это может быть признано дискриминацией или пренебрежением прав работника, что в любом случае неблагоприятно для работодателя.
Образец приказа о специальной оценке условий труда (внеплановая)
При подготовке приказа о проведении спецоценки необходимо руководствоваться следующими документами:
- Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
- Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н;
- Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.
Федеральный закон регламентирует общие принципы и основные положения о порядке проведения СОУТ в организации.
Приказ 33н утверждает Методику проведения специальной оценки условий труда.
Приказ 80н устанавливает форму и порядок подачи декларации по итогам спецоценки условий труда.
Как Оформить Отсутствие Оснований Для Проведения Внеплановой Специальной Оценки Условий Труда!
Возможно кому-то будет полезен вот этот комментарий к статье 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда: 1. Нормы ст.17 Закона регламентируют в общей структуре проведения спецоценки условий труда организационно-правовой механизм проведения внеплановой спецоценки условий труда, который состоит из двух основных элементов: – перечня семи оснований проведения внеплановой спецоценки условий труда; – обязательного условия проведения внеплановой спецоценки в течение шести месяцев со дня наступления указанных семи оснований для ее проведения. Правила ч.1 ст.17 Закона определяют основаниями проведения внеплановой спецоценки условий труда: ввод в эксплуатацию новых рабочих мест; получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований Закона; изменение технологического процесса и т.д. То есть, основные условия проведения внеплановой спецоценки условий труда связаны с изменением трех факторов: – состояния объекта спецоценки условий труда (перечня рабочих мест, потенциального уровня воздействия вредных (опасных) производственных факторов на работников, наступлением несчастного случая и пр.); – отношения работодателя к соблюдению норм Закона; – отношения выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников к условиям труда. По данному поводу в ст.2 ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” обозначено, что государственным контролем (надзором) обозначена деятельность уполномоченных органов государственной власти (федерального и регионального уровня), которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, которые установлены в нормативных правовых актах России, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законами мер по пресечению (устранению) последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. 2. Содержание ч.2 ст.17 Закона устанавливает обязательное условие проведения внеплановой спецоценки в течение шести месяцев со дня наступления указанных семи оснований для ее проведения. То есть, законодателем установлен срок устранения работодателем оснований внеплановой проверки и подготовки для проведения соответствующей спецоценки условий труда. Следует добавить, что в соответствии с правилами ст.11 и 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внеплановые проверки могут быть документарными (при изучении материалов проверки по месту нахождения органа контроля) либо выездными (по месту нахождения субъекта контроля), когда при документарной проверке не представляется возможным подтвердить имеющуюся в документах информацию либо оценить соответствие проверяемой деятельности обязательным требованиям.
Итоговый приказ по СОУТ
При завершении мероприятий по оценке условий труда на производстве организация, проводившая оценку, должна составить отчет, который подписывают все члены комиссии. Далее работодатель обязан:
- утвердить отчет по итогам СОУТ;
- подписать необходимую рабочую документацию (карты, сводные ведомости и др.);
- в течение 30 календарных дней подать декларацию в территориальный орган ГИТ (если рабочие места по итогам СОУТ признаны оптимальными или допустимыми или отсутствуют вредные или опасные производственные факторы);
- не позднее 30 календарных дней ознакомить работников с результатами проведенных мероприятий под подпись;
- не позднее 30 календарных дней разместить при наличии сайта в сети Интернет сведения о результатах проведения оценки и перечне мероприятий для улучшения условий работы сотрудников.
Кроме того, работодатель обязан в течение 3 рабочих дней уведомить организацию, проводившую оценку, об утверждении отчета. Это необходимо, поскольку результаты оценки условий труда, в том числе декларируемых как соответствующих нормативным государственным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений лежит на экспертной организации в десятидневный срок со дня утверждения отчета. Поэтому в случае невыполнения этого требования неприятности будут обеспечены всем: и работодателю, и экспертной организации.
Чтобы этого избежать и реализовать все обязанности в срок и должным образом, работодателю необходимо издать нормативный документ, которым определить ответственных должностных лиц и сроки исполнения.
Образец приказа о завершении специальной оценки условий труда
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 426-ФЗ, работодатель обязан реализовывать мероприятия, направленные на улучшения условий труда с учетом результатов проведенной спецоценки.
К указанным мероприятиям можно отнести:
- приобретение новых средств индивидуальной и коллективной защиты;
- автоматизацию работ;
- модернизацию имеющегося оборудования;
- реконструкцию или приобретение новых вентиляционных систем;
- перепланировку размещения оборудования;
- улучшение социальных и бытовых условий труда и др.
С этой целью целесообразно подготовить отдельный приказ по результатам СОУТ, который определит:
- перечень конкретных мероприятий;
- финансовое планирование и обеспечение;
- сроки реализации;
- ответственных лиц.
Образец приказа об окончании СОУТ (профилактические мероприятия)
Порядок проведения
Порядок проведения внеплановой СОУТ не отличается от того, по которому проводится мероприятие по плану. Выглядит так:
- Компания издает приказ об осуществлении процедуры, назначает им комиссию, составляет список мест для оценивания, заключает договор с фирмой, проводящей мероприятие.
- После оформления процедуры и проведения замеров составляется отчет.
- Отчет об осуществлении мероприятия подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем в срок не позднее чем 30 к. д. со дня его направления работодателю организацией, проводящей процедуру.
- Компания ознакамливает сотрудников с результатами оформления мероприятия на их рабочих местах под подпись в срок не позднее 30 к. д. со дня утверждения отчета.
- Компания в течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчета уведомляет об этом фирму, проводившую процедуру, направляет копию утвержденного отчета заказным письмом с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа с усиленной квалифицированной подписью.
- Работодатель, учитывая условия законодательства РФ о ПД, организует размещение на своем сайте результатов спецоценки в течение 30 к. д. со дня утверждения отчета.
- Компания подает декларацию о том, что условия труда соответствуют условиям ОТ, по форме приложения № 1 (Приказ Минтруда от 07.02.2014 № 80н, документ утрачивает силу с 01.03.2022 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 17.06.2021 № 406н) в ГИТ по месту своего нахождения лично или направляет почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
В каких случаях внеплановая спецоценка не требуется
Внеплановая оценка не проводится:
- при реорганизации предприятия с сохранением всего технологического процесса, включая наименование должностей;
- если подтверждается, что причиной произошедшего несчастного случая не являлись действия работника или нарушения технологического процесса;
- в отношении работодателей, являющихся физическими лицами, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Осуществление внеплановой СОУТ не требуется при замене сотрудника на той или иной должности. Если специальная оценка была проведена в отношении должности, занимаемой гражданином, а в дальнейшем он был заменен другим работником, то при условии сохранения основных обязанностей, требований и условий работы повторное проведение СОУТ не нужно.
Что прописать в распоряжении
Издаваемый работодателем приказ об утверждении комиссии по СОУТ содержит:
- наименование компании работодателя;
- реквизиты документа: дату издания и номер;
- основание издания документа;
- перечень лиц с указанием должностей, которые войдут в состав;
- Ф.И.О. и должность председателя;
- положение об утверждении графика проведения спецоценки;
- распоряжения председателю, связанные с организацией проведения спецоценки;
- распоряжение остальным руководителям подразделений компании не препятствовать проведению СОУТ;
- Ф.И.О. и должность лица, на которого возлагается обязанность контролировать исполнение распоряжения;
- подпись руководителя.
Форма приказа свободная.
ГБОУ СДЮШОР «Аллюр» ПРИКАЗ № 10 «27» января 2022 года Санкт-Петербург О создании комиссии по организации и проведению специальной оценки условий труда В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании положений Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», приказываю: 1. Создать комиссию для организации проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, согласно Приложению № 1 к настоящему приказу, и назначить комиссию в составе: Председатель: Петров Петр Петрович, заместитель директора. Члены комиссии:
2. Утвердить график проведения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда (Приложение № 2). 3. Председателю: 3.1. Организовать работу по проведению специальной оценки условий труда в период с 03.02.2020 по 02.03.2020 в соответствии с требованиями законодательства. 3.2. Обеспечить доступ экспертов организации, привлеченной для проведения специальной оценки условий труда, к рабочим местам, предоставить им всю необходимую для корректной оценки информацию, материалы и документы, относящиеся к целям специальной оценки условий труда. 3.3. Ознакомить заинтересованных должностных лиц с порядком и сроками проведения специальной оценки условий труда. 3.4. Предоставить мне результаты проведения специальной оценки условий труда в форме отчета до 03.03.2020 для утверждения. 4. Руководителям, в подразделениях которых будут проводиться мероприятия по специальной оценке условий труда, обеспечить беспрепятственный допуск экспертов организации, которая проводит соответствующие замеры, к рабочим местам и необходимой документации. 5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. Директор _________________________ А.В. Воронов |
Если состав требует изменений, издается приказ об изменении комиссии по СОУТ, где указываются:
- причины исключения того или иного лица из состава;
- Ф.И.О. и должность лица, которое вступает в обязанности члена вместо выбывшего;
- дата начала полномочий нового члена.
С этими документами под подпись знакомятся все лица, указанные в них.
Раздел 4: органы управления охраной труда
Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.
Если в компании работает меньшее количество сотрудников, руководство должно назначить хотя бы 1 ответственного за охрану труда. В этом случае орган управления охраной труда в фирме будет единоличным. Если это сделать невозможно, то функции, связанные с обеспечением функционирования системы охраны труда, должен взять на себя руководитель фирмы или ИП (если бизнес ведется в данной правовой форме). Либо следует привлечь стороннего специалиста по договору подряда и сформировать внешний орган управления охраной труда.
В рассматриваемом разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:
- какой именно орган управления охраной труда учрежден в фирме: служба, единоличный в виде ответственного специалиста или внешний в виде подрядчика;
- указание на то, что служба охраны труда (или ответственный за охрану труда специалист, или подрядчик) выполняет свои функции в соответствии со ст. 217 ТК РФ;
- кто именно в организации учреждает службу охраны труда или назначает ответственного специалиста (чаще всего это руководитель);
- основные задачи, которые решает служба охраны труда, ответственный специалист или подрядчик.