Регистрируясь как ИП, многие бизнесмены рассчитывают на то, что работать будут самостоятельно. По прошествии какого-то времени появляется понимание, что легче будет нанять пару сотрудников для исполнения определенных обязанностей, а самому заниматься дальнейшим развитием бизнеса. Иногда без работников нельзя обойтись с самого начала. Это могут быть продавцы на торговых точках, водители, производственные рабочие – все те, кто обеспечивает функционирование вашего бизнеса.
Документально оформить эту важную часть в жизни предпринимателя поможет автоматический онлайн-сервис.
Содержание
- Что будет, если не оформлять сотрудников официально
- Продумываем стратегию
- Поиск сотрудников
- Заключаем трудовой договор
- Регистрируемся как работодатель
- Организация хранения кадровых документов
- Изучить информацию о трудовых отношениях
- Подбор специалиста для кадровой работы
Когда вы принимаете решение о привлечении наемных сотрудников, важно понимать его последствия – вы переходите в новый для себя статус ИП-работодателя. Это влечет за собой кучу обязанностей и не очень приятных последствий: заключение трудовых договоров, обеспечение кадрового учета, выплата заработной платы, перечисление НДФЛ и страховых взносов за сотрудников, а еще штрафы за несоблюдение трудового законодательства и дополнительное общение с государственными органами.
Регистрация ИП без работников в ПФР в 2021 году
Для регистрации в Пенсионном фонде вам нужно только встать на учет в ФНС — зарегистрировать ИП. Все остальные действия совершат сотрудники налоговой на основании документов, поданных для регистрации ИП. Никаких дополнительных документов предоставлять не нужно. Это касается в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств и специалистов частной практики.
ПФР поставит предпринимателя на учет в течение трех дней после получения сведений из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) от регистрирующего органа. В свою очередь, налоговая передает эти данные в Пенсионный фонд не позднее следующего за регистрацией ИП рабочего дня.
Ведите учет, платите налоги, начисляйте зарплату, отчитывайтесь через интернет в Контур.Бухгалтерии. Первые 14 дней работы бесплатны для всех новичков.
Что будет, если не оформлять сотрудников официально
В жизни очень часто бывает, что сотрудники у ИП есть, они выполняют порученную им работу, но официально не оформлены, потому что это выгодно работодателю. Ему не надо «париться» о перечислении НДФЛ с их зарплат, платить страховые взносы, заводить кучу бумажек по кадрам. Иногда работники сами соглашаются на такие условия, потому что бояться потерять свой доход и вовсе остаться без заработка. Но последнее время тенденция все-таки меняется в другую сторону.
В официальном приеме сотрудников на работу заинтересованы сами работники и государство. Работник в этом случае будет защищен трудовым договором и действующим законодательством: за него будут платить взносы на пенсионное и медицинское страхование, он может уйти на больничный или в декрет, или в полагающийся отпуск. Для государства выгода заключается в сборе НДФЛ – оформление «белой» зарплаты означает, что ИП (или ООО) как налоговые агенты будут перечислять налог с доходов сотрудника в бюджет плюс пополнять казну социальных фондов. Борьба с неофициальным трудоустройством ведется довольно активно. Ранее неоднократно заходила речь о повышении штрафов за несоблюдение положений трудового законодательства, на 2022 год для ИП картина следующая:
- нарушение федерального законодательства в части требований, касающихся охраны труда, грозит штрафом в сумме от 2-5 тыс. руб.;
- нарушение порядка спецоценки или отсутствие факта ее проведения вообще влечет за собой штраф в 5-10 тыс. руб.;
- за допуск сотрудника к работе без организации предварительного обучения и проверки знаний, касающихся охраны труда, придется заплатить от 15-25 тыс. руб.;
- необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты влечет за собой санкции в размере 20-30 тыс. руб.;
- совершение правонарушения, если ранее за аналогичное уже накладывался штраф, обеспечит вам штраф в виде 30-40 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- ИП-работодателю важно помнить, что неоформление работника может быть рассмотрено как нарушение сразу четырех кодексов – Трудового, Налогового, КоАП и Уголовного. При серьезных нарушениях и ответственность будет довольна серьезна.
Еще одна тенденция – наказание самого работника как соучастника правонарушения, ведь он согласился на «черную» зарплату и скрывает свои доходы от государства. В действие идут как штрафы (до 5 тыс. руб.), так и социальная реклама – думаю, многие заметили рекламные ролики и баннеры на улицах, рассказывающие о том, что «черная» зарплата – это плохо.
В итоге получается, что официальные трудовые отношения полезны всем сторонам. Работник получает гарантии трудового законодательства, а работодатель исключает проблемы с государственными органами. Официальный трудовой договор, по сути, становится одним из конкурентных преимуществ ИП перед другими работодателями.
Итак, вы решили нанять сотрудников и официально оформить их? Перечислим основные моменты начала работы ИП в качестве работодателя.
Уведомление о регистрации
После завершения процедуры оформления вам выдадут извещение о регистрации вас в Пенсионном фонде с регистрационным номером. Документ направляют на электронную почту в электронном формате, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью. Вы можете получить документы на бумажном носителе в течение трех дней, если оставите соответствующее заявление.
Также вы получите квитанцию с реквизитами для оплаты взносов. На официальном сайте ПФР вы сможете завести личный кабинет и отслеживать в нем все операции.
Продумываем стратегию
Какую стратегию нужно обдумать? Вы должны сформулировать для себя и, соответственно, для своих будущих сотрудников некие «правила игры» — назовем их так. Что сюда относится? Пунктов довольно много:
- Как будет осуществляться подбор и прием сотрудников (собеседование, оформление, испытательный срок и т.д.);
- На какой срок будет заключаться трудовой договор (хорошо сделать образец договора, продумав его положения);
- Какие обязанности будет исполнять каждый сотрудник;
- Какой установить режим работы (строгий график, гибкий график, полный день и т.д.);
- Как будет сформирована система оплаты труда (оклады, премии и пр.);
- Как будет сформирована система мотивации сотрудников;
- Как будет выплачиваться зарплата (банковские карточки, наличными; в какие сроки);
- Как будет организована работа с персональными данными.
На самом деле, на начальном этапе это нужнее всего самому ИП, чтобы понять, как будут организованы ваши будущие отношения с сотрудниками. Итогом этой работы должны стать несколько внутренних нормативных актов: трудовой распорядок, регламент о защите персональных данных, стандарт о премировании (если требуется), должностные инструкции. Составлять их «как попало» не рекомендуется, подойдите к этому вопросу серьезно. Все положения этих актов должны быть важны для вашего бизнеса (или компании).
Как зарегистрироваться в ФСС
Порядок, как зарегистрировать ИП в ФСС как работодателя, предполагает следующие шаги:
Шаг 1. Сбор необходимых документов, в их числе:
- паспорт заявителя, если документы подает его представитель — паспорт представителя и доверенность;
- копии трудовых книжек сотрудников или трудовых договоров;
- копии договоров ГПХ, если ИП нанимает не сотрудников, а подрядчиков.
Это обязательные документы. По желанию возможно предоставлять еще и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и свидетельство о регистрации в качестве ИП. Если предприниматель не принесет эти документы, ему не вправе отказать в постановке на учет — ФСС обязан самостоятельно запросить информацию в порядке межведомственного запроса.
Шаг 2. Заполнить заявление о регистрации в качестве страхователя. Его форма утверждена приказом ФСС РФ от 22.04.2019 № 215 — для ИП, заключивших трудовой договор, и приказом ФСС от 22.04.2019 № 214 — для тех, кто нанял подрядчика по договору ГПХ и поэтому обязан платить взносы.
Шаг 3. Подать заявление и документ в отделение ФСС, направить его по почте или передать с помощью МФЦ.
Шаг 4. Дождаться постановки на учет и выдачи соответствующего уведомления. Срок принятия решения Фондом — 3 рабочих дня. По желанию заявителя уведомление выдается в бумажном виде на руки или направляется по электронной почте. Это уведомление является достоверным способом, как проверить, зарегистрирован ли ИП как работодатель, — если его выдали, предприниматель зарегистрирован.
Получив регистрацию, ИП обязан платить страховые взносы за работников и подавать регулярные отчеты. Дополнительно отдельно зарегистрировать работника в ФСС работодатель не обязан.
Используйте бесплатно образец трудового договора с ИП от экспертов КонсультантПлюс, чтобы оформить нового работника.
Заключаем трудовой договор
Вот подходящий сотрудник найден, теперь его нужно принять на работу. Главная задача правильно составить трудовой договор. Здесь вы можете . Не забываем, что оформлять отношения с сотрудником можно не только трудовым, но и гражданско-правовым договором (договор подряда, договор возмездного оказания услуг, агентский договор, договор поручения или договор комиссии). Как выбрать, какой из них подходит больше, в чем их особенности и отличия, мы рассмотрим отдельно, посвятив им отдельные статьи.
Регистрация ИП в ПФР в качестве работодателя
Пока страховые взносы администрировал ПФР (до 2022 года), ИП-работодатель после заключения договора с сотрудником должен был в течение 30 дней зарегистрироваться в фонде в качестве работодателя и предоставить документы для этого. Он получал еще один регномер в ПФР как страхователь.
С начала 2022 года страховыми взносами ведает ФНС, теперь не нужна самостоятельная регистрация ИП-работодателей, это происходит без его участия. Налоговая получает данные о наемном персонале из отчетности по страховым взносам, которую сдает предприниматель. Поскольку между налоговой и фондами налажено информационное взаимодействие, данные из расчетов по страховым взносам налоговая электронно отправляет в ПФР.
Что касается номера страхователя: используйте тот единственный регномер, который вам присвоил Пенсионный фонд при первичной регистрации (после постановки на учет как ИП). Этот номер требуется при подаче отчетности в ПФР (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и других).
Подбор специалиста для кадровой работы
Сам ИП вряд ли является специалистом по кадрам и бухгалтерскому учету, а тут нужны и те, и другие знания! При наличии некоторого штата сотрудников справиться со всем самому будет очень сложно, тем более что и законодательство меняется часто. Поэтому следует рассмотреть возможность включения в штат кадровика-бухгалтера или обратиться в консалтинговую фирму, которая обеспечит вам ведение и бухгалтерии, и расчет налогов, и ведение кадровых документов.
Что еще нужно помнить начинающему ИП-работодателю? Если вы используете спецрежим налогообложения, то численность ваших работников не должна быть больше определенной цифры (например, для ЕНВД – 100 человек). Если ваша среднесписочная численность больше даже на 1 человека, то вы просто слетите со спецрежима. Читайте подробнее, как посчитать среднесписочную численность и можно ли заключить договор на сезон.
Порядок оплаты взносов ИП в ПФР за себя
Оплату взносов в ПФР за себя можно производить каждый месяц, по кварталам или сразу за весь год. Если у индивидуального предпринимателя есть расчетный счет, то страховые взносы он может оплачивать с него. 31 декабря — последний день оплаты. Рекомендуем вам совершить платеж до 20- го числа, чтобы деньги поступили в фонд вовремя.
Даже если вы не получаете прибыль, осуществлять платежи в ПФР обязательно. Платеж в Пенсионный фонд ИП без работников зависит от 3 факторов:
- дата регистрации ИП;
- сумма взносов, установленная на текущий год;
- доходы ИП за год: если они превысят 300 тыс. рублей, размер взносов будет выше.
В 2022 году ИП платит в ПФ 32 448 рублей, а при доходе свыше 300 000 рублей — еще 1 % с суммы превышения. При этом сумма всех платежей не может быть больше 259 584 рублей.
Здесь мы подробно рассказывали о расчете взносов за себя, также вы можете воспользоваться нашим бесплатным калькулятором для расчета взносов по ссылке.
Итоги
Если вы обязаны передавать отчетность в ПФР в электронном виде, то вам следует заключить с фондом соглашение об электронном документообороте. Для этого нужно написать в ПФР заявление с просьбой осуществить подключение вашей компании к системе электронного документооборота. Бланк такого заявления можно скачать на сайте ПФР.
Источники: закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.