Правовое регулирование
Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентируют:
- Закон №402-ФЗ в части ключевых вопросов организации бухучета;
- Инструкция №157н и Инструкция 162н в бюджетном учете в 2022 году для казенных учреждений;
- Инструкция №132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
- Инструкция №191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных организациях;
- Порядок №209н в части формирования КОСГУ;
- федеральные стандарты БУ, регламентирующие отраслевые методы учета;
- методические рекомендации, письма и пояснения Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.
В основную систему нормативного регулирования бухучета относят региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.
Особенности учета в бюджетном, автономном и казенном учреждении
В таблице ниже рассмотрены сравнения в различиях учета в бюджетном, казенном и автономном учреждении.
Особенности | Бюджетное учреждение | Казенное учреждение | Автономное учреждение |
Участие учредителя в распоряжении средствами | Принимает участие | Принимает участие | Не принимает участие |
Открытие счетов | В Федеральном казначействе | В Федеральном казначействе | В любом учреждении банка |
Поступление финансирования | В рамках сметы доходов и расходов | В рамках сметы доходов и расходов | Субсидии и субвенции |
Доходы от деятельности | Поступают в распоряжение учреждения | Поступают в доход бюджета | Поступают в распоряжение учреждения |
Право на распоряжение имуществом | Имеется | Не имеется | Имеется |
Проведение сделок с ценными бумагами | Не осуществляются | Не осуществляются | Осуществляются |
Право на применение УСН | Отсутствует | Отсутствует | Имеется |
Новое в бюджетном учете в 2022 году
В 2022 году учет, отчетность и налогообложение казенного учреждения ведется с обязательным применением новых ФСБУ:
- «Выплаты персоналу»;
- «Нематериальные активы»;
- «Непроизведенные активы»;
- «Затраты по заимствованиям»;
- «Совместная деятельность»;
- «Информация о связанных сторонах»;
- «Финансовые инструменты».
Стандарты применяйте в учете с 01.01.2021, а в отчетности — начиная с отчетности 2022 года.
В 2022 ввели такие ФСБУ:
- «Запасы»;
- «Концессионные соглашения»;
- «Долгосрочные договоры»;
- «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»;
- «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».
С отчетности 2022 года применяются положения ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», которые касаются отражения информации о производных финансовых инструментах. Кроме того, учитывайте изменения при составлении годовой отчетности для казенных учреждений за 2022 год: Минфин скорректировал инструкции №33н и 191н (Приказы №292н от 30.11.2020, №311н от 16.12.2020). Вот что изменилось:
- в справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503130) добавили новые счета;
- для Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) установили новые требования к заполнению КОСГУ 560, 660, 730, 830;
- в Сведения об изменении остатков баланса (форма 0503173) включили новый раздел.
Новые стандарты бухучета с 2022 года
Семь новых ФСБУ определили, что бухучет в 2022 году ведут уже по-новому. Изменены счета и инструкция по бухгалтерскому учету в казенных учреждениях в 2022 году, введен порядок учета нематериальных и непроизведенных активов. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».
С 2022 года все выплаты персоналу делятся на две группы:
- текущие — заработная плата;
- отложенные — отпускные.
Порядок оценки и бухучета выплат персоналу зависит от группы. Текущие учитывают в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные — в составе резерва, на счете 0 401 60 000.
С января 2022 года права пользования нематериальными активами отражаются на новых подстатьях КОСГУ:
- неисключительные права с определенным сроком полезного использования — 352, 452;
- неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — 353, 453.
Изменены требования к отражению прав на земельные участки в отчетах бюджетных учреждений. Если впервые применяется стандарт «Непроизведенные активы», следует переоценить земельные участки на балансе и внесенные в ЕГРН до кадастровой стоимости.
Казенным организациям необходимо скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения бухучета, то есть обновить учетную политику. Утвердить эти изменения следовало еще в декабре 2022 года. Проверьте, все ли изменения включены в учетную политику на 2022 год в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».
Обратите внимание на статью о том, как правильно вести бухучет банковских гарантий.
Отвечаем на Ваши вопросы
>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2022 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?
Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.
Еще по теме: Справка по заключению счетов (ф. 0503110, ф. 0503710): изменения и особенности заполнения в 2022 году (Видеоматериалы к годовой отчетности 2022 — тема
Опубликовано 25.05.2017
Другие изменения
Чиновники скорректировали практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Минфин опубликовал новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №85н от 06.06.2019 в редакции Приказа №267н от 16.11.2020. Общая структура КБК сохранена, но изменения есть, и их довольно много.
Нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. При учете применяется новая редакция Приказа №209н. Добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.
В Инструкцию 162н внесены изменения Приказом №246н от 28.10.2020. Скорректированная таблица плана счетов казенного учреждения на 2022 год выглядит следующим образом:
Наименование счета | Номер счета | |||||||||
код | ||||||||||
аналитический по БК | вида деятельности | синтетического учета | аналитический по КОСГУ | |||||||
объекта учета | группы | вида | ||||||||
номер разряда счета | ||||||||||
1–17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
1 | 2 | |||||||||
БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА | ||||||||||
Раздел 1. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Основные средства | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Основные средства — недвижимое имущество учреждения | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Увеличение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Уменьшение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 0 |
Основные средства — иное движимое имущество учреждения | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Нематериальные активы | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Непроизведенные активы | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Земля — недвижимое имущество учреждения | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Амортизация | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Амортизация недвижимого имущества учреждения | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) — недвижимого имущества учреждения | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 |
РАЗДЕЛ 2. ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Денежные средства учреждения | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 0 |
Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 6 | 1 | 0 |
Денежные средства учреждения в кредитной организации | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
РАЗДЕЛ 3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Расчеты по долговым обязательствам в рублях | 0 | 0 | 3 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Расчеты по принятым обязательствам | 0 | 0 | 3 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Расчеты по заработной плате | 0 | 0 | 3 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда | 0 | 0 | 3 | 0 | 2 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 |
Расчеты по работам, услугам | 0 | 0 | 3 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Отражение операций в учете казенного учреждения
Казенные учреждения организуют учет и формирование бюджетной отчетности в соответствии с положениями:
- Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н);
- Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 г. № 162н (далее – Инструкция № 162н);
- Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 г. № 191н (далее – Инструкция № 191н).
Согласно положениям п.п. 262, 276 Инструкции № 157н и п. 104 Инструкции № 162н учет расчетов по поступлениям в бюджет между администратором доходов бюджета и казенным учреждением производится с применением счетов 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджеты», 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты». Соответствующие расчеты отражаются путем оформления Извещений (ф. 0504805).
Казенное учреждение – не администратор доходов при внесении на счет наличных денежных средств, подлежащих перечислению в доход бюджета, может указать сразу реквизиты администратора данных кассовых поступлений (смотрите, в частности, Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 02.06.2011 № 02-03-06/2530/42-7.4-05/5.3-366). В таком случае средства поступают минуя лицевой счет получателя бюджетных средств непосредственно в доход бюджета (на лицевой счет администратора доходов бюджета).
Однако, как правило, поступившие в кассу доходы казенные учреждения, не являющиеся их администраторами, сдают на лицевой счет получателя бюджетных средств, а потом с данного лицевого счета перечисляют в доход. То есть, первоначально данные денежные средства отражаются на лицевом счете казенного учреждения в качестве восстановления кассовых расходов. Соответственно, операции по поступлению средств в кассу, а также по движению средств между счетами и кассой должны быть отражены в качестве движения «расходов» бюджета. Учитывая положения Инструкции № 162н, бухгалтерские записи в данном случае будут выглядеть следующим образом:
- Дебет КИФ 1 201 34 510 (уменьшение забалансового счета 18 по «расходному» КОСГУ) Кредит КДБ 1 209 ХХ 660, 1 205 ХХ 660 — доходы поступили в кассу казенного учреждения (п. 49 Инструкции № 162н);
- Дебет КРБ 1 210 03 560 (уменьшение забалансового счета 18 по «расходному» КОСГУ) Кредит КИФ 1 201 34 610 (увеличение забалансового счета 18 по «расходному» КОСГУ) – денежные средства сданы из кассы для внесения на лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый казенному учреждению (п. 92 Инструкции № 162н);
- Дебет КРБ 1 304 05 ХХХ Кредит КРБ 1 210 03 660 (увеличение забалансового счета 18 по «расходному» КОСГУ) – денежные средства зачислены на лицевой счет получателя бюджетных средств (п. 111 Инструкции № 162н);
- Дебет КДБ 1 304 04 1ХХ (4ХХ) Кредит КДБ 1 303 05 730 – в адрес администратора кассовых поступлений направлено Извещение (ф. 0504805) с информацией о планируемых к поступлению в доход бюджета средствах (п. 104 Инструкции № 162н).
- Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КРБ 1 304 05 ХХХ – денежные средства перечислены администратору соответствующих кассовых поступлений (п. 111 Инструкции № 162н);
Еще по теме: Учетная политика учреждения
Применение забалансового счета 18 в рассматриваемой ситуации объясняется тем, что по факту в учете казенного учреждения отражается восстановление кассового расхода.
Санкционирование расходов в бюджетном учете
Отличительной особенностью учета в казенных организациях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую применяет организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.
Бухгалтерские проводки по санкционированию расходов казенных организаций следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.
Актуальные проводки по санкционированию в казенном учреждении с примерами 2022 года:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Сумма обязательств, принятых по контракту, заключенному по итогам осуществления конкурентных способов определения поставщиков, исполнителей, подрядчиков | 0 502 07 000 | 0 502 01 000 |
Операция в иных случаях принятия обязательств | 0 506 00 000 | 0 502 01 000 |
Суммы, принятые учреждением за счет ранее сформированных отложенных обязательств | 0 502 09 000 | 0 502 01 000 |
Как правильно составлять любые бухгалтерские проводки, читайте в статье «Проводки в бухгалтерском учете: что это и как используется».