Разберемся в понятиях
Первый вопрос — кто такие поставщики, а кто — подрядчики? Определенная категория экономических субъектов, которые являются продавцами товаров, продукции, материалов или сырья либо осуществляют какие-либо услуги или выполняют определенные виды работ. Иными словами, поставщики — это юридические, физические лица, индивидуальные или частные предприниматели, продающие материальные ценности, услуги, сырье, работы. Причем организационно-правовая форма и вид деятельности экономического субъекта не играют никакой роли.
Охарактеризовать кратко учет расчетов с поставщиками и подрядчиками можно так. Это отражение в бухучете хозяйственных операций по приобретению у сторонних организаций материалов, основных средств, работ или услуг, необходимых учреждению для осуществления деятельности. Расчетами признается передача организацией денежных средств наличными или безналичным переводом в пользу фирмы-продавца на основании договора, соглашения или контракта. Помимо денежной оплаты, в условиях договора могут быть определены иные условия взаиморасчетов. Например, взаимозачет, вексель, валюта. Поставщик может выдавать ценности в рассрочку или поступать безвозмездно.
Счет 60: основная информация
Счет 60 – активно-пассивный. Его сальдо может формироваться как по дебету, так и по кредиту.
- Кредитовое сальдо – у компании есть долги по поставленным товарам или оказанным услугам.
- Дебетовое сальдо – сторонние компании не выполнили перед предприятием своих обязательств.
Сумма НДС по поступившим товарам и услугам фиксируется по кредиту в составе общей суммы. Оплата налога производится в общую сумму, но уже по дебету.
Особенности учета в бюджетном учреждении
В бюджетном учреждении бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на специальном счете 0 302 00 000. В действующем плане счетов предусмотрена отдельная детализация.
Субсчета для отражения обязательств
Код счета | Название счета |
302 10 000 | Расчеты по оплате труда и по начислениям на выплаты по оплате труда |
302 11 000 | Расчеты по заработной плате |
302 12 000 | Расчеты по прочим выплатам |
302 13 000 | Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда |
302 14 000 | Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме |
302 20 000 | Расчеты по работам, услугам |
302 21 000 | Расчеты по услугам связи |
302 22 000 | Расчеты по транспортным услугам |
302 23 000 | Расчеты по коммунальным услугам |
302 24 000 | Расчеты по арендной плате за пользование имуществом |
302 25 000 | Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества |
302 26 000 | Расчеты по прочим работам, услугам |
302 27 000 | Расчеты по страхованию |
302 28 000 | Расчеты по услугам, работам для целей капитальных вложений |
302 29 000 | Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами |
302 30 000 | Расчеты по поступлению нефинансовых активов |
302 31 000 | Расчеты по приобретению основных средств |
302 32 000 | Расчеты по приобретению нематериальных активов |
302 33 000 | Расчеты по приобретению непроизведенных активов |
302 34 000 | Расчеты по приобретению материальных запасов |
302 40 000 | Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям |
302 70 000 | Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям |
302 72 000 | Расчеты по приобретению ценных бумаг, кроме акций и иных финансовых инструментов |
302 73 000 | Расчеты по приобретению акций и иных финансовых инструментов |
302 75 000 | Расчеты по приобретению иных финансовых активов |
302 90 000 | Расчеты по прочим расходам |
302 93 000 | Расчеты по штрафам за нарушение условий контрактов (договоров) |
302 95 000 | Расчеты по другим экономическим санкциям |
302 96 000 | Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам |
302 97 000 | Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям |
Для расходов по перечислению авансовых платежей, предусмотренных условиями договора, предусмотрен отдельный счет 0 206 00 000. По этому счету установлена аналогичная детализация.
Как оформить бухгалтерскую проводку при перечислении средств поставщикам
Операции по перечислению денежных средств компаниям за товары, работы или услуги с расчетного счета организации — покупателя оформляются в учетной программе следующими бухгалтерскими проводками:
- По дебету 60.1 По кредиту 51 — в случае, если первичным по времени было получение и постановка на учет товаров, работ или материалов от поставщика. Если суммы поставки и оплаты совпадают, то итоговое сальдо данных операций будет равно нулю.
- По дебету 60.2 По кредиту 51 — в случае, если по условиям договора организация оплачивает поставщику аванс (предоплату) и только при получении денежных средств на счет отгружает товары, выполняет работы и оказывает услуги. В результате у оплатившей организации возникает дебиторская задолженность.
Погашение задолженности перед поставщиком отражайте по дебету счета 60.
Перечень субсчетов может быть расширен для отражения расчетов в условных единицах (у. е.) или валюте иностранных государств.
В специализированных программах проводки формируются автоматически при проведении операций перечисления денежных средств по банку.
Субсчета для отражения предоплаты по группам
Код счета группы | Наименование группы счета |
206 10 000 | Расчеты по авансам по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда |
206 20 000 | Расчеты по авансам по работам, услугам |
206 30 000 | Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов |
206 40 000 | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям |
206 50 000 | Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам |
206 60 000 | Расчеты по авансам по социальному обеспечению |
206 70 000 | Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений |
206 80 000 | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям |
206 90 000 | Расчеты по авансам по прочим расходам |
На этих счетах бухгалтерского учета отражаются взаиморасчеты с поставщиками в разрезе организаций, индивидуальных предпринимателей или физических лиц. Рекомендуется осуществлять учет по каждому контрагенту в разрезе договоров и контрактов. Такой подход к организации бухгалтерского учета позволит сократить количество нарушений действующего законодательства в сфере закупок и при исчислении налоговых обязательств, например НДС.
Перед составлением бухгалтерской отчетности и отражением расчетов с поставщиками и подрядчиками в балансе в учреждении необходимо провести специальную инвентаризацию долгов (обязательств). Процедура является обязательной при составлении годового отчета. Провести инвентаризацию в обязательном порядке придется перед реорганизацией или ликвидацией госучреждения. Организация вправе самостоятельно инициировать инвентаризацию расчетов с поставщиками и подрядчиками до наступления срока. Например, когда возникают споры или утрачены подтверждающие документы.
Типовые бухгалтерские проводки по счету 60
Существует несколько типовых проводок по счету 60, позволяющих фиксировать операции в бухучете компании. К числу наиболее распространенных относятся:
Дебет счетов | Кредит счетов | Наименование операции |
, , | 60 | Приходование ценностей |
60 | 50.01, 51, 52 | Оплата долга за предыдущие поставки |
94, 76 | 60 | Списание недостачи |
19 | 60 | НДС по купленным товарам |
50, 51, 52 | 60 | Оплата по счету поставщика |
10, 15, 41 | 60 Неотфак. поставки | Приходование материалов без документов |
60 Неотфак. поставки | 60 | Оплата по неотфактурованным товарам |
60, 91.02 | 91.01, 60 | Списание курсовой разницы |
91.02, 63 | 60 Авансы выданные | Списание ранее оплаченного аванса |
При составлении баланса остатки по счету 60 указываются в разных разделах. В активе записывается дебиторская задолженность, а в пассиве – кредитовое сальдо.
Пример № 1. Поставщики и подрядчики
ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» заключило договор с поставщиком ООО «Продавец» на сумму 100 000 рублей на приобретение спортивного оборудования за счет средств субсидии на выполнение госзадания. По условиям договора предусмотрен аванс в сумме 30 000,00 рублей. Бухгалтер составил проводки по расчету с поставщиками:
Операция | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс на расчетный счет поставщика ООО «Продавец» | 4 206 31 560 | 4 201 11 610 | 30 000,00 |
Учреждение получило оборудование | 4 106 31 310 | 4 302 31 730 | 100 000,00 |
Зачтен выплаченный аванс за поставку спортивного оборудования | 4 302 31 830 | 4 206 31 660 | 30 000,00 |
Поставщику перечислен остаток за спортоборудование | 4 302 31 830 | 4 201 11 610 | 70 000,00 |
Оплата налога за 3 лицо — проводки в 1С 8.3 Бухгалтерия
У Организации есть кредиторская задолженность по займу перед контрагентом в размере 50 000 руб.
На момент возврата займа Организация получила от контрагента письмо с просьбой перечислить всю сумму задолженности в счет уплаты за него НДС за 1 квартал.
20 апреля Организация перечислила сумму долга 50 000 руб. в бюджет.
Дата | Дебет | Кредит | Сумма БУ | Сумма НУ | Наименование операции | Документы (отчеты) в 1С | |
Дт | Кт | ||||||
Формирование платежного поручения на уплату налога | |||||||
20 апреля | — | — | 50 000 | Формирование платежного поручения | Платежное поручение — Уплата налога за третьих лиц | ||
Уплата налога в бюджет за третье лицо | |||||||
20 апреля | 66.03 | 51 | 50 000 | 50 000 | Уплата налога за третье лицо в счет задолженности по займу | Списание с расчетного счета — Уплата налога за третьих лиц |
Формирование платежного поручения на уплату налога
Для перечисления налога создайте Платежное поручение — для такого случая в программе реализован специальный Вид операции Уплата налога за третьих лиц (Банк — Платежные поручения).
Заполните документ:
- Организация — ваша организация;
- Налогоплательщик — контрагент, за которого платите налог;
- Получатель — налоговая инспекция контрагента;
- по ссылке Реквизиты платежа в бюджет укажите КБК и все данные платежа, соответствующие уплачиваемому налогу;
- Статья расходов — Погашение кредитов и займов, так как для нашей организации происходит погашение займа по договору;
- Назначение платежа — оформляется автоматически по заполненным данным, вручную укажите период уплаты налога.
Проверьте заполнение печатной формы. На рисунках синим отмечены реквизиты контрагента, красным — реквизиты нашей организации.
Уплата налога в бюджет за третье лицо
На основании Платежного поручения оформите Списание с расчетного счета (Банк — Платежные поручения).
Документ заполняется автоматически по данным Платежного поручения.
Вручную укажите:
- Счет расчетов — счет, на котором отражена задолженность перед контрагентом, в счет которой уплачен налог (в нашем примере — 66.03).
Проводки
Контроль
Результат операции проверьте по Оборотно-сальдовой ведомости по счету, на котором числилась кредиторская задолженность: в нашем примере — 66.03 (Отчеты — Оборотно-сальдовая ведомость по счету).
В ОСВ видим, что задолженность по этому договору займа погашена.