Нормативное регулирование
Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является Распоряжение Минтранспорта № АМ-23-р от 14.03.2008. Организации утверждают локальные нормы списания ГСМ и нормы расхода топлива по Приказу Минтранса 23-р: в 2022 году его не меняли, последнюю редакцию выпустили в сентябре 2022 г. Изменения внесли Распоряжением Минтранса РФ № ИА-159-р от 20.09.2018.
Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:
где:
- QH — расход топлива,
- HS — базовая норма расхода топлива на 100 км по Приказу Минтранса на 2022 год (устанавливается в л/100 км);
- S — пробег автомобиля;
- D — поправочный коэффициент.
Распоряжение устанавливает для большинства моделей автомашин базовые показатели. Актуальная таблица расхода топлива по маркам автомобилей на 2022 год дифференцирована по типам автотранспорта (легковой, грузовой и т. д.) и содержит тысячи наименований. Ее начало выглядит так:
Поправочный коэффициент рассчитывается, исходя из надбавок к базовому тарифу, устанавливаемых в связи с условиями эксплуатации.
Зимнее повышение норм расхода топлива – 2022: сборник вопросов-ответов
В настоящее время нормы расхода топлива для механических транспортных средств устанавливает руководитель организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию. Рассмотрим, применяется ли при самостоятельном установлении норм руководителем так называемое зимнее повышение и в каком порядке.
1. Может ли организация увеличивать норму расхода топлива при эксплуатации автомобиля при отрицательной температуре? Каким образом это сделать?
Законодательство не регламентирует, каким образом руководитель определяет нормы, устанавливаемые им самостоятельно <*>. В частности, он может предусмотреть, что при разных условиях эксплуатации автомобиля применяются разные нормы расхода топлива. Это можно сделать путем установления:
— отдельных норм расхода топлива в абсолютном выражении (литры или метры кубические на 100 км) для каждой из комбинаций условий эксплуатации;
— одной нормы расхода топлива и корректирующих коэффициентов (процентов) для соответствующих условий эксплуатации.
Перечень условий эксплуатации транспортного средства, при которых применяются разные нормы расхода топлива, а также условия применения таких норм также определяет руководитель. При этом можно ориентироваться на все или отдельные правила, определенные Инструкцией N 141, закрепив их использование в организации, или видоизменить эти правила. Обязанности руководствоваться Инструкцией N 141 при самостоятельном установлении норм руководителем не установлено ни в ч. 1 п. 6 Указа N 503, ни в Постановлении N 470.
В частности, руководитель может установить увеличение нормы расхода при эксплуатации автомобиля в зимних условиях (зимнее повышение норм расхода топлива). Размер повышения либо норму расхода топлива при соответствующих условиях эксплуатации, а также порядок применения руководитель закрепляет в распорядительном документе, как правило — приказе.
2. Можно ли установить зимнее повышение норм расхода топлива, если в качестве нормы расхода топлива руководителем установлена заводская норма?
Поскольку законодательство не регламентирует, каким образом руководитель определяет самостоятельно устанавливаемые им нормы, зимнее повышение норм расхода топлива можно прописать в том числе для ситуаций, когда используется норма завода-изготовителя. Правило Инструкции N 141 о том, что зимнее повышение нормы расхода топлива применяется только к установленным Минтрансом линейным нормам и нормам расхода топлива на выполнение транспортной работы, не ограничивает руководителя в определении норм <*>.
3. Может ли организация установить увеличение нормы расхода топлива на период календарной зимы (декабрь-февраль) вне зависимости от температуры воздуха в конкретные дни этого сезона?
При повышении нормы расхода топлива в случае эксплуатации автомобиля в зимних условиях следует, прежде всего, закрепить, что в организации будет пониматься под такими условиями эксплуатации. Руководитель вправе использовать термин, представленный в Инструкции N 141. В соответствии с ним зимние условия эксплуатации автомобиля — это эксплуатация автомобиля в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха ниже 0 °C <*>.
Но содержание данного термина можно и скорректировать. Например, определить, что использование автомобиля при температуре окружающего воздуха, равной 0 °C, также относится к его эксплуатации в зимних условиях. Могут иметь место и иные уточнения. Однако закреплять, что норма расхода топлива увеличивается на период календарной зимы (декабрь-февраль) вне зависимости от температуры воздуха (иных погодных условий) в конкретные дни этого сезона, будет, на взгляд автора, некорректным. Сама по себе календарная дата не определяет условия, в которых используется автомобиль, — и, следовательно, не оказывает влияния на величину расхода топлива.
С какого числа применяются зимние нормативы
При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Единого норматива, с какого числа переход на зимние нормы расхода ГСМ в 2022 году по регионам состоится этой зимой, нет. Переход осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.
В таблице — зимняя норма расхода топлива по регионам в 2021 году:
Субъект Российской Федерации или его часть | Количество месяцев и срок, с какого по какое зимний период для автомобилей в регионе | Предельная величина зимних надбавок, не более, % |
Москва | 5 01.11–31.03 | 10 |
Белгородская область | 4 15.11–15.03 | 7 |
Брянская область | 5 01.11–31.03 | 10 |
Владимирская область | 5 01.11–31.03 | 10 |
Воронежская область | 5 01.11–31.03 | 10 |
Ивановская область | 5 01.11–31.03 | 10 |
Калужская область | 5 01.11–31.03 | 10 |
Костромская область | 5 01.11–31.03 | 10 |
Курская область | 5 01.11–31.03 | 10 |
Липецкая область | 5 01.11–31.03 | 10 |
Полный перечень зимних норм расхода ГСМ и сроки их применения в 2021 году по климатическим зонам представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.
Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.
Законодательная база Российской Федерации
отменен/утратил силу Редакция от 29.04.2003
Подробная информация
Наименование документ | «НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. Р 3112194-0366-03» (утв. Минтрансом РФ 29.04.2003) |
Вид документа | классификация, нормы |
Принявший орган | минтранс рф |
Номер документа | Р 3112194-0366-03 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 29.04.2003 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | отменен/утратил силу |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
«НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. Р 3112194-0366-03» (утв. Минтрансом РФ 29.04.2003)
ЗНАЧЕНИЯ ЗИМНИХ НАДБАВОК К НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВА В РЕГИОНАХ РОССИИ ПО КЛИМАТИЧЕСКИМ РАЙОНАМ <1>
N п/п | Регионы России (по Федеральным округам) | Количество месяцев и срок действия надбавок в зимний период эксплуатации | Предельная величина надбавок в зимний период эксплуатации, %, не более |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Центральный | |||
1 | Москва | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
2 | Белгородская обл. | 4.0 15.ХI…15.III | 7 |
3 | Брянская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
4 | Владимирская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
5 | Воронежская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
6 | Ивановская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
7 | Калужская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
8 | Костромская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
9 | Курская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
10 | Липецкая обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
11 | Московская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
12 | Орловская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
13 | Рязанская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
14 | Смоленская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
15 | Тамбовская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
16 | Тверская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
17 | Тульская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
18 | Ярославская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
II. Северо-Западный | |||
19 | Санкт-Петербург | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
20 | Республика Карелия | 5.5 1.ХI…15.IV | 12 |
21 | Республика Коми | 6.0 1.XI…30.IV | 15 |
22 | Архангельская обл. (без Ненецкого АО) | 6.0 1.XI…30.IV | 15 |
23 | Вологодская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
24 | Калининградская обл. | 4.0 15.ХI…15.III | 7 |
25 | Ленинградская обл. | 5.0 01.ХI…31.III | 10 |
26 | Мурманская обл. | 6.0 1.XI…30.IV | 15 |
27 | Новгородская обл. | 5.0 01.ХI…31.III | 10 |
28 | Псковская обл. | 5.0 01.ХI…31.III | 10 |
29 | Ненецкий авт. округ | 6.0 15.X…15.IV | 18 |
III. Северо-Кавказский | |||
30 | Республика Адыгея | 3.0 1.XII…1.III | 5 |
31 | Республика Дагестан | 3.0 1.XII…1.III | 5 |
32 | Республика Ингушетия | 3.0 1.XII…1.III | 5 |
33 | Чеченская республика | 3.0 1.XII…1.III | 5 |
34 | Кабардино-Балкарская республика | 3.0 1.XII…1.III | 5 |
35 | Республика Калмыкия | 5.0 15.X…15.III | 10 |
36 | Карачаево-Черкесская республика | 3.0 1.XII…1.III | 5 |
37 | Республика Северная Осетия-Алания | 3.0 1.XII…1.III | 5 |
38 | Краснодарский край | 3.0 1.XII…1.III | 5 |
39 | Ставропольский край | 3.5 1.XII…15.III | 5 |
40 | Астраханская обл. | 5.0 15.X…15.III | 10 |
41 | Волгоградская обл. | 5.0 15.X…15.III | 10 |
42 | Ростовская обл. | 4.0 15.XI…15.III | 7 |
IV. Приволжский | |||
43 | Республика Башкортостан | 5.5 1.XI…15.IV | 12 |
44 | Республика Марий Эл | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
45 | Республика Мордовия | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
46 | Республика Татарстан | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
47 | Удмуртская республика | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
48 | Чувашская республика | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
49 | Кировская обл. | 5.5 15.X…31.III | 12 |
50 | Нижегородская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
51 | Оренбургская обл. | 6.0 15.X…15.IV | 15 |
52 | Пензенская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
53 | Пермская обл. (без КомиПермяцкого АО) | 5.5 1.XI…15.IV | 10 |
54 | Самарская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
55 | Саратовская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
56 | Ульяновская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
57 | Коми-Пермяцкий автономный округ | 6.0 15.X…15.IV | 18 |
V. Уральский | |||
58 | Курганская обл. | 5.5 1.XI…15.IV | 10 |
59 | Свердловская обл. | 5.5 1.XI…15.IV | 10 |
60 | Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО) | 5.5 1.XI…15.IV | 12 |
61 | Челябинская обл. | 5.5 1.XI…15.IV | 10 |
62 | Ханты-Мансийский автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
63 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
VI. Сибирский | |||
64 | Республика Алтай | 5.5 1.XI…15.IV | 15 |
65 | Республика Бурятия | 6.0 1.IX…30.IV | 18 |
66 | Республика Тува | 6.0 1.IX…30.IV | 18 |
67 | Республика Хакасия | 6.0 1.IX…30.IV | 18 |
68 | Алтайский край | 5.5 1.XI…15.IV | 15 |
69 | Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского АО) | 5.5 1.XI…15.IV | 15 |
70 | Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского АО) | 6.0 1.IX…30.IV | 18 |
71 | Кемеровская обл. | 6.0 1.IX…30.IV | 15 |
72 | Новосибирская обл. | 5.5 1.XI…15.IV | 12 |
73 | Омская обл. | 5.5 1.XI…15.IV | 12 |
74 | Томская обл. | 5.5 1.XI…15.IV | 12 |
75 | Читинская обл. (без Агинского Бурятского АО) | 6.0 1.IX…30.IV | 18 |
76 | Таймырский автономный округ | 7.0 15.X…15.V | 18 |
77 | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 6.0 1.IX…30.IV | 18 |
78 | Эвенкийский автономный округ | 7.0 15.X…15.V | 18 |
79 | Агинский Бурятский автономный округ | 6.0 1.IX…30.IV | 18 |
VII. Дальневосточный | |||
80 | Республика Саха-Якутия (без Чукотского АО) | 7.0 15.X…15.V | 20 |
81 | Приморский край | 5.5 1.XI…15.IV | 12 |
82 | Хабаровский край | 5.5 1.XI…15.IV | 12 |
83 | Амурская обл. | 6.0 1.XI…30.IV | 15 |
84 | Камчатская обл. (без Корякского АО) | 6.0 1.XI…30.IV | 15 |
85 | Магаданская обл. | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
86 | Сахалинская обл. — юг | 5.0 15.XI…15.IV | 12 |
Сахалинская обл. — север (выше 50 град. сев. широты) | 6.0 1.XI…30.IV | 15 | |
87 | Еврейская автономная обл. | 5.5 1.XI…15.IV | 12 |
88 | Корякский автономный округ | 6.0 1.XI…30.IV | 15 |
89 | Чукотский автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 20 |
90 | Острова Северного Ледовитого океана и морей | 7.0 1.XI…31.V | 20 |
<1> Порядок применения надбавок к нормам расхода топлива в зимнее время года
Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в регионах — в соответствии с ГОСТ 16350-80 «Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей».
Указанный период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказами руководителей предприятий.
Региональные (местные) органы власти или руководители предприятий могут производить уточнения начального и конечного периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Гидрометцентра РФ.
В качестве такой температурной границы принимается температура минус 5 град. С, ниже и выше которой можно производить соответствующие уточнения по применению зимних надбавок.
При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района работы автомобиля.
При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.
Приложение 3
(Справочное)
Иные виды надбавок к базовым нормативам
Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:
- работа в горной местности (от 5 до 20%);
- эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
- движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
- эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
- использование кондиционера (до 10%).
В некоторых случаях базовые нормативы понижаются. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.
Что говорит налоговое законодательство
Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.
Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо № 03-03-06/1/2875 от 27.01.2014). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ необходимо экономически обосновать и документально подтвердить, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на методические рекомендации Минтранса № АМ-23-р.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как рассчитать расход ГСМ по нормам. Используйте эти инструкции бесплатно.
Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме № 03-03-06/2/57 от 03.09.2010 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.
Как разработать собственные нормы
Организации не обязаны руководствоваться нормативами, установленными Минтрансом в Распоряжении № АМ-23-р. В своих внутренних нормативных документах компания вправе установить учет ГСМ в затратах в фактически израсходованных объемах. И использовать в качестве подтверждающих документы на приобретение топлива и путевые листы, указывающие на эксплуатацию автомобиля.
Тем не менее, в целях внутреннего контроля за расходованием ГСМ организация вправе разработать и установить собственные нормы. Для этого опираются:
- на нормативы Минтранса;
- на рекомендации производителя;
- на собственные контрольные цифры, утвержденные специальной комиссией на основе контрольных измерений.
В этом же приказе говорится, когда переходят на летнюю норму расхода топлива, какие еще поправочные коэффициенты применяются в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.
Что это такое
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов надбавок , регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы их значения устанавливаются по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС. Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража для установления процентного соотношения цифра умножается на 100.