Нормы расхода топлива: используем зимние коэффициенты


Нормативное регулирование

Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является Распоряжение Минтранспорта № АМ-23-р от 14.03.2008. Организации утверждают локальные нормы списания ГСМ и нормы расхода топлива по Приказу Минтранса 23-р: в 2022 году его не меняли, последнюю редакцию выпустили в сентябре 2022 г. Изменения внесли Распоряжением Минтранса РФ № ИА-159-р от 20.09.2018.

Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:

где:

  • QH — расход топлива,
  • HS — базовая норма расхода топлива на 100 км по Приказу Минтранса на 2022 год (устанавливается в л/100 км);
  • S — пробег автомобиля;
  • D — поправочный коэффициент.

Распоряжение устанавливает для большинства моделей автомашин базовые показатели. Актуальная таблица расхода топлива по маркам автомобилей на 2022 год дифференцирована по типам автотранспорта (легковой, грузовой и т. д.) и содержит тысячи наименований. Ее начало выглядит так:

Поправочный коэффициент рассчитывается, исходя из надбавок к базовому тарифу, устанавливаемых в связи с условиями эксплуатации.

Зимнее повышение норм расхода топлива – 2022: сборник вопросов-ответов

В настоящее время нормы расхода топлива для механических транспортных средств устанавливает руководитель организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию. Рассмотрим, применяется ли при самостоятельном установлении норм руководителем так называемое зимнее повышение и в каком порядке.

1. Может ли организация увеличивать норму расхода топлива при эксплуатации автомобиля при отрицательной температуре? Каким образом это сделать?

Законодательство не регламентирует, каким образом руководитель определяет нормы, устанавливаемые им самостоятельно <*>. В частности, он может предусмотреть, что при разных условиях эксплуатации автомобиля применяются разные нормы расхода топлива. Это можно сделать путем установления:

— отдельных норм расхода топлива в абсолютном выражении (литры или метры кубические на 100 км) для каждой из комбинаций условий эксплуатации;

— одной нормы расхода топлива и корректирующих коэффициентов (процентов) для соответствующих условий эксплуатации.

Перечень условий эксплуатации транспортного средства, при которых применяются разные нормы расхода топлива, а также условия применения таких норм также определяет руководитель. При этом можно ориентироваться на все или отдельные правила, определенные Инструкцией N 141, закрепив их использование в организации, или видоизменить эти правила. Обязанности руководствоваться Инструкцией N 141 при самостоятельном установлении норм руководителем не установлено ни в ч. 1 п. 6 Указа N 503, ни в Постановлении N 470.

В частности, руководитель может установить увеличение нормы расхода при эксплуатации автомобиля в зимних условиях (зимнее повышение норм расхода топлива). Размер повышения либо норму расхода топлива при соответствующих условиях эксплуатации, а также порядок применения руководитель закрепляет в распорядительном документе, как правило — приказе.

2. Можно ли установить зимнее повышение норм расхода топлива, если в качестве нормы расхода топлива руководителем установлена заводская норма?

Поскольку законодательство не регламентирует, каким образом руководитель определяет самостоятельно устанавливаемые им нормы, зимнее повышение норм расхода топлива можно прописать в том числе для ситуаций, когда используется норма завода-изготовителя. Правило Инструкции N 141 о том, что зимнее повышение нормы расхода топлива применяется только к установленным Минтрансом линейным нормам и нормам расхода топлива на выполнение транспортной работы, не ограничивает руководителя в определении норм <*>.

3. Может ли организация установить увеличение нормы расхода топлива на период календарной зимы (декабрь-февраль) вне зависимости от температуры воздуха в конкретные дни этого сезона?

При повышении нормы расхода топлива в случае эксплуатации автомобиля в зимних условиях следует, прежде всего, закрепить, что в организации будет пониматься под такими условиями эксплуатации. Руководитель вправе использовать термин, представленный в Инструкции N 141. В соответствии с ним зимние условия эксплуатации автомобиля — это эксплуатация автомобиля в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха ниже 0 °C <*>.

Но содержание данного термина можно и скорректировать. Например, определить, что использование автомобиля при температуре окружающего воздуха, равной 0 °C, также относится к его эксплуатации в зимних условиях. Могут иметь место и иные уточнения. Однако закреплять, что норма расхода топлива увеличивается на период календарной зимы (декабрь-февраль) вне зависимости от температуры воздуха (иных погодных условий) в конкретные дни этого сезона, будет, на взгляд автора, некорректным. Сама по себе календарная дата не определяет условия, в которых используется автомобиль, — и, следовательно, не оказывает влияния на величину расхода топлива.

С какого числа применяются зимние нормативы

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Единого норматива, с какого числа переход на зимние нормы расхода ГСМ в 2022 году по регионам состоится этой зимой, нет. Переход осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

В таблице — зимняя норма расхода топлива по регионам в 2021 году:

Субъект Российской Федерации или его часть Количество месяцев и срок, с какого по какое зимний период для автомобилей в регионе Предельная величина зимних надбавок, не более, %
Москва 5

01.11–31.03

10
Белгородская область 4

15.11–15.03

7
Брянская область 5

01.11–31.03

10
Владимирская область 5

01.11–31.03

10
Воронежская область 5

01.11–31.03

10
Ивановская область 5

01.11–31.03

10
Калужская область 5

01.11–31.03

10
Костромская область 5

01.11–31.03

10
Курская область 5

01.11–31.03

10
Липецкая область 5

01.11–31.03

10

Полный перечень зимних норм расхода ГСМ и сроки их применения в 2021 году по климатическим зонам представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.

Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.

Законодательная база Российской Федерации

отменен/утратил силу Редакция от 29.04.2003

Подробная информация

Наименование документ«НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. Р 3112194-0366-03» (утв. Минтрансом РФ 29.04.2003)
Вид документаклассификация, нормы
Принявший органминтранс рф
Номер документаР 3112194-0366-03
Дата принятия01.01.1970
Дата редакции29.04.2003
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусотменен/утратил силу
Публикация
  • «Официальные документы» (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»), N 30, 20.08.2003
  • «Экспресс-Закон», N 34, 2003
НавигаторПримечания

«НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. Р 3112194-0366-03» (утв. Минтрансом РФ 29.04.2003)

ЗНАЧЕНИЯ ЗИМНИХ НАДБАВОК К НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВА В РЕГИОНАХ РОССИИ ПО КЛИМАТИЧЕСКИМ РАЙОНАМ <1>

N п/пРегионы России (по Федеральным округам)Количество месяцев и срок действия надбавок в зимний период эксплуатацииПредельная величина надбавок в зимний период эксплуатации, %, не более
1234
I. Центральный
1Москва5.0 01.XI…31.III10
2Белгородская обл.4.0 15.ХI…15.III7
3Брянская обл.5.0 01.XI…31.III10
4Владимирская обл.5.0 01.XI…31.III10
5Воронежская обл.5.0 01.XI…31.III10
6Ивановская обл.5.0 01.XI…31.III10
7Калужская обл.5.0 01.XI…31.III10
8Костромская обл.5.0 01.XI…31.III10
9Курская обл.5.0 01.XI…31.III10
10Липецкая обл.5.0 01.XI…31.III10
11Московская обл.5.0 01.XI…31.III10
12Орловская обл.5.0 01.XI…31.III10
13Рязанская обл.5.0 01.XI…31.III10
14Смоленская обл.5.0 01.XI…31.III10
15Тамбовская обл.5.0 01.XI…31.III10
16Тверская обл.5.0 01.XI…31.III10
17Тульская обл.5.0 01.XI…31.III10
18Ярославская обл.5.0 01.XI…31.III10
II. Северо-Западный
19Санкт-Петербург5.0 01.XI…31.III10
20Республика Карелия5.5 1.ХI…15.IV12
21Республика Коми6.0 1.XI…30.IV15
22Архангельская обл. (без Ненецкого АО)6.0 1.XI…30.IV15
23Вологодская обл.5.0 01.XI…31.III10
24Калининградская обл.4.0 15.ХI…15.III7
25Ленинградская обл.5.0 01.ХI…31.III10
26Мурманская обл.6.0 1.XI…30.IV15
27Новгородская обл.5.0 01.ХI…31.III10
28Псковская обл.5.0 01.ХI…31.III10
29Ненецкий авт. округ6.0 15.X…15.IV18
III. Северо-Кавказский
30Республика Адыгея3.0 1.XII…1.III5
31Республика Дагестан3.0 1.XII…1.III5
32Республика Ингушетия3.0 1.XII…1.III5
33Чеченская республика3.0 1.XII…1.III5
34Кабардино-Балкарская республика3.0 1.XII…1.III5
35Республика Калмыкия5.0 15.X…15.III10
36Карачаево-Черкесская республика3.0 1.XII…1.III5
37Республика Северная Осетия-Алания3.0 1.XII…1.III5
38Краснодарский край3.0 1.XII…1.III5
39Ставропольский край3.5 1.XII…15.III5
40Астраханская обл.5.0 15.X…15.III10
41Волгоградская обл.5.0 15.X…15.III10
42Ростовская обл.4.0 15.XI…15.III7
IV. Приволжский
43Республика Башкортостан5.5 1.XI…15.IV12
44Республика Марий Эл5.0 01.XI…31.III10
45Республика Мордовия5.0 01.XI…31.III10
46Республика Татарстан5.0 01.XI…31.III10
47Удмуртская республика5.0 01.XI…31.III10
48Чувашская республика5.0 01.XI…31.III10
49Кировская обл.5.5 15.X…31.III12
50Нижегородская обл.5.0 01.XI…31.III10
51Оренбургская обл.6.0 15.X…15.IV15
52Пензенская обл.5.0 01.XI…31.III10
53Пермская обл. (без КомиПермяцкого АО)5.5 1.XI…15.IV10
54Самарская обл.5.0 01.XI…31.III10
55Саратовская обл.5.0 01.XI…31.III10
56Ульяновская обл.5.0 01.XI…31.III10
57Коми-Пермяцкий автономный округ6.0 15.X…15.IV18
V. Уральский
58Курганская обл.5.5 1.XI…15.IV10
59Свердловская обл.5.5 1.XI…15.IV10
60Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО)5.5 1.XI…15.IV12
61Челябинская обл.5.5 1.XI…15.IV10
62Ханты-Мансийский автономный округ6.5 15.X…30.IV18
63Ямало-Ненецкий автономный округ6.5 15.X…30.IV18
VI. Сибирский
64Республика Алтай5.5 1.XI…15.IV15
65Республика Бурятия6.0 1.IX…30.IV18
66Республика Тува6.0 1.IX…30.IV18
67Республика Хакасия6.0 1.IX…30.IV18
68Алтайский край5.5 1.XI…15.IV15
69Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского АО)5.5 1.XI…15.IV15
70Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского АО)6.0 1.IX…30.IV18
71Кемеровская обл.6.0 1.IX…30.IV15
72Новосибирская обл.5.5 1.XI…15.IV12
73Омская обл.5.5 1.XI…15.IV12
74Томская обл.5.5 1.XI…15.IV12
75Читинская обл. (без Агинского Бурятского АО)6.0 1.IX…30.IV18
76Таймырский автономный округ7.0 15.X…15.V18
77Усть-Ордынский Бурятский автономный округ6.0 1.IX…30.IV18
78Эвенкийский автономный округ7.0 15.X…15.V18
79Агинский Бурятский автономный округ6.0 1.IX…30.IV18
VII. Дальневосточный
80Республика Саха-Якутия (без Чукотского АО)7.0 15.X…15.V20
81Приморский край5.5 1.XI…15.IV12
82Хабаровский край5.5 1.XI…15.IV12
83Амурская обл.6.0 1.XI…30.IV15
84Камчатская обл. (без Корякского АО)6.0 1.XI…30.IV15
85Магаданская обл.6.5 15.X…30.IV18
86Сахалинская обл. — юг5.0 15.XI…15.IV12
Сахалинская обл. — север (выше 50 град. сев. широты)6.0 1.XI…30.IV15
87Еврейская автономная обл.5.5 1.XI…15.IV12
88Корякский автономный округ6.0 1.XI…30.IV15
89Чукотский автономный округ6.5 15.X…30.IV20
90Острова Северного Ледовитого океана и морей7.0 1.XI…31.V20

<1> Порядок применения надбавок к нормам расхода топлива в зимнее время года

Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в регионах — в соответствии с ГОСТ 16350-80 «Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей».

Указанный период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказами руководителей предприятий.

Региональные (местные) органы власти или руководители предприятий могут производить уточнения начального и конечного периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Гидрометцентра РФ.

В качестве такой температурной границы принимается температура минус 5 град. С, ниже и выше которой можно производить соответствующие уточнения по применению зимних надбавок.

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района работы автомобиля.

При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.

Приложение 3

(Справочное)

Иные виды надбавок к базовым нормативам

Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:

  • работа в горной местности (от 5 до 20%);
  • эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
  • движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
  • эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
  • использование кондиционера (до 10%).

В некоторых случаях базовые нормативы понижаются. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.

Что говорит налоговое законодательство

Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо № 03-03-06/1/2875 от 27.01.2014). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ необходимо экономически обосновать и документально подтвердить, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на методические рекомендации Минтранса № АМ-23-р.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как рассчитать расход ГСМ по нормам. Используйте эти инструкции бесплатно.

Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме № 03-03-06/2/57 от 03.09.2010 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

Как разработать собственные нормы

Организации не обязаны руководствоваться нормативами, установленными Минтрансом в Распоряжении № АМ-23-р. В своих внутренних нормативных документах компания вправе установить учет ГСМ в затратах в фактически израсходованных объемах. И использовать в качестве подтверждающих документы на приобретение топлива и путевые листы, указывающие на эксплуатацию автомобиля.

Тем не менее, в целях внутреннего контроля за расходованием ГСМ организация вправе разработать и установить собственные нормы. Для этого опираются:

  • на нормативы Минтранса;
  • на рекомендации производителя;
  • на собственные контрольные цифры, утвержденные специальной комиссией на основе контрольных измерений.

В этом же приказе говорится, когда переходят на летнюю норму расхода топлива, какие еще поправочные коэффициенты применяются в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.

Что это такое

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов надбавок , регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы их значения устанавливаются по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС. Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража для установления процентного соотношения цифра умножается на 100.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]