Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса


Как регулируются нормативы

Для работы транспортного средства необходимо топливо. Каждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — это норма расхода топлива по маркам автомобилей. Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).

Минтранс ввел нормативы отдельным Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018). Документ устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:

  1. Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
  2. Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
      стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
  3. норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
  4. Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.

Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.

Как еще может устанавливаться норма расхода топлива на газ

Приведенные нормы Минтранса обязательны к применению автотранспортными предприятиями и организациями системы управления и контроля, а для остальных субъектов хозяйствования (компаний и ИП) эти нормативы носят рекомендательный характер. Это следует также из писем ФНС России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 и Минфина от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12. В настоящее время предприятия не обязаны использовать нормативы, установленные Нормами расхода Минтранса, поэтому возможны и такие варианты установления норм для списания газового топлива:

  • использовать нормативы, указанные в технической документации завода-изготовителя автомобиля или ГБО;
  • обратиться в научные организации, которые разрабатывают индивидуальные нормы расхода топлива для конкретного вида транспорта (при отсутствии норм, утвержденных Минтрансом);
  • разработать нормы самостоятельно, применив контрольные замеры.

Нормы расхода должны быть утверждены внутренним распорядительным документом компании.

Читайте также: Учет бензина (ГСМ)

В настоящее время начинает складываться судебная практика, которая говорит о том, что организации могут вообще не использовать какие-либо нормы для топлива и списывать его согласно фактическому расходу. Но такие затраты не могут быть учтены при расчете налога на прибыль, поскольку статья 252 НК РФ требует обосновать все затраты, снижающие налоговую базу.

Читайте также: ГСМ и налог на прибыль

Можно ли разработать индивидуальные нормативы

Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.

Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.

Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.

Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.

Нормативные значения утвердите локальным приказом.

Как считать

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Транспортная НЗТ Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Эксплуатационная НЗТ Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2022 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

  • Б — бензин;
  • Д — дизтопливо;
  • СНГ — сжиженный нефтяной газ;
  • СПГ — сжатый природный газ.
Модель, марка, модификация автомобиля Базовая норма, л/100 км Вид топлива
ВАЗ-1111 «Ока» 6,5 Б
ВАЗ-11113 «Ока» (ВАЗ-11113-2L-0,75-35-4М) 5,6 Б
ВАЗ-11183 «Калина» (ВАЗ-21114-4L-1,596-81-5М) 8,0 Б
ВАЗ-2104 8,5 Б
ВАЗ-21041 (ВАЗ-21067.10-4L-1,568-74,5-5М) 9,1 Б
ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,45-71-5М) 8,3 Б
ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,451-71,5-4М) 9,0 Б
ВАЗ-2105, -21051, -21053 8,5 Б
ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М) 8,5 Б
ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-4М) 9,0 Б
ВАЗ-21061 9,0 Б
ВАЗ-21063 (ВАЗ-2130-4L-1,77-82-5М) 9,0 Б
ВАЗ-2107 (ВАЗ-2103-4L-1,45-72,5-4М) 8,6 Б
ВАЗ-21072 (ВАЗ-2105-4L-1,3-63,5-4М) 8,9 Б
ВАЗ-21074 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М) 8,5 Б
ВАЗ-21074 (ВАЗ-21067-4L-1,568-74,5-5М) 8,9 Б
ВАЗ-2108, -2108 «Спутник», -21081, -21083, -2109 8,0 Б
ВАЗ-21093 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) 7,7 Б
ВАЗ-21093; -21099 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М) 7,5 Б
ВАЗ-21099 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) 7,8 Б
ВАЗ-2110 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М) 7,4 Б
ВАЗ-2110-010 (ВАЗ-2110-4L-1,499-73-5М) 7,8 Б
ВАЗ-21102 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) 7,5 Б
ВАЗ-21103 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) 7,7 Б
ВАЗ-21104 (ВАЗ-21124-4L-1,596-90-5М) 8,4 Б
ВАЗ-2111 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) 7,6 Б
ВАЗ-21112-00 1.6 (ВАЗ-21114-4L-1,596-80-5М) 8,3 Б
ВАЗ-21113 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) 7,8 Б
ВАЗ-2112 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) 7,7 Б
ВАЗ-21140 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) 7,9 Б
ВАЗ-21150 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-3,94-5М) 7,4 Б
ВАЗ-2120 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) 10,7 Б
ВАЗ-212090 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) 12,5 Б
ВАЗ-2121, -21211 12,0 Б
ВАЗ-21213 (ВАЗ-21213-4L-1,690-80-5М) 11,5 Б
ВАЗ-21213Б брон. (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) 12,1 Б
ВАЗ-21214-20 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-21214.10-4L-1,689-82-5М) 10,9 Б
ВАЗ-21218 (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) 11,9 Б
ВАЗ-212182 брон. (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) 12,3 Б
ВАЗ-212300 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-2123-4L-1,69-80-5М) 10,5 Б
ВАЗ-2131 (ВАЗ-21213-4L-1,69-80-5М) 11,3 Б
ВАЗ-21310 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) 11,5 Б
ВАЗ-213102 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-80-5М) 12,4 Б
ВАЗ-21312 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) 11,4 Б
ВАЗ-2302 «Бизон» (ВАЗ-2121-4L-1,57-78-4М) 11,5 Б
ГАЗ-13 20,0 Б
ГАЗ-14 22,0 Б
ГАЗ-24, -24-10, -24-60 13,0 Б
ГАЗ-24-01, -24-03, -24-11, -24-14, -24Т 13,5 Б
ГАЗ-24-02, -24-04 14,0 Б
ГАЗ-24-07 16,5 СНГ
ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) 13,5 Б
ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) 14,0 Б
ГАЗ-24-17, -24-25 16,5 СНГ
ГАЗ-3102 (с двигателем ЗМЗ-4022.10) 13,0 Б
ГАЗ-3102 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) 10,7 Б
ГАЗ-3102 (Toyota 3RZ-FE-4L-2,694-152-5M) 11,2 Б
ГАЗ-3102, -3102-12 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-4М) 12,5 Б
ГАЗ-3102-12; ГАЗ-3102 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-5М) 12,0 Б
ГАЗ-310200 (Toyota-6V-3,378-194-4А) 13,8 Б
ГАЗ-310200 (Rover-8V-3,95-182-5М) 13,5 Б
ГАЗ-31022 (ЗМЗ-4021.10-4L-2,445-90-4М) 13,9 Б
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40210D-4L-2,445-81-5М) 13,1 Б
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б
ГАЗ-31029 (Rover-4L-1,994-140-5М) 11,5 Б
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-402; 402.10 — 4L-2,445-100-4М) 13,0 Б
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-4021; 4021.10 — 4L-2,445-90-4М) 13,5 Б
ГАЗ-3105 (8V-3,4-170-5М) 13,7 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -40200Ф-4L-2,445-100-4М) 13,0 Б
ГАЗ-3110 (Rover-4L-1,996-136-5М) 10,7 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4020 ОМ-4L-2,445-100-5М) 12,2 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,287-150-5М) 11,4 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40210Д; -4021-4L-2,445-90-5M) 13,0 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -402-4L-2,445-100-5M) 12,1 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б
ГАЗ-3110-551 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) 10,6 Б
ГАЗ-31105 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б
ЗАЗ-1102 7,0 Б
ЗИЛ-114 24,0 Б
ЗИЛ-117 23,0 Б
ЗИЛ-4104 26,0 Б
ЗИЛ-41047 (8V-7,68-315-3А) 26,5 Б
ИЖ-2125, -21251, -2126 10,0 Б
ЛуАЗ-1302 11 Б
Москвич-2136, -2140, -2141 (все модификации) 10,0 Б
Москвич-2141 «Юрий Долгорукий» (Renault-4L-1,998-113- 5M) 8,6 Б
Москвич-2141-22 (УЗАМ-3317-4L-1,7-85-5М) 9,4 Б
Москвич-2141-22 (УЗАМ-3320-4L-2,0-91-5М) 9,6 Б
Москвич-21412-01 (УЗАМ-331.10-4L-1,478-72-5М) 8,5 Б
Москвич-21412-01 (УЗАМ-3313-4L-1,815-85-5М) 9,0 Б
Москвич-214145 «Святогор» (Renault-4L-1,998-113-5M) 8,8 Б
Москвич-2142 «Князь Владимир» (Renault-4L-1,988-113-5M) 8,9 Б
Москвич-2142 «Иван Калита» (Renault-4L-1,988-145-5M) 10,2 Б
УАЗ-31512 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,45-90-4М) 15,5 Б
УАЗ-31512 (ЗМЗ-40260F-4L-2,445-100-4М) 15,4 Б
УАЗ-31512 (УМЗ-4178-4L-2,445-76-4М) 15,1 Б
УАЗ-31514 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,445-90-4М) 16,7 Б
УАЗ-31514 (ЗМЗ-40210L-4L-2,445-81-4М) 15,5 Б
УАЗ-31514 (УМЗ-41780В-4L-2,445-76-4М) 15,8 Б
УАЗ-31514 (УМЗ-402100-4L-2,445-74-4М) 15,6 Б
УАЗ-31517 (HR 492 НТА -4L-2,393-100-4М) 11,0 Д
УАЗ-31519 (УМЗ-4218.10-4L-2,89-98-4М) 14,5 Б
УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М) 15,9 Б
УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-98-4М) 14,9 Б
УАЗ-315195 (ЗМЗ-4090011-4L-2,693-128-5М) 13,5 Б
УАЗ-315195 Hunter (ЗМЗ-40900G-4L-2,693-128-4М) 13,8 Б
УАЗ-3153 СБА-4УМ (брон.) (УМЗ-4218-10 -4L-2,89-98-4М) 16,6 Б
УАЗ-3153 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М) 15,4 Б
УАЗ-3159 «Барс» (ЗМЗ-4092.10-4L-2,7-133-5М) 16,5 Б
УАЗ-31601 (УМЗ-421.10-10-4L-2,89-98-5М) 15,3 Б
УАЗ-31604 (VM-425LTRV-4L-2,5-105-5М) 13,2 Д
УАЗ-3162 СБА 10У (брон.) (УМЗ-421.10-4L-2,89-98-4М) 16,0 Б
УАЗ-31622 (ЗМЗ-4092.10-4L-2,69-130-5М) 13,7 Б
УАЗ-3163-10 «Патриот» (ЗМЗ-40900R-4L-2,693-128-5М) 13,5 Б

Расчет для легковых автомобилей

Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
  • S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
  • D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.

Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса. Например, отдельные значения предусмотрены:

  • для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
  • для зарубежных авто до 2008 года;
  • для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.

ВАЖНО!

Учет пробега для исчисления нормативных значений ведется исключительно по путевым листам. Это специальный первичный документ, обязательный для заполнения организациями, эксплуатирующими транспорт. О форме и правилах заполнения читайте в статье «Инструкция: заполняем путевой лист легкового автомобиля».

Причины большого расхода бензина

Если расход топлива отличается от паспортных показателей больше, чем на 30% — нужно отправляться на диагностику. Причин повышенных затрат ГСМ может быть несколько:

  1. Неверный, слишком резкий стиль вождения, с резким торможением и мгновенным разгоном.
  2. Некачественный бензин.
  3. Плохая работа силового агрегата и его компонентов.
  4. Отрицательная температура, езда по зимним дорогам.
  5. Постоянная работа обогревателя, кондиционера и других приборов в салоне.

Если правильно эксплуатировать автомобиль, то можно максимально приблизиться к показателям, которые есть в документах.

Расчет для автобусов

Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,

где:

  • Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
  • S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
  • Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
  • T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
  • D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.

Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.

Расчет для грузовиков

Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.

Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:

Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
  • S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
  • Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.

Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:

Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,

где:

  • Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
  • Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
  • Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
  • Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
  • W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
  • D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Фактическое значение пробега определяйте по путевому листу. Подробности — в статье «Заполняем новый путевой лист грузового автомобиля».

Базовые затраты ГСМ — рекомендуемый Минтрансом объем в 2022 году

Базовая норма устанавливает объем топлива, который расходует транспортное средство на сотню км пробега. Вычисление базовой опирается на данные о конструкции транспортной единицы, ее назначении, массе в снаряженном состоянии, виде топлива и на другие данные.

Базовая обязательно корректируется с учетом таким факторов:

сезонность (зимой расход повышается); высота над уровнем моря, где используется транспортное средство (для дорог высокогорья, например, на 20% выше); качество дорог (учитывается множество факторов вплоть до количества поворотов); возраст автотранспорта (чем старше, тем расход больше); другое.

Корректировочные коэффициенты

Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива. Корректировочных значений сразу несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.

Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.

С какого числа применяются зимние нормативы

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Единого норматива, с какого числа переход на зимние нормы расхода ГСМ в 2022 году по регионам состоится этой зимой, нет. Переход осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

В таблице — зимняя норма расхода топлива по регионам в 2021 году:

Субъект Российской Федерации или его часть Количество месяцев и срок, с какого по какое зимний период для автомобилей в регионе Предельная величина зимних надбавок, не более, %
Москва 5

01.11–31.03

10
Белгородская область 4

15.11–15.03

7
Брянская область 5

01.11–31.03

10
Владимирская область 5

01.11–31.03

10
Воронежская область 5

01.11–31.03

10
Ивановская область 5

01.11–31.03

10
Калужская область 5

01.11–31.03

10
Костромская область 5

01.11–31.03

10
Курская область 5

01.11–31.03

10
Липецкая область 5

01.11–31.03

10

Полный перечень зимних норм расхода ГСМ и сроки их применения в 2021 году по климатическим зонам представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.

Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.

Когда нормативы повышаются

Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.

Основания для повышения норм расхода топлива:

  • работа в зимний период — 5-20%;
  • эксплуатация в горной местности — 5-20%;
  • дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
  • передвижение в городских зонах — 5-35%;
  • необходимость частых технологических остановок — 10%;
  • необходимость низкой скорость движения — 15-35% в среднем;
  • для обкатки нового авто — до 10%;
  • по длительности эксплуатации — 5-10%.

Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).

Оценка и экспертиза №1 | ООО «АБО»
ЭКСПЕРТЫ ПОДГОТОВЯТ ОТЧЕТЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ, ДЛЯ ЛЮБОЙ ЦЕЛИ!

  • Барнаул
  • — Бийск
  • — Рубцовск
  • Новосибирск
  • Наши партнеры:
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Горно-Алтайск
  • Екатеринбург
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Королев
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижневартовск
  • Нижний Новгород
  • Омск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Томск
  • Уфа
  • Челябинск

Более 9 лет на рынке. Свой штат экспертов. Свыше 6 500 заключений и отчетов. Позвоните нам, 8-903-947-6150

Экспертиза и расчет нормы расхода топлива (гсм) автомобилей и спецтехники

Эксперты ООО «АБО» проводят расчет нормы расхода топлива автомобилей и выдают заключение Есть вопросы? Звоните! тел., 8-903-947-6150!

Эта услуга может быть оказана дистанционно, с бесплатной доставкой в городе или области.

В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, связанной с covid-19, мы начали оказывать ряд услуг в рамках дистанционной работы, без посещения офиса. Для того чтобы узнать больше нажмите «подробнее»
.
Норма расхода топлива автомобилей это максимально допустимое количество топлива, которое может израсходовать автомобиль за преодоление определенной дистанции. «Расход топлива автомобиля» одна из важных экономических характеристик автомобиля. Вопрос надзора за расходами топлива (гсм) остро стоит во многих организациях. Часто вопросы имеют отношение к хищению топлива. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

Пример выводов экспертизы нормы расхода топлива (гсм) автомобиля

Образцы заключения с расчетом нормы расхода топлива автомобилей

Образец заключения экспертов по определению нормы расхода топлива автомобиля Мазда СХ-5

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Расчет нормы расхода топлива автомобилей (хронометраж расхода топлива), определяется для каждой модели и марки, зависит от типа ТС, объема и типа двигателя и др.

Нормы расхода топлива рассчитывается в соответствии с Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 20.09.2018) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.

Для автомобилей установлены следующие виды норм: (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N) — базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном — транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы; — эксплуатационная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы в условиях конкретной местности.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза. Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации.

Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях: — для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах бензина или дизтоплива; — для автомобилей, работающих на сжиженном углеводородном газе (СУГ), — в литрах

СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22 +/- 0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси); — для автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ) — в нормальных метрах — кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1 +/- 0,1 куб. м СПГ (в зависимости от свойств природного газа. — для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м. с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС).

Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях: Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны — от 5% до 20% Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря: от 300 до 800 м — до 5% (нижнегорье); от 801 до 2000 м — до 10% (среднегорье); от 2001 до 3000 м — до 15% (высокогорье); свыше 3000 м — до 20% (высокогорье). Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500) — до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий — до 30%. При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения: свыше 5 млн. человек — до 35%; от 1 до 5 млн. человек — до 25%, от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%; от 100 до 250 тыс. человек — до 10%, до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%. Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) — до 10%.

При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 — 40 км/ч — до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%. При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) — до 10%. При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной — до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии — до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии — до 20%. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км — до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км — до 10%. При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%.

При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%.

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. — до 20%. При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза — до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля — до 40%. При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий — до 35%, для дорог IV и V категорий — до 50%. При учебной езде на дорогах общего пользования — до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом — до 40%. При использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля – до 7%. При использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается). Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час). При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы. При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем — до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках вожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС: — на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах); — для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели; — для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться: на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км — с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 куб. м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе; при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля. Норма расхода топлив может снижаться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]