Выучить таблицу умножения легко, если использовать игровую методику обучения.
Ученику младших классов сложно сразу освоить такое математическое действие, как умножение. Упорные занятия обязательно принесут свои плоды, но необходимо для начала разобраться в причинах трудностей малыша.
Часто бывает так, что ребенок, успешно осваивающий программу младшей школы, испытывает трудности при прохождении темы «Умножение». Родителям не нужно впадать в панику и не стоит ругать малыша.
Совет: Проведите дополнительные занятия и помогите сыну или дочери запомнить эти несложные действия.
Как научить ребенка умножению, как объяснить?
Как научить и объяснить таблицу умножения?
Ученики вторых классов испытывают трудности с заучиванием таблицы умножения, так как дети не понимают суть математического действия «умножение». Как научить ребенка умножению, как объяснить:
- Возьмите счетные палочки и разложите на столе попарно. Например, 4 пары. Ребенок должен посчитать, сколько палочек лежит на столе
- Пусть малыш запишет сложение в виде примера: 2+2+2+2=8. Объясните ребенку особенности этого действия: складываются одинаковые цифры
- Продолжите ряд слагаемых и положите на стол еще две или три пары палочек. Запишите пример на бумаге: 2+2+2+2+2+2= 12
- Объясните ребенку, что это действие можно записать в виде умножения: 2х6= 12
- Теперь предложите ребенку выполнить еще одно действие. Разложите на столе, например, 8, 9 или 10 пар счетных палочек. Пусть малыш самостоятельно составить действие на умножение. Вы увидите, с каким интересом он будет это делать
Важно: Когда умножение «на 2» освоено, можно переходить к более сложным действиям.
Помогите ребёнку понять физический смысл умножения
Это можно сделать, рисуя на таблице прямоугольники со сторонами, соответствующими умножаемым цифрам.
Например, вот так можно показать, что такое 2 × 4 — это два ряда по четыре клеточки в каждом.
Предложите ребёнку сосчитать, сколько клеточек помещается в получившемся прямоугольнике. Так он сам обнаружит, что 2 × 4 = 8.
Отсканируйте или распечатайте несколько копий таблицы Пифагора и вместе со школьником рисуйте другие прямоугольники — горизонтальные, вертикальные, маленькие и большие, подсчитывая, сколько в них клеточек. Таким образом вы заодно задействуете зрительную память: вспоминая, сколько будет, например, 3 × 4, ребёнок представит себе соответствующую фигуру — и легко ответит.
Таблица умножения тренажер
Тренажер таблицы умножения
Важно: Для детской памяти хорошо, когда ребенок видит наглядно математическое действие. Купите плакаты с таблицей умножения или нарисуйте ее самостоятельно на листе бумаги форматом А1.
Объясните ребенку, что ему необходимо запомнить только 36 комбинаций. Другие действия повторяются или они очень простые.
Когда малыш поймет особенность этих действий, для него покажется легкой вся таблица умножения. Тренажер поможет памяти запомнить сложные действия и заучить простые действия, не тратя на них много времени.
Таблица умножения на 2
Таблица умножения на 2
На «2» умножать легко любое число, так как это сложение этого числа два раза.
Таблица умножения на 2:
2х1=2 (2 повторяется 1 раз — получается 2)
2х2=4 (2 повторяется 2 раза — получается 4)
2х3=6 (2 повторяется 3 раза — получается 6)
2х4=8 (2 повторяется 4 раза — получается
2х5=10 (2 повторяется 5 раз — получается 10)
2х6=12 (2 повторяется 6 раз — получается 12)
2х7=14 (2 повторяется 7 раз — получается 14)
2х8=16 (2 повторяется 8 раз — получается 16)
2х9=18 (2 повторяется 9 раз — получается 18)
2х10=20 (2 повторяется 10 раз — получается 20)
Объясните, что задача в два раза проще, чем кажется
Вместе умножьте 3 на 4. А теперь предложите ребёнку поменять цифры местами: выбрать 3 не в вертикальном столбике, а в горизонтальной строке. А 4, соответственно, в столбике слева. Обратите внимание, что результат будет тем же. И 3 × 4, и 4 × 3 равно 12.
Это правило называется свойством коммутативности. Или детским языком «от перемены мест множителей результат не меняется».
Не надо запоминать, сколько будет 3 × 4 или 4 × 3. Достаточно выучить, что цифры 3 и 4 в любом порядке при умножении друг на друга дают 12.
Из свойства коммутативности следует простой вывод. Таблица умножения — в два раза меньше и проще, чем кажется. Если вы знаете, сколько будет 4 × 7, значит, вам автоматически известно, сколько будет 7 × 4. Вам не надо это дополнительно учить.
Таблица умножения на 3
Таблица умножения на 3
Объясните ребенку на наглядном примере, как происходит умножение на «3», чтобы он понял. Тогда у него получится быстро запомнить это действие.
Таблица умножения на 3
3х1=3 (3 повторяется 1 раз — получается 3)
3х2=6 (3 повторяется 2 раза — получается 6)
3х3=9 (3 повторяется 3 раза — получается 9)
3х4=12 (3 повторяется 4 раза — получается 12)
3х5=15 (3 повторяется 5 раз — получается 15)
3х6=18 (3 повторяется 6 раз — получается 18)
3х7=21 (3 повторяется 7 раз — получается 21)
3х8=24 (3 повторяется 8 раз — получается 24)
3х9=27 (3 повторяется 9 раз — получается 27)
3х10=30 (3 повторяется 10 раз — получается 30)
Таблица умножения на 4
Таблица умножения на 4
Четвертый столбик таблицы умножения еще легкий и ребенок без труда запомнит его. Помогите малышу своими подсказками и поддержкой в виде слов подбадривания и похвалы, и он обязательно все сможет.
Таблица умножения на 4
4х1=4 (4 повторяется 1 раз — получается 4)
4х2=8 (4 повторяется 2 раза — получается
4х3=12 (4 повторяется 3 раза — получается 12)
4х4=16 (4 повторяется 4 раза — получается 16)
4х5=20 (4 повторяется 5 раз — получается 20)
4х6=24 (4 повторяется 6 раз — получается 24)
4х7=28 (4 повторяется 7 раз — получается 28)
4х8=32 (4 повторяется 8 раз — получается 32)
4х9=36 (4 повторяется 9 раз — получается 36)
4х10=40 (4 повторяется 10 раз — получается 40)
Взломайте систему
Обычно таблица умножения на обратной стороне школьных тетрадок выглядит так.
Фото: Ramif / Depositphotos
Один вид этих бесконечных столбиков с цифрами способен вогнать энергичного младшеклассника в отчаяние. Поэтому без сомнений берите жирный маркер и на глазах ребёнка перечёркивайте математическую пытку. Это не просто перфоманс, а способ создать позитивный настрой.
Вместо сложных примеров предложите школьнику таблицу Пифагора.
Это и есть настоящая таблица умножения. Покажите ребёнку, насколько легко ею пользоваться.
Результат умножения двух цифр — это число, которое находится на пересечении строки и столбика с соответствующими цифрами. Например, чтобы умножить 3 на 4, достаточно мысленно провести две линии: одну горизонтальную от цифры 3 в левом столбике, и вторую вертикальную — от цифры 4 в верхней строке. Результат — 12.
Таблица умножения на 5
Таблица умножения на 5
Пятый столбик таблицы умножения — это легкие математические действия. Чтобы получить результат, нужно число на которое умножается «5», умножить сначала на «10», а потом разделить пополам.
Важно: Когда ребенок поймет, как числа умножаются на «5», у него в голове со временем появится логическая цепочка каждого действия из этого столбика. Благодаря этому он уже сможет умножать на «5» моментально.
Таблица умножения на 5:
5х1=5 (5 повторяется 1 раз — получается 5)
5х2=10 (5 повторяется 2 раза — получается 10)
5х3=15 (5 повторяется 3 раза — получается 15)
5х4=20 (5 повторяется 4 раза — получается 20)
5х5=25 (5 повторяется 5 раз — получается 25)
5х6=30 (5 повторяется 6 раз — получается 30)
5х7=35 (5 повторяется 7 раз — получается 35)
5х8=40 (5 повторяется 8 раз — получается 40)
5х9=45 (5 повторяется 9 раз — получается 45)
5х10=50 (5 повторяется 10 раз — получается 50)
Таблица умножения на 6
Таблица умножения на 6
С умножением на «6» появляются первые трудности: действия запоминаются сложно, а цифры получаются большими.
Важно: Объясните ребенку, что строки «6х6» идет повторение произведений из предыдущих столбцов, которые уже выучены. Останется выучить только четыре сложных действия.
Таблица умножения на 6:
6х1=6 (6 повторяется 1 раз — получается 6)
6х2=12 (6 повторяется 2 раза — получается 12)
6х3=18 (6 повторяется 3 раза — получается 18)
6х4=24 (6 повторяется 4 раза — получается 24)
6х5=30 (6 повторяется 5 раз — получается 30)
6х6=36 (6 повторяется 6 раз — получается 36)
6х7=42 (6 повторяется 7 раз — получается 42)
6х8=48 (6 повторяется 8 раз — получается 48)
6х9=54 (6 повторяется 9 раз — получается 54)
6х10=60 (6 повторяется 10 раз — получается 60)
Научите ребёнка математическим фокусам
Вот несколько простых примеров.
Фокус с умножением на 7
Вам понадобятся несколько игральных кубиков (костей). Скажите ребёнку, что, сколько бы костей он ни выбросил, вы сразу же скажете сумму точек на их верхних и нижних гранях — даже несмотря на то, что низ кубиков не видно.
Секрет прост: кубики устроены таким образом, что сумма точек на верхней и нижней поверхностях всегда равна 7. Таким образом, чтобы узнать правильный ответ, достаточно умножить количество брошенных кубиков на 7.
Предложите ребёнку показать фокус брату или сестре, бабушке с дедушкой, друзьям. Пусть школьник меняет число кубиков. Это поможет ему закрепить в памяти умножение на 7.
Фокус с умножением на 9
Фото: sqback / Depositphotos
Поверните обе ладони к себе. Перед вами окажутся 10 пальцев. Мысленно пронумеруйте их от 1 до 10: большой палец левой руки — 1, указательный — 2 и так далее, вплоть до большого пальца правой руки, который будет соответствовать 10. Дальше действуйте так.
- Выберите цифру, на которую хотите умножить 9.
- Прижмите соответствующий ей палец вниз.
- Посчитайте, сколько пальцев останется слева от прижатого — это будут десятки в искомом ответе. Справа — единицы.
Например, вам нужно умножить 9 на 2. Вы прижимаете второй по счёту палец — левый указательный. Справа от него остаётся 1 палец (количество десятков), слева — 8 (количество единиц). Правильный ответ: 9 × 2 = 18.
Таблица умножения на 7
Таблица умножения на 7
Седьмой столбец таблицы умножения обычно запоминается легче, чем последующие. В нем есть пару сложных действий, которые нужно заучить.
Таблица умножения на 7:
7х1=7 (7 повторяется 1 раз — получается 7)
7х2=14 (7 повторяется 2 раза — получается 14)
7х3=21 (7 повторяется 3 раза — получается 21)
7х4=28 (7 повторяется 4 раза — получается 28)
7х5=35 (7 повторяется 5 раз — получается 35)
7х6=42 (7 повторяется 6 раз — получается 42)
7х7=49 (7 повторяется 7 раз — получается 49)
7х8=56 (7 повторяется 8 раз — получается 56)
7х9=63 (7 повторяется 9 раз — получается 63)
7х10=70 (7 повторяется 10 раз — получается 70)
Таблица умножения на 8
Таблица умножения на 8
Последний сложный столбец таблицы умножения. Если ребенок хорошо запомнил предыдущие столбцы, тогда ему не составит труда выучиться умножение на «8». В нем только два новых действия: 8х8 и 8х9
Таблица умножения на 8:
8х1=8 (8 повторяется 1 раз — получается
8х2=16 (8 повторяется 2 раза — получается 16)
8х3=24 (8 повторяется 3 раза — получается 24)
8х4=32 (8 повторяется 4 раза — получается 32)
8х5=40 (8 повторяется 5 раз — получается 40)
8х6=48 (8 повторяется 6 раз — получается 48)
8х7=56 (8 повторяется 7 раз — получается 56)
8х8=64 (8 повторяется 8 раз — получается 64)
8х9=72 (8 повторяется 9 раз — получается 72)
8х10=80 (8 повторяется 10 раз — получается 80)
Таблица умножения на 9
Таблица умножения на 9
Девятый столбец является одним из самых легких. На «9» мы умножали уже все числа. Поэтому малышу придется выучить только одно действие: 9х9
Таблица умножения на 9:
9х1=9 (9 повторяется 1 раз — получается 9)
9х2=18 (9 повторяется 2 раза — получается 18)
9х3=27 (9 повторяется 3 раза — получается 27)
9х4=36 (9 повторяется 4 раза — получается 36)
9х5=45 (9 повторяется 5 раз — получается 45)
9х6=54 (9 повторяется 6 раз — получается 54)
9х7=63 (9 повторяется 7 раз — получается 63)
9х8=72 (9 повторяется 8 раз — получается 72)
9х9=81 (9 повторяется 9 раз — получается 81)
9х10=90 (9 повторяется 10 раз — получается 90)
Таблица умножения — игра для детей
Таблица умножения — игра для детей
На сегодняшний день можно найти много разных методик по заучиванию таблицы умножения. Математика — это сложная наука, но для ребенка она не должна быть такой. Если с малышом правильно проводить занятия, то он с легкостью будет воспринимать и запоминать любую информацию.
Самый легкий способ выучить таблицу умножения — это игра для детей. Если малыш будет охотно идти на занятия, то он сможет запомнить все, что ему будет предлагаться на этих занятиях.
Важно: Если вы видите, что ребенок не настроен заниматься, например, он капризничает. Отложите проведение урока до более подходящего момента.
Игры для детей, чтобы быстро выучить таблицу умножения:
Покажите, что математика полезна
Детям, да и взрослым, сложно запоминать абстрактные вещи — те, что не применяются в обычной жизни. Ваша задача — продемонстрировать ребёнку, что таблица умножения очень даже полезна. Это можно сделать разными способами.
Например, предложите школьнику, собирающемуся на прогулку, угостить друзей конфетами или печеньем. «На площадке тебя ждут Катя, Вася, Платон и Ира. Каждому из них ты собираешься дать по 2 конфеты. Сколько конфет тебе надо взять?»
Другой вариант: пусть ребёнок посчитает общее количество колёс у проезжающих мимо шести автомобилей. Или выяснит, сколько людей пойдёт на пикник, если вы собираетесь встретиться четырьмя семьями, в каждой из которых по три человека.
Умножение в стихах для детей
Умножение в стихах для детей
Как говорилось выше, главное правило для обучения ребенка таблице умножения — это игровая форма уроков. Можно применять умножение в стихах для детей.
Важно: Стихи хорошо запоминаются из-за рифмы, а значит, и таблица умножения также будет прекрасно откладываться у малыша в уме.
Родители могут придумывать стихи самостоятельно или вместе с ребенком. Это интересно и увлекательно. Вот несколько стихов на действия таблицы умножения:
Стихи — умножение на 2
Умножение на 5 в стихах
Умножение на 8 в стихах
Стихи — умножение на 8
Умножение на 5 — стихи
Умножение на 8 — стихи
Играйте в математику
Сегодня можно купить множество обучающих пособий с красочными картинками и продуманными логическими задачами. Благодаря таким упражнениям обучение превращается в увлекательную игру. Но играть можно, и не тратясь на книжки.
Используйте готовые игры с кубиками
Подойдёт любая бродилка, в которой игрок продвигается на то количество клеток, которое указывает брошенный кубик. Скажите ребёнку, что сегодня все броски считаются двойными (или, положим, тройными). Как правило, детям очень нравится идея проходить в два или три раза дальше, чем показывает кубик.
Чтобы добавить интереса в игру, регулярно пытайтесь смошенничать. Например, говорите: «Так, у меня выпало 4, значит, я должен пройти в два раза дальше… На 10 клеточек!» Пусть ребёнок вас поправляет.
Предложите ребёнку опередить калькулятор
Вам понадобятся всё те же игральные кубики (если ребёнок учит умножение от 1 до 6) или колода игральных карт без картинок (если речь об умножении цифр от 6 до 10). Пусть школьник бросает два кубика или вытягивает две карты из колоды.
Увидев цифры, вы перемножаете их на калькуляторе, а ребёнок проделывает ту же процедуру в уме. Кто быстрее справится, тот получает очко.
Игра может длиться, например, до 7 очков. Победитель получает оговорённый заранее приз.