Характерные особенности налоговых сборов, классификация

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Что такое налоги, сборы и страховые взносы

В бухгалтерском ликбезе стартует новое направление — налоговое. Сегодня Алексей Иванов рассказывает о том, что такое налоги, чем они отличаются от сборов и страховых взносов, и почему мы всё это должны платить.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Я не очень люблю писать о налогах, но это неотъемлемая часть работы бухгалтера. Поэтому сегодня начинаю цикл постов, посвящённых налогообложению бизнеса. Расскажу как устроена российская система налогообложения в целом и каждый налог в отдельности, какие налоговые режимы существуют и как выбрать подходящий. Мы публикуем в блоге много статей по нюансам применения налоговых норм, а здесь будет такой курс молодого бойца для тех, кто хочет понять основы. А начнём с того, что такое налоги, сборы и страховые взносы, и почему мы должны их платить. Поехали!

Если вы решили погрузиться в налоговую тему, то вашей настольной книгой станет Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Он состоит из двух частей.

Часть 1 устанавливает общие принципы налогообложения в России. Интересует налоговая терминология, устройство отечественной налоговой системы, взаимоотношения налогоплательщиков с государством, ответственность за налоговые правонарушения — вам сюда.

Часть 2 описывает конкретные налоги и налоговые режимы. Нужно узнать ставку налога на прибыль при выплате дивидендов или выяснить кто может применять упрощенную систему налогообложения — ищите здесь.

Для неюриста читать кодекс в оригинале — отличная альтернатива снотворному. Поэтому я упрощу конструкции определений, чтобы донести только основной смысл.

Налог — обязательный безвозмездный платеж юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств. Здесь важно понимать два первых слова. Обязательный — если вы признаны налогоплательщиком, вы обязаны платить налоги. Государство не спрашивает хотите ли вы этого. Не будете платить — накажет рублем или даже тюремным сроком. Безвозмездный — в ответ на уплату налога государство ничего не предлагает налогоплательщику. Будете платить — государство получит деньги, которые сможет тратить на нужды общества. Но конкретно вам конкретной взаимности ожидать не стоит.

Сбор — обязательный взнос юридических и физических лиц, без уплаты которого государство не будет делать нужных им юридически значимых действий. Например, регистрировать брак или нотариально заверять договор. В отличие от налога, сбор подразумевает пользу для плательщика. Даже если эта польза заключается в преодолении государством же и выстроенных преград.

Страховые взносы — обязательные платежи юридических и физических лиц на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование. Здесь, как и со сборами, обязательность компенсируется пользой. Правда, не для самого плательщика, а для его сотрудников, которые получают бесплатную медицину, оплачиваемые больничные и государственную пенсию. Но это не точно.

Если в соответствии с НК РФ юридическое или физическое лицо должно платить определённые налоги, сборы или страховые взносы, оно признаётся налогоплательщиком. Есть более сложная конструкция — налоговые агенты. Это лица, на которых возложена обязанность исчислить, удержать и заплатить налог в бюджет за налогоплательщика. Например, работодатели поступают так с налогом на доходы физических лиц. Сотрудник получает зарплату уже за вычетом налога. Сотрудник — налогоплательщик, работодатель — налоговый агент. Прочитайте главу 23 НК РФ и занесите шоколадку в бухгалтерию. Просто представьте, что всё это вам пришлось бы считать самостоятельно.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Определение

Налог – определенная сумма денежных средств, которая уплачивается как юридическими, так и физическими лицами в бюджет государства. Такая плата является обязательной и безвозмездной, то есть субъект налогообложения не получает ничего взамен. Деньги эти расходуются на государственные нужны, как федерального, так и регионального, и местного значения. Можно сказать о том, что государство принудительно изымает часть средств у хозяйствующих субъектов и населения для обеспечения своей деятельности. В основном расчет суммы налога напрямую зависит от налогооблагаемой базы.

Сбор представляет собой платеж, который необходимо произвести юридическому или физическому лицу с целью получения какой-либо услуги от государственных органов. Таким образом, подобного рода оплата носит единовременный характер и осуществляется на добровольной основе. Но если услуга очень необходима, придется за нее заплатить, поскольку такое сотрудничество между хозяйствующими субъектами и государством имеет под собой законодательную основу. В основном сбор имеет фиксированное значение суммы денежных средств, необходимых для платы за определенную услугу.

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
      федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д. региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
  2. местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  3. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
      прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
  4. косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  5. По принципу пополнения того или иного бюджета:
      закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
  6. регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  7. По субъекту платы:
      запланирован для оплаты только физическими лицами;
  8. платят исключительно организации (юридические лица);
  9. предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Классификация сборов

В НК РФ представлен только один способ классификации. По уровню перечисления платежа выделяют:

  1. Налоговые сборы федерального уровня. Их уплата полностью регламентируется НК РФ и платежи должны уплачиваться всеми хозяйствующими субъектами и гражданами в пределах страны.
  2. Платежи, поступающие в региональный бюджет. Основные параметры определяются НК РФ, конкретика начисления и уплаты – законодательством субъектов страны, которое не должно идти в разрез с главным нормативно-правовым актом фискального органа. Уплачиваются во всех субъектах.
  3. Налоги и сборы местного значения. Главные критерии регламентируются НК РФ, особенности уплаты определяют муниципалитеты. За счет платежей происходит пополнение местных бюджетов. Уплачиваются в пределах территориального деления.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Сравнение налога и сбора

ОснованиеНалогСбор
1Цель поступления в бюджетНе имеет определенного целевого назначенияПредназначен для обеспечения деятельности государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги предпринимателям
2Законодательное установлениеНалог считается введенным, если в законном акте определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные элементыЭлементы сбора определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от его характера.
3Регулярность уплатыНалог платится с той или иной установленной законом регулярностью, периодичностью и систематичностьюИмеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях, когда в этом заинтересован сам плательщик
4Время уплатыПривязан к определенному периоду – налоговому и отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты строго регламентированыНе имеет отношения к определенному времени, обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в правовые отношения с представителем государства
5Окончание платежейПока предприниматель не ликвидировал фирму, он постоянно будет платить установленные налогиПлатится один раз
6Расчет суммыЗависит от произведения налоговой базы на установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготыСумма зафиксирована и является равной для всех
7Подход законодателяВводя налог, законодательство стремится учитывать реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный подходДля суммы сбора не имеют значения индивидуальные особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу
8Последствия уплатыУплата налога гарантирует только отсутствие неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездноеУплата сбора предусматривает индивидуальную возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право
9Последствия неуплатыПринудительное взыскание недостающей суммы, пеня за просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларациейГосударственный орган просто не совершит требующееся плательщику действие, за которое не была перечислена оплата
10ФормаИсключительно денежнаяЕсли законодательство прямо предусматривает, сбор может иметь и другую форму, помимо денежной

Сравнение

Казалось бы, существенной разницы между налогом и сбором нет, ведь все деньги, уплачиваемые предприятиями и населением, в конечном итоге поступают в казну государства. Однако существенные различия у этих понятий все же есть, и отражают они отношения между плательщиками и страной. Так, налоги являются обязательными платежами, в то время как сборы могут быть осуществлены или нет в зависимости от того, насколько сильно в этом нуждается субъект. Кроме того, в первом случае государство установило право за собой изымать часть средств без разрешения субъекта, во втором же – согласие плательщика обязательно. Разница между налогом и сбором заключается и в расчете суммы платежа, то есть налог – это определенный процент от чего-либо, а сбор – это фиксированная сумма.

Разница между ними

На первый взгляд может показаться, что между налогом и сбором нет никакой разницы, т. к. оба этих платежа устанавливаются государством и имеют обязательный характер. Но различия есть, причем существенные:

  • В соответствии с НК РФ, устанавливая налог, должны быть определены плательщик и элементы налогообложения – объект, налоговая база, период, ставка, а также порядок исчисления и сроки уплаты. Для определения сбора требуются лишь налогоплательщик и величина взноса.
  • Налог – это платеж в денежном эквиваленте, сбор же может быть внесен в любой форме, не зря ведь налог именуется «платеж», а сбор – «взнос».
  • Законодательство определило в качестве цели уплаты налогов финансовое обеспечение деятельности государства. Целью же сборов является финансирование определенных сфер деятельности государства либо органов власти
  • Налог имеет принудительный характер, то есть обязателен к уплате субъектами налогообложения независимо от их желаний. Сбор – это добровольное волеизъявление плательщика.
  • Уплачивая налог, физическое или юридическое лицо не ждет от государства ответных действий. В свою очередь сбор взимается с плательщика за предоставление определенных услуг или прав. Это возмездный платеж, то есть органы власти гарантируют его плательщику получение права или услуги.
  • Для того чтобы исчислить и уплатить в бюджет налог, необходимо процентную ставку умножить на налоговую базу. Сбор – это фиксированная сумма.
  • Сбор – это разовый платеж, а налог уплачивается на постоянной основе и с определенной периодичностью (ежеквартально, ежемесячно и т. д.).
  • Государство может при определении размера налога учитывать платежеспособность и социальный статус налогоплательщиков, величина сбора одинакова для всех.

Если вас интересует, как рассчитать подоходный налог с зарплаты, прочтите эту статью. О том, как правильно заполнить декларацию 3-НДФЛ, читайте здесь.

Источник налогов и их структура

Источник налога – это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате. Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два – прибыль плательщиков и их капитал. В качестве примера – источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств. Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ. Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

Определение сбора

Понять отличие сбора от налога поможет толкование обоих понятий. Для получения какой-либо услуги от государственных органов производится платеж, называемый сбором. Средства перечисляют физические и юридические лица. Такая оплата выполняется единовременно и добровольно.

Если необходима услуга, то граждане за нее платят, поскольку это предусмотрено при сотрудничестве граждан с государственными органами. Сбор представлен в виде конкретной суммы, которая переводится за определенную работу. Его платят за получение лицензий, разрешений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]