Как разделять движимое и недвижимое имущество для налоговых целей: бухгалтерский критерий с 2022 года

На городской земле лучше всего растут налоги.

Чарлз Уорнер

Налогообложение неразрывно связано со всеми отраслями жизни и хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц. Несколько раз в год огромные компании и отдельные граждане вынуждены подсчитывать размер своих обязательных платежей в пользу государства. Как Вы знаете, в последнее время тенденция весьма неутешительная: вводятся все новые и новые налоги, а правила налогообложения становятся все сложнее.

Однако в данной статье речь пойдет о том случае, когда ситуация произошла ровно противоположная.

Транспортный налог и налог на движимое имущество

Необходимо отметить, что в данной статье речь идет именно о налоге на движимое имущество, который не следует путать с транспортным налогом.

Данные обязательные платежи никак не соотносятся. Транспортный налог существует отдельно, к его объектам относятся, например, автомобили, мотоциклы, автобусы и другой транспорт, указанный в части первой статьи 358 Налогового кодекса.

В свою очередь налог на движимое имущество самостоятельно никогда не существовал. Просто движимое имущество включалось в налог на имущество организаций, то есть объектом налога на имущества до 2022 года была не только недвижимость, но и движимые объекты.

Какие имущественные налоги платят физические лица?

Напоминаем

Напоминаем всем владельцам автомобилей, квартир, садовых участков, что 1 декабря истекает срок уплаты имущественных налогов физическими лицами. Граждане уплачивают такие имущественные налоги, как транспортный, земельный, а также налог на имущество физических лиц. Подробнее об уплате этих налогов – в нашей статье.

***

Движимое имущество, облагаемое транспортным налогом

Физические лица уплачивают транспортный налог в отношении зарегистрированных на них транспортных средств, в частности автомобилей, мотоциклов, снегоходов, мотосаней, моторных лодок, катеров, гидроциклов (ч. 1 ст. 357, ст. 358 НК РФ).

Отмена транспортного налога в настоящее время не планируется. Вопросы о введении транспортного налога на территории субъектов РФ, установлении размера налоговой ставки, а также установления налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ (п. 3 ст. 12, ст. 356 НК РФ).

Ранее мы рассказывали, как правильно зарегистрировать автомобиль.

Недвижимость, облагаемая налогом на имущество

Налогом на имущество физических лиц облагается принадлежащая гражданам на праве собственности недвижимость на территории РФ, в частности жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, иные строения, сооружения и помещения (ст. ст. 400, 401 НК РФ).

Земельные участки налогом на имущество физических лиц не облагаются.

Недвижимость, облагаемая земельным налогом

Земельным налогом облагаются земельные участки, которые принадлежат физическим лицам на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 389 НК РФ).

Исчисление и уплата имущественных налогов

Расчет имущественных налогов физлиц производят налоговые органы на основании сведений, поступающих из регистрирующих органов. Для уплаты налогов физлицу направляется налоговое уведомление с указанием сумм соответствующих налогов и данных, на основе которых они были рассчитаны.

Налог уплачивается не более чем за три календарных года, предшествующие году направления налогового уведомления (п. 4 ст. 85, п. 1 ст. 360, п. 1 ст. 362, п. 3 ст. 363, п. 1 ст. 393, п. 3 ст. 396, п. 4 ст. 397, ст. 405, п. п. 1, 2 ст. 408, п. п. 2, 4 ст. 409 НК РФ).

Обратите внимание! Если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 руб., налоговый орган не направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Исключением является случай, когда по истечении календарного года налоговый орган утратит право направлять налоговое уведомление в связи с тем, что истекут три календарных года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления (п. 4 ст. 52 НК РФ; Письмо ФНС России от 17.06.2021 N БС-4-21/[email protected]).

Налогоплательщик может не платить имущественный налог или уплачивать его в меньшем размере при наличии права на льготу (п. 1 ст. 56, ст. 361.1, п. 5 ст. 391, пп. 7 п. 1 ст. 395, п. 10 ст. 396, ст. 407 НК РФ).

Ставки и льготы по транспортному налогу устанавливаются региональными законами (п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14, ст. 356 НК РФ).

Справка. КБК по транспортному налогу

При уплате транспортного налога физическими лицами указывается КБК 182 1 0600 110 (Приложение N 2 к Приказу Минфина России от 08.06.2020 N 99н; Приказ ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/[email protected]).

Ставки и льготы по земельному налогу устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, а в г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов (п. 4 ст. 12, п. 1 ст. 15, п. 2 ст. 387 НК РФ).

Справка. КБК по земельному налогу (на примере г. Москвы)

КБК по земельному налогу зависит от расположения объекта налогообложения. При уплате земельного налога в г. Москве физическими лицами указывается КБК 182 1 0600 110 (Приложение N 4 к Приказу Минфина России от 08.06.2020 N 99н; Приказ N ММВ-7-1/[email protected]).

Ставки и льготы по налогу на имущество физических лиц также устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, а в г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов (п. 4 ст. 12, п. 2 ст. 15, п. 2 ст. 399 НК РФ).

Справка. КБК по налогу на имущество физических лиц (на примере г. Москвы)

КБК по налогу на имущество физических лиц зависит от расположения объекта налогообложения. При уплате налога на имущество в г. Москве физическими лицами указывается КБК 182 1 06 01010 03 1000 110 (Приложение N 4 к Приказу Минфина России от 08.06.2020 N 99н; Приказ N ММВ-7-1/[email protected]).

Для всех имущественных налогов установлен единый срок уплаты — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим календарным годом. При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ).

Примечание. Вы можете добровольно перечислить единый налоговый платеж в счет предстоящей уплаты имущественных налогов, а также НДФЛ, подлежащего уплате на основании уведомления (п. 1 ст. 45.1, п. 6 ст. 228 НК РФ).

Сообщение налоговому органу об облагаемом имуществе

Если у вас есть облагаемое налогом имущество, в отношении которого вы никогда не получали налоговое уведомление, не уплачивали налог и в отношении которого не пользуетесь льготой, необходимо сообщить о нем в любой налоговый орган по вашему выбору.

Такое сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на недвижимость, документов о государственной регистрации транспортного средства представляется в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим. Направить сообщение нужно в отношении каждого объекта налогообложения однократно (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Сообщение можно представить непосредственно в налоговый орган, через МФЦ, направить по почте заказным письмом, а также передать в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика или сервис «Обратиться в ФНС России» на официальном сайте ФНС России (п. п. 2.1, 7 ст. 23 НК РФ; Информация ФНС России).

За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган указанного сообщения вас могут привлечь к ответственности. Штраф составляет 20% от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ; Письмо Минфина России от 27.03.2017 N 03-02-07/2/17737).

Электронный журнал Азбука права
В Азбуке права» СПС КонсультантПлюс представлены актуальные ответы на житейские вопросы, прописан порядок действий со ссылками на законодательство.

История и суть проблемы

Надо сказать, что налогообложение движимого имущества уже давно было “горячей” темой, которая почти постоянно являлась предметом обсуждения в бизнес кругах, в юридической среде и, конечно, на государственном уровне. Главным вопросом всегда была перспектива отмены указанного налога.

Причина в том, что данный налог являлся высоко доходным, источником весьма серьезных сумм для региональных бюджетов России, однако в то же время оказывал негативное влияние на развитие бизнеса и дестимулировал инвестиционные процессы.

Первым шагом в пользу облегчения налогового бремени организаций стало решение об освобождении плательщиков от уплаты налога на движимое имущество, которое принято на учет как основное средство с 1 января 2013 года.

Однако предусматривалось, что уже с 2022 года у регионов появится право на самостоятельное принятие решения о полном или частичном освобождении от уплаты рассматриваемого налога. В том числе регионы, согласно идее, могли бы принять решение и об отсутствии каких-либо льгот для организаций. Таким образом возникла угроза, что после получения указанного права региональные власти введут полные ставки налога. Так начался новый этап обсуждения данной темы: бизнес просил власть о “заморозке” права регионов на возврат налогообложения, а регионы в свою очередь не соглашались на такое решение вопроса и настаивали на необходимости дальнейшей уплаты налога на движимое имущество. В качестве компромисса было найдено следующее решение: с 1 января 2022 регионы по прежнему имеют право на предоставление организациям льготы, но изменяется предельная ставка налога на движимое имущество — с 2,2% до 1,1%.

Кто раньше уплачивал налог

До 2022 года сбор на движимое имущество уплачивали только компании в некоторых регионах страны. Исключением являлись плательщики специальных режимов налогообложения, представленных ЕНВД и УСН. Упрощенцы даже не уплачивали налог на недвижимость, если их объекты не были включены в специальные кадастровые списки.

Уплачивался сбор в размере 1,1 процента от стоимости или размера движимого имущества. Но теперь организации полностью освобождены от данного вида сбора. Это значительно снизило налоговую нагрузку с предприятий.


Какие регионы облагались налогом?

В каких регионах уплачивался сбор

Только в некоторых регионах страны уплачивался данный вид налога. Именно региональные власти определяли сроки и правила перечисления денежных средств. Дополнительно на местном уровне устанавливались компании, которые могли рассчитывать на льготы или иные виды послаблений при уплате этого сбора.

До 2022 года сбор на движимое имущество действовал в Республике Адыгеи и Алтае, а также в Амурской, Курской, Орловской, Московской, Смоленской, Томской, Сахалинской, Омской, Новосибирской, Кемеровской и Тамбовской областях.

Компаниям приходилось самостоятельно обращаться в отделения ФНС, чтобы получить информацию о необходимости уплаты данного вида сбора. Сотрудники налоговой службы дополнительно сообщали о том, какая применяется ставка налога, когда именно нужно перечислить денежные средства, а также какие предприятия имеют право на оформление льготы.

Изменение подхода к налогу на движимое имущество

В прошлом году, то есть в 2022 году вышеуказанные события приняли интересный поворот. 25 субъектов России или вовсе не ввели налог, или приняли решение по льготам лишь по отношению к отдельным категориям движимого имущества. То есть вместо получения задуманного компромиссного решения получилось лишь создать дисбаланс налогового бремени организаций по стране.

Таким образом в середине прошлого года власти были вынуждены признать, что обложение налогом движимого имущества все же является чересчур обременительным. Как итог был подготовлен и принят закон об исключении движимых объектов из числа налогооблагаемых.

Необходимо отметить, что все те изменения, которые приняты выше рассмотренным законом, то есть законом №302-ФЗ, затрагивают исключительно порядок налогообложения юридических лиц, а значит отмена налога на движимое имущество не относится к налогу на имущество физических лиц, объектом которого по прежнему является и недвижимость, и движимое имущество.

Решение Верховного Суда РФ

ВС РФ проанализировал решения судов по делу № А32-56709/2019, в котором ИФНС начислила компании налог на имущество в отношении распределительно-трансформаторной подстанции (энергоустановка), размещенной в помещении на первом этаже здания, обслуживающего гостиницу, и отказала в предоставлении освобождения от её налогообложения (определение Судебной коллегии по экономическим спорам от 17.05.2021 № 308-ЭС20-23222).

По мнению налоговиков, компания неправомерно отнесла энергоустановку в состав движимого имущества и применила льготу (освобождение), установленную п. 21 ст. 381 НК РФ. Стоимость энергоустановки должна быть включена в базу по налогу на имущество организаций, поскольку данный объект должен рассматриваться в качестве недвижимого имущества – части здания энергоцентра, предназначенного для обслуживания гостиницы.

Однако Верховный Суд РФ признал правомерным включение инспекцией стоимости энергоустановки в налоговую базу для исчисления налога на имущество организаций.

Он заключил, что общество законно приняло энергоустановку к бухгалтерскому учету в качестве отдельного инвентарного объекта и не включало стоимость этого объекта в базу по налогу на имущество организаций, считая её движимым имуществом. То есть, оборудованием. И прочная связь с землёй здесь – не самый главный критерий.

Аргументация у ВС РФ такая:

  • сами по себе критерии ГК РФ прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению в сложную вещь не позволяют однозначно решить вопрос о праве налогоплательщиков на льготу. Дело в том, что они не позволяют разграничить инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости – зданий и капитальных сооружений;
  • в обоих случаях приобретаемые активы до окончания монтажа не имеют прочной связи с землей, а после начала эксплуатации – могут образовывать сложную вещь с объектом недвижимости, разделение которой без разрушения или повреждения становится невозможным или экономически нецелесообразным;
  • наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в ЕГРН нельзя использовать в качестве безусловного критерия оценки правомерности применения льготы.

В итоге, ВС РФ пришёл к выводу, что необходимо использовать установленные в бухгалтерском учете критерии признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов ОС.

Основа классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете:

  • Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), введенный в действие с 01.01.2017 приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст;
  • ранее действовавший ОКОФ ОК 013-94 (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359).

Согласно этим классификаторам, оборудование не относится к зданиям и сооружениям и формирует самостоятельную группу основных средств. Исключение – прямо предусмотренные ОКОФ случаи, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).

Соответственно, исключение из объекта налогообложения применимо к машинам и оборудованию, выступающим движимым имуществом при их приобретении. Они правомерно приняты на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.

Изменение налоговой обязанности граждан

Однако и для граждан первое января этого года стало знаковым. В отношении физических лиц законом №334-ФЗ от 03.08.2018 введен ряд достаточно серьезных поправок. Прежде всего, теперь налог на все виды имущества взимается в зависимости от его кадастровой стоимости. Действует данное правило отныне во всех регионах страны.

Вторая поправка: отмена понижающего коэффициента 0,8 для четвертого года применения расчета по кадастровой стоимости. Важно отметить, что данная поправка действует с 2022 года, то есть с расчета и уплаты налога за 2022 год.

Третье, одно из самых важных нововведений, заключается в том, что введено ограничение для роста налога. Теперь увеличение его размера по сравнению с предыдущим годом должно составлять не более 10%.

Эти и другие важные изменения, например расширение перечня льгот, необходимо внимательно изучить каждому налогоплательщику.

Наша практика

Порой просчитать налоговые последствия сделок с имуществом бывает довольно сложно. В этой ситуации наилучшим решением станет консультация с налоговым юристом, который поможет выбрать оптимальный вариант.

Команда “Крайнев и партнеры” состоит из специалистов различного профиля и высокой квалификации, позволяющей нам не только предлагать клиентам сопровождать сделки и судебные процессы “под ключ”, но и консультировать наших клиентов по вопросам налогообложения.

Записаться на консультацию можно, направив краткое описание своего вопроса на электронную почту

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]