Что такое налоговая нагрузка
Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.
Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.
Безопасные значения налоговой нагрузки в 2022 году
Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году.
До середины 2022 года налоговики используют показатели за 2019-й, и только к середине года будут рассчитаны новые данные, собранные за 2022 год. Ниже представлена таблица с актуальными коэффициентами, которыми сейчас руководствуется ФНС.
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) | Налоговая нагрузка, % | Справочно: фискальная нагрузка по СВ, % |
ВСЕГО | 11,2 | 3,5 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего | 4,5 | 5,2 |
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях | 3,4 | 4,8 |
лесоводство и лесозаготовки | 8,7 | 7,6 |
рыболовство, рыбоводство | 10,1 | 6,0 |
Добыча полезных ископаемых — всего | 41,4 | 1,7 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего | 50,9 | 1,1 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 11,4 | 3,6 |
Обрабатывающие производства – всего | 7,6 | 2,1 |
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий | 20,9 | 2,1 |
производство текстильных изделий, одежды | 8,0 | 4,3 |
производство кожи и изделий из кожи | 10,0 | 5,3 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения | 1,6 | 3,6 |
производство бумаги и бумажных изделий | 4,8 | 1,9 |
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации | 8,9 | 3,8 |
производство кокса и нефтепродуктов | 4,2 | 0,2 |
производство химических веществ и химических продуктов | 3,0 | 2,3 |
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях | 6,9 | 3,1 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 6,9 | 2,8 |
производство прочей неметаллической минеральной продукции | 9,3 | 3,4 |
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 4,0 | 2,1 |
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки | 9,9 | 4,4 |
производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 11,7 | 5,1 |
производство электрического оборудования | 7,5 | 3,3 |
производство прочих транспортных средств и оборудования | 6,5 | 4,7 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 5,8 | 1,5 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего | 7,1 | 2,4 |
производство, передача и распределение электроэнергии | 8,3 | 2,1 |
производство и распределение газообразного топлива | 1,3 | 1,7 |
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха | 7,1 | 10,0 |
Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.
«Работать по-старому не получается». Что говорят предприниматели о росте налоговой нагрузки?
По данным ФНС, совокупная налоговая нагрузка на экономику выросла, но фискальная нагрузка по страховым взносам, напротив, снизилась
Подача документов в инспекции Федеральной налоговой службы. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Налоговая нагрузка на российскую экономику растет. О ее увеличении в 2022 году по сравнению с предыдущим годом говорят данные ФНС.
Как отмечает РБК, совокупная налоговая нагрузка на экономику выросла на 0,2 процентных пункта, до 11%. Но фискальная нагрузка по страховым взносам, по подсчетам ФНС, напротив, снизилась — с 3,6% до 3,3%.
Большая разница в налоговой нагрузке по разным сферам. Сильнее всего выросло давление на добычу полезных ископаемых (правда, в добывающих отраслях и самая высокая рентабельность). На втором месте по налоговому бремени — сфера операций с недвижимостью. Также в лидерах административная деятельность: это туристические и кадровые агентства, вспомогательные услуги для бизнеса, обслуживание зданий.
Business FM спросила у представителей бизнеса из разных сфер, наблюдают ли они рост или снижение налоговой нагрузки.
Олег Филиппов гендиректор строительной «Общая налоговая нагрузка, декларированная Росстатом, по данным опрошенных предприятий и непосредственно моей группы компаний, не соответствует декларируемым 34-35% общей налоговой нагрузки. В среднем по практическим расчетам, по данным управленческого учета малых и средних предприятий, которые составляют ядро, так называемая стартовая экономика и России и мира, составляет от 45% до 47%. Это в практике. Поэтому, хотя налоговая инспекция и декларирует снижение фискальных взносов в противовес, допустим, повышению НДС, на самом деле практика говорит о том, что в общем фактическая налоговая нагрузка растет».
Работать по-старому не получается, говорит владелец сети кофеен Take&Wake Алексей Петропольский.
Алексей Петропольский владелец сети кофеен Take&Wake «Конечно, [налоговая нагрузка] выросла. И заключается это не в каких-то прямых или косвенных налогах, которые где-то повысили. Это в первую очередь отражается в том, как работает сама налоговая. Она начинает проверять каждого твоего контрагента, высылает под каждый квартал после камералки какие-то письма дать разъяснения по тем или иным контрагентам. И в случае если эти разъяснения налоговую не устраивают, она в одностороннем порядке начисляет НДС, иногда и штраф, и пени. Собираемость действительно выросла, и работать по-старому не получается, приходится фильтровать каждого контрагента и, перед тем как заключить контракт на какую-нибудь элементарную рекламу, досконально изучить компанию, с которой ты заключаешь договор, и, в случае если она не подходит по 25 параметрам, приходится отказывать и искать другую, потому что велика вероятность того, что услуги этой компании тебе будут стоить на 20% дороже».
Чтобы держаться на плаву, приходится идти на жертвы, признает президент группы , занимающейся производством спецодежды, Юрий Савелов.
Юрий Савелов президент группы «За последние три-четыре года налоговая инспекция во главе с Мишустиным навела порядок, мы все стали платить налоги. Все стало настолько прозрачно, что уход от налогов для предпринимателя очень чреват. В конкретно нашем бизнесе налоговая нагрузка очень сильная. Приходится сокращать обороты, приходится сокращать штатное расписание — я имею в виду людей, чтобы как-то войти в рамки и иметь хоть какую-то прибыль. Налог на прибыль у нас сейчас небольшой — 13%. Действительно небольшой, если брать в мировом масштабе по странам. Но прибыль-то надо заработать. Ее не так легко сейчас заработать. А НДС — 20%, который приходится платить сразу же».
Как отмечает РБК, Минфин рассчитывает налоговую и фискальную нагрузку как сумму всех поступлений налогов и обязательных неналоговых платежей в бюджетную систему в процентах от ВВП. Известны данные за 2022 год — примерно 31%. В таком случае налоговая нагрузка в России сопоставима с такими странами, как Великобритания, Канада, Новая Зеландия. А вот в США и Швейцарии показатель ниже — 26-27%.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Как посчитать налоговую нагрузку
В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:
- выручка берется без акцизных сборов и НДС;
- страховые взносы исключаются из расчета;
- доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
- в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.
Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:
Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.
Пример расчета
Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:
850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.
Нагрузка по страховым взносам равна:
330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.
Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.
Считаем эффективность налогового планирования
Проверьте на экономию
Процент экономии, который вы получаете, применяя разработанную в процессе налогового планирования схему (так же, как и экономию от системы налогообложения, которая уже сложилась в компании на практике), можно рассчитать по следующей формуле:
Кэ = сумма налогов, начисленная за период / объем реализованной продукции за период x 100%
,
где Кэ – показатель налоговой экономии компании. Рассчитать его можно и за год, и за каждый отчетный период.
В сумму налогов, начисленных за период, следует включать не только те суммы, которые вы сами рассчитали, но и суммы, доначисленные в этом периоде налоговой инспекцией (включая пени и штрафы). Подведем результаты:
– если налоговая экономия фирмы за отчетный период у вас составляет 20–25 процентов (и держится на этом уровне несколько периодов подряд), значит, ваша система налогового планирования работает эффективно и не нуждается в корректировке. Фирме можно ограничиться анализом изменений в законах, чтобы вовремя корректировать свои действия и избегать рисков.
– 25–40 процентов показывают, что система работает недостаточно эффективно. Ситуацию можно скорректировать за счет внутренних резервов (силами бухгалтерии) или привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места и подправить их.
– 40–70 процентов – сам налоговый план требует корректировки. Нужно провести анализ законодательства еще раз (лучше всего в этом случае привлечь специалистов) и составить новую схему.
– если же ваш показатель больше 70 процентов, возникает вопрос: зачем вести такой бизнес, не лучше ли заняться чем-то другим?
Поясним на примере: так, если у по итогам первого полугодия 2005 года объем реализованной продукции составил 120 878 128 рублей, а сумма начисленных налогов – 29 818 210, то процент налоговой экономии составит:
29 818 210 руб. / 120 878 128 руб. x 100% = 24,66%.
Это значит, что фирма работает эффективно и ее план налоговых действий не нуждается в корректировке.
Проверьте на результативность
Существуют и отдельные показатели результативности налогового планирования.
1 группа – показатели, позволяющие получить общую характеристику эффективности методов и схем, которые вы выбрали.
Эн – коэффициент эффективности налогообложения.
Эн = планируемая сумма чистой прибыли / общая сумма налоговых платежей
Чем выше коэффициент, тем лучше (ведь показатель будет увеличиваться, если в результате оптимизации компания заплатит меньше налогов, чем, допустим, в прошлом году или чем планировалось в начале года).
Налогоемкость реализованной продукции также достаточно интересный вопрос. Долю, которую занимают налоговые платежи, рассчитываем по формуле:
Дн = сумма налоговых платежей / объем реализованной продукции.
Итак, если заплатила 300 тысяч налогов за год (из них 50 тысяч – доначисленные суммы, пени и штрафы), объем реализации в котором был 1 400 000 рублей, то коэффициент налогоемкости – 0,2. А вот если бы компания грамотно подходила к налоговому процессу и ей, возможно, не начислили бы дополнительные суммы, тогда при сумме налогов в 250 тысяч рублей коэффициент был бы 0,17. Другими словами, в этом случае все наоборот – чем меньше показатель (по сравнению с прошлыми периодами), тем удачней вы оптимизировали налоговый процесс компании.
2 группа – это частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей, например, в цене продукции и в прибыли.
Так, пусть Кц – это коэффициент налогообложения цены.
Кц = сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции (например, НДС, акцизы) / цена продукции
Кп – коэффициент налогообложения прибыли.
Кп = сумма налоговых платежей, уплачиваемых из валовой прибыли / сумма валовой прибыли
Принцип расчета одинаковый: соотношение части и целого. Значит, чем меньше показатель коэффициентов, тем лучше для компании. Тем меньшую часть из цены или из прибыли она передает в бюджет. И тем больше останется в ее распоряжении.
3 группа – показатели эффективности использования налоговой льготы. Они также рассчитывается достаточно просто:
Л1 – коэффициент льготного налогообложения,
Л1 = налоговая экономия в результате льгот / сумма обязательств без учета льгот.
Эту формулу можно использовать как при выборе той или иной льготы (то есть рассчитать для предполагаемой экономии), так и по итогам работы. Сравните показатели. Чем ближе коэффициент к единице, тем лучше. Если этот показатель очень низок, то лучше льготу не использовать – толку слишком мало, а основание для более тщательной проверки инспекторов есть. В этом случае лучше всего решить, нужна ли вообще эта льгота.
Л2 – коэффициент эффективности льготирования.
Л2 = налоговая экономия в результате использования льготы / общий объем реализации
Этот показатель также лучше рассчитать как до, так и после использования льготы.
Чем выше показатель, тем лучше. Если в конце года показатель по сравнению с тем, который мы планировали (или с тем, который был в прошлом году), уменьшается, – надо задуматься о том, правильно ли используется льгота и нужна ли она.
И напоследок
По последней формуле можно рассчитать общую налоговую эффективность региона, в котором вы работаете:
Эр = объем выручки от реализации вашей компании (за период) / общая величина налоговых обязательств в регионе (за этот же период).
Последняя формула показалась нам очень интересной, и мы попросили наших читательниц, бухгалтеров компаний из Поволжья и Урала, рассчитать налоговую эффективность их региона по результатам 2004 года.
Так, у фирмы, работающей в одном из регионов на Урале, при выручке в 197 455 809 рублей общая величина налогов составила 42 142 178 рублей:
Эр = 197 455 809 руб. / 42 142 178 руб. = 4,69.
У компании из региона в Поволжье такой результат:
при выручке в 223 451 988 рублей, налоги – 60 785 401 рубль, итого:
Эр = 223 451 988 руб. / 60 785 401 руб. = 3,68
(коэффициент эффективности получился ниже).
На этом примере видно, что такой анализ – достаточно простой способ определить хотя бы примерно привлекательность того или иного региона. И принять это во внимание как при анализе результатов деятельности фирмы, так и при решении вопроса о месте размещения нового филиала.
Алена АНДРОПОВА, Лилия ИЗОТОВА
электронное издание 100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе! Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Получить издание
Формулы расчетов для разных видов налогообложения
Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.
Для организаций на ОСНО
Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,
где:
- сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
- величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
- выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.
Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО
Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,
где:
- НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
- величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.
Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН
Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,
где:
- сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
- сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.
Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН
Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,
где:
- величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
- сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.
Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.
Другие методики расчета
Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.
Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.
Чтобы подсчитать размер фискального обременения, потребуются данные отчетной декларации по налогу на прибыль за итоговый период (календарный год). Нужны только два показателя:
- лист 02, строка 180;
- лист 02, сумма строк 010 и 020.
Итак, высчитать налнагрузку по налогу на прибыль можно по формуле:
В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.
Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.
При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.
ВАЖНО!
Низкие значения сумм НДС к уплате не могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик отклоняется от уплаты налогов и сборов. Такой вывод можно сделать только по результатам проведенной проверки.
Нагрузка по НДС
Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:
Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС * 100%,
где:
- сумма вычетов берется из строки 190, разд. 3 декларации НДС;
- сумма НДС – из строки 118, разд. 3 декларации НДС.
Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.
Налоговая нагрузка по НДС: понятие и нормативная база
Прежде чем сдавать декларацию, налоговики рекомендуют проверить данные и рассчитать налоговое бремя самостоятельно.
Показатели, на которые необходимо обратить внимание:
- Значимость заявленного к вычету НДС как отношения к налогооблагаемой базе. Он не может равняться или быть выше 89%.
- Налоговые обязательства компании, уплачивающей НДС. Данный показатель письмом не определен. Но если провести аналогию с бременем предприятия по прибыли, то он не должен быть ниже 3% для производственных компаний и 1% – для предприятий торговли.
Нагрузка по НДФЛ
Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:
Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.
Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:
- Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
- По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
- Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
- Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.
Как объяснить низкую налоговую нагрузку
Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.
Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:
- сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
- самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.
Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.
Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:
- осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
- много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
- началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).
Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:
- снижение объемов продаж продукции;
- сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
- рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.
Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.
Регионы под ударом
Налоговая политика в сфере ТЭК должна быть долгосрочной и стабильной, чтобы сохранить интерес инвесторов и поддержать развитие регионов. «Нельзя не признать, что стабильность налогового законодательства — это залог для гарантированных инвестиций, и в первую очередь в нефтедобычу и нефтехимию, и то, что правительство вынужденно пошло на изменения уже принятых правил игры, — в основном пострадали определенные компании», — сказал вице-премьер правительства Юрий Борисов. «Эффект на разные компании разный, и в большей степени проигрывают производители, которые использовали льготу по добыче тяжело-, высоковязкой нефти, поскольку она перестает существовать», — говорит директор по консалтингу в России IHS Markit Максим Нечаев. — Если добыча такой нефти будет приостановлена, то в будущем нарастить ее заново будет очень нелегко».
По мнению Юрия Борисова, в условиях кризиса надо искать меры по сохранению инвестиционной привлекательности и тратить больше, чтобы скорее выйти из кризисной ситуации. «Для меня как промышленника это очевидно, потому что если мы сокращаем бюджетные расходы в этом году, то и сбор в последующие годы не увеличится», — продолжил Борисов. Он выразил надежду, что предложенные изменения по налогам — это «краткосрочные меры пожарного характера». «Если мы восстановим нашу экономику, можно будет быстрее, с 2021-2022 года, обратно вернуться к более интересным механизмам, которые обеспечат преференции нашим ведущим компаниям, чтобы они динамичнее осваивали сегменты рынка», — заключил вице-премьер.
Ситуация действительно складывается сложная. «С одной стороны, изъятие около 300 миллиардов рублей в год из отрасли в условиях действия ОПЕК+ и низких цен имеет сильно негативные последствия для отрасли в части возможности финансирования новых проектов. С другой — бюджету сейчас крайне необходимы ресурсы для выполнения увеличившихся социальных обязательств из-за пандемии», — комментирует директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. — Для сохранения статус-кво было бы правильно ввести дополнительные стимулы для новых инвестиций в отрасли начиная с 2023 года после завершения ОПЕК+ и когда рынок стабилизируется. Причем делать это необходимо уже сейчас, так как цикл инвестпланирования в нефтяной отрасли минимум пять лет, а значит, инвесторы должны быть уверены в будущем уже сейчас».
Юрий Борисов
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Главы «нефтедобывающих» регионов также отметили, что изменение налогового режима для отрасли может негативно отразиться на социально-экономическом развитии регионов. «Со стороны регионов мы все делаем. Но я считаю, сейчас самый ответственный момент, в первую очередь со стороны федерального правительства, проводить стабильную долгосрочную налоговую политику, возможно, в обмен на инвестиции. Потому что инвестировать в энергетику можно только с пониманием, что правила игры будут долгосрочными», — отметил губернатор Тюменской области Александр Моор.
В свою очередь, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов назвал новости по изменению НДД «сильным ударом по отрасли» и указал на то, что такие налоговые изменения негативно повлияют на нефтегазовую отрасль и, как следствие, развитие региона. Он опасается, что в скором времени нефтяные компании начнут сворачивать планы и сокращать коллективы.