Налоговая амнистия в 2022 году для физлиц
В НК РФ и действующем законодательстве нигде не указано, что налоговая амнистия — это автоматическое списание задолженности по налогам и взносам за определенный период. На практике этот общеупотребимый термин используется даже налоговой инспекцией, особенно в отношении списания налогов по указу Путина, которое продолжается в 2022 году.
Налоговая амнистия введена Федеральным законом от 28.12.2017 № 436 по инициативе президента РФ. Изначально не было конкретно указано, когда спишут долги по налоговой амнистии, так как это процесс многоэтапный, предполагающий выявление задолженности и принятие решения. Большинство долгов налоговики успели списать в 2018 году, но то, что не успели, продолжат проводить в 2022-м. Нормы ФЗ № 346 (например, ст. 11, 12) содержат изменения, которые позволяют списать долги:
- по налогам;
- страховым взносам;
- пеням и штрафам за неуплату обязательных платежей.
Объявленная амнистия президента по налогам дополнила ст. 217 НК (список доходов, которые не подлежат обложению НДФЛ) пунктом 72, благодаря которому в список попали средства налогоплательщиков, обретенные в период с 01.01.2015 по 01.12.2017 при двух условиях:
- за них не вычли НДФЛ;
- налоговый агент (то лицо, которое вычитает НДФЛ из выплаченного им дохода и переводит его в бюджет) проинформировал об этом ИФНС и налогоплательщика (по п. 5 ст. 226 НК).
Новый пункт одновременно говорит и о средствах, которые освобождение не затрагивает, в их числе следующие:
- награды за труд, работы, услуги;
- дивиденды, проценты;
- материальная выгода, которую определяют по ст. 212 НК;
- натуральная прибыль, ее определяют по ст. 211 НК, здесь же подарки от организаций, ИП;
- выигрыши, призы, которые получают по итогу конкурсов, игр и иных мероприятий.
Следовательно, налоговая амнистия, в соответствии с законодательством, например, распространяется на плату за коммунальные услуги или суммы кредитов, которые списали, т. е. «условные поступления».
Соответствующие указания на п. 72 возникли и в ст. 228 НК (п. 6 и 7). Амнистия не применяется, если НДФЛ уплатили или взыскали до начала действия ФЗ № 436 от 28.12.2017 или когда суммы налога за свободные поступления уже взысканы.
В законе не указана частота налоговой амнистии и по каким основаниям она проводится. Решение принимается Государственной думой. В 2022 году не предусмотрена отдельная налоговая амнистия на имущество физических лиц и начисления на него.
НДФЛ: о каких доходах можно забыть?
Статья 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ дополнена п. 72. Соответственно, перечень не подлежащих обложению НДФЛ (освобождаемых от налогообложения) доходов увеличен.
Речь идет о доходах, полученных в определенный период – с 1 января 2015 года до 1 декабря 2022 года. Таким образом, в не облагаемые НДФЛ доходы попадают доходы, полученные почти за три последних года.
Но это не означает, что всем налогоплательщикам простят НДФЛ. Нет. Под амнистию попадают доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом. Но под освобождение не подпадают следующие доходы:
– в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
– в виде дивидендов и процентов;
– в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;
– в натуральной форме, определяемые согласно ст. 211 НК РФ, в том числе подарки, полученные налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
– в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.
Одновременно коррективы внесены в п. 6 и 7 ст. 228 НК РФ.
Из новой нормы следует, что если налогоплательщик получил в период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2022 года доходы, за исключением приведенных выше, налоговый агент не удержал с него НДФЛ, а на основании п. 5 ст. 226 НК РФ передал сообщение о невозможности удержать НДФЛ в налоговый орган и сумма НДФЛ не была взыскана с этого налогоплательщика, то эта сумма НДФЛ и будет фактически списана.
Если НДФЛ был уплачен или взыскан с налогоплательщика до дня вступления в силу Федерального закона № 436‑ФЗ, то новые положения к таким доходам применяться не будут.
Поскольку в данном случае в п. 72 ст. 217 НК РФ речь идет не о сумме НДФЛ, а о доходе, будут списаны как сумма НДФЛ, так и пени, начисляемые на недоимку.
Таким образом, под амнистию попали так называемые условные доходы – например, списанные заемщику кредиты, коммунальные услуги.
Прощенные долги и их время
Налоговая амнистия для физических лиц, по ст. 12 436-ФЗ, предусматривает безнадежность и списание недоимок и задолженностей по пеням, которые ИФНС начислила на конкретную недоимку. Они должны значиться к дате решения о признании безнадежными и списании по таким налогам физических лиц:
- транспортный;
- имущественный;
- земельный.
Вид налога | Кто платит |
Транспортный налог | Обязаны платить все владельцы транспортных средств, подлежащих налогообложению (абз. 1 ст. 357 НК РФ) |
Имущественный налог | Платят собственники недвижимости (неважно, резиденты, нерезиденты или лица без гражданства), которая является объектом налогообложения и находится на территории РФ (ст. 400 НК РФ) |
Земельный налог | Облагаются земельные участки, которые находятся в собственности или принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ) |
Например, у физлица имелась задолженность по транспортному налогу 100 000 рублей на начало 2015 года. Соответственно, были начислены пени на конец 2022 года в размере 10 000 рублей. Итого сумма недоимки — 110 000 рублей. По системе, которую вводит налоговая амнистия по 436-ФЗ, вся эта сумма списывается автоматически. Аналогично работает амнистия по налогам на землю физических лиц в 2022 году.
Амнистируют исключительно те задолженности физических лиц по налогам, которые появились по состоянию до начала 2022 года. Списываются они потому, что истечение трех лет с момента образования налоговых недоимок далеко не всегда значит, что ФНС не сможет их взыскать.
Сроки исковой давности в налоговой сфере имеют ряд тонкостей, о которых рассказано в статье «Сроки исковой давности по налогам для физических и юридических лиц».
Условия применения амнистии транспортного налога физическими лицами
Никаких особенных условий не предусмотрено, контролирует выполнение законодательных норм правительственный аппарат. Условия амнистирования таковы:
- лимиты сумм не устанавливается;
- списание проводится единовременно;
- изменения касаются только граждан РФ;
- нет квот;
- не существует причин для отказа в списании недоимки;
- производится списание долга до 1 января 2015 года, фактически все недоимки по налогу, накопившиеся до 2014 года;
- предельных возрастных значений для граждан нет;
- штрафы ГИБДД не списываются;
- нормы закона применяются только к физическим лицам и ИП юридических лиц нововведения не касаются.
Изменения пока не регулируются должным образом. Встречается очень много жалоб относительно того, что налоговые органы не желают списывать долги. Аргументируются эти действия отсутствием соответствующего указания. Такие действия незаконны. Следует получить официальный отказ и составлять жалобу в надзорные органы (ОБЭП, прокуратура). Неправомерны также отказы по причине того, что долги списываются раз в квартал – определенных периодов на данные меры не установлено.
На данный момент, автовладельцы обязаны ежегодно вносить текущую оплату по транспортному налогу, за год. Фактически, если до 2015 года долги списались, то все последующие годы нужно платить. Сотрудники ГИБДД станут узнавать об уплате транспортного налога. Проверкой данных платежей занимается налоговая, если сумма долга менее 500 рублей, то в течение 3 месяцев с момента образования задолженности на адрес гражданина отправляют уведомление с просьбой внести установленную денежную сумму. Штраф за неуплату составляет 20% от размера недоимки.
Решение о списании и порядок применения
Амнистия по налогам физических лиц — это списание недоимок и задолженностей по месту жительства этих лиц, месту, где находится их имущество (транспорт или недвижимость). Такое действие базируется на информации о размере недоимки и задолженности и совершается без участия налогоплательщика. То есть обращаться в ФНС не нужно. Если в результате недоработки налоговых органов решение не принято, налогоплательщик вправе направить заявление о списании. Унифицированная форма заявления о применении налоговой амнистии не разработана, обращение составляется в свободной форме.
Решение обязательно содержит Ф.И.О. гражданина, его ИНН, суммы недоимки, задолженности, которые списываются. Оно произвольно по форме, конкретные сроки его принятия отсутствуют и зависят от того, когда была амнистия по налогам для физлиц перед этим. Списания происходят автоматически, без подачи каких-либо заявлений и документов. Должники получают решение о списании долгов в ФНС и передают его судебным приставам, которые вели производство по возврату.
Введенная по ФЗ № 436 в 2022 году амнистия по налогам физических лиц в 2022 году продолжает действовать, но в отношении тех же периодов.
Закон № 436-ФЗ и Минфин о списании долгов ИП по взносам в ПФР
Налоговая амнистия ИП по страховым взносам предусматривает следующее (ст. 11 закона № 436-ФЗ):
Решение о списании недоимок, пеней и штрафов оформляется в произвольной форме и должно содержать Ф.И.О., ИНН предпринимателя, сумму списываемых взносов.
Чиновники Минфина разъяснили дополнительные условия признания задолженности по взносам безнадежной и подлежащей списанию — амнистия распространяется в том числе на взносы ИП за себя, начисленные исходя из максимального размера (8 МРОТ), по которым предприниматель не отчитывался (письмо от 26.01.2018 № 03-11-11/4394).
Формулу расчета страховых обязательств ИП вы найдете в материале «Страховые взносы за год — какую сумму платить».
Амнистирование долгов по страховым взносам
Физлица без статуса ИП платят страховые взносы, когда они насчитывают зарплату работникам, вознаграждают подрядчиков. С января 2022 года страховые взносы администрируют налоговики, и они решают не только, какие налоги подлежат амнистии, но и какую недоимку по страховым взносам допустимо списать.
По части 3 статьи 4 ФЗ от 03.07.2016 № 243, если ФНС не способна взыскать переданные ей фондами (социального страхования и пенсионным) «страховые обязательства», включая появившиеся пени и штрафы, плюс аналогичные суммы, доначисленные по выводам проверок, которые произошли за отчетные периоды, то эти долги оцениваются как безнадежные и списываются по ст. 59 НК.
Такой норматив используют, если иное не устанавливается нормой, которая вступила в силу 29.01.2018. В ней указано, как происходит списание долгов по налоговой амнистии — налоговая по месту жительства физического лица воспринимает взносы (недоимки, задолженности по пеням и штрафам) как безнадежные и списывает их, если время, отведенное для их взыскания, истекло до января 2017 года. Режим списания утвержден Приказом ФНС России от 14.05.2018 № ММВ-7-8/[email protected]
Одним из условий списания является отсутствие на 29.12.2017 судебного решения относительно долгов. В этом случае ФНС утрачивает возможность истребовать задолженности. Также это условие не применяется, когда долги уплачены (взысканы, списаны) до 29.12.2017. Этой нормой определено, попадает ли судебная задолженность под амнистию, — нет, на нее действуют другие процессуальные сроки и порядок взыскания. Признать ее безнадежной уже нельзя.
Фонд социального страхования и Пенсионный обязаны направить налоговикам сведения о величине недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам (страховые обязательства), которые образовались на 01.01.2017. Кроме того, передаются данные о размерах долгов, взыскать которые уже невозможно, поскольку истекло время их взыскания, установленное НК.
Если до этого времени невозможно истребовать страховые обязательства в государственные внебюджетные фонды, так как истек установленный срок их взыскания и отсутствует судебный акт, включая определение об отказе в восстановлении срока подачи заявления в суд о взыскании долгов, фонды признают безнадежными и списывают суммы недоимки, согласно Постановлению правления ПФ РФ от 12.02.2018 № 49п, Приказу ФСС РФ от 06.02.2018 № 35.
Когда ФНС признает налоговые задолженности безнадежными
Иногда ФНС может признать долги по налогам безнадежными и прекратить действия по их взысканию. Произойти это может только в случаях, перечисленных в ст. 59 НК РФ. В частности, это возможно в следующих ситуациях:
- смерть налогоплательщика;
- признание гражданина или ИП банкротом;
- вынесение судом актов об отказе во взыскании платежей из-за истечения установленных сроков для подачи заявления;
- возврат документов из ФССП взыскателю из-за прекращения производства в связи с отсутствием у должника имущества и средств, если от даты образования задолженности прошло не менее 5 лет.
Еще одна ситуация, когда долги по налогам могут признать безнадежными, – попытки должника объявить себя банкротом, если процедура была прекращена из-за отсутствия средств на ее проведение.
Налоговая амнистия для ИП
По закону ФЗ № 436, налоговая амнистия объявлена и для ИП, но по другим долгам. Для ИП в рамках амнистии безнадежными и списанными станут недоимки и пени, штрафы, появившиеся на 01.01.2015. Причем такое списание коснется и тех, кто утратил статус ИП до принятия такого решения.
Не будут амнистированы:
- НДПИ;
- акцизы;
- платежи за перемещение товаров за российские границы.
Налоговая служба определяет, возможна ли амнистия по судебным налоговым долгам, списания для ИП. Это аналогично списанию для физлиц. ФНС принимает решение автоматически по месту регистрации предпринимателя, с указанием тех же данных, что и для физлиц, плюс необходим предпринимательский ИНН.
Бесплатно используйте инструкцию КонсультантПлюс, чтобы списать налоги ИП.
НАЛОГИ ИП, ПОДЛЕЖАЩИЕ АМНИСТИИ, И ПОРЯДОК ИХ СПИСАНИЯ
Закон о налоговой амнистии предписывает налоговой инспекции списывать ИП старые долги по одним категориям налогов, но сохраняет обязанность для уплаты долгов по другим категориям.
Рассмотрим, какие налоги предпринимателям спишут по указанным выше периодам и какие долги по налогам не попадают под амнистию.
- К списанию подлежат долги по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности: налог по упрощенному режиму налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), патенты на ведение деятельности.
- К списанию подлежат долги по налогам, связанным с использованием ИП своего имущества в предпринимательских целях, — транспортный налог и налог на имущество.
- К списанию подлежат долги по налогам, связанным с получением доходов, — НДФЛ и НДС.
- Не подлежат списанию в рамках налоговой амнистии долги по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизам, таможенным сборам.
- Не подлежит списанию НДС по товарам, импортируемым ИП из-за границы.
- Сохраняется обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате долгов по указанным в пп. 1–3 налогам за периоды после 01.01.2015.
- Подлежат списанию штрафы и пени ИП за непредставление деклараций по налогам за периоды до 01.01.2015.
- Сохраняется обязанность ИП по уплате штрафов и пеней за непредставление налоговых деклараций за период после 01.01.2015.
- Подлежат списанию долги по страховым сборам во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ТФОМС), образовавшиеся на 01.01.2017. Важный момент: поскольку все долги по фонду социального страхования и фонду медицинского страхования на эту дату были переданы в Пенсионный фонд, эта структура и должна списать все долги предпринимателей по взносам на указанную дату.
- Подлежат списанию штрафы и пени за непредставление деклараций по страховым взносам за периоды до 01.01.2017.
- Сохраняется обязанность ИП по уплате штрафов и пеней за непредставление деклараций по страховым взносам в периоды после 01.01.2017.
- Сохраняется обязанность ИП по уплате долгов по страховым сборам за период после 01.01.2017.
К СВЕДЕНИЮ
Налоговая амнистия распространяется не только на действующих предпринимателей, но и на физических лиц, которые ранее вели предпринимательскую деятельность и у них по состоянию на 01.01.2015 по налогам и на 01.01.2017 по страховым взносам числятся долги, штрафы и пени.
По аналогичным долгам, образовавшимся после указанных периодов, начисленные налоги, штрафы и пени подлежат уплате физическим лицом, которое прекратило предпринимательскую деятельность.
Еще раз подчеркнем, что закон о налоговой амнистии не регламентирует для налоговой службы сроки списания долгов, а это означает, что в 2022 г. для ИП не будет лишним выяснить, числится ли у него в ИФНС задолженность по налогам и сборам, которая подпадает под действие налоговой амнистии. Если такая задолженность обнаружится, рекомендуем написать письмо в ИФНС с просьбой о ее списании в рамках налоговой амнистии. Это действие значительно уменьшит риск, что данному предпринимателю по каким-либо причинам не спишут долги.
В таблице 2 сгруппированы долги по налогам и страховым взносам, подлежащие списанию в рамках налоговой амнистии, и те, что не подпадают под действие Федерального закона № 436-ФЗ.
Таблица 2. Анализ перечня налогов ИП, подлежащих амнистии в 2022 г. | ||
Вид налога | Амнистия | Пояснения |
УСН | Да | Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним |
ЕНВД | Да | Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним |
ЕСХН | Да | Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним |
Патенты | Да | Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним |
НДФЛ | Да | Долги на 01.01. 2015, пени и штрафы по ним |
НДС | Да | Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним |
Штрафы и пени по налогам в связи с непредставлением деклараций | Да | Суммы пеней и штрафов, начисленных на 01.01.2015 |
НДС по импорту | Нет | Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ амнистия не распространяется |
Транспортный налог | Да | Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним, относящиеся к транспорту ИП, используемому в предпринимательских целях |
Налог на имущество | Да | Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним, относящиеся к имуществу ИП, используемому в предпринимательских целях |
Акцизы | Нет | Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ амнистия не распространяется |
НДПИ | Нет | Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ амнистия не распространяется |
Таможенные сборы | Нет | Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ амнистия не распространяется |
Взносы в ПФР | Да | Долги на 01.01.2017, пени и штрафы по ним |
Взносы в ФСС | Да | Долги на 01.01.2017, пени и штрафы по ним |
Взносы в ТФОМС | Да | Долги на 01.01.2017, пени и штрафы по ним |
Штрафы и пени по страховым взносам в связи с непредставлением деклараций | Да | Суммы пеней и штрафов, начисленных на 01.01.2017 |
Кроме общих положений о налоговой амнистии для ИП в 2022 г. важно принимать во внимание отдельные нюансы ее проведения, чтобы не попасть в ситуацию, когда предприниматель считает, что задолженность ему спишут в полном размере, а потом окажется, что часть задолженности он должен был оплатить. В этом случае на данную часть долгов по налогам и взносам ему продолжат начислять пени и штрафы и в 2022 г.
Страховые взносы ИП
С 29.01.2018 вступила в силу ст. 11 ФЗ № 436 от 28.12.2017, по которой списываются безнадежные недоимки по страховым взносам в российские государственные внебюджетные фонды за отчетное время до 01.01.2017. Величину недоимки вычисляют по п. 11 ст. 14 ФЗ № 212 от 24.07.2009.
Как правило, пассив по пеням и штрафам есть у того, кто занимается частной практикой на законных основаниях ИП (адвокатов, нотариусов и т. д.), у тех, кто к моменту списания не имеет такого статуса. Имеются в виду страховые взносы, которые ИП уплатил за себя в Пенсионный фонд и не предоставил отчетность в декларации, только в размере, определенном по формуле:
8 МРОТ (на начало финансового года, за который уплачиваются взносы) × 26% × 12.
(Напомним, что в 2014 год МРОТ равнялся 5554 рублям, в 2015 году — 5965 рублям, в 2016-м — 6204 рублям.)
Помимо невыполнения обязанности по предоставлению отчетности и расчета размера таких взносов, для списания долгов нужно, чтобы обязательства не были погашены либо взысканы (Пенсионным фондом или налоговиками). В большинстве случаев это будут люди, которые зарегистрировались как ИП, но после этого по факту прекратили заниматься предпринимательской деятельностью. Это касается и тех, чей предпринимательский статус прекращен.
ИП с задолженностью по страховым взносам за себя, которые предоставляли необходимую налоговую отчетность, не вправе ее амнистировать.
Решение о безнадежности и списании недоимок и задолженностей Федеральная налоговая служба принимает аналогично вышеизложенным вариантам.
Все перечисленные правила продолжают действовать в 2022 году. Получается, за какие периоды налоговая амнистия для физических лиц возможна для ИП и по каким налогам:
- для физлиц по долгам за период до 2015 года по транспортному, земельному и имущественному налогам;
- ИП (в том числе бывших) прощается налоговая задолженность по налогам, связанным с осуществлением предпринимательства, по недоимкам, штрафам, пеням за период до 2015 года и санкции по страховым взносам, возникшим до 2022 года;
- физлицам без статуса ИП списываются долги по штрафным санкциям за соцвзносы, выплачиваемые на работников, до 01.01.2017 в случае отсутствия судебного решения.
Налоговая амнистия, или платите деньги за прощение
Впервые механизм налоговой амнистии в России был апробирован в начале 1990-х годов. 27 октября 1993 года на свет появился указ президента № 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году». Согласно данному документу, юридические и частные лица, задекларировавшие до 30 ноября 1993 года суммы ранее неуплаченных налогов и перечислившие их в бюджет, освобождались от налоговых санкций. В случае выявления после установленной даты сокрытых от налогообложения доходов компаний органы Госналогслужбы обязаны были взыскать с них штрафы в трехкратном размере. В свою очередь, банкам и кредитным учреждениям предписывалось в трехдневный срок после получения запросов от инспекторов предоставлять им необходимые сведения о наличии счетов предприятий, учреждений и организаций. Если же банк отказывался или уклонялся от передачи контролерам таких данных либо предоставлял им недостоверную информацию, ЦБ по ходатайству Госналогслужбы получал право отзывать выданную кредитному учреждению лицензию на осуществление банковских операций. За период проведения амнистии в налоговые органы обратились только 2000 частных лиц. По оценке правительства, она не принесла желаемых результатов.
Однако провал 1993 года не остановил правительство от попыток провести налоговую амнистию в дальнейшем. Так, в 1995 году Министерство науки выступило с предложением принять закон «О налоговой амнистии» (законопроект был направлен на доработку в Минэкономики, откуда уже не вернулся). В 1997 году президент Борис Ельцин вновь заявил о необходимости проведения налоговой амнистии. Вскоре Госналогслужба подготовила законопроект «О добровольной легализации доходов физических лиц в 1998 году», который также не был претворен в жизнь. Начало 2007 года ознаменовалось новой попыткой амнистировать злостных неплательщиков.
Заплати налоги и спи спокойно
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» (далее – Закон № 269-ФЗ), в течение десяти месяцев, с 1 марта 2007-го по 1 января 2008 года, у граждан появится возможность заплатить налоги с доходов, полученных ими до 1 января 2006 года, но скрытых от налогообложения.
Суть амнистии состоит в том, что частные лица смогут самостоятельно определить сумму своих доходов, полученных до 1 января 2006 года, уплатить с них налог в размере 13 процентов без указания вида и источника денежных средств и перечислить этот декларационный платеж через кредитное учреждение на счет территориальных органов Федерального казначейства. При этом плата за осуществление банковского перевода не взимается. Факт внесения налога в бюджет будет подтверждаться расчетным документом с отметкой банка о его исполнении. Граждане, уплатившие налоги с утаенных доходов, будут считаться исполнившими свои обязанности не только по уплате налогов, но и по представлению деклараций по НДФЛ и ЕСН. Примечательно также то, что физическое лицо, изъявившее желание участвовать в налоговой амнистии, напрямую не контактирует с инспекторами. Кроме того, расчетные документы по уплате декларационного платежа не могут быть истребованы ФНС. Лишь в исключительных случаях банк имеет право их предоставить по запросу правоохранительных органов, и только с целью проверки подлинности предъявленного частным лицом расчетного документа, а не сведений, содержащихся в нем.
Закон не распространяется на граждан, в отношении которых уже вступил в силу обвинительный приговор за совершение преступления, предусмотренный статьей 198 Уголовного кодекса «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», если при этом судимость по данной статье не снята и не погашена. В то же время частные лица, в отношении которых уголовные дела только возбуждены, могут избежать ответственности даже в том случае, если уплатят декларационный платеж на этапе судебного разбирательства. Вполне вероятно, что многие злостные неплательщики воспользуются этой как с неба свалившейся возможностью.
Кто нуждается в прощении?
На кого именно направлена провозглашенная налоговая амнистия, до сих пор остается загадкой. Член Комитета по бюджету и налогам Вячеслав Новиков полагает, что «это будут такие люди, которые называются налоговыми экстремалами и хотят внести какую-то сумму, чтобы посмотреть, обратят ли на них внимание налоговые органы». А Сергей Штогрин, заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, считает, что амнистия выгодна только чиновникам-взяточникам для «отмывания» денег. Но с такими утверждениями трудно согласиться, так как федеральный закон освобождает частное лицо от налоговой и уголовной ответственности только за неуплату обязательных отчислений в бюджет. При этом за деяния, в результате которых госслужащий неправомерно получил доход (например, взятка, незаконное участие в предпринимательской деятельности), все равно придется отвечать. Легализовав такие денежные средства, чиновник фактически сознается в совершенном преступлении или как минимум в должностном правонарушении. Напомним, государственным служащим запрещено заниматься какой-либо оплачиваемой работой, кроме как основной. Правда, это ограничение не распространяется на научную и творческую деятельность. По мнению бывшего директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина Михаила Моторина, данный закон рассчитан на круг лиц, которые в середине 1990-х годов уплачивали налоги в бюджет не в полном объеме. Однако с данной позицией также нельзя согласиться.
Поскольку действие налоговой амнистии распространяется на доходы, извлеченные до 1 января 2006 года, то декларировать целесообразно лишь денежные средства, сокрытые в 2005 году. Это означает, что частным лицам, утаившим от государства свои реальные доходы, полученные до 2005 года, бояться нечего, так как российское законодательство запрещает привлекать их к какой-либо ответственности за неуплату налогов в данный период. Вышеизложенное позволяет заключить, что круг лиц, которые могут воспользоваться Законом № 269-ФЗ, ограничивается гражданами, сокрывшими свои доходы в 2005 году. Если учесть, что основные крупные состояния были заработаны в 1990-х годах, совершенно очевидно, что их незачем легализовывать в 2007 году.
Скорее всего, амнистия будет выгодна предпринимателям, применяющим традиционную систему налогообложения, так как им вместо двух налогов – ЕСН и НДФЛ – нужно будет уплатить только один, а именно декларационный платеж по ставке 13 процентов. Также она будет интересна частным лицам, попавшим в поле зрения налоговых и правоохранительных органов. Ведь, воспользовавшись амнистией, нарушители смогут избежать возможных претензий с их стороны, просто заплатив декларационный платеж. Несложно представить такую ситуацию: предприниматель, получив акт налоговой проверки, в котором указаны существенные суммы доначисленных НДФЛ, ЕСН, штрафов и пеней, уплатив декларационный платеж по ставке 13 процентов от самостоятельно определенной им суммы, сведет на нет всю работу налоговых органов.
Не стоит забывать и о гражданах, не заплативших налог с дохода от продажи личного имущества (например, квартиры, земельного участка, автомобиля). В настоящее время инспекторы и правоохранители, имея доступ к базам данных других госорганов, достаточно эффективно выявляют такие факты и привлекают частных лиц к ответственности.
Эксперты отмечают, что задуманная амнистия адресована не столько гражданам, как об этом публично заявляется, сколько бизнесу. Ведь речь идет о больших суммах, утаенных от налогообложения, которые нуждаются в легализации. Но откуда у физического лица такие капиталы? Таким образом, становится очевидно, что налоговая амнистия в первую очередь направлена на тех лиц, которые, например, владеют активами каких-либо предприятий и, считая, что вложения в России слишком рискованны, выводят собственные доходы за пределы страны. Между тем представители крупного бизнеса все же вряд ли воспользуются данным законом, ведь они совершенно спокойно могут ввести свои деньги в легальный оборот. Поэтому в целом можно согласиться с мнением депутата Госдумы Андрея Макарова, что «тот вариант налоговой амнистии, который предложило правительство, гарантирует, что ей никто не воспользуется».
Госбюджет, зарплаты и защита
Правительство посчитало невозможным подготовить официальный прогнозный расчет тех сумм, которые будут задекларированы гражданами за 10 месяцев действия амнистии. Впрочем, если обобщить высказывания чиновников, госбюджет и не рассчитывает на существенные дополнительные поступления, так как данный закон преследует задачи политического, а не экономического характера. Таким образом, рассчитывать, что налоговая амнистия позволит пополнить бюджет, не стоит.
Нет оснований полагать, что амнистия простимулирует возвращение капитала в Россию. Международный опыт свидетельствует о том, что радикальных положительных результатов проведение налоговых амнистий не приносит, а в дальнейшем лишь способствует еще большему оттоку капитала.
Трудно поддержать позицию руководителя Счетной палаты Сергея Степашина, который считает, что налоговая амнистия будет способствовать решению проблемы с выплатой зарплат «в конвертах». Наемным сотрудникам незачем декларировать полученные суммы, так как, согласно нормам Налогового кодекса, обязанность по расчету, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ возложена на работодателя, как налогового агента, следовательно, и ответственность за ее неисполнение несет именно работодатель.
Не стоит забывать о негативных последствиях налоговой амнистии, которая, поощряя недобросовестных налогоплательщиков, ставит их в привилегированное положение относительно законопослушных граждан. Так, по мнению Сергея Штогрина, прощать долги людям, которые в свое время «увели» доходы от налогообложения, – неправильно. Мировая практика свидетельствует о том, что такие меры бесполезны и даже вредны с точки зрения воспитания добросовестных налогоплательщиков. В свою очередь, Андрей Макаров высказался, что правительство, изучая мировой опыт, выбрало самый неэффективный вариант налоговой амнистии.
Действительно, принятый федеральный закон затрагивает только налоговые правоотношения и не касается валютной, таможенной и иных областей законодательства, за нарушение которых в целях «отмывания» доходов частное лицо может быть привлечено к ответственности. Ряд сотрудников правоохранительных органов считают, что полученные сведения о раскрытых налогоплательщиками доходах будут использоваться ими в оперативной работе, в том числе при решении вопроса об уголовном преследовании нарушителей. Между тем министр финансов Алексей Кудрин одним из условий, необходимых для проведения успешной налоговой амнистии, назвал доверие граждан к правоохранительной системе и уверенность, что раскрытие доходов не станет причиной дальнейших преследований. При проведении амнистии должна быть обеспечена защита сведений, поступающих к инспекторам. В настоящее же время есть факты утечки информации из баз данных контролеров, свидетельствующие о серьезных проблемах в области защиты налоговой тайны, что также не способствует стремлению граждан раскрывать свои доходы.
Основными целями проведения налоговой амнистии являются возврат капитала, легализация доходов, стимулирование добросовестного исполнения обязанностей налогоплательщика. Предложенный вариант не способствует достижению этих целей. Более того, налоговая амнистия не может проводиться сама по себе, она должна быть составной частью единой государственной политики, как в сфере налогообложения, так и в области валютного, таможенного и уголовного регулирования. Вместе с тем стимулирование легализации доходов должно сопровождаться доведением до граждан жесткой позиции государства по отношению к тем, кто не желает играть по правилам, и принятием соответствующих законов. Например, этому может способствовать появление контроля над расходами, усиление правоохранительной деятельности в налоговой сфере и т. д. Вызывает опасение и слабая информационная поддержка налоговой амнистии 2007 года, о проведении которой фактически знают только специалисты узкого профиля.
Модная западная амнистия…
В международной практике налоговые амнистии являются достаточно распространенным явлением как на общегосударственном, так и на местном уровне. В Европе «индульгенция» налогоплательщикам предоставлялась, например, во Франции, Бельгии, Италии, Ирландии и др. странах. Но не во всех государствах налоговые амнистии принесли желаемые результаты. В частности, амнистии, проведенные в 1980-х годах в Аргентине и Франции, провалились.
Наиболее успешным является опыт Ирландии. Так, проведенная в 1988 году налоговая амнистия позволила собрать в бюджет дополнительные средства, составившие около 2,5 процента ВВП государства. Сама амнистия сопровождалась серьезной информационной поддержкой, списки злостных неплательщиков публиковались в прессе.
Итальянская амнистия 2002 года позволила вернуть в экономику страны около 30 миллиардов евро под гарантию не интересоваться происхождением задекларированного капитала. Ставка налога для легализованных доходов составила всего 2,5 процента или могла быть заменена приобретением гособлигаций на сумму, составляющую 12 процентов от сокрытого капитала. Кстати, в Италии налоговые амнистии проводились так часто, что в 2004 году Организация экономического сотрудничества и развития пришла к выводу, что это может подорвать систему налогообложения страны, и рекомендовала правительству Италии отказаться от этой практики.
Интересен также опыт Индии, где налоговые амнистии проводятся с периодичностью раз в десять лет. Наиболее успешной была амнистия 1997 года, в результате которой вместо запланированных поступлений в бюджет в размере 1 миллиарда долларов были собраны более 2,5 миллиарда. При этом, как отмечают аналитики, такой успех был вызван в первую очередь снижением ставки налога для декларируемых доходов, а также масштабной рекламной кампанией, которая обошлась правительству Индии в 7 миллионов долларов.
С 1982 по 1997 год в различных штатах США было объявлено в общей сложности более 80 налоговых амнистий, результатом которых стало поступление в бюджеты около 2 миллиардов долларов. Однако, по оценке американских исследователей, в перспективе амнистия уменьшает добросовестность налогоплательщиков и приводит к снижению налоговых поступлений. В связи с этим в 1998 году США отказались от проекта проведения амнистии на всей территории страны.
В Испании в 1980-х годах гражданам вовсе не пришлось платить налоги с сокрытых доходов. Правительство предложило вложить задекларированные суммы в специальный государственный фонд под небольшой процент на пять лет, по прошествии которых деньги возвращались гражданам с начисленными на них дивидендами.
Последняя европейская налоговая амнистия была проведена в Германии в 2004–2005 годах. Для определения налогооблагаемого дохода в расчет принималось лишь 60 процентов от задекларированной суммы. Однако вместо ожидаемых 5 миллиардов евро в бюджет собрали лишь 1,5 миллиарда евро. Причиной провала называют слабую информационную кампанию, приведшую к тому, что многие так и не узнали о предоставленной государством возможности.
…пришла в СНГ
Кроме России, на постсоветском пространстве амнистия объявлялась также в Казахстане и Грузии. В 2001 году в Казахстане легализуемые доходы вообще не подлежали налогообложению, а лица, их задекларировавшие, освобождались от преследования со стороны государства. Для того чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений, налоговая служба Казахстана уничтожила декларации физических лиц за период с 1995 по 2000 год. С 2002 года граждане строили отношения с государством с чистого листа. Инспекторам было категорически запрещено выяснять происхождение собственности и накоплений граждан.
В 2005 году налоговая амнистия стартовала в Грузии, где каждый налогоплательщик мог безнаказанно задекларировать любые сумму и имущество, уплатив в бюджет налог в размере 1 процента. На конец ноября 2005 года вместо ожидаемых 4 миллионов долларов грузинский бюджет получил от амнистии всего 35 тысяч долларов. При этом в мероприятии поучаствовали всего восемь сознательных бизнесменов.
Кому выгодна налоговая амнистия?
Предусмотренный Налоговым кодексом срок исковой давности равен трем годам. По истечении этого периода частное лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности. В частности, контролеры могут проверить только три календарных года деятельности налогоплательщика (ст. 87 НК РФ). Таким образом, в 2007 году фискалы могут проинспектировать правильность расчета и уплаты налогов только за 2004, 2005 и 2006 годы.
Прообраз
При разработке Закона № 269-ФЗ за основу был взят бельгийский закон от 31 декабря 2003 г. «О единовременной освобождающей декларации». В соответствии с этим документом, амнистия не распространялась на доходы с сомнительным происхождением, а также на лиц, в отношении которых уже начата процедура расследования. Бельгийские законодатели предложили два способа налогообложения задекларированных доходов – 9 процентов с заявленного капитала или 6 процентов с дохода, проинвестированного в экономику страны.
Дмитрий Черепков, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»
Списание безнадежных долгов
В разработанном ФНС РФ проекте приказа «Об утверждении порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию» перечислены случаи, в которых налоговая задолженность признается безнадежной:
- если физлицо и ИП признают банкротом;
- если по решению суда срок взыскания недоимки признан истекшим;
- если установлено, что налоги со счета плательщика ушли, но на бюджетный счет по каким-то причинам не пришли.
Также долги будут списаны в случае смерти физлица и ликвидации юрлица.
Способы списания налоговой задолженности
В каких случаях по действующему законодательству должники могут рассчитывать на списание? Существует два основных способа освобождения физического лица (т.е. обычного гражданина) от налоговой задолженности — это признание долга безнадежным и банкротство.
Первый вариант предусматривает, что налог можно списать при условии истечения срока исковой давности или же если налоговой инспекцией в установленные сроки не было выставлено требование об уплате. Также такие долги списываются на основании специальных законов. Второй вариант применим в ситуации, когда гражданин не может исполнять свои финансовые обязательства, в результате чего он в установленном порядке признается банкротом.
НЮАНСЫ НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Если, к примеру, по состоянию на 01.01.2019 предприниматель добровольно погасил недоимки, пени и штрафы по налогам и взносам за периоды, подлежащие налоговой амнистии, то возврата денежных средств со стороны ИФНС закон не предусматривает.
Это ставит законопослушных налогоплательщиков в невыгодное положение по сравнению с теми, кто не погасил задолженность к 2019 г. Такой вывод можно сделать из письма Минфина России от 25.04.2018 № 03-15-05/28136. В нем прямо указано, что нормы Федерального закона № 436-ФЗ не действуют на уплаченные, взысканные и списанные недоимки, пени и штрафы, относящиеся к амнистируемым периодам.
В рамках налоговой амнистии предпринимателям должны списать даже те долги, документы по которым уже отправлены в суды, банки, судебным приставам. В соответствии с письмом ФНС России от 16.04.2018 № КЧ-4-8/7146 инспекторы должны произвести следующие действия в отношении недоимок, пеней и штрафов, подлежащих налоговой амнистии:
- отозвать поручение о списании денег с коммерческого счета предпринимателя;
- отменить решение о блокировке счета предпринимателя в банке;
- отозвать исковое заявление из судебных инстанций;
- отправить судебным приставам информацию об отмене взыскания долга.
Необходимо учитывать следующий нюанс: налоговой амнистии подлежат только те суммы пеней и штрафов, которые были начислены на недоимку по налогам и взносам на дату амнистии. Суммы пеней и штрафов, начисленных на эту недоимку после даты амнистии, должны быть погашены в 2022 г.
ПРИМЕР 1
По состоянию на 01.01.2019 за предпринимателем числится недоимка по транспортному налогу в сумме 20 000 руб. При этом долг в 10 000 руб. образовался на 01.01.2015. На 01.01.2019 по данной недоимке начислено пеней на сумму 2000 руб., из которых на 01.01.2015 было начислено 700 руб.
В рамках налоговой амнистии предпринимателю спишут долг в сумме 10 000 руб. и пени в сумме 700 руб.
Оставшаяся сумма долга по налогу в размере 10 000 руб. подлежит уплате. Также подлежит уплате часть пени по налогу, которая относится к периоду после 01.01.2015, и часть пени, относящейся к списываемой задолженности в 10 000 руб., но начисленной в период с 01.01.2015 по 01.01.2019. То есть в 2022 г. предприниматель должен полностью погасить пени в размере 1300 руб. (2000 – 700).
Максимальную сумму задолженности по страховым взносам, подлежащую списанию в рамках налоговой амнистии, рассчитывают по формуле:
Задолженность к списанию = 8 × МРОТ × Тариф страхового взноса × Период осуществления предпринимательской деятельности в месяцах до 01.01.2017 + Сумма пени, начисленной за период просрочки уплаты взносов.
Для точности расчета здесь нужно учитывать, что МРОТ (минимальный размер оплаты труда) законодательно до 01.01.2017 был разным: в 2014 г. — 5554 руб. в месяц, в 2015 г. — 5965 руб. в месяц, а в 2016 г. — 6204 руб. в месяц.
ПРИМЕР 2
За предпринимателем числится непогашенная задолженность по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 в размере 378 304 руб. Из них 7418 руб. составляет пеня по недоимкам.
За период с 01.01.2017 по 01.01.2019 по этой задолженности начислено еще 4500 руб. пеней. При этом предприниматель перестал уплачивать страховые взносы с 01.07.2014 и прекратил коммерческую деятельность с 01.09.2016.
После 01.01.2017 предприниматель добровольно погасил недоимку по страховым взносам в размере 50 000 руб. за периоды до 01.01.2017.
Рассчитаем сумму недоимки по страховым взносам, которые могут быть списаны с предпринимателя в рамках налоговой амнистии (табл. 3).
Таблица 3. Расчет сумм амнистии по взносам для ИП, руб. | ||||
Показатель | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Итого |
МРОТ | 5554 | 5965 | 6204 | |
Количество месяцев неплатежа | 6 | 12 | 8 | |
Ставка взноса, % | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сумма взносов | 79 978 | 171 792 | 119 117 | 370 886 |
Сумма пени | 1600 | 3436 | 2382 | 7418 |
Всего недоимка | 81 577 | 175 228 | 121 499 | 378 304 |
Уплачено после 01.01.2017 | 50 000 | |||
Пени после 01.01.2017 | 4500 | |||
Налоговая амнистия | 31 577 | 175 228 | 121 499 | 328 304 |
К уплате в 2022 г. | 4500 |
Долги по налогам
Долги ИП по налогам, которые могут списать, делятся на две группы:
- начисленные на доходы от предпринимательской деятельности в рамках выбранного налогового режима;
- начисленные предпринимателю, как физическому лицу, имеющему соответствующий объект налогообложения.
К первой группе относятся следующие налоги:
- единый на упрощённой системе (УСН);
- единый на вменённый доход (ЕНВД);
- единый сельскохозяйственный (ЕСХН);
- НДФЛ и НДС (кроме ввозного) на ОСНО.
- стоимость патента (ПСН);
Не попали под амнистию налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и ввозной НДС при перемещении товаров через границу Российской Федерации.
Ко второй группе относятся налоги, которые ИП платят, как физлица:
- транспортный;
- налог;
- земельный.
Важное условие – списывается недоимка, которая образовалась на 1 января 2015 года, т.е. по налогам за 2014 и более ранние годы. В отношении этих задолженностей ИФНС должна была своевременно провести работу по взысканию. И если долг по налогу до сих пор не оплачен, то видимо, он уже признан безнадёжным.