Как налогоплательщику посчитать долю вычетов по НДС
Чтобы не попасть под контроль проверяющих, следите, чтобы доля вычетов в декларации по НДС не превышала предельного размера. Для каждого региона фискальная служба ежеквартально высчитывает безопасный налоговый вычет по НДС. Эта информация публикуется в открытых источниках — на государственных веб-сайтах.
Если у налогоплательщика безопасные вычеты по НДС в 2022 году при декларировании превысили установленный фискалами предельный вычет по НДС-2021, тогда следует готовиться к вызову на комиссию или к проверке.
Чтобы этого избежать, вычислите самостоятельно процент вычетов по НДС в 2022 году (в каждом квартале) и сравните с установленной фискалами предельной долей вычетов по НДС в 2022 году в вашем регионе. Как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС?
Для определения безопасного вычета по НДС в 2020-2021 году возьмите данные из деклараций за последние четыре квартала. Просуммируйте итоговые значения начисленного НДС и вычетов из всех деклараций. Как рассчитать долю вычетов по НДС дальше? Суммарное значение вычетов поделите на сумму всего начисленного налога и умножьте на 100%.
Что такое налоговая нагрузка
Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.
Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.
Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.
Формула расчета безопасной доли вычетов
Как определить долю вычетов по НДС — формула окажет неоценимую помощь. Итак, выясним, как рассчитать долю вычетов по НДС по формуле.
Формула расчета безопасной доли вычетов по НДС:
ДВндс = (ВВ1 + ВВ2 + ВВ3 + ВВ4) / (Нндс1 + Нндс2 + Нндс3 + Нндс4) × 100%,
где:
ДВндс — доля вычета НДС в 1 квартале 2022 года (для примера возьмем налоговый период — 2 квартал 2022 года);
ВВ1, ВВ2, ВВ3, ВВ4 — налоговый вычет по НДС в 2022 году за 1 квартал, в 2020-м — за 2, 3 и 4 кварталы;
Нндс1, Нндс2, Нндс3, Нндс4 — начисленный НДС за 1 квартал 2021-го, за 2, 3 и 4 кварталы 2022 года.
Когда подойдет очередь сдавать декларацию за следующие периоды, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС по этой формуле? Пример — как считать долю вычета по НДС в 3 квартале 2022 года? Возьмите суммарные значения вычетов и начисленного налога из деклараций за первые два квартала 2021-го и последние два квартала 2020 года.
Перед тем как рассчитать безопасный вычет по НДС в декларации за 2021 год, кроме данных из деклараций за три квартала этого года, возьмите еще значения из годовой декларации за 2022 год.
Если доля вычетов превышена
Если показатель по фирме будет выше, нужно быть готовыми к тому, что инспекция запросит пояснения. Они могут быть такими:
- вы закупили большой объем товаров, реализация по которым будет в следующем квартале;
- вы приобрели дорогостоящее производственное оборудование;
- ваш заказчик отказался от приобретения крупной партии продукции, когда необходимые комплектующие для ее производства были уже закуплены и т. д.
Все подобные обстоятельства необходимо описать и подтвердить документально. Это может положительно повлиять на решение инспекции.
Кроме того, не забывайте, что имеется возможность в некоторых случаях переносить НДС-вычеты на следующие периоды . То есть при необходимости и по возможности вы можете регулировать суммы, на которые вы уменьшаете НДС, начисленный к уплате в бюджет. Чтобы не допустить превышение «безопасных» показателей.
Напомним, что налоговики анализируют значение показателя доли вычетов по фирме минимум за 12 месяцев, а не за один квартал.
Удельный вес безопасных вычетов в разрезе регионов
Коэффициенты вычета по НДС в 2022 году на 4 квартал по регионам:
Регион | 4 квартал 2022 года,% |
Белгородская область | 92,00 |
Брянская область | 93,80 |
Владимирская область | 84,90 |
Воронежская область | 92,90 |
Ивановская область | 91,30 |
Калужская область | 87,30 |
Костромская область | 85,20 |
Курская область | 93,5 |
Липецкая область | 104,20 |
Московская область | 88,50 |
Орловская область | 91,6 |
Рязанская область | 82,00 |
Смоленская область | 92,80 |
Тамбовская область | 94,90 |
Тверская область | 88,70 |
Тульская область | 95,80 |
Ярославская область | 86,70 |
город Москва | 88,90 |
Республика Карелия | 79,00 |
Республика Коми | 78,40 |
Архангельская область | 85,00 |
Вологодская область | 98,70 |
Калининградская область | 64,30 |
Ленинградская область | 88,40 |
Мурманская область | 188,80 |
Новгородская область | 96,60 |
Псковская область | 89,70 |
город Санкт-Петербург | 87,90 |
Ненецкий АО | 149,20 |
Республика Дагестан | 82,90 |
Республика Ингушетия | 92,90 |
Кабардино-Балкарская Республика | 90,70 |
Карачаево-Черкесская Республика | 90,10 |
Республика Северная Осетия – Алания | 86,70 |
Чеченская Республика | 96,50 |
Ставропольский край | 90,00 |
Республика Адыгея | 84,60 |
Республика Калмыкия | 79,50 |
Республика Крым | 86,50 |
Краснодарский край | 90,70 |
Астраханская область | 76,50 |
Волгоградская область | 91,60 |
Ростовская область | 92,70 |
город Севастополь | 81,20 |
Республика Башкортостан | 91,40 |
Республика Марий Эл | 88,40 |
Республика Мордовия | 89,10 |
Республика Татарстан | 90,80 |
Удмуртская Республика | 80,70 |
Чувашская Республика | 83,60 |
Кировская область | 88,30 |
Нижегородская область | 90,40 |
Оренбургская область | 74,30 |
Пензенская область | 88,80 |
Пермский край | 86,90 |
Самарская область | 84,00 |
Саратовская область | 84,60 |
Ульяновская область | 88,50 |
Курганская область | 85,20 |
Свердловская область | 91,00 |
Тюменская область | 84,60 |
Челябинская область | 90,00 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 67,00 |
Ямало-Hенецкий АО | 72,40 |
Республика Алтай | 88,90 |
Республика Тыва | 81,50 |
Республика Хакасия | 87,00 |
Алтайский край | 89,60 |
Забайкальский край | 87,43 |
Красноярский край | 76,50 |
Иркутская область | 78,40 |
Кемеровская область | 94,10 |
Новосибирская область | 88,90 |
Омская область | 84,90 |
Томская область | 80,60 |
Республика Бурятия | 97,30 |
Республика Саха (Якутия) | 94,40 |
Приморский край | 94,20 |
Хабаровский край | 90,40 |
Амурская область | 131,20 |
Камчатский край | 92,70 |
Магаданская область | 103,00 |
Сахалинская область | 95,00 |
Еврейская автономная область | 82,70 |
Чукотский АО | 136,50 |
Байконур | 65,10 |
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
- Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.
Есть ли усредненный безопасный процент вычетов по НДС
Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.
Однако письмом Минфина от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183 помянутое выше фискальное распоряжение было отменено. Но налоговики могут проверить по формуле, превышает ли ваш удельный вес вычетов по НДС процент безопасности 89. Если да, то они будут более тщательно выискивать другие признаки минимизации налогов.
Чтобы снизить все риски, налогоплательщику перед сдачей декларации следует как посчитать безопасный вычет по НДС, так и сравнить его с пределом по региону и с 89%.
Как посчитать налоговую нагрузку
В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:
- выручка берется без акцизных сборов и НДС;
- страховые взносы исключаются из расчета;
- доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
- в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.
Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:
Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.
Пример расчета
Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:
850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.
Нагрузка по страховым взносам равна:
330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.
Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.
Расчет налоговой нагрузки по НДС
В приведенном ниже алгоритме расчета налоговой нагрузки по НДС мы приводим ссылки на строки декларации применительно к действующей форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected]
Алгоритм расчета налоговой нагрузки по НДС базируется на использовании следующих показателей из декларации по НДС.
1. БВ – налоговая база по внутреннему рынку – сумма строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3.
2. БЭ – налоговая база по операциям со ставкой 0% – сумма строк 020 по всем кодам операций раздела 4.
3. НУ – сумма НДС к уплате в бюджет – сумма по строке 040 раздела 1.
Налоговая нагрузка имеет две формулы расчета.
1. Относительно налоговой базы по внутреннему рынку – как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе по внутреннему рынку (в процентах).
Формула расчета в вышеприведенных условных обозначениях:
НУ / БВ × 100.
2. Относительно общей налоговой базы по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку – как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе, рассчитанной как сумма налоговых баз по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку (в процентах).
Формула расчета в вышеприведенных условных обозначениях:
НУ / (БЭ+БВ) × 100.
Соответственно, если показатель по строке 040 раздела 1 декларации по НДС (сумма налога к уплате в бюджет) отсутствует, то показатель налоговой нагрузки по НДС будет равен 0.
Расчет налоговой нагрузки может быть произведен как за один налоговый период, так и за отрезок времени, охватывающий несколько налоговых периодов (обычно год). В последнем случае соответствующие данные по налоговым декларациям суммируются.