Высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС: пояснения

Сданная предприятием декларация по НДС – это источник информации для налоговых органов о размере исчисленного налога и вычетов. При проверке инспекторы проверяют правильность заполнения, полноту расчетов, достоверность предоставленной информации. Одним из показателей, отражаемым в налоговой декларации, который отслеживает налоговая – это удельный вес вычета. Для городов России ФНС установила безопасные значения для этого показателя. Среднестатистический по России порог удельного веса вычета НДС — 87.9%. Инспекторы выделяют вниманием предприятия, указывающие высокий удельный вес вычетов, ведь это считается серьезным свидетельством того, что на предприятии слабая налоговая нагрузка. И проблема становится поводом для направления в адрес организации требования о предоставлении объяснений, а затем и причиной назначения выездной проверки. С целью снять с организации подозрения относительно законности и легальности операций, проводимых по бухгалтерскому и налоговому учету, рекомендуется оперативно предоставить инспекторам пояснительную записку о причине, спровоцировавшей повышение удельного веса. Некоторые бухгалтеры действуют на опережение и, не дожидаясь требований из инспекции, прикладывают к каждой декларации по НДС письмо-справку об уровне удельного веса вычетов по НДС и указывают, какая доля вычетов по прибыли в организации за отчетный период, и дают необходимые пояснения.

Что такое удельный вес вычетов по НДС?

Деятельность любой организации постоянно контролируется органами Федеральной налоговой службы России. Особое вниманиеналоговая инспекция уделяет соответствию предельным значениям многих показателей (а их около сорока), поскольку зачастую именно они свидетельствуют о грубых нарушениях в бухгалтерском учёте.

Однако, наибольшее внимание все же оказывается критериям, связанным с начислением и уплатой НДС, в частности с размером суммы вычитаемой из налоговой базы для окончательного расчёта налога. Указанный вычет не должен превышать предопределенные рамки, которые установлены в процентном соотношении к сумме данного налога. Именно это ограничение называется удельным весом вычета по НДС.

Ситуации, когда нужно писать пояснения о высокой доле налоговых вычетов по НДС

В 2007 году Федеральной налоговой службой были установлены параметры, по которым плательщики могут оценить риск проведения налоговой проверки. К одному из таких параметров относится превышение удельного веса вычетов от существующих нормативов. Один из параметров – снижение налоговой нагрузки.

Налоговая инспекция может отправить письмо с требованием объяснения причины несоответствия нагрузки средним значением. Если доля возврата превысила 89%, также есть риск возникновения вопросов к лицу у налоговиков.

Высокой долей снижения базы считается более 89% за год. В среднем доля по России вычетов составляет 88%. Параметр безопасных процентов является достаточно условным. Сложно заранее узнать, какая доля не вызовет вопросов у проверяющих. Рассчитать примерный показатель доли можно с применением специальной формулы – требуется разделить показатели строки 190 на показатель строки 118 в 3 разделе декларации.

Пояснение о превышении доли возврата можно составить в любом виде. Нужно отобразить обстоятельства, почему значительно снизилась нагрузка, предъявить при необходимости первичные документы. Чтобы избежать наложения санкций со стороны налоговиков, следует предъявлять пояснения своевременно.

Каков удельный вес по НДС для организаций и ИП?

Удельный вес для организаций ипредпринимателей рассчитывается для каждого индивидуально и зависит от размера налоговой базы и региона регистрации предпринимателя или предприятия. Влиять на него могут так же такие показатели, как сфера деятельности или рентабельность бизнеса.

Важно! Для каждого региона соотношение возможного вычета к налоговой базе может быть разное. Однако, по Российской Федерации в среднем на 1 января 2022 года оно составляло 88,06%.

Безопасная доля вычета НДС: что это?

Подобным термином обозначают процентный показатель вычетов по НДС к величине начисленного налога, отражающий сумму, на которую предприятие снижает размер НДС к уплате и, что особенно важно, к которой ИФНС отнесется лояльно.

Большой удельный вес вычетов по НДС в декларации является одним из основных критериев осуществления выездной налоговой проверки. Этот критерий разработан налоговиками для того, чтобы плательщики налога могли самостоятельно рассчитывать величину вычетов и оценивать риски инициации ИФНС проверки. Он закреплен в п. 3 приложения 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333 от 30.05.2007. Высокой считается доля в 89% и выше от начисленного за 4 предшествующих квартала НДС. Этот показатель означен в приказе ФНС № ММ-3-2/467 от 14.10.2008 и пока его размер не изменился.

Региональными властями могут устанавливаться иные размеры доли вычетов по НДС, поскольку в данном усредненном значении не учтены многие факторы, к примеру, специфика производства, отраслевые особенности, сезонность бизнеса и даже удаленность от центра. Безопасные доли вычетов НДС по регионам существенно разнятся, поэтому важно обращаться к актуальной статистике, периодически публикуемой на сайтах ФНС. В последний раз эта статистика была обновлена по состоянию на 01.06.2020, перед этим – 01.02.2020. По Москве безопасная доля вычетов НДС за 1 квартал 2022 составила 89%, за 2-й – 89,8%. Данные по этому показателю за 3 квартал 2022 пока не опубликованы.

Каковы последствия превышения удельного веса вычетов по НДС для организаций и ИП?

При высоком удельном весе вычета по НДС, приближается к нулю сумма данного налога, что расценивается налоговой, как нарушение установленного критерия.В связи с этим налоговый инспектор может выставить требование о внесении пояснений либо вызвать в территориальный орган ФНС руководителя организации или предпринимателя лично. Так же представители налоговой службы могут нагрянуть с проверкой.

Важно! Превышение процентного соотношения вычета к НДС является одним из показателей, на которые обращает внимание ФНС при составлении списка кандидатов на выездную проверку. Однако, нарушение этого ограничения имеет значимость только в том случае, когда нарушены и другие показатели.

Следует отметить, что не только превышение установленных значений может заинтересовать налоговиков. Подозрительным они могут счесть и слишком низкий удельный вес вычета. Поэтому организации и предприниматели, желающие снизить к себе внимание налоговых органов таким образом, рискуют наоборот привлечь лишний интерес.

Пояснение в налоговую о высокой доли налоговых вычетов по НДС

Есть объективные причины высокой доли вычетов по НДС, но пояснения, и варианты, как написать документ, нужно рассмотреть заранее. Правильно составленное объяснение позволяет избежать санкций и штрафов. Пояснение в налоговую составляется в письменном виде.

Процедура требования и предоставления пояснения отображена в письме ФНС России. К тексту пояснений можно приложить сопроводительное письмо. Если компания не предоставляет документ своевременно или содержание не устроило проверяющих, возможен вызов на комиссию.

Пример оформления пояснения на требование

Обычно объяснение в налоговую о высокой доле требуется, если вычет превышает средние показатели, данные снижения базы по региону. Перед составлением документа с объяснениями рекомендуется ознакомиться с примерами оформления.

Нужно установить, из-за каких факторов доля повысилась. Многие фирмы переносят вычеты на будущие периоды, чтобы выполнить норматив, несмотря на то, что он не считается обязательным для плательщика. Возможность переноса предусматривается в статье 172 действующего НК, но перенести можно только те показатели, которые отображены в 171 статье.

Из-за несоответствия счета-фактуры в книге покупок компании, которые отражаются в базе АСК НДС, СФ контрагента, возникают вопросы у налоговой службы. Тогда требуется составить ответ, указать номер требования и дату, причины расхождений, отобразить статьи, основываясь на которых были произведены действия.

Нарушением является перенос показателя с аванса, командировочных вычетов, возвратов покупателя, исполняющего функцию налогового агента, и возвратов по имуществу, которое было получено в счет вклада в капитал.

Часто требования направляются о предоставлении ответа, если в книге покупок прописан отработанный аванс, срок давности которого составляет три года. В таком случае в ответе с пояснениями отражается, когда была получена предоплата, когда была отгружена продукция, действует ли срок в 3 года для предъявления НДС к вычету в конкретном случае.

Нередко запросы возникают в ситуациях, если поставщик контрагента первого и других звеньев не сдает документацию своевременно. Отказ в снижении облагаемой базы часто происходит, если компания злоупотребляет правами в статье 54 НК. В возмещении может быть отказано, если лицо умышленно исказило факты в отчетности, сделка не связана с реализацией задач, а выполнена с целью минимизации платежей, исполнитель признан фиктивным. Но при отсутствии со стороны налоговой службы доказательств согласования действий заявителя и контрагентов, претензии можно оспорить в судебном порядке.

Несоответствие номеров СФ, отображенных в базе АСК, номерам, которые были представлены на камеральную проверку, не всегда является причиной для отказа в вычетах. Согласно статье 169 НК, недочеты, которые не препятствуют налоговикам при выполнении проверки установить продавца и покупателя, название товаров и прочие данные, не являются основанием для отказа в принятии показателей налога к вычету. При возникновении такой ситуации налоговики могут потребовать пояснения или внесение исправлений в номер СФ.

Что делать при превышении удельного веса вычета?

В первую очередь, чтобы знать является ли сумма вычета выше необходимой и подготовиться к применению мер к Вашей организации налоговыми органами, нужно рассчитать ее удельный вес. Для расчёта можно использовать декларацию по НДС, а именно её третий раздел. В ней отражены такие строки:

  1. НДС к вычету – строка 190;
  2. НДС начисленный – строка 118.

Итак, значение удельного веса находят по следующей формуле:

НДС к вычету : НДС начисленный * 100%.

Чтобы проследить тенденцию желательно расчитывать удельный вес за несколько последних периодов.

При указании вычета по налогу на добавленную стоимость выше среднего значения необходимо подготовиться к тому, что налоговая потребует дать объяснения, направив соответствующеетребование или же вызвав налогоплательщика для дачи пояснений лично. Поэтому заранее следует подготовится, а именно:

  1. Собрать документы, подтверждающие право на вычет и его размер;
  2. Подготовить документы представителя организации о его полномочиях.

Рассчитываем долю вычетов

В разных субъектах показатели могут быть как выше, так и ниже 89%. Рассчитаем, к примеру, показатель безопасной доли вычетов по Владимирской области. Он составляет 85,55% (138 633 101 : 162 037 843). Как видите, он оказался ниже, чем общефедеральный показатель (85,55% < 89%).

Вам понадобится и показатель по фирме. Чтобы его определить, нужно сделать расчеты по декларациям за четыре последних квартала: сложить сумму начисленного НДС, сложить суммы вычетов, разделить общую сумму вычетов на общую сумму начисленного НДС.

Так вы определите долю вычетов в общем размере исчисленного НДС за четыре квартала. Ее нужно сравнить с долей вычета, которая установлена ФНС РФ, а также с показателем по вашему региону.

Как правильно составить пояснения при превышенной сумме вычетов по НДС?

На просторах интернета легко можно найти ответ на требование налогового органа о пояснении высокой доли вычета по НДС. Однако, затраченное на поиск шаблона время можно сэкономить, поскольку такой ответ не требует строго соблюдения формы: он может быть составлен в свободной форме. В рамках данной статьи мы предоставим примерный план написания ответа, который даст представление о том, как дать пояснение в ФНС в связи с превышением удельного веса налогового вычета.

Итак, в письменном ответе на требование о пояснении необходимо указать на какое конкретно требование Вы отвечаете.Далее необходимо сообщить, что Вами проводился анализ документов, подтверждающих размер налоговой базы и вычета. В случае, если были выявлены какие-либо неточности, пишете о них. В случае если таковых не было, сообщаете, что таковых не выявлено. Далее пишете о том, считаете ли Вы необходимым предоставления в ФНС уточненной декларации по НДС:

  • Выявлены ошибки – есть основания, подкрепляете откорректированной декларацией;
  • Недочетов не выявлено – нет оснований.

Далее описываете ситуацию, которая послужила увеличению данного показателя с отсылками к подтверждающим документам и законодательным актам.

В конце сообщаете, что считаете себя законопослушным налогоплательщиком.

Критерии отбора компаний на проверку

В зависимости от предмета «камералки» претендентами на нее могут стать компании, в декларации по НДС которых:
1) обнаружены ошибки и противоречия сведениям из документов, имеющихся в ИФНС (декларации проходят автоматизированную проверку по контрольным соотношениям – Письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705);

2) заявлены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Один из самых частых запросов налоговых органов в ходе камеральной налоговой проверки – истребование документов по льготным операциям, отражаемым в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению». (Напомним, что право на запрос документов в рамках «камералки» в части льготных операций может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц – п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, постановления АС УО от 24.02.2015 №Ф09-579/15 по делу №А71-6132/2014, от 17.02.2015 №Ф09-10024/14 по делу №А60-21098/2014, от 23.05.2014 №Ф09-5197/12 по делу №А60-32962/2011);

3) предъявлена сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 16.09.2015 №СД-4-15/16337);

4) выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению;

5) не приложены обязательные документы, которые должны представляться одновременно с декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение. В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (п. 1 и 11 ст. 76 НК РФ).

Требование по камеральной проверке налоговики вправе направить в течение трех месяцев со дня представления декларации (расчета), за исключением случаев, когда требование направлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (в этом случае налоговики могут направить его и за пределами трехмесячного срока). Компания вправе не исполнять требования налоговиков, направленные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки (пп. 11 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ).

Однако компаниям следует иметь в виду, что непредставление пояснений не препятствует продолжению налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). При обнаружении налоговым органом налоговых правонарушений составляется акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ). А на представление документов компании отводится десять рабочих дней после получения запроса на них из ИФНС.

В случае камеральной проверки декларации по НДС пояснения должны быть представлены в электронной форме по утвержденному ФНС формату (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 11.01.2018 №АС-4-15/[email protected]). Если не составить пояснения либо представить их не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение года – на 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Приведем наиболее популярные требования налоговиков в части запроса документов и пояснений по заявленным вычетам НДС.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]