Документы для подтверждения нулевой ставки НДС
Для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров нужны следующие документы (п. 1 ст. 165 НК РФ):
- контракт (его копия) с иностранным лицом на поставку товара за пределы Таможенного союза;
- таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками таможенных органов;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов.
Этот перечень документов является исчерпывающим.
Реестры таможенных деклараций
Начиная с IV квартала 2015 года вместо транспортных и товаросопроводительных документов экспортеры могут подавать в налоговые инспекции их электронные реестры. Формы, форматы и порядок составления таких реестров утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 (далее – Приказ) (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2014 № 452-ФЗ).
«Электронные» реестры заменяют не все документы, которые следует представить для подтверждения применения нулевой ставки НДС. В частности, контракт с иностранной компанией на поставку товара нужно представлять на бумажном носителе (п. 19 ст. 165 НК РФ).
Кроме того, налоговая инспекция в ходе камеральной проверки вправе истребовать у перевозочные документы, сведения из которых включены в реестры. А также запросить нужные документы при несоответствии сведений об экспортных операциях, полученных от таможенных органов, данным, содержащимся в «электронных» реестрах. Документы нужно будет подать в течение 20 календарных дней после получения запроса. На них должны быть отметки российской таможни (п. п. 15 – 18 ст. 165 НК РФ). Если экспортер не исполнил требование инспекции (полностью или частично), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в соответствующей части считается неподтвержденной.
На данный момент утверждены 14 реестров — в зависимости от вида совершаемых экспортных операций (п. 15 ст. 165 НК РФ, п. 1 Приказа). Каждый реестр «привязан» к соответствующему подпункту или пункту статьи 165 Налогового кодекса РФ, как один из документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС.
В «электронном» реестре должна быть информация о размере налоговой базы, к которой применяется нулевая ставка НДС. Налоговая база определяется по каждой операции, подтверждаемой документами, реквизиты которых отражены в реестре.
Что такое сертификат соответствия и когда он нужен
Сертификат соответствия (СС) — это документ, оформляемый специально аккредитованным органом, по результатам лабораторных испытаний. Иными словами — это свидетельство о том, что продукция соответствует заявленным техническим регламентам и стандартам качества. Наличие сертификата соответствия на ту или иную продукцию является гарантией ее безопасности для потребителя. Но обязательной сертификации подлежат не все товары. Список позиций, для которых этот документ обязателен, оговорен в постановлении Правительства РФ № 982 от 01.12.2009 «Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации и декларированию».
Сертифицировать товары необходимо не только для их законной реализации, но и для беспрепятственного таможенного оформления.
Равный по юридической силе документ — декларация соответствия (ДС) — тоже оформляется для подтверждения соответствия продукции установленным стандартам. Проверить его наличие позволяет реестр деклараций о соответствии евразийского экономического союза. Но есть в этих документах некоторые отличия:
- сертификат оформляется на специальном бланке, а ДС на листе А4. Оба они имеют регистрационные номера и их данные вносятся в электронный реестр Росаккредитации;
- на обоих документах ставится печать и подпись руководителя органа, проводившего аккредитацию, но на ДС еще присутствует печать и подпись получателя документа.
Как понять, какой тип бумаги получать? Обратиться к постановлению Правительства № 982. Если продукция присутствует в перечне товаров, подлежащих декларированию соответствия, оформляется ДС. Если продукция в перечне сертификации – оформляется сертификат.
Реестр № 5
Форма реестра № 5 приведена в приложении № 5 к Приказу. Приведем табличную часть реестра:
N п/п | Регистрационный номер таможенной декларации (полной таможенной декларации) | Налоговая база по соответствующей операции по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которой документально подтверждена (в рублях и копейках) | Код вида транспортного средства, которым товары ввозились на территорию Российской Федерации или вывозились с территории Российской Федерации | Транспортный, товаросопроводительный и (или) иной документ, подтверждающий вывоз товаров за пределы Российской Федерации или ввоз товаров на территорию Российской Федерации | Примечание | ||
Вид документа | Номер | Дата | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Заполнению реестра № 5 посвящен раздел VI приложения № 15 к Приказу. В графах реестра № 5 указываются следующие сведения:
- в графе 1 — порядковый номер соответствующей операции по реализации товаров (работ, услуг);
- в графе 2 — регистрационный номер таможенной декларации (полной таможенной декларации) по соответствующей операции по реализации товаров (работ, услуг);
- в графе 3 — налоговая база по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по НДС по которой документально подтверждена;
- в графе 4 — коды видов транспортных средств, которыми товары ввозились на территорию РФ или вывозились с территории РФ;
- в графе 5 — виды транспортных, товаросопроводительных или иных документов (CMR, коносамент, железнодорожная накладная, авианакладная, книжка МДП, поручение на отгрузку, морская накладная, иной документ), подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ или ввоз товаров на территорию РФ по соответствующей реализации товаров (работ, услуг);
- в графе 6 — номера документов, указанных в графе 5. В случае отсутствия номера указывается «б/н»;
- в графе 7 — даты документов, указанных в графе 5;
- в графе 8 — иная информация, относящаяся к операции, реквизиты документов по которой отражены в строке реестра № 5. Это вид, номер и дата документа, представляемого одновременно с налоговой декларацией по НДС, за исключением документов, указанных в графах 2, 5 – 7. Например, договор (контракт) № 5-ВАМ-1991 от 21.05.2015. В случае указания нескольких документов в графе 8 отражаются вид, номер и дата каждого документа, разделенные знаком «;».
Как заполнить графу 4
В графе 4 реестра № 5 указывают коды видов транспортных средств, которыми товары вывозились с территории РФ, по видам транспорта в соответствии с приложением № 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378.
Кроме того, в декларации на товары в первом подразделе графы 25 «Вид транспорта на границе» указывается код вида транспортного средства в соответствии с классификатором видов транспорта и транспортировки товаров (подп. 25 п. 15 раздела II Инструкций по заполнению таможенных деклараций и форм таможенных деклараций, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257). То есть при заполнении графы 4 можно использовать сведения из графы 25 декларации на товары «Вид транспорта на границе».
Особенности оформления ДТ
ФТС Российской Федерации глобально совершенствует, автоматизирует и упрощает оформление и заполнения декларации. Первым шагом была отмена бумажной подачи ДТ и открытие центров электронного декларирования. Следующим шагом будет централизация всех электронных деклараций на едином сервере декларирования, откуда они будут распределятся автоматически в ЦЭД и таможенные посты по заранее определенным условиям распределения.
Между таможнями будут распределены полномочия: за электронными таможнями закрепят оформление таких процедур, как экспорт, ввоз и свободная таможенная зона. Таможни фактического контроля будут заниматься вопросами, связанными с фактическим контролем: открытие/закрытие процедуры транзита, проверка документов, осмотр/досмотр товаров и транспортных средств, оформление других процедур и т.д. Кроме того – произойдет смещение акцента таможенного контроля на контроль после выпуска.
Тем самым сократиться количество ЦЭД сократиться и оформление ДТ будет полностью автоматизировано и независимо.
Налоги и пошлины партии, которая декларируется должны быть уплачены в полном объеме, для того, чтобы получить право реализации на отечественном рынке.
Заполнение таможенной декларации импортных грузов регулируется Таможенным кодексом ЕАЭС, а также Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Как заполнить графы 6 и 7
В графе 6 реестра № 5 указываются номера транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ по соответствующей реализации товаров (работ, услуг). В графе 7 указываются даты этих документов. Вне зависимости от вида транспорта в случае отсутствия номера на документе в реестре указывается «б/н».
Международная накладная
В отношении заполнения граф 6 и 7 из международной товарно-транспортной накладной (далее — CMR) ФНС России отмечает следующее.
Накладная должна содержать место и дату ее составления (ст. 6 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключена в г. Женеве 19.05.1956, далее — Конвенция). Однако Конвенцией не предусмотрена универсальная форма CMR. Номер CMR может быть указан в правом верхнем углу, а дата ее заполнения (оформления) и наименование населенного пункта, где составлялась CMR, — в графе 21 «Составлен в/дата».
Транспортная железнодорожная накладная
В графе «Накладная №» указывается номер отправки, присвоенный перевозчиком (п. 3.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 39 (далее — Правила), В графе «Календарные штемпеля, документальное оформление приема груза к перевозке» оборотной стороны оригинала накладной и дорожной ведомости, а также на лицевой стороне корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме груза проставляется календарный штемпель «Документальное оформление приема груза к перевозке», в котором указывается дата документального оформления приема груза к перевозке (п. 3.10 Правил). Также в накладной должны содержаться номер отправки и дата заключения договора перевозки (ст. 15 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951) .
В этой связи в реестре следует указать номер отправки и либо дату документального оформления приема груза к перевозке, либо дату заключения договора перевозки.
Поручение на отгрузку и коносамент
В графе 7 при вывозе товара морским, речным, смешанным (река-море) транспортом указывается дата транспортного, товаросопроводительного или иного документа (коносамента, морской накладной или любой иной документа), подтверждающего факт приема товара к перевозке, и поручения на отгрузку.
В коносамент должны быть включены время и место выдачи коносамента, а также дата приема груза перевозчиком в порту погрузки (ст. 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ). В приложении 8 к приказу Минтранса России от 09.07.2014 № 182 приведен рекомендуемый образец поручения на отгрузку экспортного груза, в котором содержатся графы «Дата погрузки» и «Дата выдачи поручения». Поэтому в случае отсутствия даты на документе, подтверждающем факт приема товара к перевозке, или в поручении на отгрузку в графе 7 реестра № 5 указывается дата приема груза к перевозке.
Сроки и стоимость
Наша компания осуществляет комплексное сопровождение клиента и кроме подачи таможенной декларации, осуществляет следующие услуги:
- выделение конкретного специалиста по таможенному оформлению на поставки в рамках внешнеторгового контракта, консультирование по всем таможенным вопросам
- предварительное рассмотрение и согласование таможенных транспортных и товаросопроводительных документов
- рекомендации по кодам ТН ВЭД товаров
- предварительный расчет таможенной стоимости и размера авансовых таможенных платежей
- регистрацию Заказчика на таможне (если необходима)
- документооборот с местом оформления
- составление проектов ДТ и сопутствующих документов
- информирование и консультационные услуги в рамках поставки
- организация таможенного оформления
- представление информации по требованиям таможенных органов
- представление интересов Заказчика в таможенных органах РФ
- организацию в необходимых случаях предварительного таможенного осмотра товаров и транспортных средств до подачи ДТ
- составление и оформление ТД под печать таможенного представителя
- контроль списания таможенных платежей и сборов за таможенное оформление
- и другие услуги в зависимости от места и режима таможенного оформления. Например, прием транспортного средства и обработка груза на СВХ.
Вид работ | Цены (без НДС) |
Проведение операций на таможне и декларирование по товарам одной партии в режиме ИМ 40: | от 5 000 рублей |
Проведение операций на таможне и декларирование, в отношении каждой последующей товарной партии в режиме импорта, если в одном транспортном средстве находятся несколько партий товара (ИМ 40): | от 4 000 рублей |
Оформление каждого дополнительного листа ДТ, начиная с 5 (пятого) товара в режиме ИМ 40: | от 450 рублей |
Проведение таможенных операций и декларирование по товарам одной партии в режиме экспорт (ЭК 10): | от 3 000 рублей |
Проведение таможенных операций и растаможка на товары одной партии (прочие режимы): | от 10 000 рублей |
Оплата (доплата) любых видов таможенных платежей по одной ДТ от имени и по поручению Заказчика, при таможенном декларировании товара Заказчика, с использованием собственных денежных средств Таможенного представителя через терминальную оплату с помощью таможенной карты/онлайн-сервиса платежной системы РАУНД. | от 3 % от документально подтвержденной суммы оплаты (доплаты), но не менее 1 000 рублей |
Содействие в получении Декларации о соответствии ТР ТС на товары, а так же иных разрешительных документов для таможни. | обсуждается индивидуально |
Стоимость услуг таможенного оформления ДТ в ТАЙСУ-ТБ является оптимальной и рассчитывается в индивидуальном порядке. Срок оформления ДТ (ГТД) в течение 1 дня.
Компания ТАЙСУ-ТБ предоставляет полный перечень услуг по оформлению ТД и растаможке импорта груза. Наши филиалы расположены по всей стране от Владивостока до Калининграда, а наши специалисты обладают большим опытом и готовы взять на себя все вопросы по декларированию и импорту грузов. Для каждого клиента мы выделяем личного специалиста.