Инструкция: готовим соглашение об уплате неустойки


Основания направления претензии

Основание выплаты неустойки и, соответственно, право требования ее выплаты в форме претензии закреплено в п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса (далее — ГК). Согласно данной норме, требовать выплаты неустойки сторона по сделке имеет право в том случае, если ее контрагентом не была исполнена какая-либо обязанность, предусмотренная договором, либо была исполнена с нарушением определенных сторонами условий или требований законодательства.
Важным условием, закрепляемым в п. 1 ст. 330 ГК, является обязанность должника выплачивать предусмотренную договором или законом неустойку независимо от того, понесла ли вторая сторона какие-либо убытки вследствие ненадлежащего исполнения должником своих обязанностей. Это означает, что возможность направления претензионного письма не зависит от получения убытков кредитором по данному обязательству. Указанная позиция многократно подтверждалась высшими судами при рассмотрении споров о законности требования неустойки определенного размера и ее соразмерности последствиям невыполнения лицом своих обязанностей. Например, такое мнение озвучено в определении Верховного Суда РФ от 21.03.2017 № 51-КГ17-2.

В силу п. 2 ст. 330 ГК обоснованная претензия может быть направлена лишь тогда, когда ненадлежащее исполнение обязанности стороной сделки явилось следствием ее виновных действий (или бездействия). Если же невыполнение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или действий кредитора, то последний не имеет оснований требовать выплаты неустойки. Аналогичного мнения придерживаются и судебные органы. Примером может послужить постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 21.10.1997 № 4051/97 по делу № 224/8.

Как взыскать с подрядчика неустойку по договору подряда? Ответ на этот вопрос есть в Готовом решении КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн доступ бесплатно.

Неустойка, пени, штраф — что именно выставлять?

В Гражданском кодексе четко закреплены основные моменты по выставлению неустойки. Это очень удобный способ взыскания издержек с нарушителя, так как:

  • вы не обязаны доказывать, что понесли убытки — неустойку можно выставить просто по факту нарушения обязательств договора;
  • стороны прописывают все детали ее выставления в договоре по своему усмотрению (включая размер и порядок расчетов);
  • в некоторых случаях необходимость оплаты неустойки может быть закреплена законодательно.

В договоре можно прописать, что неустойку необходимо выставлять за различные нарушения обязательств. Например, штрафные санкции за просрочку оплаты по договору (то есть нарушения, длящиеся во времени) и за разовое непредоставление товаросопроводительных документов. Более того, можно даже выставить требование о возмещении убытков, понесенных вами вследствие нарушения условий договора.

Например, вы заказывали в офис мебель, которую не успели изготовить к требуемому сроку. Вам пришлось снова сделать заказ у другого поставщика по более высокой цене. Если в договоре с первой фирмой-изготовителем будут соответствующие условия, то вы сможете компенсировать разницу в цене мебели.

Неустойка может быть в виде штрафа или пени. Штраф выплачивается в твердой сумме или в процентах от определенной величины (например, 15% от суммы долга) однократно. Пени исчисляют в процентах за каждый день просрочки от суммы обязательства, которое не было выполнено (например, 0,5% от цены контракта за 1–3 день просрочки, далее 0,7% в сутки).

В редких случаях пени также могут быть установлены в твердой сумме за каждый день просрочки. Они начисляются до тех пор, пока нарушитель либо не исполнит свои обязательства или не возместит все убытки.

Соответственно, советуем вам прописывать в договоре неустойку в виде пени. Тогда вы сможете возместить гораздо большую сумму. Также можно использовать сочетание штрафа и пени: это не считается противозаконным и не будет означать, что вы наказываете контрагента дважды за одно нарушение.

Содержание претензии по неустойке, образец

Утвержденную форму претензии с требованием осуществить выплату неустойки за неисполненное обязательство найти невозможно по причине ее отсутствия, что является рациональным следствием принципа свободы договора, закрепленного в п. 1 ст. 1 ГК. В то же время можно встретить образцы данного документа, используемые в различных сферах гражданских правоотношений. Например, образец претензии за ненадлежащее исполнение обязанностей исполнителя или подрядчика размещен в качестве официального документа на сайте Роспотребнадзора.

Разделы претензии

Основываясь на практике подобных правоотношений и требованиях § 2 главы 23 ГК, регулирующего вопросы неустойки, можно обозначить следующие пункты, которые должно содержать претензионное письмо с требование выплатить неустойку:

  1. Наименование контрагента, допустившего нарушение своих обязанностей, и его реквизиты (адрес, ИНН и пр.).
  2. Наименование кредитора (лица, требующего выплаты неустойки), его реквизиты или персональные данные, если он является физическим лицом (адрес, телефон и т. п.).
  3. Наименование документа (претензия, претензионное письмо).
  4. Указание реквизитов сделки, за неисполнение обязательств по которой требуется выплата штрафных санкций.
  5. Перечень нарушенных обязательств со ссылкой на соответствующие пункты договора.
  6. Указание на исполнение кредитором своих обязательств по сделке (это частично свидетельствует об отсутствии вины со стороны самого кредитора).
  7. Период просрочки исполнения обязательства.
  8. Оценка неисполненного обязательства в денежном выражении.
  9. Размер неустойки и ее итоговая сумма.
  10. Основание требования неустойки (пункты договора или нормы закона).
  11. Требование о выплате неустойки в определенный срок с указанием того, что при их невыполнении лицо оставляет за собой право защищать свои интересы в судебном порядке.
  12. Перечень необходимых приложений (договор, платежные поручения, акты приема-передачи документов и т. д.).

Образец претензии по неустойке вы можете скачать на нашем сайте.

Образец

________________________

(наименование документа)

ООО _________, в лице___________, действующего на основании_____________, и ООО _________, в лице___________, действующего на основании_____________, установили:

1. Предмет

1.1. В обеспечение надлежащего исполнения обязательств по договору поставки №__ от _________, установлена ответственность:

1.1.1. За нарушение сроков оплаты, предусмотренных п.__ Договора, Исполнитель вправе требовать с Заказчика уплаты пени в размере _____ % от суммы платежа за каждый день просрочки.

2. Прочие условия

2.1. Документ составлен в 2 (двух) экземплярах, по одному для каждой из сторон.

2.4. Все споры по данному обязательству разрешаются путем переговоров. Если Стороны не достигнут соглашения в ходе переговоров, то спор подлежит рассмотрению арбитражным судом ______________ области.

3. Адреса, банковские реквизиты и подписи

Пример заполнения:

Порядок направления претензии

Важную роль в получении компенсации за понесенный вред и дальнейшем взыскании неустойки в случае отказа добровольного удовлетворения требований играет не только форма и содержание претензионного письма, но и соблюдение порядка его направления. Соблюдение порядка подразумевает направление требования в установленный договором срок определенным сторонами способом.

Срок предъявления претензий о выплате неустойки устанавливается сторонами по их усмотрению. Если же срок не был определен заранее, то необходимо, следуя смыслу гражданского законодательства, направить претензию в разумный срок, в качестве которого обычаи делового оборота рассматривают двухнедельный или месячный период. В то же время законодатель не лишает участника сделки, чьи права были нарушены, требовать выплаты неустойки в судебном порядке и в пределах срока исковой давности. В случаях обязательности соблюдения досудебного претензионного порядка урегулирования спора (в случае с юридическими лицами это почти всегда так) пострадавшая сторона может в любой момент до истечения этого срока направить соответствующую претензию.

Каков срок подачи иска после предъявления претензии, узнайте здесь.

Оптимальным способом направления требования, позволяющим однозначно установить получение его должником, является отправка заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Для ускорения обмена письмами сторонами сделки часто допускается первоначальное отправление писем (в том числе претензий) по средствам факсимильной связи или электронной почты с последующим направления оригинала почтой. При этом датой получения считается дата получения факса или электронного письма.

Как подготовить и подать в арбитражный суд иск о взскании неустойки, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.

Размер неустойки имеет значение

Вы имеете полное право определять размер неустойки в договоре с учетом его согласования со второй стороной. Тем не менее, не забывайте, что она должна быть в разумных пределах и соответствовать потерям, понесенным из-за нарушения договорных обязательств. Например, неустойка в 5% от суммы договора в день составит 1800% в год. Конечно, ваш контрагент не захочет платить такие суммы. Вам придется обращаться в суд, чтобы получить оплату.

Суд вполне может снизить ее размер, но только при одновременном соблюдении нескольких условий. Во-первых, если должник подаст в суд заявление об уменьшении. Во-вторых, если будет доказано, что текущий размер неустойки приведет к получению необоснованной выгоды.

По закону, вы можете выставить неустойку, а также потребовать компенсацию понесенных убытков. Выставить санкции вы должны с учетом правил их совместного применения, которые прописаны в Гражданском кодексе.

Итоги

Таким образом, претензия о выплате неустойке должна отвечать нормам Гражданского кодекса, регулирующим вопросы неустойки, условиям договора, определяемым сторонами самостоятельно, а также норма закона, если неустойка носит характер законной. Кроме того, необходимо соблюдать сроки направления претензии, а также способ ее отправки, определяемый сторонами.

О налоговом учете неустоек по договорам читайте в этой статье.

Источники: ГК РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Сроки начисления неустойки

Гражданский кодекс разъясняет, с какого дня считается пеня по 44-ФЗ: следующий день после крайнего срока, который установлен договором, — это первый день, с которого начисляем пени (ст. 191, 194 ГК). Это правило распространяется и на те случаи, когда первый день нарушения — праздник или выходной.

Если товар поставлен позже срока, который установлен договором, соответствующие отметки делаем в документах, которые подтверждают факт поставки. Недопоставку фиксируем актом о расхождении по количеству и делаем отметку в других закрывающих документах. Если поставка не производилась, составляем акт о нарушении сроков.

День поставки — последний день, который входит в период просрочки (п. 65 Постановления Пленума ВС №7 от 24.03.2016). Время, которое заказчик потратил на приемку и оформление товара, не добавляется к этому периоду (письмо Минфина №24-03-07/22888 от 24.03.2020).

Сколько ждать ответа

Конкретный срок рассмотрения претензии законом не установлен. Чаще всего эти сроки оговариваются в договоре либо в самой претензии, где можно предложить должнику исполнить ваши требования в определенный срок (обычно 7-14 дней с даты получения письма). Дату получения сейчас можно отследить по трекеру почтового отправления на сайте Почты России. Обратите внимание, что рассчитанная неустойка на момент предъявления претензии при неисполненном основном обязательстве не является окончательной, и при обращении в суд пеня может быть начислена до момента фактического исполнения обязательства. Если в установленный срок ответ не получен и деньги не перечислены, подождите еще несколько дней (в зависимости от того, сколько идет почтовое отправление) и можете направлять заявление в суд — претензионный порядок по неустойке вами соблюден.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]