Обособленное подразделение – открываем, закрываем и уплачиваем налоги

Т. Н. Милютина автор статьи, заместитель генерального директора по аудиту ООО «АЛТ-АУДИТ»

В последнее время у организаций часто возникают вопросы: приводят ли к образованию обособленного подразделения такие ситуации, как нахождение сотрудника в длительной командировке, сдача в аренду техники с экипажем, передвижная строительная площадка. Об этих вопросах, а также об особенностях сдачи налоговых деклараций и уплаты налогов обособленными подразделениями, пойдет речь в данной статье.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации в целях исчисления налогов и сборов понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание подразделения обособленным производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми оно наделяется. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Из приведенного в НК РФ определения видно, что подразделение считается обособленным, если:

  • оно территориально обособлено от организации;
  • в нем есть стационарные рабочие места.

Законодательство о налогах и сборах не содержит определения «рабочее место». В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, для определения содержания термина «рабочее место» необходимо руководствоваться положениями, изложенными в ст. 209 ТК РФ. Согласно данной норме, рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить ряд признаков рабочего места:

  • наличие трудового договора между работником и работодателем;
  • оборудованность рабочего места;
  • стационарность рабочего места;
  • прямой или косвенный контроль работодателя.

Однако почти все указанные признаки не так просты, как кажутся на первый взгляд, и их толкование становится причиной многочисленных споров между налогоплательщиками и проверяющими. Поэтому рассмотрим каждый из них подробнее.

Территориальная обособленность


Понятие «территориальная обособленность подразделения» законодательно не определено, и в соответствии с юридической и деловой практикой под этим понимается нахождение подразделения вне места нахождения юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Аналогичные нормы содержатся и в Федеральных законах об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.

Судебная практика по этому поводу указывает: «любое обособленное подразделение, местонахождение которого отлично от места нахождения организации, указанного в его учредительных документах, является обособленным подразделением» (Постановление ФАС СЗО от 21.06.2004 N А56-34578/03).

В некоторых судебных решениях можно встретить определение с более строгими условиями. Так, по мнению представителей ФАС Северо-Западного и Северо-Кавказского округов, «под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу» (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А по делу N А63-9693/2006-С4).

Для целей налогообложения территориальная обособленность будет признана при любом несовпадении адреса организации, указанного в учредительных документах и в заявлении, подаваемом в налоговый орган, и адреса фактического места расположения обособленного подразделения. Именно такой подход используют налоговые органы при выявлении признаков обособленного подразделения (Письма Минфина России от 12.01.2010 N 03-02-07/1-6 и от 21.12.2009 N 03-02-07/1-550, УФНС России по г. Москве от 19.03.2012 N 17-26/23423).

Значит, подразделение является территориально обособленным от головной организации, если находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Ранее в разъяснениях финансовых органов подразделение предлагалось признавать территориально обособленным в случае его нахождения:

  • по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика (Письмо Минфина России от 07.07.2006 N 03-01-10/3-149, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2005 по делу N А56-48067/2004);
  • по иному почтовому адресу (Письма Минфина России от 22.12.2004 N 03-03-01-04/1/184, от 29.11.2004 N 03-03-01-02/45, от 09.11.2004 N 03-03-01-04/1/103, от 21.10.2004 N 03-03-01-04/1-78).

В связи с тем, что местонахождение самой организации может также отличаться от адреса, указанного в ее учредительных документах, все чаще налоговые и судебные инстанции предпочитают признавать обособленными подразделения, имеющие отличающийся от основного почтовый адрес. Соответственно, подразделения организации, находящиеся на ее территории и имеющие одинаковый с ней почтовый адрес, в силу отсутствия территориальной обособленности не могут рассматриваться в смысле НК РФ как обособленные (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.09.2006 N А74-1273/06-Ф02-4571/06-С1 по делу N А74-1273/06, Московского округа от 21.08.2007, 28.08.2007 N КА-А40/8267-07 по делу N А40-73186/06-99-353, Поволжского округа от 06.09.2006 по делу N А65-5878/2005-СА1-23, Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2007, 07.05.2007 N 09АП-4826/2007-АК по делу N А40-73186/06-99-353).

Таким образом, территориально обособленным следует считать подразделение, имеющее иной почтовый адрес по сравнению с местом нахождения основной организации. Для целей учета и налогового контроля особое внимание следует уделять обособленным подразделениям организации, находящимся за пределами административно-территориальной единицы регистрации основной организации и в связи с этим подконтрольным иному налоговому органу. У организации возникает обязанность их постановки на учет в налоговом органе (по правилам ст. 83 и ст. 84 НК РФ).

Титульный лист

В поле «Налоговый орган» указывается код и наименование налогового органа по месту нахождения организации, в который подается уведомление.

В поле «Российская организация» отражается полное название организации, соответствующее тому, которое указано в учредительных документах.

В поле «ОГРН» указывается основной государственный регистрационный номер организации, который можно найти в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица (с 01.01.2017 в Листе записи ЕГРЮЛ).

В поле «Количество обособленных подразделений» автоматически указывается количество обособленных подразделений, в отношении которых представляется уведомление.

В соответствующем поле указывается код выбранного налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения ОП, указанных в уведомлении.

Для выбора указанного в уведомлении налогового органа для постановки на учет вновь создаваемых ОП в поле «Постановку на учет российской организации по месту нахождения осуществлять в выбранном НО» выбирается код «1» в случае их регистрации по месту нахождения ранее выбранного ОП либо «2» в случае их регистрации по своему месту нахождения.

В разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю: » указывается:

  • Руководитель — если уведомление подается организацией,
  • Уполномоченный представитель — если документ подается представителем организации. При этом указывается ФИО представителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

При заполнении поля «Телефон» указывается номер телефона, по которому можно связаться с лицом, подтверждающим достоверность и полноту сведений в уведомлении.

Также на титульном листе автоматически указывается дата.

Наличие трудового договора

Поскольку рабочее место в п. 2 ст. 11 НК РФ применяется как категория трудового права, заключение с физическим лицом гражданско-правового договора, например договора подряда, исключает возможность признавать место его работы рабочим местом для целей налогообложения (Постановление ФАС СКО от 13.12.2005 N Ф08-5920/05-2345А).

Таким образом, о создании рабочего места свидетельствует заключение трудовых договоров, подписание руководителем приказов о назначении на должность, составление штатного расписания и др.

На практике трудовые отношения с работниками нередко оформляются договорами подряда. При возникновении спора, связанного с квалификацией договора, следует исходить из его содержания, а не названия договора. Поэтому, если будет установлено, что между сторонами договора фактически имеют место трудовые отношения, следует признать наличие рабочего места.

Суды признают факт создания рабочего места в силу того, что имеет место фактическое допущение к работе. Например, в случае, когда организация вне места своего нахождения оборудует рабочие места, но приглашает на данные места не своих работников, а работников, привлеченных по договору предоставления персонала со сторонней организацией. Как правило, по такому договору работники находятся в трудовых отношениях с предоставляющей организацией, а организация, получающая персонал, обязуется предоставить таким работникам рабочие места и уплачивать определенную сумму предоставляющей организации. И суды признают такие места рабочими местами для целей налогообложения, исходя из того, что основанием возникновения трудовых отношений является фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя либо его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен (Постановление ФАС СЗО от 14.04.2004 N А66-6278-03).

Налоговые органы довольно часто признают обособленными подразделениями места работы сотрудников, проживающих и работающих обособленно от головной организации (в других городах). В этом случае налоговые органы прямо указывают, что заключение с ними не трудовых, а гражданско-правовых договоров произведено с целью избежать признания мест работы таких сотрудников обособленными подразделениями, что может повлечь взыскание санкций по ст. 116 НК РФ.

Заключение между сторонами гражданско-правового, а не трудового договора (например, договора подряда) позволяет организации утверждать, что рабочее место не было создано. Налоговые органы будут вынуждены дополнительно в судебном порядке доказывать, что между сторонами договора фактически имели место трудовые отношения и при возникновении спора, связанного с квалификацией договора, следует исходить из его содержания, а не названия. Правом самостоятельно переквалифицировать такой вид договора из гражданско-правового в трудовой налоговые органы не наделены.

Таким образом, если компания примет решение заключить с физическими лицами, привлекаемыми для выполнения работы, договоры гражданско-правового характера, то ей следует уделить серьезное внимание соответствию формулировок заключаемых договоров нормам ГК РФ, а также отсутствию в таких договорах признаков, присущих исключительно трудовым договорам.

По нашему мнению, отношения между организацией и физическим лицом, привлекаемым для систематического выполнения определенных функций в течение длительного периода, не зависящие от конкретного (оговоренного договором) результата, принимаемого организацией (заказчиком), должны рассматриваться как трудовые отношения (в данном случае под результатом понимается идентифицируемый итог действий, осуществляемых физическим лицом в период исполнения своих обязанностей по договору). В данном случае мы исходим не столько из возможной формы заключаемого договора, сколько из фактически возникающих между сторонами взаимоотношений (выполнение трудовой функции работником и оплата работодателем труда работника в соответствии).

Постановка на учет Иного обособленного подразделения

Динамично развивающиеся компания активно расширяются за счет территориальных отделений. На основании действующего законодательства офис, торговое помещение, склад, открытые вне места нахождения организации, подлежат государственной регистрации в качестве обособленных подразделений.

Виды обособленных подразделений

НК РФ (ст. 11 п. 2) классифицирует как обособленные подразделения любые части компании, которые находятся не по юридическому адресу фирмы, а также если они

· открыты на срок более месяца;

· имеют стационарные рабочие места (1 и больше).

В отличие от филиалов и представительств обособленные подразделения не являются полностью самостоятельными, но действуют на основании отдельных положений, имеют собственное имущество и органы управления. Отметим, существенные нюансы: открытие филиала, как правило, отражается в уставе; организация, имеющая филиалы, теряет право на применение упрощенной системы налогообложения.

Открытие обособленного подразделения находится в компетенции руководителя организации и не требует внесения изменений в устав. Нет необходимости также обеспечивать новое отделение собственным расчетным счетом, разрабатывать положение об обособленном подразделении, назначать руководителя. Бухгалтерия по данному такому подразделению ведется централизованно. После открытия достаточно просто зарегистрировать подразделение в той инспекции ФНС, где состоит на учете юридическое лицо. Обособленное подразделение применяет ту же систему налогообложения, что и основная организация. Если на отделение выделен свой баланс, уплачивать взносы во внебюджетные фонды и перечислять налоги (на прибыль, на имущество, транспортный, НДФЛ) оно может за себя самостоятельно, подавая необходимую отчетность в местные органы ФНС, ПФР и ФСС.

Обособленное подразделение ставится на государственный учет в 30-дневный срок. Нарушение этого срока, а также работа отделения без извещения налоговых органов грозят юрлицу штрафами (ст. 116 НК РФ):

· 10 000 рублей за просрочку;

· 40 000 рублей и более (в размере 10% от полученных обособленным подразделением доходов) — за отсутствие регистрации.

· 2000 – 3000 рублей (КоАП, ст. 15.3, ч. 2) — административная отвественность должностного лица, допустившего нарушение.

По закону фактической датой открытия подразделения можно считать день приема в подразделение первого работника – с этого момента и начинается отсчет срока подачи заявления.

Процедура регистрации обособленного подразделения юридического лица заключается в постановке на налоговый учет в орган ФНС по месту расположения открываемого отделения (п.1 ст. 83 НК РФ). Для регистрации обособленного подразделения в налоговой необходимо оформить сообщение-заявление по форме С-09-3-1 (утвержден Приказом ФНС № ММВ-7-6/[email protected] от 9 июня 2011 г.). Завление можно направить письмом или через интернет с использованием электронно-цифровой подписи руководителя. Письмо с заявлением С-09-3-1, посылаемое через Почту России, должно быть с уведомлением о вручении.

Теоретически организация должна зарегистрироваться в инспекциях всех муниципальных образований, в которых она открывает свои обособленные подразделения, но на практике достаточно обратиться с заявлением в ИФНС по юридическому адресу фирмы, а дальше информация в 5-дневный срок передается в ИФНС соответствующих муниципальных образований. Через 5 дней в качестве результат предпринятых шагов поступает извещение о регистрации обособленного подразделения.

Завершая регистрацию обособленного подразделения, передают сведения об открытии подразделения в отделение ПФР и ФСС по месту регистрации компании в 10-дневный срок. Необходимые документы: заявление в произвольной форме, нотариально заверенные копии свидетельства о госрегистрации юрлица и его постановке на учет во внебюджетные фонды, приказ о создании удаленного подразделения. Если для отделения открывается собственный счет, зарегистрируйте подразделение в местном пенсионном фонде. К указанному списку документов приложите письмо об открытии счета. В перечень документов, необходимых для постановки на чет в ФСС, также входят извещение о регистрации компании в качестве страхователя и уведомление о постановке подразделения на налоговый учет.

Данный порядок действий применим ко всем обособленным подразделениям, не наделенным функциями филиала или представительства. Во избежание обвинений в неправомерном открытии филиала или представительства юридическим лицам не следует наделять удаленные подразделения широкими полномочиями.

Следование четкому согласованному со специалистами плану действий при открытии обособленного подразделения принесет компании только прогресс в развитии без дополнительных финансовых рисков.

Юристы и финансовые эксперты «КлинБух» помогут разработать для Вашей компании схему открытия обособленного подразделения или примут на себя всю документационную нагрузку по подготовке и регистрации такого подразделения, чтобы Ваша компания могла следовать и в дальнейшем стратегии развития динамично, не тратя времени на рутину.

Оборудованность рабочего места

Оборудованным следует считать рабочее место, функционально приспособленное для осуществления вида деятельности, для которого оно создается, и пригодное для нахождения на этом месте работника.

Оборудование рабочего места может подтверждаться в т.ч. документами о материальной ответственности, содержащими указания на конкретное имущество, вверяемое работнику. Необходимое для работы имущество может быть передано под отчет работнику и по акту инвентаризации.

Если к оборудованию рабочих мест предъявляются специальные требования, без соблюдения которых ведение деятельности невозможно (запрещено), при отсутствии установленных законодательством документов наличие оборудованных стационарных рабочих мест само по себе не приводит к образованию обособленного подразделения организации.

Вместе с тем некоторые судебные инстанции продолжают настаивать на следующем: под оборудованием стационарных рабочих мест в обособленном подразделении подразумевается не только создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, но и само исполнение таких (трудовых) обязанностей (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А по делу N А63-9693/2006-С4, Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 N 09АП-10255/07-АК по делу N А40-10267/07-141-57).

Стационарность рабочего места

Рабочее место согласно п. 2 ст. 11 НК РФ считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

Признание рабочего места стационарным не зависит от периодичности посещения его работником и от времени пребывания на нем.

Не имеет правового значения и форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте. Это, со ссылкой на судебную практику, указано в Письмах Минфина России от 13.11.2015 N 03-02-07/1/65879 и от 24.05.2013 N 03-02-07/1/18634, от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250.

Таким образом, факт присутствия организации своим персоналом и материально-техническими средствами на обособленной территории в течение месяца является достаточным признаком стационарности независимо от фактической продолжительности (непрерывности) непосредственного осуществления производственной деятельности.

Контроль работодателя

Обязательным признаком рабочего места является контроль (прямой или косвенный) над ним со стороны работодателя. Попробуем разобраться, что это означает. Представляется, что под этим следует понимать право работодателя:

  • на законном основании входить в помещение, в котором оборудовано рабочее место;оборудовать это место в соответствии с его функциональным назначением (с соблюдением правил по охране труда);
  • непосредственно осуществлять контроль над деятельностью работника, для чего он должен состоять с последним в трудовых отношениях, оформленных в порядке, установленном законом.

При рассмотрении споров о наличии (отсутствии) обособленного подразделения арбитражные суды, прежде всего, уделяют внимание этому моменту. Например, если организация оказывает услуги на территории заказчика, который обеспечивает все условия для работы командированных сотрудников организации, то в этом случае обособленное подразделение у организации не образуется. Ведь в такой ситуации стационарные рабочие места подконтрольны заказчику, сама же организация их не создает (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/2015).

Таким образом, с учетом вышеуказанных особенностей для целей налогообложения может применяться следующее комплексное определение понятия стационарного рабочего места.

Стационарное рабочее место – место, созданное на срок более одного месяца, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения, перечисленного в п. 2 ст. 11 НК РФ, не ведет к созданию организацией обособленного подразделения (Приложение к Письму ФНС России от 29.12.2006 N ШТ-6-09/[email protected]).

Разобравшись с основными признаками возникновения обособленного подразделения, применим их к практическим ситуациям.

Ситуация 1: Длительная служебная командировка

В целях оказания аудиторских услуг исполнитель направляет своих работников в длительную служебную командировку (более 1 месяца) в другой город. Договором на оказание аудиторских услуг предусмотрено проведение аудиторской проверки в офисе заказчика. Согласно условиям договора исполнитель в ходе проведения проверки подчиняется внутреннему трудовому распорядку и режиму рабочего времени заказчика. Заказчик обязуется обеспечить представителям исполнителя условия для своевременного и качественного проведения аудиторской проверки.

В данном случае все условия для работы командированных сотрудников обеспечивает не исполнитель, а заказчик. Следовательно, именно заказчику подконтрольны эти рабочие места. А поскольку сам исполнитель не создает стационарных рабочих мест в месте командировки, то у него там не образуется обособленного подразделения.

Чтобы в подобной ситуации у исполнителя не возникло разногласий с налоговиками, целесообразно указать в договоре с заказчиком, что именно на него возложены обязанности по созданию всех условий, необходимых для выполнения работ сотрудниками исполнителя.

Арбитражные суды подтверждают, что при наличии такого условия в договоре у исполнителя не образуется обособленного подразделения в месте командировки (Постановления ФАС Московского от 20.12.2010 N КА-А41/15744-10, от 02.03.2009 N КА-А40/817-09 и Северо-Западного от 15.02.2010 по делу N А05-9705/2009 округов).

Однако нужно учитывать, что контролирующие органы высказывают и иное мнение по этому вопросу. Так, Минфин России считает, что фактическим местом работы является место, где сотрудник выполняет большую часть трудовых обязанностей. И если в течение длительного времени значительную часть своих функций работник выполняет вне места постоянной работы, например за границей, то служебную поездку нельзя считать командировкой (Письмо Минфина России от 28.04.2010 N 03-03-06/1/304).

Кроме того, командирующая организация может столкнуться с необходимостью постановки на учет своего обособленного подразделения, если в месте командировки она оборудовала стационарные рабочие места для своих командированных работников (Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176).

Ситуация 2: Предоставление в аренду техники с экипажем

По договору аренды техники с экипажем организация-арендодатель предоставляет арендатору строительную технику за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации предоставленной техники.

На основании ст. 635 ГК РФ члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

В данной ситуации, по нашему мнению, отсутствует такой признак обособленного подразделения, как создание стационарных рабочих мест в силу того, что техника сама по себе не может являться стационарным рабочим местом.

Подобное мнение выражено в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2015 N Ф07-7313/2015 по делу N А05-9557/2014. Судьи, руководствуясь понятием рабочего места, пришли к выводу, что самосвалы не могли являться стационарным рабочим местом.

При рассмотрении споров касательно обязанности постановки на учет обособленного подразделения арбитры указывают на необходимость документальных доказательств создания стационарных рабочих мест. Так, арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 16.09.2015 N Ф07-7313/2015 по делу N А05-9557/2014 опроверг довод налогового органа о том, что нахождение работников Общества на строительстве объекта в течение длительного периода времени уже свидетельствует о создании стационарных рабочих мест вне местонахождения общества. По мнению судей, само по себе заключение договора субподряда и направление сотрудников в командировку сроком более месяца не свидетельствует о создании обществом обособленного подразделения, поскольку направление работников в командировку без создания стационарных рабочих мест не приводит к образованию обособленного подразделения. Основной причиной отклонения довода налогового органа послужила недоказанность налоговым органом создания обществом стационарных рабочих мест. Аналогичные выводы сделаны в Постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2015 N Ф07-3858/2015 по делу N А05-7419/2014 и от 27.05.2015 N Ф07-2939/2015 по делу N А05-11564/2014

Ситуация 3: Передвижная строительная площадка

Организация выполняет строительно-монтажные работы на газопроводе. Территория, на которой находится газопровод, относится к разным субъектам РФ и подведомственна разным ИФНС. Строительная площадка по мере выполнения работ постоянно передвигается.

Так как строительная площадка постоянно передвигается, то организацией, по нашему мнению, не создаются стационарные рабочие места. И, соответственно, отсутствуют основания для признания места осуществления таких работ обособленным подразделением организации. Аналогичное мнение выразил Минфин России в своем Письме от 08.08.2006 г. № 03-02-07/1-212. Арбитражная практика подтверждает данное мнение. Так, арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 02.03.2016 г. № Ф07-2270/2016 по делу N А42-8726/2014 пришел к выводу, что Общество не создавало стационарных рабочих мест, поскольку спорные работы носили полевой, разъездной характер, относимость работника к тому или иному месту проведения работ при данных обстоятельствах как стационарного рабочему месту не представляется возможным установить.

Если строительная площадка не будет передвигаться более одного месяца, то у организации возникает обязанность постановки на учет обособленного подразделения, так как создаются рабочие места, обладающие признаками стационарности.

В соответствии с п. 9 ст. 83 НК РФ при возникновении у организации затруднения с определением места постановки на учет обособленного подразделения решение принимается налоговым органом на основе представленных данных.

Кроме того, для решения вопроса о наличии либо отсутствии признаков обособленного подразделения организации по месту осуществления ее деятельности налоговыми органами учитываются характер отношений между организацией и ее работниками и другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения. Такая позиция была выражена Минфином России в Письме от 17.03.2010 г. № 03-02-07/1-114.

Поэтому, по нашему мнению, при возникновении обязанности по регистрации обособленного подразделения, организации следует представить налоговому органу информацию о месте проведения работ с учетом их длительного характера. При передвижении строительной площадки сниматься с учета в одном налоговом органе и вставать на учет в другом не требуется.

Регистрация обособленного подразделения

Самостоятельными юрлицами ни филиалы, ни представительства фирмы, как и прочие подразделения, не являются. Они не могут располагаться по тому же адресу, что и головная компания, должны иметь стационарные рабочие места, для работы как минимум на один месяц. «Голова» наделяет их имуществом, назначает руководителей, выдает им доверенности, а также разрабатывает положения, на основании которых они действуют (ст. 11 НК РФ, ст. 55 ГК РФ).

Постановка на учет обособленных подразделений фирмы осуществляется в ИФНС по месту их нахождения. На это после принятия решения о создании отводится не более месяца (п. 1 ст. 83 НК РФ):

  • Если компания открывает представительство или филиал (ст. 55 ГК РФ), в ИФНС вместе с пакетом необходимых документов подаются в качестве заявления о постановке на учет обособленного подразделения – Заявление о госрегистрации изменений в учредительных документах юрлица (форма № Р13001) и Уведомление о внесении изменений (форма Р13002), для внесения подразделений в ЕГРЮЛ;
  • При создании прочих обособленных подразделений, «голова» направляет в свою ИФНС только один документ — Сообщение по форме № С-09-3-1 (утв. Приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362);
  • Уведомление по форме № 1-6-Учет (приказ ФНС РФ от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488) подается вместе с сообщением о создании, если организация открывает несколько подразделений на одной территории – в одном городе, или муниципальном образовании, но при этом они относятся к ведению разных ИФНС. Для таких случаев действует исключение: когда новый филиал, представительство и т.п. открывается в местности, где у фирмы уже зарегистрировано ранее созданное подразделение, его можно поставить на учет в той же инспекции; также при открытии в одном городе нескольких подразделений сразу, всех их можно поставить на учет по месту нахождения одного из них (п. 4 ст. 83 НК РФ, письмо ФНС РФ от 28.09.2011 № ПА-4-6/15886).

Получив документы, инспекция в пятидневный срок направляет юрлицу уведомление о постановке на учет обособленного подразделения с указанием присвоенного ему КПП. Не будучи отдельными юрлицами, подразделения применяют ИНН головной организации, поэтому он им не присваивается.

Постановка на учет

Ответ на вопрос, с какого момента обособленное подразделение организации следует считать созданным, важен для правильного исполнения предусмотренных в НК РФ обязанностей организации:

письменно сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

По мнению некоторых судов, обособленное подразделение можно считать созданным с того момента, когда оборудовано стационарное рабочее место (Постановления ФАС Московского округа от 10.04.2008 N КА-А40/2751-08 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.07.2008 N 9752/08), ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2009 N Ф03-5338/2009).

Создание стационарного рабочего места вы можете подтвердить, например:

  • приказом о создании рабочих мест (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2008 N Ф03-А24/08-2/2535);
  • подписанным договором аренды помещения, в котором будет располагаться рабочее место (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2008 N Ф03-А24/08-2/2535);
  • приказом о принятии на работу руководителя обособленного подразделения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 N А56-10280/2008).

В Письме от 19.02.2016 N 03-02-07/1/9377 Минфин России выразил иную точку зрения, согласно которой срок исчисляется с начала осуществления деятельности организации через соответствующее обособленное подразделение.

По нашему мнению, пользуясь универсальным правилом, следует определять дату создания обособленного подразделения по наиболее раннему по дате документу, зафиксировавшему наличие всех признаков, установленных ст. 11 НК РФ.

Сообщаем в налоговую инспекцию об открытии обособленного подразделения

Согласно статье 83(1) НК РФ организации должны вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Дополнительное требование сообщать в налоговую инспекцию обо всех обособленных подразделениях (в месячный срок) и об изменениях сведений о них (в трехдневный срок) установлено статьей 23(3) НК РФ.

Таким образом, при создании обособленного подразделения (не являющегося филиалом или представительством) ООО должно:

  • сообщить об этом в свою налоговую инспекцию по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 04.09.2020 № ЕД-7-14/[email protected];
  • встать на налоговый учет по месту нахождения этого подразделения, если оно создано на территории, подведомственной не той налоговой инспекции, в которой зарегистрирован головной офис.

Налоговая инспекция по месту регистрации головного офиса, в которую было подано сообщение № С-09-3-1, сама сообщает об этом факте в ФНС по месту нахождения созданного обособленного подразделении (ст. 83(4) НК РФ), то есть от ООО не требуется самостоятельно вставать на учет.

Если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из обособленных подразделений, по выбору организации. Например, если в одном городе у ООО открыто несколько магазинов на территориях разных ФНС, не надо вставать на учет в каждую из них, можно выбрать какую-то одну инспекцию, указав этот выбор в сообщении.

При изменении адреса обособленного подразделения его не надо закрывать и открывать заново, а только подать сообщение по форме № С-09-3-1 в налоговую инспекцию по месту учета подразделения с указанием нового адреса.

Закрытие обособленного подразделения

Для того чтобы снять закрываемое (ликвидируемое) обособленное подразделение с налогового учета, надо подать в ИФНС по месту нахождения самой организации сообщение по форме N С-09-3-2. Сделать это надо в течение трех рабочих дней со дня:

  • принятия решения о ликвидации филиала или представительства (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Такое решение может принять совет директоров (коллегиальный исполнительный орган) АО или общее собрание участников (единственный участник) ООО (пп. 14 п. 1 ст. 65 Закона N 208-ФЗ, ст. 5, пп. 2 п. 2 ст. 33, ст. 39 Закона N 14-ФЗ);
  • издания руководителем организации приказа о закрытии ОП, которое не является филиалом или представительством (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Что такое обособленное подразделение

В российском законодательстве есть два подхода к понятию обособленного подразделения: гражданско-правовой и подход, принятый в налоговом праве. С точки зрения гражданского права, это либо представительство либо филиал. Оба эти вида находятся вне места расположения юридического лица, деятельность представительства направлена на защиту интересов лица или представление его в другом географическом регионе. Филиал осуществляет функции юридического лица частично или полностью в другом географическом регионе. Понятие, виды и правовой статус обособленных подразделений с позиции гражданского права зафиксированы в ст. 55 ГК РФ.
Налоговое законодательство трактует понятие подразделения шире: это и филиалы, и представительства, и все прочие виды отдельно находящихся частей юридического лица, которые функционируют вне места его нахождения и имеют стационарные рабочие места. Стационарным рабочим местом признается место, организованное как минимум на один месяц. Такая позиция отражена в ст. 11 НК РФ.

Отдельно функционирующая часть компании ни в понимании гражданского права, ни в понимании налогового не является отдельным юридическим лицом. Это то же самое юридическое лицо, ему не присваивается ИНН, только собственный КПП. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ. О существовании иных отдельных частей юридическому лицу достаточно сообщить в налоговую, подав сообщение по форме № С-09-3-1.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]