Амортизация здания: как расчитать и налогообложение


Необходимость в начислении амортизации зданий

Здания, как часть активов предприятия, используются для обеспечения производственного процесса и в административных (управленческих) целях. С годами они постепенно изнашиваются, что является природным. Здания утрачивают свои первоначальные свойства и характеристики. Поскольку происходит ухудшение технического состояния, то снижается их стоимость. Когда имущество только становится на бухгалтерский учет, оно обладает первоначальной ценностью. Она изначально определяемой стоимостью покупки и затратам на введение его в работу.

Вместе с естественным износом ценность подлежит корректировке в сторону уменьшения. Именно поэтому производится начисление амортизации как постепенное отнесение стоимости ОС на себестоимость изготовленных товаров, предоставленных услуг или исполненных работ.

Начисления амортизации в бухучете: основы

Исходным элементом в методологии расчета амортизации выступает срок полезного использования (СПИ) недвижимых активов. Устанавливают его за данными «Классификации ОС, включаемых в амортизационные группы». Она действует в соответствии с правительственным постановлением в 2002 году. Нужно учитывать и изменения, внесенные 07.07.2016. Их действие началось с января текущего года.

СПИ выступает период, на протяжении которого здание в состоянии продуктивно служить в качестве актива и способствовать выполнению целей налогоплательщика.
Предприятие его определяет само, основываясь на дату, когда здание запустили в эксплуатацию, и информацию о классификации ОС: (нажмите для раскрытия)

Группы ОС (здания в т.ч.)СПИ (лет)
свышедо (включительно)
4-я57
5-я710
7-я1520
8-я2025
9-я2530
10-я30

Здания относятся к 4-й и 5-й, а также к 7-10 группам. Предприятие самостоятельно определяет, к какой из них следует причислить свою недвижимость. Подсказкой служит характеристика каждой совокупности зданий.

Бухгалтерский учет временных зданий и сооружений

Первоначальная стоимость временных сооружений формируется по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств». При вводе в эксплуатацию их стоимость списывается в дебет счета 01 «Основные средства».

Корреспонденция счетов будет такой:

Дебет 23 Кредит 10

— списана фактическая себестоимость израсходованных материалов при монтаже;

Дебет 23 Кредит 70, 69

— отражена начисленная сумма зарплаты и взносов работников, занятых возведением временных зданий и сооружений;

Дебет 08-3 Кредит 23

— отражена доля расходов вспомогательных производств, приходящихся на некапитальные работы по возведению временных зданий и сооружений;

Дебет 01 Кредит 08-3

— основное средство учтено в составе основных средств.

Поступление на баланс организации временных сооружений документально оформляется актом по форме № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» для титульных временных сооружений и специальной унифицированной формой № КС-8 «Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения» — для нетитульных.

После этого на объект следует начислять амортизацию. Для этого в бухгалтерском учете организация самостоятельно может определить срок полезного использования основных средств в зависимости от ожидаемого срока использования объекта, ожидаемой производительности и мощности или физического износа (п. 21 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). На практике срок использования временного сооружения чаще всего равен сроку строительства, и по его окончании оно будет полностью самортизировано.

Корреспонденция будет такой:

Дебет 20 (23, 25, 26, …) Кредит 02

— начислена амортизация по временным зданиям и сооружениям.

Амортизация здания: проводки

Счет, используемый для амортизационных отчислений – 02. Бухгалтерские записи, отражающие операции:

ДебетКредитОперации
2002амортизация начислена в производстве:
– основном
23– вспомогательном
29– обслуживающем
25амортизация ОС общепроизводственного назначения
97амортизация ОС в затратах будущих периодов

Начисление амортизации зданий в налоговом учете

В налоговом законодательстве предусматриваются два способа расчета амортизации зданий:

  1. Линейный – амортизация рассчитывается равномерно и отдельно за каждым объектом. Независимо от учетной политики организации, для зданий его необходимо применять обязательно. Основой начисления выступает их начальная стоимость.
  2. Нелинейный.

Линейный способ описан выше (пример №1).

При применении нелинейного метода:

  1. Сумму амортизации следует рассчитывать по комплексу зданий, а не по каждому в отдельности.
  2. За основу берется, остаточная стоимость ОС, а не первоначальная. Их суммарная оценка ежемесячно уменьшается на начисленный размер износа.

Амортизационные отчисления (А) определяется так:

А = Со · На, где:

Со – остаточная стоимость комплекса зданий;

На – норма амортизации.

Размер последней составляет:

Группа амортизацииНорма, %
43,80
52,70
71,30
81,00
90,80
100,70

Пример № 2. Суммарная остаточная стоимость зданий седьмой группы составляет на первое число года 15 млн. руб. Для 7-ой группы ОС норма амортизации – 1,3%.

Рассчитаем сумму амортизации:

  • Январь 15 000 000 · 1,3/100 = 195 тыс. руб.
  • Февраль (15 000 000 – 195 0000) · 1,3/100 = 14 805 000 · 1,3/100 = 192 465
  • Март (14 805 – 192 465) · 1,3/100 = 14 612 535 · 1,3/100 = 189 963

Остаточная стоимость группы зданий на начало второго квартала составит:

14 612 535 – 189 963 = 14 422 572 руб.

Дальнейший расчет проводится точно так же.

Нелинейным способом стоимость зданий списывается намного быстрее, чем линейным. Сумма составит 35-40% уже за первый год эксплуатации активов.

Важно! Метод удобно применять в организациях, предпочитающих амортизацию ускоренную.

Методы и формулы, используемые в бухгалтерском учете

В бухучете оборудования применяется несколько видов начисления амортизации. Предпочтение отдается варианту, наиболее соответствующему условиям ведения деятельности необходимости более быстрого списания стоимости или сезонности использования оборудования.

В учете используются способы начисления:

  • Линейный, со списанием стоимости равными частями. Наиболее простой способ, не требующих дополнительных расчетов.
  • Уменьшаемого остатка, при котором в основу принимается остаточная стоимость оборудования. При использовании способа допускается применение повышающего коэффициента.
  • Кумулятивный, со списанием суммы в зависимости от числа лет эксплуатации. Набольшее по сумме списание приходится на первые годы использования. Используется для высокотехнологичного оборудования.
  • Производственный, при котором списание осуществляется в зависимости от объема выпускаемой продукции. Используется для сезонного использования оборудования.
Способ отчисленийФормулаРасшифровка понятий
ЛинейныйСп х Н / 100%Сп – стоимость при постановке на учет, Н–норма
Уменьшаемого остаткаСо х Н х К /100%Со – остаточная стоимость, Н – норма, К – коэффициент ускорения
КумулятивныйСп х Чо / ЧиСп – стоимость при постановке, Чо – число лет до конца использования, Чи – число лет эксплуатации
ПроизводственныйОф х Сп / ОпСп – стоимость при постановке, Оф – выпуск по факту, Оп – выпуск по плану

Выбор метода начисления необходимо утвердить в локальных актах предприятия. Организации, использующие упрощенный порядок ведения бухучета, могут начислять амортизацию 1 раз, на последнюю дату отчетного года.

Особенности амортизационных расчетов по расконсервированным зданиям и реконструированным

Когда здания консервируются на срок, превышающий три месяца, становится на паузу начисление амортизации. После запуска объекта назад в производство, она начинает рассчитываться снова в порядке, предусмотренном на предприятии. Особенность в том, что нужно увеличить СПИ здания на период его нахождения в консервации – месяцы или годы.

Этот срок возрастает и при проведении реконструкции. Следует только учесть, что СПИ не может превышать тот период службы, установленный для ОС соответствующей амортизационной группы. Когда отрезок времени, потраченный на реконструкцию, капитальный ремонт или модернизацию здания больше года, процесс начисления амортизации приостанавливается.

Амортизация зданий при ликвидации

В случае ликвидации ОС их следует списать с баланса. Оформить операцию следует приказом руководителя и Актом соответствующей формы. В налоговом учете затраты, связанные с ликвидацией, в том числе, и недоначисленная амортизация, включаются в состав расходов внереализационных. В бухучете будут использованы такие записи:

ДебетКредитОперации по списанию
01.201первоначальной стоимости выбывших зданий
0201.2амортизации
91.201.2остаточной стоимости зданий
91.260Отражение расходов на ликвидацию ОС

Как определить, к какой амортизационной группе относится недвижимость?

Все основные фонды имеют классификацию по амортизационной группе, которая определена в Классификаторе ОС и ОКОФ последнего года издания.

Для того, чтобы определить, к какой амортизационной группе относится объект, необходимо знать его срок полезного использования (СПИ). Организация сама определяет СПИ и подтверждает его отдельным актом с датой ввода помещения в работу.

Согласно Классификатору ОС (постановление правительства РФ от 28.04.2018 №526) нежилые здания и помещения относятся к:

  1. Седьмой группе группе (от 15 до 20 лет включительно):
      деревянные;
  2. контейнерные;
  3. деревометаллические;
  4. панельные;
  5. каркасные;
  6. глинобитные;
  7. саманные;
  8. другие нежилые здания.
  9. Восьмой группе (от 20 до 25 лет включительно). Здания с:
      облегченной каменной кладкой;
  10. с брусчатыми, рубленными или бревенчатыми стенами;
  11. с железобетонными, кирпичными и деревянными столбами.
  12. Девятой группе (от 25 до 30 лет включительно). Хранилища для овощей и фруктов:
      со стенами из камня;
  13. кирпичными и железобетонными колоннами;
  14. и железобетонными покрытиями.
  15. Десятой группе (от 30 лет и выше). Здания, которые не вошли в предыдущие группы, с долговечными каркасами и покрытиями.

Хотите знать больше о нежилой недвижимости, в том числе о промышленной и коммерческой? Читайте наши статьи об особенностях сделок с такими объектами и нюансах налогообложения, об их перепланировке, переустройстве и реконструкции, а также о праве собственности на нежилые здания и помещения.

Начисление амортизации при УСНО, ЕНВД и ЕСХН: особенности

Упрощенка не означает, что возможно упразднение и амортизационных отчислений. Если в предпринимательском процессе присутствуют и эксплуатируются ОС, значит, они изнашиваются и, когда-нибудь, потребуют замены или ремонта. Сумма амортизации при УСНО «доходы минус расходы» включается в совокупные затраты и уменьшает базу налогообложения.

В налоговом учете стоимость ОС нужно погашать равномерно, одинаковыми частями за один календарный год. УСНО «доходы» предполагает уплату налога из суммы полученного дохода. Амортизация в него не входит, поэтому такие предприниматели могут ее не начислять.

Подобная ситуация и у предприятий с ЕНВД, у которых объектом налогообложения выступает вмененный доход. Но бухучет такие организации ведут в полном объеме. И амортизацию начисляют по общим правилам, чаще всего, линейным способом. Это относится и к ЕСХН.

Налоговый учет временных зданий и сооружений

В налоговом учете совершенно иная ситуация. Срок амортизации временного сооружения необходимо определять только в соответствии с амортизационными группами классификации основных средств. Об этом сказано в письме ФНС России от 13 января 2012 года № 03-03-06/1/12. Это означает, что сроки амортизации будут, как правило, большими по сравнению с бухгалтерским учетом, и поэтому к концу строительства в налоговом учете временные здания и сооружения самортизированы не будут. Их остаточную стоимость можно будет списать после ликвидации на внереализационные расходы.

Как следствие, в период строительных работ из-за различий учета амортизации временных основных средств будут возникать временные разницы в учете (п. 8 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Поясним на примере.

Пример

ООО «Монтажник» занимается строительными работами. В 2012 году оно возвело своими силами помещение для обогрева рабочих. Его стоимость составила 200 000 рублей. Срок использования помещения должен составить 24 месяца – на время строительства. Помещение относится к 10 амортизационной группе. В налоговом учете срок полезного использования составит 35 лет или 420 месяцев.

Рассчитываем норму амортизации:

— в налоговом учете: 1 / 420 мес. х 100% = 0,24%;

— в бухгалтерском учете: 1 / 24мес. х 100% = 4,17%.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит:

— в налоговом учете: 200 000 руб. х 0,24% = 480 руб.;

— в бухгалтерском учете: 200 000 руб. х 4,17% = 8340 руб.

Поэтому в период строительства ежемесячно возникает вычитаемая временная разница:

8340 руб. – 480 руб. = 7860 руб.

Эта разница, в свою очередь, приводит к образованию отложенного налогового актива:

7860 руб. х 20% = 1572 руб.

Образование отложенного налогового актива ежемесячно отражается проводкой:

Дебет 09 Кредит 68

-1572 руб. – начислен отложенный налоговый актив.

Когда строительство закончится, на счете 09 по дебету соберется вся сумма налогового актива:

1572 руб. х 24 мес. = 37 728 руб.

После ликвидации временного сооружения эту сумму необходимо списать:

Дебет 99 Кредит 09

— 37 728 руб. – списан отложенный налоговый актив.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]