Как правильно заполнять транспортную накладную на перевозку груза: образец ТТН, примеры, фото

  1. Товарно-транспортная накладная, предназначение
  2. Товарная накладная
  3. Товарная накладная по доверенности
  4. Товарно-транспортная накладная – документация для учёта ТМЦ
  5. Заключение

Длительное время плательщики налогов осуществляют споры с фискальными структурами по поводу прав на вычет налога на добавленную стоимость, если покупка продукции проведена товарной накладной ТОРГ-12, ТТН потребитель не получил. Также споры ведутся и по сокращению базы налога по прибыли.

Товарно-транспортная накладная, предназначение

Товарно-транспортную накладную (ТТН) считают общепринятой документацией, утверждённой Государственным комитетом по статистике ещё в 1997 году. При утверждении были представлены пояснения по использованию и правильному оформлению товарно-транспортной накладной. Товарно-транспортную накладную необходимо считать товарораспорядительной документацией по учёту деятельности на автомобильном транспорте. Товарно-транспортную накладную разделяют на 2 раздела:

  • Транспортный.
  • Товарный.

Товарный раздел требуется отправителю и получателю груза для списывания товарно-материальных ценностей со складских запасов отправителя, и для учёта данных запасов у получателя. Оформление ТТН производится в том случае, если поставка получателю купленного товара производится фирмой, перевозящей данный товар. В первую очередь, товарно-транспортную накладную нужно оформлять для того, чтобы подтвердить факт заключения договорных отношений по транспортировке товара. Для компании, продающей товар, документация по форме 1-Т, в товарном разделе, считается основой для списывания с учёта ТМЦ, а для компании, которая приобрела товар, данная часть ТТН считается основой, и нужна для учёта данных ценностей. Транспортная часть документации требуется компании, перевозящей товар, а также заказчику транспортного средства для проводки расчётов. Компания, перевозящая товар, на основе транспортной части ТТН производит начисление зарплаты шофёру автомобиля.

Для водителя ТТН нужна для свободного передвижения по автомобильным дорогам, так как ТТН доказывает обоснованность транспортирования товара правоохранительным организациям, которые осуществляют проверки на автодорогах. Следовательно, товарно-транспортную накладную считают документацией, которая определяет взаимные отношения отправителей груза с предприятием, владеющим автомобильным транспортом, и производящим транспортирование товара, сопровождая транспортной накладной. В том числе, ТТН предназначена для учёта работы транспорта и расчётов отправителей либо получателей товара с предприятием, владеющим автомобильным транспортом за предоставленный сервис по транспортированию товара.

Что нужно указывать в форме

Каждый участник логистической операции должен знать, как заполняется транспортная накладная — заполненный образец правильного оформления грузовой ТТН должен быть всегда под рукой у сотрудников, ответственных за ведение документооборота.

Для отправителей

В статусе стороны, отправляющей груз, могут выступать продавцы, покупатели и экспедиторы, обязанность которых — внесение большей части информации об условиях перевозки. Помимо «шапки» ТН, в которой указываются дата, регистрационный и порядковый номер экземпляра и заявки, к числу обязательных также относятся следующие разделы:

  • 1. «Грузоотправитель». Реквизиты физического или юридического лица, ИНН, адрес местонахождения и контактные сведения. В рамках экспедиторских отгрузок также проставляется дополнительная отметка, и заполняется раздел 1а.
  • 2. «Грузополучатель». Идентично предыдущему пункту, только на этот раз о второй стороне, участвующей в процессе.
  • 3. «Груз». Расширенная графа, предусматривающая внесение максимально подробных данных о транспортируемом объекте. Указываются номенклатурное наименование, число грузовых мест, габариты и масса, наличие потенциально опасных веществ, а также объявленная ценность, взять которую можно из ТН или УПД (универсального передаточного документа). При отсутствии сведений по отдельным позициям проставляется прочерк.
  • 4. «Сопроводительная документация». Полный перечень реквизитов накладных, сертификатов, паспортов, свидетельств и т.д. Чем подробнее — тем лучше с точки зрения потенциальных проверок налоговой.
  • 5. «Указания грузоотправителя». Список требований, обусловленных спецификой и характеристиками перемещаемой продукции, и обязательных к соблюдению для логистической . Указание информации о субъекте, отпускающем товар, а также адреса складского помещения, даты и времени отгрузки. В процессе передачи отмечаются фактические сроки прибытия, состояние партии, масса и количество мест. Заверяется передающим лицом, водителем автомобиля, а также, в случае необходимости, отправителем поставки.
  • 7. «Сдача». Аналогично предыдущему пункту, но на этот раз вносятся сведения о процессе выгрузки продукции.
  • 15. «Подписи сторон». В соответствии с правилами и примерами оформления товарно-транспортных накладных на перевозку грузов, приведенными в образцах заполнения формы ТТН и ТН, подписантами являются ответственные уполномоченные лица; в обязательном порядке указываются личные данные и занимаемая должность. Стоит отметить, что этот раздел заполняется всеми участниками логистической операции.

Для перевозчиков

Водитель, отвечающий за фактическую транспортировку, расписывается в пунктах 6 и 7 по факту принятия и сдачи. Кроме того, грузоперевозчиком заполняются следующие графы.

  • 8. «Условия перевозки». Перечень факторов, позволяющих квалифицировать объект утраченным, стоимость услуг терминального хранения, санкции за нарушение операционных процессов и т.д. По умолчанию правила регламентируются Уставом автомобильного транспорта.
  • 9. «Информация о принятии к исполнению». Дата приема заказа на выполнение логистических услуг и данные ответственного сотрудника. Закон отводит три рабочих дня на рассмотрение заявок, официально поступивших от отправителей.
  • 10. «Перевозчик». Реквизиты и сведения о компании, осуществляющей перевозку, Ф.И.О. водителя, телефон для оперативной связи.
  • 11. «Транспортное средство». Номер автомобиля, марка, характеристики грузоподъемности, а также тип владения — аренда, лизинг, либо собственный транспорт.
  • 12. «Оговорки и замечания». Комментарии по состоянию груза, оценка которого производится в процессе приемки.
  • 13. «Прочие условия». Дата и номер разрешения на оказание логистических услуг, планируемый маршрут перемещения (при транспортировке опасных или крупногабаритных объектов), и т. д.
  • 14. «Переадресовка». Графа заполняется водителями в случае внесения изменений в изначально указанный адрес поставки.
  • 16. «Стоимость услуг и расчет платы». Алгоритм определения суммы, предъявляемой к оплате отправителем с учетом НДС, а также банковские реквизиты. При отсутствии информации в данном разделе ТН должна сопровождаться иным первичным документом, подтверждающим стоимость логистики, например, УПД.

Для грузополучателя

Сторона, выступающая получателем груза, заполняет пункт 7 в присутствии представителя перевозчика, указывая сроки подачи машины для выгрузки, состояние партии, массу и количество мест. В тех случаях, когда товар доставляется на исправном закрытом транспорте, в опломбированном и опечатанном контейнере, детальная проверка с участием водителя или экспедитора считается необязательной.

При наличии претензий соответствующая информация вносится в раздел 17 — «Отметки», который также может быть заполнен и другими участниками логистической операции. Все факты нарушений, повреждений или расхождений должны фиксироваться документально, с помощью актов, являющихся доказательством во время рассмотрения правовых споров.

Как исправить ошибку в ТН

Документ, составленный некорректно, можно скорректировать в бумажных экземплярах. Ошибочная строка перечеркивается одной сплошной чертой, позволяющей идентифицировать смысловое содержание написанного. Следом вписываются верные данные, проставляется о, и указываются дата, время, а также подпись и реквизиты ответственного лица.

Товарная накладная

Перечень общепринятых форм исходных учётных документов по учёту коммерческих процессов, который утверждён Госкомстатом РФ, включает исходный учётный документ, товарная накладная (ТН), применяемая проведения сделки купли-продажи ТМЦ сторонним предприятием, оформляется в 2-х образцах.

Один образец остаётся на предприятии, которое сдаёт ТМЦ, и считается основой для списывания ТМЦ. Второй образец передаётся стороннему предприятию, и считается основой для прихода данных ТМЦ. В частности, ТН считается в ситуации доставки товара продавцами приемлемым основанием прихода продукции, оформление транспортной накладной является не обязательным. Дискуссий плательщиков налогов с фискальными структурами по поводу прав на вычет налога на добавленную стоимость, а также учёта в затратах стоимости товарно-материальных ценностей, имея в распоряжении либо отсутствуя у потребителя ТТН происходило большое количество. Некоторые судебные заседания рассматривают данный вопрос с положительным результатом для присутствия в обязательном порядке товарно-транспортной накладной, иные предоставляют возможность не использовать данную ТТН, в ситуации, когда у компании есть прочая документация, которая подтверждает покупку товарно-материальных ценностей.

Официальные зацепки фискальных структур к нехватке товарно-транспортной накладной у заказчика, не так давно являлись самым популярным основанием к непринятию при расчёте налога на прибыль сделанных затрат, и не дать согласия на право плательщика налогов на вычет входящего налога на добавленную стоимость.

Сегодня стопроцентно возможно заявлять, что, когда фирма, покупает продукцию, и не является заказчиком в договорных условиях транспортирования, данная фирма может учитывать расходы на покупку товарно-материальных ценностей в затратах, и допустить к вычету входящий налог на добавленную стоимость по данной продукции, при отсутствии ТТН.

Основным, в данной ситуации, является то, что в обязательном порядке необходимо обладать документацией, которая может подтвердить транзакцию. А также подтверждает надёжность этой информации, которая содержится в данной документации. При желании избавиться от спорных ситуаций с фискальными структурами, а также собственным контрагентом, стоит указать в контракте, что приход продукции производится на основе ТН.

Товарная накладная по доверенности

Невзирая на естественность проблемы о необходимости печатного оттиска покупателя на расходной накладной, в том случае, когда продукцию принимает сотрудник заказчика по доверенности, проблема остаётся не закрытой. Присутствует два альтернативных мнения на данную проблему. С одной стороны, на основании письма Комитета РФ по торговле, рекомендовано, ставить печать, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.

А с другой стороны, печать уже стоит на доверенности, и необходимо просто приложить доверенность к расходной накладной. Возможно считать, что оттиск печати в данной ситуации на нужен, так как в доверенности есть все данные, и это предусматривается Гражданским Кодексом Российской Федерации, статья 185. Получая продукцию на основании ТН, в доверенности прописываются все данные ТН, и на ней ставиться печать. По данной причине, эту накладную и доверенность возможно соединить, и тогда фискальных штрафов за нехватку печати на ТН не будет существовать.

Для заполнения данных доверенности в ТН предвидены соответственное место. Сотрудник, который принимает продукцию, ставит автограф в позиции «Продукцию принял». Вместе с тем менеджерам, продающим продукцию, требуется учесть, что в случае, когда в роли покупателя продукции является частное лицо, то ТН нет необходимости заполнять, поскольку, согласно документации Государственного комитета по статистике данная ТН используется для проводки отгрузки ТМЦ стороннему предприятию.

Товарно-транспортная накладная – документация для учёта ТМЦ

Когда поставщик произвёл поставку продукции, и предоставил лишь товарно-транспортную накладную в качестве сопроводительной документации, и в ТТН заполненным является место «Сумма НДС», можно ли учесть продукцию по данной ТТН, и свободно декларировать вычет входящего налога на добавленную стоимость?

Можно сказать, что наличие покупки продукции и одобрение затрат на их покупку для задач подсчитывания налога на прибыль, в том числе, и одобрение к вычету входящего налога на добавленную стоимость при существовании товарно-транспортной накладной – реально.

А причиной является следующее. В статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации говорится, чтоб затраты стали законными, необходимо, чтоб они были подтверждёнными документами, обоснованными. Чтоб принять входящий налог на добавленную стоимость по купленной продукции к вычету, предостаточно учесть товарно-материальные ценности к учёту, обладать счётом на оплату, а также обосновать, что товарно-материальные ценности используются в процессе, который облагается налогом.

И ТН, и ТТН считаются первичной документацией по учёту передвижения продукции, и могут быть дополнены необходимыми реквизитами. Следовательно, когда предприятие, которое покупает продукцию, и не производит оплату перевозки продукции, тогда для прихода и отображения в учёте стоимости купленных товарно-материальных ценностей возможно использовать транспортную накладную или ТН, установленной формы и заполненную по всем правилам.

Новая и старая форма форма: как используют транспортные компании грузовладельцы

Кто-то из грузоотправителей уже внедрил новые требования к оформлению документов, а кто-то все еще заполняет старую форму.
Главное: что
нужно обязательно заполнять в транспортной накладной чтобы снизить налоговые риски:

  • дата составления транспортной накладной;
  • наименования грузоотправителя, грузополучателя (при необходимости и клиента — заказчика перевозки) и перевозчика в разделах 1, 2, 1а, 10 транспортной накладной;
  • размер провозной платы в разделе 1;
  • наименования должностей, подписи и расшифровки подписей в разделах 1а (при необходимости), 6, 7, 15, 16.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]