Как закон с 20.07.2020 регулирует совершение сделок на финансовых платформах


Базовый ФЗ о сделках на финансовых платформах

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы», сама финансовая платформа – это информационная система, которая обеспечивает взаимодействие финансовых организаций или эмитентов с потребителями финансовых услуг через Интернет для обеспечения возможности совершения финансовых сделок. Доступ к ней предоставляет оператор финансовой платформы, состоящий в соответствующем реестре.

Закон № 211-ФЗ был разработан депутатами Госдумы в соответствии:

  • со Стратегией развития информационного общества в России на 2017-2030 годы (Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203);
  • программой «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р);
  • Основными направлениями развития финансовых технологий на период 2018-2020 гг. (утв. Советом директоров ЦБ 15.12.2017).

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ

1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:

а) с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;

(Подпункт дополнен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 25 ноября 2009 года № 276-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 16-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

д) с увольнением работников, за исключением:

компенсации за неиспользованный отпуск;

суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

е) с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

ж) с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;

з) с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

и) с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:

выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников (абзац дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 339-ФЗ);

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;

4) доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (пункт дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 339-ФЗ – см. предыдущую редакцию);

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 339-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

6) взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в размере уплаченных взносов, но не более 12000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

6.1) взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов (пункт дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 85-ФЗ);

7) стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года. – См. предыдущую редакцию.)

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;

11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;

12) суммы платы за обучение по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам работников;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

13) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 305-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 379-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 407-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

2. При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

3. В базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются:

1) в части страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, – суммы денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения) и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями, выплаты и иные вознаграждения, осуществляемые в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде (включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

(Пункт дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 428-ФЗ; дополнен со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 234-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 269-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

2) в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, – любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Как работает финансовая платформа

Механизм такой. Оператор электронной платформы предоставляет сторонам сделки возможность провести расчеты по заключенным на платформе сделкам с помощью:

  • специального счета оператора такой платформы;
  • либо сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России.

Законом № 211-ФЗ предусмотрено создание единого реестра финансовых транзакций, который ведёт Банк России. В нём аккумулируется информация об обязательствах финансовой организации перед потребителем финансовых услуг по договорам банковского счета (вклада), заключенным с использованием электронной платформы. Создание такого реестра направлено на повышение удобства и прозрачности информации о сделках на финансовом рынке.

Информация о сделках, заключаемых с использованием электронной платформы, доступ к которой предоставляет регистратор финансовых транзакций, считается достоверной, пока через суд не доказано иное.

Потребитель финансовых услуг может контролировать деятельность финансовых организаций путем проверки информации, отраженной в реестре, с использованием личного кабинета на сайте Госуслуг.

Зачем приняли Закон о финансовой платформе

Считается, что Закон № 211-ФЗ о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы будет способствовать:

  • доступности финансовых услуг широким слоям населения;
  • увеличению конкуренции на рынке банковских услуг за счет малых региональных банков – клиентов электронной платформы, которые теперь могут предлагать финансовые продукты клиентам независимо от географического распространения своей филиальной сети в регионе проживания потенциальных клиентов;
  • автоматизации взаимодействия, повышение скорости и удобства транзакций в рамках электронных платформ;
  • прозрачности и оперативности получения достоверной информации о финансовых продуктах и действующих обязательствах финансовых организаций перед клиентами.

Новый закон с 1 января 2022 года

С 1 января 2022 года нормативно-правовой акт N 212-ФЗ считается недействительным — он утратил силу. В новом Указе говорится о том, что все взносы теперь перечисляются через Федеральную налоговую службу.

С момента прекращения ФЗ-212 начинает действовать глава 34 НК РФ, которая и будет отвечать за регуляцию взиманий оплаты по страховым взносам. Тарифы, суммы перечислений регулируются данным нормативно-правовым актом.

В главе 34 НК содержится 14 статей. База, тарификация, понятие о плательщиках остаются неизменными.

За регуляцию возможности внесения обязательных платежей по страховым взносам в ПФ РФ отвечает ФЗ-56. Данный нормативно-правовой акт был принят ранее за несколько месяцев до 212-ФЗ. В Федеральном законе содержится всего 17 статей. Разделения на главы отсутствует. В статьях содержатся основные понятия нормативно-правового акта, а также определяются способы инвестиции в накопительную часть пенсии.

Изменения в законодательство

Другой Федеральный закон – от 20.07.2020 № 212-ФЗ – внёс изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы.

Закон № 212-ФЗ внёс изменения в Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Он дополнил его специальным порядком выплаты возмещений при наступлении страхового случая по вкладам, открытым с использованием электронной платформы. В частности, такой порядок предусматривает следующее:

  • при наступлении страхового случая регистратор финансовых транзакций предоставляет Агентству по страхованию вкладов (АСВ) реестр обязательств банка по вкладам, открытым с использованием электронной платформы;
  • на основе сведений в реестре АСВ выплачивает возмещения на спецсчет оператора электронной платформы;
  • выплата такого возмещения происходит без дополнительного предоставления вкладчиками заявления и документов, удостоверяющих личность;
  • при наличии у вкладчика в банке вкладов, открытых как с использованием электронной платформы, так и без неё, в первую очередь выплачивают возмещение по вкладам, открытым с использованием электронной платформы;
  • если размер встречных требований банка к вкладчику превышает размер обязательств банка перед вкладчиком по вкладам, открытым без использования электронной платформы, размер возмещения по вкладам, открытым с использованием такой платформы рассчитывают исходя из разницы между суммой обязательств банка по вкладам, открытым без использования электронной платформы и величиной превышения встречных требований банка.

Закон № 212-ФЗ также расширил возможности электронного общения вкладчиков и иных лиц с АСВ при установлении и выплате возмещения по вкладам. Для этого введены:

  • возможность обмена информацией между вкладчиками, АСВ и иными лицами через официальный сайт АСВ;
  • сокращение бумажного документооборота между вкладчиками, иными лицами и АСВ за счет исключения обязанности предоставлять документы, удостоверяющие личность, при направлении заявления о выплате возмещения или заявления о несогласии с размером выплаченного возмещения.

Установление специального порядка выплат по вкладам, открытым с использованием электронной платформы, информация о которых получена от регистратора финансовых транзакций, и цифровизация информационного обмена с АСВ позволяют:

  • сократить сроки получения возмещения по вкладам;
  • повысить привлекательность использования электронных сервисов при приобретении финансовых продуктов.

Для идентификации клиентов Закон № 212-ФЗ:

  • включил оператора электронной платформы в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и возложил на таких операторов обязанности по противодействию отмыванию доходов;
  • предоставил право оператору электронной платформы поручать проведение идентификации клиента – физлица/его представителя/выгодоприобретателя/бенефициарного владельца при их личном присутствии банку, соответствующему установленным законом требованиям (далее – опорный банк);
  • предоставил оператору электронной платформы доступ к единой биометрической системе наравне с банками для идентификации клиентов – физлиц по поручению банков и кредитных организаций;
  • предоставил финансовым организациям по определенным операциям право поручать проведение идентификации физлица/его представителя/выгодоприобретателя и бенефициарного владельца оператору электронной платформы.

Оператор электронной платформы вправе проводить идентификацию клиентов как самостоятельно, так и поручать ее проведение опорному банку. Тем самым, операторы электронных платформ могут воспользоваться уже существующей широкой филиальной сетью банков для идентификации клиентов. Это, в частности, повысит доступность финансовых услуг, предоставляемых через электронные платформы.

Теперь есть возможность использования сведений, ранее полученных при идентификации участников электронной платформы ее оператором, для открытия ими нескольких банковских счетов (вкладов) в одном или нескольких банках, присоединившихся к правилам электронном платформы. При условии, что клиент продолжает находиться на обслуживании у оператора электронной платформы.

Закон № 212-ФЗ сохранил общий подход к ограничению перечня сделок, при заключении которых возможно поручение идентификации третьим лицам. Он установил
закрытый перечень финансовых организаций, которые вправе поручать проведение идентификации оператору электронной платформы, а также сделок, в целях совершения которых допустимо поручение идентификации. А именно, это:

  • банк – при заключении договора банковского вклада (счета);
  • кредитная организация – при заключении кредитного договора, обеспеченного ипотекой;
  • профессиональный участник рынка ценных бумаг – в целях совершения с физлицом сделок с государственными ценными бумагами, облигациями, выпущенными российскими эмитентами – юрлицами;
  • управляющая компания ПИФа – в целях совершения с клиентом-физлицом сделок с инвестиционными паями;
  • страховая организация (кроме ОМС) – в целях заключения с физлицом договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, добровольного имущественного страхования, добровольного страхования имущественных интересов туриста.

Поручение идентификации возможно только если соответствующие договоры заключены с использованием электронной платформы финансовыми организациями, присоединившимися к ее правилам.

Описание ФЗ

ФЗ 212 был принят в 2009 году. Его основное назначение заключалось в обеспечении порядка внесения средств на социальное страхование. Структурно в законе выделены следующие главы:

  • общие положения и понятия, используемые в документе;
  • процедура уплаты страховых взносов;
  • порядок обеспечения выполнения обязательств по уплате;
  • права и обязанности плательщиков;
  • контроль над уплатой требуемых сумм;
  • нарушения в уплате и ответственность;
  • процедура обжалования актов контролирующих органов.

3 июля 2016 был издан закон, по которому основные положения были перенесены в Налоговый кодекс в виде главы 34. Однако для регулирования уплаты страховых взносов и определения задолженности до 2022 года применяются те нормы закона, которые были актуальны в требуемое время.

Последние изменения были внесены в декабре 2016 года, уже после принятия решения об упразднении закона. Данный момент подтверждает, что несмотря на упразднение, редакция закона продолжает оставаться актуальной.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]