Аттестация работников на соответствие занимаемой должности — 2022


«Надо, начальник, надо!»

Давно ли в компании проводилась аттестация рабочих мест на предмет условий труда? Таким вопросом могут задаться как сами работники, так и проверяющие из трудовой инспекции. Для многих работодателей он будет неожиданным, так как они слыхом не слыхивали про аттестацию рабочих мест.
В статье 209 Трудового кодекса сказано, что аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных (особых. – Прим. ред.) производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Между тем речь идет об одной из основных обязанностей работодателя – обеспечить безопасные условия и охрану труда (ст. 212 ТК РФ). И отнестись к этому нужно со всей серьезностью, чтобы как минимум не схлопотать от трудовой инспекции административный штраф.

Главная задача аттестации рабочих мест – создать для сотрудников безопасные условия труда. Конечно, это неизбежно потребует определенных финансовых затрат, но впоследствии их можно возместить с помощью ФСС за счет ранее произведенных отчислений.

Конечно, аттестацию проводят согласно определенному порядку. Более того: в самое ближайшее время вступят в действие новые правила.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

С 1992 по 2013 год включительно, прoводилась аттестация рабочих мест по условиям трудa.

ДЛЯ СПРАВКИ
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 г. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагала проведение комплексной оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, выявления степени их вредности и опасности для работника. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда были:

  • трудовой кодекс Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
  • системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

Термин «рабочее место аттестованное» означал – рабочее место подвергшееся процедуре аттестации по условиям труда. При этом оценка условий труда могла быть разной в зависимости от соответствия или несоответствия фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, выполнения или невыполнения требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ. В общем случае Аттестация рабочих мест по условиям труда включала в себя:

  • гигиеническую оценку условий и характера труда (инструментальные измерения и оценка физических и химических факторов: освещенности, шума, вибрации, микроклимата, неионизирующего излучения, химического состава воздуха рабочей зоны);
  • оценку психофизиологических факторов трудового процесса (тяжести и напряженности трудового процесса);
  • экспертную оценку травмобезопасности рабочего места;
  • оценку обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда использовались в целях:

  • предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья;
  • обоснование льгот и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснование предоставления работникам бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание;
  • расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (скидка может достигать до 40% от страхового тарифа).

Начиналось проведение аттестации с выбора аттестационной комиссии, формируемой из сотрудников организации, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест. Аттестационная комиссия.

Аттестации рабочих мест подлежали все имеющиеся в организации рабочие места. Срок действия результатов такой же как и при спецоценке 5 лет с даты проведения первых инструментальных измерений вредных и опасных производственных факторов. Документы по аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендовалось хранить в организации в течении 45 лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежали рабочие места:

  • после замены производственного оборудования;
  • изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.

Если в результате проведений измерений по программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил обнаружены критические изменения уровней факторов трудового процесса, то полученные данные подлежат оценке, а также рассмотрению необходимости внесения изменений в карты аттестации рабочих мест. Вновь организованные рабочие места аттестовались после ввода их в эксплуатацию.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформлялись в виде пакета документов, содержащего:

  • приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
  • перечня рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
  • копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией;
  • карт аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
  • ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
  • плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов (выполняется аттестуемой организацией).

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда могли быть возвращены. ФСС мог также частично возместить затраты учреждения на аттестацию и на улучшение условий труда работников. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009 — 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Минздравсоцразвития разработало Правила финансирования, утвержденные Приказом от 30 января 2008 г. N 43н.

Согласно п. 2 Правил финансирования финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Финансирование предупредительных мер осуществлялось страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем календарном году. Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не мог превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предыдущий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Для получения возмещения учреждение должно было представить в отделение ФСС в срок до 1 августа:

  • план финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний;
  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • копию акта о результатах проверки государственной инспекцией труда, в котором должны быть рекомендации провести аттестацию рабочих мест и (или) снизить уровень запыленности и загазованности воздуха;
  • копию договора с аккредитованной организацией на проведение работ по аттестации рабочих мест;
  • калькуляцию стоимости работ;
  • копию аттестата аккредитации с областью аккредитации;
  • копии документов по результатам аттестации рабочих мест;
  • копии документов, подтверждающих приобретение оборудования, проведение работ по снижению уровня запыленности и загазованности воздуха рабочих мест;
  • документы аккредитованной организации о результатах повторных измерений запыленности и загазованности.

Возмещение выплачивалось в пределах ассигнований, выделенных ФСС региональным фондам.

Необходимо было учитывать что финансирование аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда могло быть осуществлено за счет (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, организация, которая провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, могла рассчитывать на получение скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний (необходимые основания).

По результатам работ, можно было обосновать:

  • Льготы и компенсации, полагающиеся работникам за вредные условия труда;
  • Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
  • Доплаты за вредные условия труда;
  • Выдачу молока или других равноценных продуктов;
  • Льготное пенсионное обеспечение.

На горизонте новый порядок аттестации

26 апреля 2011 года Минздравсоцразвития России приказом № 342н утвердило новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – приказ № 342н; Порядок аттестации). Это означает, что в скором времени перестанут применяться прежние правила аттестации, которые действовали ровно три года (утв. приказом от 31 августа 2007 г. № 569).

Назовем конкретные сроки: новые правила аттестации рабочих мест вступят в силу с 1 сентября 2011 года. Соответственно старый порядок с этой же даты утратит силу и более не применяется.

Также уточним, что Порядок аттестации обязателен для всех организаций. Исключение составляют лишь работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Дополнительная информация

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Почему хромает охрана труда на строящихся объектах? Или зачем нужна аттестация рабочих мест по условиям труда Аттестация рабочих мест по условиям труда — комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки условий труда на рабочих местах, выявления вредных и опасных производственных факторов, а также приведения условий труда в соответствие с установленными требованиями законодательных актов Российской Федерации. С 1 сентября 2011 года вступил в силу новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с новым законом, с 1 сентября 2013 года на компании, расположенные на территории Российской Федерации и не прошедшие аттестацию (переаттестацию) рабочих мест, будут налагаться штрафные санкции вплоть до приостановления деятельности компании.

Безопасность рабочего места

Безопасность на рабочем месте должна быть предоставлена работнику управлением организации. Это одно из требований трудового законодательства Российской Федерации, и все нарушения в этой области строго контролируются и сурово наказываются. Для того, чтобы обеспечить безопасность на рабочем месте необходимо регулярно и своевременно проводить его оценку, эти меры помогут обеспечить не только соответствующие условия для конкретного человека, но и помогают создать безопасную рабочую среду для всей организации. Современная организация процесса труда и безопасности на рабочем месте способствует положительному влиянию на общую производительность и эффективность труда для каждого сотрудника. В данной ситуации необходимо постоянное соблюдение всех правил и норм безопасности на рабочем месте.

Требования к компьютеризированному рабочему месту

Перед началом осуществления работ по сертификации компьютеризированных рабочих мест по условиям труда, каждый специалист обязан посещать курсы, принять участие в семинарах или в тренингах. Такая подготовка необходима для того, чтобы проверяющий ясно понимал, чего требует процедура проведения сертификации рабочих мест и что собой представляют эти требования. Во время обучения специалист сможет ознакомиться с основными различиями между уже существующим и новым порядком сертификации и освоить практические рекомендации по разработке оценки материалов, которые должны быть проанализированы все требования для рабочего места. В первую очередь, курсы предназначены для сотрудников, которые занимают руководящие должности в экспертной организации, и предлагают профессиональные услуги по охране труда. Порядок осуществления аттестации имеет жесткую структуру, которая практически не зависит от области работы предприятия. Группа аккредитованных специалистов, проводящая процедуру аттестации, выполняет проверку соответствия рабочих мест технике безопасности, их технологическую оснащенность и рационализацию. Эксперты осуществляют гигиеническую оценку видов деятельности и условий труда, анализируют травматическую безопасность рабочих мест, уровень обеспеченности трудящихся средствами индивидуальной защиты. В результате проведения аттестации анализируются выявленные недостатки, формулируются выводы, на основе которых разрабатывается план по улучшению условий труда. Аттестация рабочих мест представляет собой детальный анализ, что особенно важно при наличии на производстве сложного технического оборудования, представляющего потенциальную угрозу для жизни и здоровья персонала Протокол по условиям труда, составленный специалистами по итогам АРМ, дополняется следующими приложениями: Карта проведения аттестации. Ведомости рабочих мест, итоги аттестации. Общая ведомость рабочих мест компании, итоги их аттестации. Схема плана мероприятий направленных на улучшение условий труда на предприятии.

Cтоимость проведения аттестации рабочих мест

Расчет стоимости проведения аттестации индивидуален для каждого предприятия, так как цена формируется в зависимости от подлежащих оценке факторов.

Приборы и оборудования при проведении аттестации рабочих мест

Наши приборы при измерении
НаименованиеМарка, модель, год выпуска
Измеритель метеорологических параметров«ЭкоТерма-01», 2012 г.
Неселективный радиометр«Аргус-03», 2012г.
Цифровой преобразователь электромагнитного поляП3-80-ЕН500, 2012 г.
Измеритель напряженности электрического и магнитного полей П3-80, с цифровым преобразователем П3-80-Е2012 г.
Измеритель параметров электрического и магнитного полей трехкомпанентныйВЕ-метр-АТ-003, 2013 г.
Индикатор состояния электроразетокИСЭР-01, 2012
Шумомер-виброметр, анализатор спектра«Экофизика-110А», 2012 г.
Комплект Экоакустика-110А,
Комплект адаптеров для установки 3-компонентных вибродатчиков110-KIT-MA3
Газоанализатор«Колион-1В», 2012 г.
Люксметр-пульсметр-яркомер«Эколайт-01» с доп. фотоголовкой ФГ-1, 2012 г.
УФ-радиометр с ослабляющим фильтром«ТКА-ПКМ» (модель 13), 2012 г.
Дозиметр-радиометрМКС-АТ1117М с блоком детектирования БДПС-02 (гамма-, рентген.-, альфа-, бета-излучение), 2012 г.
Аспиратор малорасходный для отбора проб воздуха«БРИЗ-2»., 2012 г.
Ротаметр с местными показаниями типа РМ,2012 г.
Газоанализатор ГАНК-4С Ехс маркировкой взрывозащиты2Ех(ib)dIIBT4., 2012 г.
Газоанализатор«Колион-1В», 2012 г.
Рулетка измерительнаяЕХ10/5, 2012 г.
Шагомер-эргометр электронный«ШЭЭ-01», 2012 г.
СекундомерСОСпр-2б-2-000, 2012 г.
ДинамометрДС-500, 2012 г.
Угломер с нониусом4УМ, 2012 г.

Об авторе Михаил Марков

Эксперт по СОУТ

Вас может заинтересовать

Другие услуги

Директива 2006/42/ЕС «Машины и механизмы»
Обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений

СДС Военный регистр

Технический паспорт взрывобезопасности

Срок действия – пять лет

В приказе № 342н особо отмечено, что результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 1 сентября по действующим правилам, имеют полную силу и после 1 сентября 2011 года, но до проведения очередной аттестации, а именно – утверждения ее результатов.

Напомним: по общему правилу (которое не изменилось) проводить аттестацию нужно каждые пять лет. При этом датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания работодателем приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Такое положение содержит в себе только новый Порядок аттестации.

Порядок проведения аттестации работников

Из ст. 81 ТК РФ следует, что порядок проведения аттестационных мероприятий устанавливается как трудовым законодательством, так и иными нормативно-правовыми актами, а также локальными актами организации. Поскольку на законодательном уровне общий порядок проведения аттестации не установлен, каждое предприятие прописывает свои правила в соответствующем положении.

При разработке положения о порядке проведения аттестации предприятиям следует ознакомиться с нормами, прописанными, к примеру, в постановлении ГКНТ СССР, Госстроя и Госкомтруда от 17.02.1986 № 38/20/50, которое до сих пор действует.

Нормы данного постановления разрешено применять в той части, которая не противоречит ТК РФ. На практике они могут приниматься во внимание судами при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по результатам аттестационной проверки работников.

Положение об аттестации вы можете найти в формах «КонсультантПлюс». У вас нет доступа? Подключите бесплатную пробную версию К+.

В справочном порядке можно использовать положения постановления ГКНТ СССР и Госкомтруда от 05.10.1973 № 470/267, источника, регулярно использовавшегося кадровыми службами до его отмены с 02.12.2020 постановлением Правительства России от 16.11.2020 № 1850. На его основе формировалась довольно обширная судебная практика. Так, в определении Мосгорсуда от 10.09.2015 № 4г/8-7875-2015 со ссылкой на постановление № 470/267 указывается, что утвержденный на предприятии нормативный акт о проведении аттестации ухудшил положение работников из-за несоответствия нормам постановлений времен СССР.

Вкратце порядок проведения аттестации можно разделить на следующие этапы:

  1. Утверждение положения об аттестации.

О том, что представляет собой этот документ, читайте в материале «Положение об аттестации работников — образец».

  1. Подготовка к проведению аттестации, которая включает:
      утверждение состава аттестационной комиссии;
  2. установление категорий аттестуемых сотрудников;
  3. утверждение графика проведения аттестационных проверок;
  4. подготовку документов на аттестуемых сотрудников;
  5. доведение до сведения сотрудников информации о сроке и месте проведения аттестации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На этой стадии издается соответствующий приказ, в котором приводится вышеуказанная информация. Сведения, содержащиеся в этом приказе и всех возможных приложениях к нему (например, о графике проверок), доводятся до аттестуемых сотрудников под роспись.

  1. Проведение аттестации.
  2. Протоколирование результатов и принятие руководителем решения по итогам аттестации в отношении каждого сотрудника.

Подробный пошаговый алгоритм действий при проведении аттестации разъяснен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Ознакомиться с правилами можно, получив бесплатный доступ к системе.

Вне плана

В новых правилах аттестации несколько норм посвящено внеплановой аттестации (в прежних они отсутствовали). По ним начать аттестовывать вновь организованные рабочие места нужно не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию (п. 8 приказа № 342н).

Примечательно, что это не единственный случай, когда необходима внеплановая аттестация. Остальные перечислены в разделе VI приказа (замена оборудования, изменение технологии производства и др.).

Как и при плановой аттестации, основной итог внеплановой – составленные карты аттестации рабочих мест и иные документы.

Новый подход

Приказ № 342н более грамотно отразил сегодняшние реалии и особенности трудового процесса.

Например, говоря о составе аттестационной комиссии в организациях малого бизнеса и на микропредприятиях, законодатели не забыли о внешнем специалисте по охране труда, который (один или несколько) может входить в ее состав (п. 10).

А в пунктах 41 и 42 приказа № 342н оговорены особенности аттестации нестационарных рабочих мест, а также когда должность либо профессия подразумевает (с подачи работодателя) выполнение несвойственных ей функций.

Существенно поменялся и подход к терминологии: если сейчас рабочие места оценивают с точки зрения травмобезопасности, то с 1 сентября этого года – на предмет травмоопасности.

Крайне важно, что теперь работодатель будет заниматься именно организацией и обеспечением проведения аттестации, а не непосредственно ее проведением и оценкой рабочих мест. Это уже прерогатива специализированной аккредитованной при Минэкономразвития организации, с которой работодатель заключает гражданско-правовой договор. По своей юридической природе это, как правило, смешанный договор с элементами подряда и возмездного оказания услуг. Аттестующая организация сама определяет методы своей работы, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку.

Важно

Аттестацию рабочих мест не стоит путать с аттестацией работников на профессиональную пригодность или соответствие занимаемой должности.

Начинать строить отношения со специализированным научно-испытательным центром (лабораторией, институтом) нужно, запросив аттестат и уведомление о включении его в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Если есть необходимость, на аттестацию можно привлечь несколько таких организаций.

Таким образом, новый Порядок аттестации был утвержден, чтобы сформировать институт независимой и профессиональной оценки условий труда на каждом рабочем месте. Такова позиция Минздравсоцразвития.

Аттестация работников по ТК РФ обязательна

В соответствии с ТК РФ проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности обязательно для научных сотрудников (ст. 336.1 ТК РФ) и педагогов (ст. 332 ТК РФ). При этом научные сотрудники должны проходить аттестацию не реже чем раз в 5 лет и не чаще раза в 2 года. Периодичность аттестационных проверок для педагогов — раз в 5 лет.
Кроме этих случаев, прописанных в ТК РФ, аттестация предусмотрена в некоторых отраслевых нормативно-правовых актах для урегулирования порядка ведения деятельности (чаще всего небезопасной).

Так, обязаны проходить аттестацию:

  • работники, призванные обеспечивать транспортную безопасность (ст. 12.1 закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
  • государственные гражданские служащие (ст. 48 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • работники, отвечающие за погрузку/выгрузку, размещение, крепление грузов на железнодорожном транспорте и работы, связанные с движением и маневрированием поездов (п. 4 ст. 25 закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ);
  • работники, занятые в сфере промбезопасности (ч. 2 ст. 9 закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ);
  • лица, возглавляющие федеральные унитарные предприятия (постановление Правительства РФ «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей…» от 16.03.2000 № 234) — раз в 3 года;
  • прочие категории работников, специально указанные в законах и отраслевых нормативных актах (к примеру, пожарные, спасатели, работники прокуратуры, авиаторы и пр.).

Порядок проведения аттестации может регламентироваться актами, не носящими нормативный характер. Так, например, работники учреждений культуры и искусства проходят аттестацию в соответствии с письмом Минкультуры России от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. В п. 2.1 этого документа указывается, что периодичность проведения аттестации определяется учреждением самостоятельно (с учетом временных отрезков, за которые происходит устаревание знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности) и что в среднем аттестация проводится один раз в 3–5 лет.

Зачастую работодатели используют аттестацию для проверки соответствия квалификации сотрудников с целью их последующего увольнения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ указывается на возможность увольнения сотрудников работодателем в связи с их плохими аттестационными результатами.

Больше сведений об увольнениях, инициированных работодателями, вы найдете в статье «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя».

В то же время аттестация — это возможность премирования сотрудника за достигнутые успехи на рабочем месте либо его повышения по карьерной лестнице. Кроме того, по результатам проверки квалификации может быть принято решение о направлении сотрудника на обучение.

Медицинские работники по итогам аттестации получают квалификационные категории и дифференцированную оплату труда. Право на аттестацию для достижения этих целей установлено подп. 4 п. 1 ст. 72 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Подробнее об аттестации медработников вы узнаете из нашей статьи.

В то же время есть категории сотрудников, уволить которых по инициативе работодателя даже при плохих результатах аттестации нельзя. Это:

  • беременные;
  • одинокие матери;
  • матери с малолетними детьми до 3 лет и пр.

Их права защищены ст. 261 ТК РФ. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, работодатель должен подыскать социально защищаемому сотруднику, не прошедшему аттестацию, другую работу с более низкими квалификационными требованиями.

Подробнее об увольнении работника, не прошедшего аттестацию, читайте в готовом решении «КонсультантПлюс». Еще больше полезной информации вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.

Иногда работодатель все же бывает склонен расторгнуть трудовой договор с несоответствующим сотрудником. Но сделать это можно только по соглашению сторон или желанию самого сотрудника. Например, расторжение трудового договора возможно, если сменить вид деятельности работника по медпоказаниям нельзя из-за отсутствия у работодателя подходящей работы (о таких условиях расторжения договора упоминается в ч. 3 ст. 261 ТК РФ).

Что изменилось

В приказе № 342н кардинальных изменений по процедуре аттестации почти нет. Ее лишь более конкретно прописали и дополнили новыми положениями. Перечислим основные из них:

1) уточнен состав аттестационной комиссии (в нее помимо представителей работодателя, специалиста по охране труда, представителей аттестующей организации обязательно должен входить представитель выборного органа первичной профсоюзной организации либо иного представительного органа работников);

2) между работодателем, комиссией по аттестации и аттестующей организацией более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации. Так, аттестацию проводит (т. е. непосредственно оценивает рабочие места) именно аттестующая организация. Но в любом случае возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя;

3) нововведение, затрагивающее права работников: если во время аттестации будут выявлены вредные либо иные особые факторы, влияющие на здоровье персонала, это гарантирует (!) получение работниками некоторых льгот, установленных Трудовым кодексом;

4) установлены сроки, в течение которых должны быть оформлены результаты аттестации:

а) 10 календарных дней – на рассмотрение аттестационной комиссией отчета об аттестации и на передачу его вместе с протоколом заседания работодателю (его представителю);

б) 10 рабочих дней – на подписание приказа о завершении аттестации и утверждении отчета, а также на ознакомление работников под роспись с результатами аттестации их рабочих мест;

в) 10 календарных дней – на направление сводной ведомости результатов аттестации, а также сведений об аттестующей организации в трудовую инспекцию.

Москва все еще рекомендует

Несмотря на наличие утвержденного общероссийского Порядка аттестации, региональные власти не устранены полностью от этого вопроса в рамках своей территории.

Показательный пример – Москва. Здесь распоряжением вице-мэра от 23 июня 2004 г. № 10-РВМ утверждены Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы. Документ хотя относительно старый и основан на уже не действующих постановлениях Минтруда России, но продолжает действовать и в общем до сих пор актуален. Вдобавок в нем приведены несколько форм документов: приказ об аттестации, карта аттестации, протоколы оценки, ведомости рабочих мест и др.

Переходный период: от аттестации к спецоценке

В соответствии с новым документом были изменены некоторые положения актов, которые относятся к порядку уплаты взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование. В числе поправок есть и затрагивающие формирование бюджетов ПФР и ФСС РФ и расходования соответствующих средств, и касающиеся непосредственно работодателей.

Теперь все организации обязаны провести специальную оценку условий труда, по результатам которой будет ясно, какую они должны применять ставку дополнительного тарифа, установленного статьей 58.3 Федерального закона №212-ФЗ.

Кадровикам предстоит большая работа, связанная не только с оценкой условий труда, но и с отчетностью в Пенсионный фонд по новой форме РСВ-1. Теперь для отражения взноса по дополнительным тарифам в форме РСВ-1 есть целых три подраздела. Относительно заполнения подразделов 2.2 и 2.3 кадровики могли разобраться в прошлом году, когда применяли недифференцированный доптариф, не связанный с оценкой условий труда и аттестацией. В новой форме появился подраздел 2.4, который кадровики заполняют, если применяют тарифы в зависимости от аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 1 января 2014 года. Ее результаты действуют в течение пяти лет, но не дольше чем до 31 декабря 2022 года. Те организации, у которых истек срок аттестации, должны проводить спецоценку условий труда в соответствии с Федеральным законом №426-ФЗ.

Минтруд России разъяснил, что необязательно проводить спецоценку условий труда незамедлительно. Требование отдельных должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда либо немедленной аттестации рабочих мест не обосновано. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2022 года. Эти результаты могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу.

И вот сейчас наступил переходный период (аттестацию уже не применяют, а спецоценку мало кто успел провести). Поскольку Федеральный закон №426-ФЗ недавно вступил в силу, у кадровиков возникают сложности с заполнением расчета. Особенно много вопросов появляется у тех организаций, где некоторые рабочие места аттестованы, а для других проведена специальная оценка условий труда. Или бывает так, что не проведены ни аттестация, ни спецоценка.

Пенсионный фонд России рекомендует воспользоваться следующей таблицей, чтобы определить порядок уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам (см. таблицу).

Наряду с этой «шпаргалкой» рекомендуем помнить о ряде моментов, которые позволят избежать ошибок при определении дополнительного тарифа и заполнении формы РСВ-1.

  • Условие применения дополнительного тарифа страховых взносов — занятость работника на работах, определенных пунктами 1 и 2-18 подпункта 1 ст.27 Закона №173-ФЗ. Поэтому начисление страховых взносов по доптарифу в пользу работника, занятого на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями, производится независимо от того, включается этот период в стаж или нет.
  • Плательщики страховых взносов, не прошедшие аттестацию рабочих мест по условиям труда и специальную оценку условий труда на 1 января 2014 года, уплачивают страховые взносы по тарифам, предусмотренным частями 1 и 2 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ, частями 1 и 2 ст.33.2 Закона №167-ФЗ, а именно: 6 % — в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, и 4 % — в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 ст.27 Закона №173-ФЗ. Такие плательщики заполняют в РСВ-1 подразделы 2.2 и 2.3, в разделе 6 код специальной оценки условий труда не указывают.
  • Плательщики страховых взносов, прошедшие специальную оценку условий труда, уплачивают страховые взносы по доптарифам, установленным частью 2.1 ст.58.3 Закона №212-ФЗ и частью 2.1 ст.33.2 Закона №167-ФЗ: с применением дифференцированного тарифа страховых взносов. Эта группа плательщиков заполняет в РСВ-1 подраздел 2.4, в разделе 6 указывает код специальной оценки условий труда. Если по результатам специальной оценки условий труда класс условий труда оценен как оптимальный или допустимый, иначе говоря, признан безопасным, то плательщик освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.
  • Плательщики страховых взносов, прошедшие на 1 января 2014 года аттестацию рабочих мест и имеющие соответствующий документ — карту аттестации, в которой условия труда определены как опасные или вредные с указанием подклассов условий труда, исчисляют страховые взносы по дополнительным тарифам в соответствии с частью 2.1 ст.58.3 Закона №212-ФЗ и частью 2.1 ст.33.2 Закона №167-ФЗ. Они заполняют в РСВ-1 подраздел 2.4, в разделе 6 указывают код специальной оценки условий труда.
  • Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то плательщик не освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам до проведения специальной оценки условий труда. И исчисляет страховые взносы по тарифу 6% в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, и 4% — в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 ст.27 Закона №173-ФЗ. Данный вид плательщиков заполняет в РСВ-1 подразделы 2.2 и 2.3, в разделе 6 код специальной оценки условий труда не указывает.

Кроме того, кадровики должны по каждому застрахованному лицу заполнить стаж с указанием кодов особых условий труда или кодов оснований для досрочного назначения пенсии (только при наличии уплаты взносов по дополнительным тарифам). С 2014 года классификатор параметров, используемых при заполнении персонифицированных сведений, дополнен новыми кодами в части «Исчисление страхового стажа: дополнительные сведения» (см.таблицу).

Класс условий трудаПодкласс условий трудаКод (в разделе 6)
Опасный4О4
Вредный3.4В3.4
3.3В3.3
3.2В3.2
3.1В3.1

Их можно использовать при заполнении сведений о стаже для выделения каких-либо периодов, которые должны быть включены в страховой стаж, отдельные коды включаются в льготный стаж.

И наконец, изменения относительно проведения специальной оценки условий труда были внесены не только в пенсионное законодательство — КоАП РФ также дополнен новыми нормами, а именно статьей 5.27.1, в соответствии с которой работодатель может быть оштрафован за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. Величина штрафа для должностных лиц и ИП составит от 5 000 до 10 000 рублей, а для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей. Изменения, внесенные в КоАП РФ, начнут действовать с 1 января 2015 года.

Попробовать бесплатно программу «Контур-Персонал»

Об ответственности

Вопрос ответственности работодателя за охрану труда, пожалуй, самый важный. Сразу обратим ваше внимание, что аттестация рабочих мест целиком и полностью входит в эту категорию. Это такие нарушения, как:

1) непроведение аттестации рабочих мест;

2) нарушение периодичности проведения;

3) несоблюдение утвержденного Минздравсоцразвития порядка проведения аттестации.

Преимущество для работодателя нового Порядка аттестации в том, что он четко разграничил ответственность работодателя и аттестующей организации (п. 52 приказа № 342н); в пока еще действующих правилах об ответственности ничего толком не сказано.

Ответственность поделена следующим образом: за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в трудовую инспекцию отвечает работодатель, а за достоверность проведения измерений и оценок – работодатель и аттестующая организация. Почему в последнем случае фигурирует работодатель? А потому, что напрямую от него зависит, насколько полным и точным будет пакет документов, которые он представит аттестующей организации, чтобы та провела оценку рабочих мест.

Имейте в виду: аттестующий центр может отказаться проводить аттестацию, если вы не представите нужные ему документы.

Штраф и суд

Об аттестации рабочих мест по условиям труда в Кодексе об административных правонарушениях нет ни слова. Но правовая и судебная практика сложились так, что нарушения в данной сфере подпадают под статью 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда».

Данная статья предусматривает следующие административные наказания: штраф с должностных лиц от 1000 до 5000 рублей; с индивидуальных предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток; с юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей либо аналогичное приостановление деятельности.

В судебной практике есть примеры, когда стороны пытаются разрешить спор, связанный с аттестацией рабочих мест, в арбитражном суде. Однако это неверно. Так, к примеру, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2006 г. № А74-72/06-Ф02-942/06-С1 по делу № А74-72/06 и постановлении от 26 августа 2010 г. по делу № А10-591/2010 прямо указано, что споры об аттестации рабочих мест рассматривают суды общей юрисдикции.

Кто подлежит аттестации и кто ее проводит

Аттестация, в зависимости от сферы деятельности организации, может быть обязательной, законодательно закрепленной, а может проводиться по инициативе администрации, работников.

Как подводятся и оформляются итоги аттестации работника на соответствие занимаемой должности (выполняемой работе)?

Обязательную аттестацию регулирует обширный пакет нормативных и законодательных актов федерального, отраслевого значения: ТК РФ, ст. 332, 336.1 (регулирует вопросы обязательной аттестации научных и педагогических работников), ФЗ-16 от 9/02/07 г. «О транспортной безопасности», ФЗ-79 от 27/07/04 г. «О государственной гражданской службе», Письмо Минкульта 7790-44/04-ПХ от 08/02/10 г. и ряд других.

Вопрос: Возможно ли в рамках увольнения по причине несоответствия занимаемой должности работника, с которым заключен бессрочный договор, перевести с его согласия на сезонную вакансию, заключив срочный трудовой договор? Посмотреть ответ

Таким образом, обязательную аттестацию проходят следующие категории работников:

  • гражданские госслужащие;
  • медработники;
  • педработники;
  • трудящиеся в сфере науки;
  • прокурорские работники;
  • пожарные;
  • спасатели;
  • транспортники (летчики, железнодорожники, лица, обеспечивающие безопасность на транспорте);
  • руководители унитарных предприятий федерального значения;
  • специалисты в сфере промбезопасности;
  • связанные с перемещением и креплением грузов;
  • работники культуры;
  • иные категории работающих, согласно федеральным и отраслевым нормативам.

Для коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, аттестация не обязательна, однако может быть прописана в ЛНА и применяться для определения квалификационного уровня сотрудников.

Вопрос: Работница при увольнении за несоответствие занимаемой должности не сообщила о своей беременности. Обязан ли работодатель восстановить ее на работе? Если да, то как быть с неудовлетворительными результатами аттестации? Посмотреть ответ

Критерий необязательности действует, только если фирма не связана с деятельностью, по которой аттестация обязательна. К примеру, если предприниматель осуществляет деятельность, связанную с креплением и перемещением грузов либо организация осуществляет вспомогательные работы в сфере железнодорожных перевозок, их работники должны проходить аттестацию.

При разработке ЛНА и проведении процедуры рекомендуется руководствоваться документами:

  • Постановлением №470-267 от 5/10/73 г. (совместный документ ГКНТ и Госкомтруда).
  • Постановлением №38-20-50 от 17/02/86 г. (совместный документ ГКНТ, Госстроя и Госкомтруда).

Они принимались еще в период существования СССР, однако при рассмотрении трудовых споров, связанных с результатами аттестации, суды часто ссылаются на их положения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]