Юридический адрес не совпадает с фактическим: 7 неприятных последствий

Так уж сложилось в российском деловом мире, что существуют два понятия — «юридический» и «фактический» адреса. Юридическим адресом принято считать тот, что указан в ЕГРЮЛ и такой термин существует (посмотрите «Современный экономический словарь» Райзберга Р.А., 6-е издание, ИНФРА-М, 2011 год). Этого нельзя сказать о термине «фактический адрес», который был создан в разговорной речи для удобства, ведь офисы многих компаний находятся далеко не там, куда ФНС им отправляет корреспонденцию. Интересный факт: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» допускает возможность для компаний находиться не по месту их регистрации. Возникает вопрос: Какая разница, где расположена фирма? Закон ведь не нарушен. Формально да, а по факту — отсутствие вашей связи с официальным местом регистрации может повлечь за собой ряд сложностей в контактах с уполномоченными органами и вашими клиентами. Какими? Сейчас расскажем.

Последствие №1 «Важная корреспонденция не дойдет до получателя»

Адрес компании, указанный в ЕГРЮЛ, воспринимается Налоговой службой, Пенсионным фондом, банками и прочими официальными организациями, как почтовый адрес, по которому кто-то обязан проверять корреспонденцию и оперативно реагировать на нее. Более того, с точки зрения той же самой ФНС, любое письмо, отправленное по этому адресу, априори считается прочитанным. Следовательно, при возникновении разногласий с уполномоченным органом по данному вопросу, правда будет не на вашей стороне. В этой ситуации мы рекомендуем при регистрации или перерегистрации фирмы указать адрес постоянного местонахождения одного из членов ООО или адрес непосредственно руководителя. Как результат, закон не нарушен и проблем с письмами и извещениями тоже быть не должно

Порядок смены юридического адреса

Гражданский Кодекс РФ с принятыми изменениями и дополнениями разграничивает понятия «адрес юридического лица» и «местонахождение юридического лица». Местонахождение — название населенного пункта, а юридический адрес — полный адрес фирмы, указанный в ЕГРЮЛ. При этом адрес юридического лица должен находиться в пределах его местонахождения (ГК РФ ст.54, п.3).
Смена юридического адреса в пределах одного населенного пункта

Если в Уставе организации указан только населенный пункт, то процедура по смене данных происходит в упрощенном режиме — понадобится заполнить форму Р14001.

В частности, течение трех рабочих дней после смены юридического адреса необходимо подать в ИФНС по старому юридическому адресу пакет документов, включающий:

  1. Форму Р14001, заверенную нотариусом.
  2. Документы, подтверждающие право регистрации по новому юрадресу (договор аренды, свидетельство о собственности или гарантийное письмо).
  3. Протокол собрания участников (решение единственного участника) о смене адреса.

Если же в Уставе компании указан полный адрес организации, то в этом случае необходимо внести изменения в Устав и заполнить форму Р13001. В таком случае в ИФНС по прежнему адресу регистрации, помимо документов, указанных выше (пп.2-3), необходимо представить:

  1. Форму Р13001, заваренную нотариусом.
  2. Квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины.
  3. Измененный Устав организации или приложение к нему (в 2-х экз.).

В течение 5 рабочих дней после получения документов инспектор оформит лист записи в ЕГРЮЛ с обновленным адресом компании.

Смена юридического адреса при переезде компании в другой населенный пункт

Процедура смены адреса юридического лица при переезде в другой населенный пункт занимает более месяца и проходит в два этапа (до 2016 года изменение юридического адреса происходило по принципу, описанному выше).

Порядок смены адреса осуществляется на основании ФЗ «О государственной регистрации юрлиц и ИП» №129-ФЗ и ряда других законодательных актов РФ.

I Этап. Информирование регистрирующей ИФНС с представлением заверенной нотариусом формы Р14001 и протокола собрания участников (решение единственного участника) о смене адреса.

На основании полученных документов ревизоры в течение 5 рабочих дней внесут в ЕГРЮЛ запись о принятии компанией решения о смене юридического адреса.

II Этап. Обращение в регистрирующую ИФНС по новому адресу. Директор организации должен обратиться в ИФНС по новому адресу (не ранее, чем через 20 рабочих дней с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих данных) и подать следующие документы:

  1. Форму Р13001, заверенную нотариусом.
  2. Квитанцию об оплате госпошлины (по реквизитам новой ИФНС).
  3. Документы, подтверждающие право регистрации по новому адресу.
  4. Устав с внесенными поправками или приложение к нему (2 экз.).
  5. Протокол собрания участников (решение единственного участника) о смене адреса.

Спустя 5 рабочих дней после подачи документов ИФНС выдаст организации лист записи ЕГРЮЛ с новым адресом.

Последствие №2 «Предоставление заведомо ложных сведений в ЕГРЮЛ»

Под понятием «заведомо ложные сведения» подразумевается информация или данные, которые не соответствуют действительности и об этом знает сам заявитель. В нашем случае может получиться так, что директор при регистрации или перерегистрации фирмы сообщил в уполномоченный орган совершенно некорректные данные. К ним могут относиться: а) несуществующий адрес; б) по данному адресу находится здание, непригодное для размещения офиса, производства, склада и т.д.; в) в этом месте ни при каких обстоятельствах не может располагаться фирма (к примеру, это воинская часть). Также, сотрудники Налоговой службы имеют полное направить на это место «своего человека» проверить, действительно ли там находится соответствующая фирма. В том случае, если подтвердится факт дачи ложных сведений, то руководителю организации придется в лучшем случае заплатить штраф в размере от 5000 до 10000 рублей, а в худшем случае – по решению суда быть дисквалифицированным от руководящей работы сроком на 1 или 3 года. Данное правило действует в нескольких случаях:

  1. Если с момента регистрации адресу прошло не менее года;
  2. Если факт несоответствия адресов был подтвержден несколько раз. Данная проблема отсылает нас к последствию №1 и это означает, что вышеуказанные процедуры могут начаться с того момента, когда никто из ответственных лиц не будет отвечать на важную корреспонденцию.

Какие ситуации бывают с клиентами

В российских реалиях предприятия среднего и малого бизнеса редко долго функционируют по одному и тому же адресу. Экономия средств, оптимизация и иные процессы заставляют юридическое лицо порой искать более выгодные предложения по аренде офисных помещений, реализовывать собственность и т.д., в результате чего происходит смена юридического адреса. Также часто встречается ситуация, при которой юридическое лицо заявило в качестве своего места нахождения один адрес, а фактически ведет свою деятельность по иному адресу. При этом не все стремятся сообщать в банк или налоговый орган о том, что юридический и фактический адреса не совпадают.

Последствие №3 «Проблемы с обслуживающим банком»

В основе коммерческой деятельности юридических лиц в России лежит тесное сотрудничество организаций с банками. Эта важная составляющая бизнеса может доставить немало хлопот в том случае, если банк обнаружит разночтения в договоре обслуживания с вашей организацией. При заключении договора обслуживания указывается реальный или «фактический» адрес вашего нахождения. Может получиться так, что фирма, открываясь, работала по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а далее решила сменить офис, не внеся соответствующие изменения в Реестр. В этой ситуации у банка остаются старые сведения. ФНС тесно сотрудничает с финансовыми организациями и может на полном основании предоставить компрометирующую вас информацию в банк, тем самым нарушить доверие к вам со стороны последнего. На этом этапе многое зависит от политики самого финансового органа – он может потребовать перезаключить договор, что будет самым лучшим вариантом развития событий, или же может в одностороннем порядке расторгнуть с вами договор, что само по себе ни к чему хорошему не приводит. В этом случае мы советуем фирмам по возможности сообщать сведения о фактическом расположении во все инстанции, контактирующие с вами. Скрывать здесь нечего, ведь закон не нарушается.

Что предписывает законодательство при несовпадении фактического и юридического адреса

Если следовать нормам Гражданского кодекса РФ, то в статье 859 предусмотрены основания расторжения договора банковского счета. Перечень этих оснований исчерпывающий:

  1. Банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив в письменной форме об этом клиента, при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету (если иное не предусмотрено договором между банком и клиентом).
  2. Банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента.
  3. По требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут судом в следующих случаях:
    • сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;
    • при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

О каких законах идет речь в п. 2? В данном случае прямое право банка расторгнуть в одностороннем порядке договор банковского счета предусмотрено в двух Федеральных законах: в Федеральном законе от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

С точки зрения рассматриваемой темы нам интересен второй закон. В соответствии с п. 5.2. ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, кредитная организация вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе выполнять распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 настоящей статьи.

Таким образом, в законодательстве отсутствует прямое право банка расторгнуть договор банковского счета в случае, если банк обнаружит отсутствие клиента по адресу его заявленной регистрации.

В случае отсутствия у банка актуальных сведений о клиенте (в том числе о действующем адресе), необходимых для идентификации, и при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк вправе отказаться выполнять распоряжения клиента о совершении операции. И только после двух подобных отказов у банка возникает право на одностороннее расторжение договора.

Последствие №4 «Ваши контрагенты откажутся от сотрудничества»

Это крайняя, но все же реальная проблема, которая может возникнуть. Механизм очень простой: ФНС направляет письма на несуществующий адрес и получает спустя некоторое время уведомление о возврате письма с пометкой «за истечением срока хранения». Далее Налоговая служба имеет право разместить в открытые источники информацию о том, что ваша организация не расположена по указанному в ЕГРЮЛ адресу. Данный факт вредит репутации фирмы, т.к. ваши будущие, а может, и действующие клиенты не захотят иметь дело с организацией, находящейся под «подозрением» фискального органа. Разумеется, руководства двух компаний могут связывать не только деловые, но и, если хотите, дружеские отношения. Это означает, что несоответствие юридического с фактическим адресом ровным счетом для них не будет иметь никакого значения. Однако, помните, что участие в аукционах, государственных закупках потребуют от вашей формы максимальной прозрачности. Разве это не стоит того, чтобы сообщить о себе достоверные сведения?

Регистрация юридического адреса по месту жительства директора

В том случае, когда необходимо срочно сменить юридический адрес, оформить новый можно по адресу директора или участника организации, но при условии, что его доля в уставном капитале составляет более 50 процентов.

Регистрация нового адреса происходит в упрощенном порядке и занимает всего 5 рабочих дней. Директору организации необходимо обратиться в ИНФС по новому адресу, представив следующие документы:

  1. Форму Р13001, заверенную нотариусом.
  2. Квитанцию об оплате госпошлины.
  3. Протокол собрания участников (решение единственного участника) о внесении изменений в Устав.
  4. Обновленный Устав или приложение к нему (в 2 экз.).

Документы, подтверждающие право регистрироваться по новому адресу не потребуются, однако прописка в паспорте руководителя (участника) должна совпадать с данными, которые указаны в заявлении.

Последствие №5 «Штраф за нарушение порядка использования ККТ»

Введенные в 2016 и 2022 годах поправки в области правил применения контрольно-кассовой техники также затрагивают обсуждаемый нами вопрос. Так, ККТ должна быть установлена по адресу ее использования (Пункт 2 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Налоговой орган может проводить соответствующие проверки на предмет соответствия ее применения. Если в результате инспекции обнаружатся нарушения, инспекторы могут выписать штраф в размере от 5000 до 10000 рублей на юридическое лицо, а также штраф от 1000 до 1500 рублей на руководителя фирмы (Часть 4 ст. 14.5 КоАП РФ). Во избежание этого следует перерегистрировать ККТ на реальный адрес (более подробно об этом написано в Подпункте «б» п. 76 Регламента, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н.). Однако, практика показывает, что при первом нарушении компания может избежать наказания, получив только предупреждение. В любом случае, надеяться на случай в данном вопросе уж точно не стоит.

Юридический и фактический адрес

10.02.2016 Современные реалии ведения бизнеса таковы, что до сих пор достаточно распространенной является ситуация, когда юридическое лицо зарегистрировано по одному адресу, а фактически находится в другом районе Москвы. По этому фактическому адресу находятся например, арендные площади – офис и склады, используется кассовый аппарат. А регистрация по фактическому месту нахождения отсутствует. И нам часто задают одни и те же вопросы:

  • Каковы риски, если организация не перерегистрируется в ИФНС по фактическому местопребыванию?
  • Необходима ли регистрация обособленного подразделения?

Отвечаем!

По общему правилу место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Однако, организациям не запрещается иметь и другие адреса, которые могут относиться к ее филиалам (представительствам), обособленным подразделениям, торговым объектам и пр.

В настоящее время Высший арбитражный суд РФ (далее ВАС РФ) сформулировал свое мнение по вопросам судебной практики, которые связаны с достоверностью адресов юридических лиц (Постановление Пленума ВАС РФ № 61 от 30 июля 2013 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):

  • организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя;
  • недостоверность адреса может стать поводом для принудительной ликвидации организации в судебном порядке. Предварительно юридическому лицу должна быть предоставлена возможность представить достоверные сведения об адресе.

ВАС РФ говорит о том, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах, определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.

Если ИФНС неоднократно направляла компании почтовую корреспонденцию по юридическому адресу, но письма возвратились в инспекцию с пометками «адресат выбыл», «по адресу не числится», «за истечением срока хранения» и т д. В такой ситуации налоговики могут посчитать, что указанный в ЕГРЮЛ адрес недействителен и сообщат об этом в банк, в котором у компании открыты счета (пункт 4 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088). Опасность в том, что несообщение банку о смене адреса, в свою очередь, может стать основанием для расторжения договора банковского счета по решению суда (письмо ФНС России от 23.12.11 № АС-4-2/22130).

Помимо этого, при выявлении недостоверных адресов ФНС России рекомендует инспекциям предпринимать следующие меры:

  • вносить сведения о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ (после доработки программного обеспечения);
  • направлять в адрес юридического лица, его учредителей, лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, уведомление о необходимости представления в течение месяца со дня получения уведомления достоверных сведений об адресе места нахождения организации (письмо ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088).

Есть ли риски для организации в случае, если она не перерегистрируется в ИФНС по фактическому местопребыванию? Конечно.

Каковы они? Читайте далее:

1. Штрафы:

При обнаружении факта отсутствия организации по месту ее регистрации нарушитель может быть привлечен к административной ответственности:

  • по ч.3 ст. 14.25 КоАП РФ, в соответствии с которой несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (его функции выполняет ФНС), если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб.
  • по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице может обернуться штрафом для должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.

Следует обратить внимание и на то, что к административной ответственности теперь могут быть также привлечены учредители (участники) юридических лиц (за нарушения по ст. 14.25 КоАП РФ они несут ответственность как должностные лица). Данное дополнение включено в примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.

Важно! Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Но при длящемся административном правонарушении (выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом) указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Кроме того, осуществление деятельности в любом территориально обособленном от организации подразделении, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, приводит к образованию обособленных подразделений. В случае если налогоплательщик письменно не сообщит об этом в налоговый орган в течение одного месяца с момента их создания, может наступить ответственность:

  • по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;
  • по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

2. Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений

С 01.01.2016 г. регистрирующий орган может вносить записи о недостоверности сведений о юридическом лице самостоятельно без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов.

Запись о недостоверности сведений о юридическом лице может быть внесена в отношении сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (то есть в отношении сведений об адресе, месте нахождения юридического лица, руководителе и (или) учредителе (участнике) юридического лица).

3. Ликвидация

С 01.01.2016 юридическое лицо, принявшее решение об изменении своего места нахождения, прежде чем подать документы для государственной регистрации изменения места нахождения, должно позаботиться о том, чтобы в ЕГРЮЛ появилась информация о готовящейся смене места нахождения. Для этого в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об изменении места нахождения в ФНС по текущему месту нахождения следует подать соответствующее заявление с приложением к нему решения и документов, подтверждающих наличие права пользования, например, у юридического лица, в отношении объекта недвижимости, находящегося по адресу, относящемуся к новому месту нахождения. Только через 20 дней после появления в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в налоговую инспекцию можно будет представить документы для указания в реестре нового места нахождения организации.

Важно! На юридических лиц возложена обязанность в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сообщать об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Поэтому целесообразно, как минимум, письменно проинформировать инспекцию о реальном адресе компании. Более того, логично принять меры к внесению изменений в учредительные документы.

Если реакции на уведомление не последует, то ФНС России советует инспекциям обращаться в суд с требованием ликвидировать «молчуна» (п. 5 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088).

А мы советуем не дожидаться санкций, а своевременно обратиться к нашим юристам!

Обращайтесь к нам любым способом

  • Звоните нам: +7 (495) 22-888-38
  • Обратный звонок
  • Оформляйте запрос
  • Контроль качества

Последствие №6 «Штраф за ведение незаконной коммерческой деятельности»

Под определение «незаконной коммерческой деятельности» попадает деятельность фирмы, которая не зарегистрирована в официальных источниках. В нашем случае, это означает «раздвоение» организацию и обособленное подразделение. С точки зрения ФНС, по юридическому адресу у фирмы расположен головной офис, а по фактическому – ОП. Данная формулировка неверна по своей сути, т.к., во-первых, Налоговая служба должна сначала доказать расположение офисов компании по двум адресам, а далее «поднять» документы о регистрации ОП, если таковые вообще существуют. На лицо прочтение закона в корыстных интересах, однако, фирма с легкостью может избежать подобного рода недоразумение, если о ее фактическом адресе будет заблаговременно известно ФНС. Иначе неизвестный адрес может являться аргументом в пользу того, что у вас существует незарегистрированное обособленное подразделение, по которому необходимо вставать на учет в ИФНС. Не стали отстаивать свои права, будьте добры заплатить штраф в размере 40000 рублей (Пункт 2 ст. 116 НК РФ).

Одной из рекомендаций, которые ФНС России формулирует для налоговых инспекций, является инициация комплекса процедур, которые направлены на ликвидацию тех фирм и компаний, которые располагаются вовсе не там, где должны согласно ЕГРЮЛ.

Породила такую рекомендацию занимательная ситуация, которая на сегодняшний день сложилась в России: основной массив разнообразных организаций по факту располагается вовсе не там, где, согласно юридическим адресам, они должны бы располагаться. Налоговые органы направляют на выявление подобных фиктивных адресных данных все больший объем внимания, что и привело к призыву ликвидировать организации и фирмы подобного типа.

Информация этой статьи рассказывает, что еще может стать проблемой для компаний, у которой по официальному «юридическому» адресу, внесенному в систему ЕГРЮЛ, они отсутствуют в принципе, и для кого имеет смысл заняться оперативным уточнением таких данных в действующем реестре. Когда новая организация, компания или фирма еще только создается, в ее заявлении о необходимости регистрации и оформляемых юридически значимых документах абсолютно обязательным условием является и точное указание ее адресного расположения. Причем проверить эти данные, вносимые впоследствии в ЕГРЮЛ, в обязательном порядке должны сотрудники налоговых организаций (п. 3 ст. 51 ГК РФ). Выявление в результате такой проверки факта недостоверности адреса, заявленного организацией или компанией, приводит к закономерному отказу в регистрации для нее (подпункт «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). И следует помнить, что такая «адресная» проблема способна проявиться не только у новообразующихся компаний, но и у тех, которые уже действуют.

Ситуация несовпадения фактических и юридических адресных данных фирм и организаций

Общепринято, что те адресные данные для компании или фирмы, которые были зарегистрированы в ЕГРЮЛ, и есть те самые адресные данные, при помощи которых с этой компанией или фирмой и можно без особых хлопот связаться (подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Он обладает значимостью еще и потому, что корреспонденция из налоговой службы в обязательном порядке должна отправляться именно на этот адрес (пункт 5 ст. 31 НК РФ). А это значит, что иное, расположение подобной компании приводит к риску для нее – нужный документ может быть не получен. Этот момент твердо прописан в системе законодательства: то место, где находится организация, и то место, где она на государственном уровне зарегистрирована, в обязательном порядке должны быть абсолютно идентичны, на что указывает информация статьи 54 ГК РФ во втором пункте. Но при том точные определения таких понятий, как адрес юридический или адрес фактический — точно не раскрыты. Обычно содержание этих понятийных определений воспринимается следующим образом: — юридические адресные данные компании, фирмы или организации – это именно тот ее адрес, который зафиксирован абсолютно во всех ее документах из ее учредительного пакета, и помимо этого — зарегистрирован ЕГРЮЛ как то место, в котором эта конкретная организация, фирма или компания и имеет место быть по факту. И там же на постоянной основе обязан располагаться или какой-либо функционирующий орган исполнительного типа этой фирмы либо организации, или же такие лица либо органы, которые на правовой основе уполномочены совершать действия от имени этой конкретной фирмы или компании; — адреса же фактического характера — это те адресные данные, по которым эта самая компания, фирма или организация непосредственно и находится. И на практике вполне допустимо его несовпадение с адресом юридическим, но только если требования к этому юридическому адресу соблюдаются – к примеру, вполне допустимо и рационально по фактическим адресным данным проводить хранение важных для деятельности документов организации, или же по нему может размещаться руководящий орган фирмы.

Полезно помнить о том факте, что любые различия в «фактических» и «юридических» адресах – источник рисков для деятельности любой фирмы, и ответственность за них возлагается только на саму фирму. Пример – ситуация риска полного неполучения абсолютно любой юридически значимой документации, отправленной на те адресные данные, которые зафиксированы в ЕГРЮЛ — со всеми многочисленными последствиями такого неполучения, либо же ситуация риска, связанная с отсутствием представителя или уполномоченного лица по координатам юридического адреса (пункт 3 ст. 54 ГК РФ).

Последствия возврата отправленной корреспонденции обратно работникам налоговых органов

Рассмотрим ту ситуацию, в которой сотрудники ИФНС многократно высылали на какие-либо юридические адресные данные фирмы, компании или организации абсолютно любые значимые почтовые отправления или важную корреспонденцию. Однако отправленные посылки неизменно возвращались, и на них красовались пометки о том, что такого адресата просто нет в этом месте. Вывод, который делает работник налоговой службы, вполне логичен – указанный такой фирмой и зарегистрированный в системе ЕГРЮЛ адрес действительным уже никак не считается. А значит, налоговая служба, основываясь на таком выводе, направляет в сообщение в тот банк, где такая компания держит свои счета (пункт 4 письма ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088). И для такой компании появляется новая возможность риска – если не сообщить банку о том, что адрес фирмы или организации изменился, то банк считает это достаточным основанием, чтобы посредством решения суда договор по банковским счетам для этой компании был расторгнут (письмо ФНС России от 23.12.2011 № АС-4-2/[email protected]).

Кроме того, ФНС России сформулировала несколько рекомендуемых мер, которые инспекции могут предпринять в подобных ситуациях недостоверных адресов: — данные о том, что адресная информация недостоверна, может быть внесена в систему ЕГРЮЛ, что станет возможным после того, как программное обеспечение будет соответствующим образом доработано; — в адрес самого юридического лица, а также всех его учредителей, всех лиц, которые обладают правом без какой-либо доверенности свободно действовать от имени данного юридического лица, отправляется уведомление., Это уведомление оговаривает необходимость в рамках одного месяца с того момента, когда оно было получено, представить по-настоящему достоверные сведения о месте нахождения компании и ее адресе (письмо ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088). Когда компания получает подобные уведомления от работников налоговой службы, игнорировать их – не самый рациональный выбор. Если юридическое лицо поменяло любые параметры, которые по нему зарегистрированы в ЕГРЮЛ, то его обязанность – сообщить о таких изменениях в местную налоговую инспекцию, и срок на такое сообщение – три дня (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Следовательно, самой минимальной реакцией будет письменное информирование местной налоговой инспекции о том, какой именно адрес по-настоящему является реальными адресными данными этой компании. И логичным следующим шагом должно стать внесение во все документы учредительного пакета этой компании или организации соответствующих правок и изменений. Если любая полезная реакция отсутствует вообще, то рекомендация ФНС России проста – обращение в суд с более чем законным требованием о ликвидации подобного «бездомного молчуна» (п. 5 письма ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088). И это полностью будет соответствовать современному законодательству. С небольшой оговоркой – необходимо признать государственную регистрацию абсолютно недействительной, и в числе оснований для этого – грубые и неустранимые нарушения, которые были допущены при ее создании.

Если сказать иначе, то для того, чтобы инициировать такую ликвидацию организации, налоговый орган должен предоставить доказательства того, что в период создания такой организации о ее адресных данных была предоставлена информация абсолютно недостоверного характера, а значит такая регистрация никак не может считаться недействительной, в полном соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ в той его редакции, которая вступила в действие уже с 1 сентября 2014 года. Но трудность таких действий – в сложности сбора доказательной базы, ведь на момент проведения регистрационных мероприятий у этой самой организации адресные данные вполне могли соответствовать реальным. Тем не менее, сформулированные ФНС ознакомительные рекомендации существенно повышают вероятность подобной схемы действий налоговых органов.

Какие условия формируют возможность ликвидации компании?

Исковое заявление налоговых органов о необходимости законной ликвидации какой-либо компании рационально подавать только при соблюдении значимых условий, которые наглядно и детально были описаны ФНС в соответствующем Письме от 25.06.2014 № СА-4-14/12088. Этих условий всего три. Первое условие: по зарегистрированному в ЕГРЮЛ юридическому адресу отсутствуют какие-либо представители фирмы, компании или организации, вся корреспонденция, которая направляется в ее адрес, возвращается, а значит – отсутствует связь с этой организацией или фирмой; Второе условие: компании было направлено соответствующее уведомление, в котором была ясно сформулирована реальная необходимость предоставить о ее и юридических, и фактических адресных данных достоверную информацию. Такое уведомление было отправлено и абсолютно всему составу учредителей компании или организации, и всему составу лиц, которые обладают правом без какой-либо доверенности осуществлять действия от имени данного юридического лица; Третье условие: простой вариант процедуры по быстрому исключению подобной фирмы или организации компании из ЕГРЮЛ на основании решения какого-либо налогового органа к этой конкретной компании не применима. Налоговые учреждения могут провести исключение компании из ЕГРЮЛ при условии, что в течение двенадцати месяцев своего существования такая компания не сдала ни единого отчета и не осуществила ни одной банковской операции и судебное решение для этого не требуется (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Несколько выводов к сведению владельцев компаний

В той ситуации, когда по предоставленному ею и официально зарегистрированному юридическому адресу данная конкретная компания отсутствует в принципе, и существует вероятность того, что работникам налоговых органов это может стать известным, то можно порекомендовать сосредоточиться на нескольких весьма полезных для ситуации выводах из статьи: 1. Если по зарегистрированным в ЕГРЮЛ адресным данным отсутствует и сама организация, фирма или компания, и какие-либо ее представители – это вовсе не будет основанием для того, чтобы такую организацию ликвидировать. 2. Такое отсутствие сотрудников или любых представителей организации, фирмы или компании по официальным юридическим адресным данным – нарушение, но из категории устранимых, о чем и свидетельствует определение ВАС РФ от 16.03.2010 № ВАС-2903/10. 3. Случаи, в которых предоставленная информация об адресных данных признается как недостоверная, существующим на настоящий момент законодательством РФ вовсе не разъясняются точно и прямо. Судебное мнение сформулировано так: если предоставление адресных данных было произведено без какого-либо намерения в дальнейшем пользоваться ими для любых типов контактов с этим конкретным юридическим лицом – то такие адресные данные и будут недостоверными (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61). 4. Неоднократное игнорирование фирмой, компанией или организаций любых просьб работников налоговой системы, чтобы она предоставила по-настоящему реальные адресные данные – повод для судебного решения о абсолютно законном проведении ликвидации. 5. Среди свидетельств недостоверности адреса компании, определяемых в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, непосредственно сами судьи отмечают использование адресных данных, по которым фиксируется массовый масштаб подобных регистраций.

Если вам нужно подобрать или изменить юридический адрес, использование которого позволит без особенных хлопот ыкчти коммерческую деятельноссть, то такую возможность гарантированно предоставят грамотные юристы .

Последствие №7 «Принудительная ликвидация фирмы»

Сразу хотим пояснить, что данная мера со стороны ФНС не является чем-то из ряда фантастики, а действительно применяется на практике. Опять-таки, все упирается в письма. Приведем пример: в компанию было отправлено множество писем с «просьбой» на них отреагировать, но обратной связи не поступило. Налоговая служба по своему усмотрению может подать иск в суд на это юридическое лицо с требованием ликвидировать организацию, которая «молчит». Самое неприятное здесь то, что суды часто удовлетворяют подобные иски, для чего рекомендуем изучить судебную практику арбитражных судов в своем регионе. До этого решения, надо заметить, ФНС рассылает корреспонденцию по известной ей адресам, обращаясь к генеральному директору или учредителям ООО с требованием ответить. Данные пример в очередной раз подчеркивает необходимость иметь контакт с проверяющими органами.

Последствия за непредставление юридическими лицами достоверных сведений о своем месте нахождения.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения. Фактический адрес — это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать.

Вместе с тем, имеются случаи, когда юридические лица, изменяют адрес фактического места нахождения с целью уклонения от обязанности, например по выплате долгов по заработной плате или иной задолженности, а также избежания ответственности.

При этом юридические лица не исполняют обязанность, предусмотренную пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», о сообщении в течение трех рабочих дней с момента изменения места нахождения сведений об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Неисполнение юридическим лицом обязанности по уведомлению регистрирующего органа об изменении места нахождения влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает (далее – КоАП РФ) (ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, в виде штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).

Следует также указать, что не уведомление регистрирующего органа об изменении места нахождения юридического лица может рассматриваться как

основания для обращения в суд о ликвидации юридического лица в порядке статьи 61 ГК РФ.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснил, что при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и тому подобное), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

При установлении факта отсутствия юридического лица по месту нахождения соответствующая информация направляется органами прокуратуры в налоговые органы для принятия мер по привлечению к административной ответственности по пункту 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]