Уменьшаем транспортный налог на «платоновскую» плату

Как учесть «платоновскую» плату и транспортный налог (авансовые платежи) в налоговых расходах? Как отразить плату за «Платон» на счетах бухгалтерского учета? Какими документами можно подтвердить вычет транспортного налога на «платоновскую» плату?

По итогам 2016 года компании — владельцы грузовых автомобилей с массой более 12 тонн получили возможность уменьшения суммы транспортного налога на сумму начисленной платы («платоновской» платы) в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами (ст.361.1 НК РФ, п.2 ст.362 НК РФ).

Таким образом, льгота (вычет) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщикам транспортного налога в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, платы в счет возмещения вреда.

АУТСОРСИНГ ЮРИДИЧЕСКИХ плата уменьшает сумму транспортного налога только по конкретному грузовому автомобилю с массой более 12 тонн, а не в целом сумму начисленного транспортного налога (Письмо Минфина РФ от 13.01.2017 г. №03-05-05-04/739).

Вычеты на «платоновскую» плату предусмотрены для налоговых периодов 2016 — 2022 гг.

Учет в составе расходов транспортного налога и «платоновской» платы

Внесенная сумма предварительного платежа в адрес оператора государственной системы взимания платы ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (далее по тексту — ООО «РТИТС») не является расходом и, соответственно, не отражается в налоговом учете (п.14 ст.270 НК РФ).

В «прибыльных» расходах признается разница между «платоновской» платой и величиной транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении большегрузов — транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (п.48.21 ст.270 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 21.11.2016 г. №03-05-05-04/68317).

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ» ЛЬГОТЫ

Важно!

То есть в состав налоговых расходов будет включаться не вся «платоновская» плата целиком, а в части превышения суммы транспортного налога, исчисленного по большегрузу, за который она внесена (п.48.21 ст.270 НК РФ — для компаний на ОСН, пп.37 п.1 ст.346.16 НК РФ — для «упрощенцев», пп.45 п.2 ст.346.5 НК РФ — для плательщиков ЕСХН).

Что такое транспортный налог

Транспортный налог – это обязательный налоговый платеж для большинства владельцев зарегистрированных транспортных средств, который взимается в соответствии с главой 28 Налогового кодекса (НК). Уплачивается он ежегодно как физическими, так и юридическими лицами.

Освобождены от сбора лишь владельцы:

  • сельскохозяйственной техники;
  • автомобилей, оборудованных для инвалидов;
  • ТС, используемых в грузопассажирских перевозках;
  • некоторых других видов техники, указанных в ст. 358 НК.

ТН считается региональным сбором и остается в бюджете субъектов Федерации, которые вправе самостоятельно устанавливать по нему льготы, порядок и сроки уплаты и т. д. Физлицами ТН уплачивается раз в году, компаниями – в виде ежеквартальных авансовых платежей. В случае нарушения сроков и порядка его уплаты налогоплательщикам начисляется пеня и назначается штраф, а недоимка может быть взыскана через суд.

НАПРИМЕР

Авансовый платеж по транспортному налогу составил 120 рублей, а «платоновская» плата — 100 рублей. В этом случае компания по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев не учтет разницу в части превышения транспортного налога над «платоновской» платой. И только по итогам года включит в налоговые расходы 20 рублей.

По общему правилу уменьшить транспортный налог на сумму «платоновской» платы может одна компания. Например, если транспортные средства были переданы в лизинг, а большегрузы зарегистрированы на лизингодателя, то транспортный налог уменьшить на «платоновскую» плату, внесенную лизингополучателем, нельзя (Письмо Минфина РФ от 18.07.2016 г. №03-05-04-04/41940).

То есть в данной ситуации (большегрузы зарегистрированы на лизингодателя), а не на лизингополучателя, лизингодатель не вправе уменьшить транспортный налог на сумму «платоновской» платы за большегруз.

В «прибыльных» расходах учесть можно только фактически уплаченную сумму транспортного налога (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ, п.48.21 ст.270 НК РФ, п.2 ст.362 НК РФ). Это означает, что нельзя одновременно учесть в налоговых расходах и сумму начисленного транспортного налога, и вычет по «платоновской» плате.

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА

Важно!

Таким образом, «платоновская» плата уменьшает прибыль только в части превышения транспортного налога, а не в полном объеме.

В том случае, если транспортное средство предоставляется в аренду, то собственник транспортного средства начислит и признает в полной сумме транспортный налог, а арендатор начислит и уплатит «платоновскую» плату и учтет ее в составе прочих расходов.

Система платон и транспортный налог сколько кому платить | Русский юрист

Возможно, что если бы был оформлен договор поручения в соответствии со ст.971 НК РФ, то при наличии документа о том, что супруга компенсировала мне произведенные мной расходы, у налогового органа было бы меньше сомнений в правомерности применения льготы по транспортному налогу ?

После этого необходимо обратиться с заявлением в Центр информационной поддержки. Все данные будут проверены, после чего с пользователем заключается договор, и он получает доступ к системе.

Как учесть «платоновскую» плату и транспортный налог (авансовые платежи) в налоговых расходах? Как отразить плату за «Платон» на счетах бухгалтерского учета? Какими документами можно подтвердить вычет транспортного налога на «платоновскую» плату?

Льгота по транспортному налогу по системе Платон отменена с 2019 года

Возможности данного сервиса позволяют в режиме онлайн следить за происходящим и управлять профилем без потери времени на дорогу и очереди. Распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения. Полный цикл создания и эксплуатации системы обеспечивается ее оператором, РТИТС.

При этом в разрабатываемых в настоящее время форме налоговой декларации по транспортному налогу и порядке ее заполнения предусмотрена реализация норм пункта 2 статьи 362 и пункта 2 статьи 363 Кодекса.

Таким образом, данный платеж предназначен для компенсации расходов, связанных с восстановлением надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения, т.е.

имеет целевую направленность и экономическое основание.

Связь транспортного налога и системы «Платон»

Не совсем уверен в такой схеме. Боюсь, что налоговый органы в данном случае будет подходить формально и учитывать именно фактического плательщика. Но можно попробовать…

Владельцы грузовых автомобилей более 12 тонн массой могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму начисленной платы «Платон» в счет возмещения вреда, который был причинен автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

В настоящее время размер выплат по системе «Платон» не играет роли. То есть размер внесенных средств не учитывается при расчете налога. Все плательщики обязаны будут выплачивать транспортный налог в полном объеме. Такая информация разъяснена в письме ФНС от 22 марта 2022 года № БС-4-21/

Согласно пункту 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в системе «Платон», уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

Специальный сервис позволяет вносить оплату через интернет, экономя время. Система была введена в действие в 2015 году, и имела определенный набор льгот для юридических лиц.

Если сумма уплаченной в 2016 году платы в «Платон» превысит или будет равна исчисленной сумме транспортного налога за 2016 год в отношении конкретного транспортного средства, то уплаченная сумма авансового платежа за I квартал 2016 года будет считаться излишне уплаченной суммой налога, подлежащей зачету (возврату) после сдачи налоговой декларации.

Владелец большегруза, оплативший транспортный налог за 2016 год, изъявил желание уменьшить его на размер платежа в систему «Платон» 2017 года. Сделать он этого не сможет, т.к.

налоговый период не совпадает с годом уплаты платежа в систему.

Систему взимания платы «Платон» создали и используют для обеспечения соблюдения порядка взимания платы в счет возмещения вреда, который был причинен автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Транспортный налог. Система «Платон»: видео

По итогам 2016 года компании — владельцы грузовых автомобилей с массой более 12 тонн получили возможность уменьшения суммы транспортного налога на сумму начисленной платы («платоновской» платы) в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами (ст.361.1 НК РФ, п.2 ст.362 НК РФ).

Прежде чем переходить к рассмотрению ситуации, схематично напомним, о каких новшествах идет речь (порядок применения налогового вычета по транспортному налогу и учета платы в составе налогооблагаемых расходов зависит от того, какова величина уплаченной платы по отношению к исчисленной сумме транспортного налога (авансового платежа) по конкретному большегрузному ТС). Система взимания платы обрела название — «Платон». По задумке ее разработчиков это производная от фразы «плата за тонну».Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций, связанных с платежами в систему «Платон».

Уменьшение транспортного налога

Порядок взимания «платоновской» платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504 (далее – по тексту — Правила).

Оба ведомства считают, что если в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных на собственника транспортного средства, плата в счет возмещения вреда уплачивается иным лицом, то указанный собственник транспортного средства не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную иным лицом сумму платы в счет возмещения вреда.

Систему «Платон» в Российской Федерации начали вводить в 2015 году. Причиной принятия данного нововведения послужил подсчёт ущерба трассам федерального значения, причинённого тяжеловесным транспортом (массой более 12 тонн). Установлено, что 56% ущерба федеральным трассам приходится на счёт большегрузов.

Чтобы зарегистрироваться на ресурсе потребуется подготовить:

  • свидетельство о регистрации в качестве компании или ИП
  • индивидуальный номер плательщика налогов
  • свидетельство о регистрации автомобиля.

Освобождает ли «Платон» от авансовых платежей по ТН

Таким образом, автовладелец обязан уплатить транспортный налог в размере, уменьшенном на величину платежа в систему «Платон».

Если сумма исчисленного транспортного налога за 2016 год превысит сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, то уплаченный авансовый платеж за I квартал 2016 года подлежит зачету в счет предстоящих платежей.

Авансовые платежи по транспортному налогу, начиная с 1 января 2016 года в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, не уплачиваются (абз.2 п.2 ст.363 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 22.11.2016 г. №БС-4-21/22163).

Это компенсация за разрушение трасс грузовиками. Полученные средства поступают в Федеральный бюджет РФ, затем их направляют на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ, улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. Система призвана улучшить транспортно-эксплуатационное состояние федеральных дорог.

Таким образом, льгота (вычет) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщикам транспортного налога в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, платы в счет возмещения вреда.

Указанный закон вступил в силу 03.07.2016, когда обязательства по авансовым платежам по транспортному налогу и налогу на прибыль организаций за I квартал 2022 года уже были определены. В связи с этим возникает вопрос, каким образом учесть изменения, введенные задним числом.

Полученные средства поступают в Федеральный бюджет РФ, затем их направляют на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ, улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. Водители большегрузного транспорта уже не понаслышке знакомы с системой Платон. О том, как взаимосвязаны система Платон и транспортный налог, пойдёт речь в данной статье.

ВНИМАНИЕ! Процедура выплат указанного характера регулируется Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Более 50% от общего ущерба федеральным дорогам наносит тяжеловесный транспорт массой более 12 тонн: проезд одного большегруза сопоставляется с передвижением 25 000 легковых автомобилей.

Блог — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию. Василий, ну все ошибаются, даже сотрудники ФНС. Сейчас Вы сможете обжаловать отказ в льготе, если Вы считаете, что Вы правы.

Отражение транспортного налога и платы «Платон» в бухгалтерском учете

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и перечислению «платоновской» платы за проезд с последующим вычетом транспортного налога в отношении большегрузов рекомендован финансистами в Письме Минфина РФ от 28.12.2016 г. №07-04-09/78875.

Внесенная сумма предварительного платежа в адрес оператора государственной системы взимания платы ООО «РТИТС» не является расходом и, соответственно, не отражается на счетах учета затрат, а учитывается в составе дебиторской задолженности (п.3, п.16 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н).

Таким образом, перечисленная предварительная оплата денежных средств оператору «Платона» отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В соответствии с п.16 ПБУ 10/99 расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Учитывая это, сумма «платоновской» платы, подлежащая уплате экономическим субъектом, в бухгалтерском учете признается расходом.

Исходя из этого и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н, начисленная сумма «платоновской» платы отражается по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом.

Это означает, что начисленная оператором ООО «РТИТС» плата за проезд в полной сумме включается в состав расходов по обычным видам деятельности в периоде начисления оператором платы за проезд (п.18 ПБУ 10/99).

При отражении в бухгалтерском учете транспортного налога, причитающегося к уплате в бюджет по итогам налогового периода, в кредит счета учета расчетов с бюджетом относится сумма такого налога за вычетом фактически уплаченной в данном налоговом периоде суммы «платоновской» платы.

ВВЕДЕНИЕ ПРОСТОЯ ПО ПРИЧИНАМ, НЕ ЗАВИСЯЩИМ ОТ РАБОТОДАТЕЛЯ

Важно!

Авансовые платежи по транспортному налогу за большегрузы, за которые уплачена «платоновская» плата, в бухгалтерском учете не отражаются.

То есть в отношении большегрузов, по которым уплачивается «платоновская» плата, транспортный налог отражается на счетах бухгалтерского учета по итогам года и в части превышения транспортного налога, начисленного по итогам календарного года, над начисленной в течение этого периода платой за проезд.

Транспортный налог для грузовых автомобилей «Платон»

Система «Платон» — это инструмент транспортного налога, который накладывается на все грузовые автомобили весом более 12 тонн. Подробнее о том, что она из себя представляет, для чего нужна и как функционирует — читайте в статье.

Описание системы «Платон»

Первое, что стоит отметить, — обязательные к уплате средства по системе «Платон» с юридической точки зрения не являются налогом. Конституционным судом РФ в постановлении №-14-П было установлено, что данные выплаты представляют собой публичный индивидуально-возмездный платеж. Это важно учитывать по двум причинам:

  1. наличие этих выплат не упраздняет существование налога;
  2. нормативное обеспечение и регулирование отличается от того, что присуще налогам.

Основная задача системы — стать инструментом, что позволит оплачивать сбор с точностью до километра.

Столь доскональная точность обеспечивается посредством маршрутной карты или бортового устройства. Они представляют собой документ, предварительно созданный, и предоставленный на учет, по предполагаемому маршруту владельцем транспортного средства, и бортовое устройство БУ 1201 со встроенным GSM/GPRS/ГЛОНАСС для навигации.

Проверка наличия в автомобиле установленной системы производится либо «на месте» с использованием стационарных рамок, либо удаленно — используется предварительно установленное оборудование.

О предпосылках создание системы стоит отметить одно: разработка обусловлена тем фактором, что стандартных налогов не хватало на поддержание дорог в приемлемом состоянии. Уплачиваемые водителями ранее, и в редких случаях сейчас, федеральный и региональный налоги не справлялись со своей задачей. Как следствие, бюджетные «дыры» пришлось чем-то «заполнять».

Порядок регистрации для юридических лиц и ИП

Оформление в базе производится на официальном сайта, где требуется ввести сведения о регистрируемом лице в зависимости от его правового статуса. К данным, что являются общими для всех входит:

  1. адрес регистрации субъекта и фактическое место осуществляемой деятельности;
  2. реквизиты банковского счета или карты;
  3. скан документа, что факт регистрации в налоговой;
  4. сведения об автомобиле: порядковый номер знака, марка, модель, VIN-код, вес транспортного средства по его паспорту и т. д.

После итоговой проверки документов — аккаунт зарегистрирован.

Как платить авансовые платежи и использовать постоплату

Прежде чем перейти к методам, вкратце рассмотрим схему оплаты: авансовые платежи доступны только при оформлении маршрутной карты, а постоплата при использовании бортового устройства.

Итак, теперь что касается способов авансовой оплаты:

  1. Личный кабинет «Платон. Это основной и наиболее просто метод внесения авансового платежа. Пользователю необходимо указать все идентифицирующие его сведения и ввести данные карты. После этого требуется только пополнить счет на требуемую сумму в соответствии с условиями системы или же погасить уже выставленный.
  2. Онлайн-платеж через банк. У каждого банка присутствует оплата из «Личного кабинета». Следовательно, если банк поддерживает оплату системы «Платон», требуется только войти в банковский аккаунт, в раздел «Платежи», ввести в соответствующем поле реквизиты «Платона» и оплатить.
  3. Банковский перевод. Представляет собой аналог онлайн-платежа, однако через отделение банка. Обязательно иметь с собой реквизиты аккаунта в системе — оплата производится либо через терминал, либо при помощи сотрудник банка. Срок транзакции составляет 5 рабочих дней.
  4. Платежные системы и терминалы. Оплата «Платона» через платежные системы производится также, как и через личный кабинет банка. В разделе «Платежи» нужно выбрать «Платон» и указать все реквизиты. Если внесение средств производится через терминал, то предварительно потребуется временная авторизация в аккаунте.

В случае же использования постоплаты — определение итоговой стоимости и фактически платеж производится при окончании поездки. Оплата производится посредством личного кабинета или банковского перевод, онлайн-платежом в том числе.

Размер оплаты: тариф и пониженная стоимость

Тариф на 2022 год составляет: 1 км — 1,90 руб. Однако стоит также отметить, что законодательством предусмотрено снижение суммы, уплачиваемой за транспортный налог. Так, существует несколько сценариев:

  • если оплаченный объем средств в «Платон» превышает транспортный налог, — он не подлежит уплате;
  • субъект обязан доплатить разницу, если уплаченная в «Платон» сумма меньше той, что подразумевается при транспортном налоге.

НАПРИМЕР

Компания перечислила оператору системы «Платон» авансовый платеж в размере 50 000 рублей. По данным отчета оператора ООО «РТИТС» плата за проезд за I квартал 2022 г. составила 20 000 рублей.

На счетах бухгалтерского учета данные операции будут отражаться следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 76 «Расчеты с оператором ООО «РТИТС» Кредит 51 «Расчетный счет» 50 000 руб. Перечислен авансовый платеж оператору ООО «РТИТС»
Дебет 20,23,25,26,29,44 Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по плате «Платон» 20 000 руб. Учтена в составе расходов по обычным видам деятельности плата за проезд большегрузов
Дебет 68 «Расчеты с бюджетом по плате «Платон» Кредит 76 «Расчеты с оператором ООО «РТИТС» 20 000 руб. Отражена уплата в бюджет плата за проезд большегрузов

Примечание.

Бухгалтерские записи приведены в отношении большегрузов, по которым перечисляется «платоновская» плата. В отношении остальных транспортных средств по-прежнему уплачиваются авансовые платежи (если Законом субъекта РФ предусмотрен такой порядок), которые отражаются ежеквартально на счетах бухгалтерского учета (в последний месяц отчетного квартала).

Следует отметить, что порядок учета платы за проезд компания определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике (п.4 и п.7 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н).

Поэтому компания может использовать иную схему бухгалтерских записей.

Бухгалтерский учет

Расходы по налогу на транспорт отражаются в бухгалтерии на счету 68. Налог на транспорт относится к расходам по обыкновенным видам деятельности. Порядок того, как он будет отражаться в бухгучете, зависит от того, в какой организации происходит пользование ТС.

Вот проводки, по которым отражается данный налог:

  1. Дт 76 — Кс 51 — аванс перечисляется оператору;
  2. Дт 20 — Кт 76 — плата, которая была рассчитана за проезд, относится на расходы.

Если это предусматривается по учетной политике организации, то дополнительно может быть отражена сумма платы, которую оператор перечисляет в бюджет. Отражение данной суммы происходит на субсчетах счета 76.

В какой величине будут отражены расходы в налоговом учете в I квартале 2022 г.?

Как уже было отмечено, в целях исчисления налога на прибыль «платоновская» плата учитывается в составе прочих расходов с учетом ограничений, предусмотренных п.48.21 ст.270 НК РФ.

Предположим, что сумма рассчитанных авансовых платежей по большегрузам (сумма определяется исключительно для расчета налоговых обязательств, но не отражается на счетах бухгалтерского учета) составила 5 000 рублей.

Тогда за I квартал 2022 г. компания учтет в налоговых расходах 15 000 рублей (20 000 рублей — 5 000 рублей).

А сами авансовые платежи по транспортному налогу компания не включает в состав налоговых расходов, поскольку авансовые платежи представляют собой предварительные платежи, уплата которых предусмотрена в течение налогового периода (п.3 ст.58 НК РФ), а значит учесть их на основании п.1 ст.264 НК РФ нельзя.

То есть на каждое последнее число 3 месяца I, II и III квартала «платоновскую» плату, можно учесть в расходах в части, превышающей авансовый платеж по транспортному налогу, исчисленный за этот же грузовик и за этот же квартал.

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ

В каких случаях невозможно уменьшить сумму налога

Если налогоплательщиками налога на транспорт и программы «Платон» являются не одни и те же лица, то применять льготу нельзя. Это правило также распространяется на ситуации, когда на транспортное средство оформлен лизинг.

В данном случае нельзя учесть размер внесенных сумм по программе «Платон» в форме вычета именно для собственника транспортного средства, поскольку платежи были оплачены не им.

https://www.youtube.com/watch?v= _j6iiiAUTNU

Министерство финансов полагает, что это положение весьма разумно, поскольку расходы ложатся на разных людей и организаций.

Документальное подтверждение вычета транспортного налога

Оператор в отношении каждого зарегистрированного большегруза в реестре системы взимания платы ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, содержащую следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (владельца):

  • маршрут, пройденный транспортным средством;
  • планируемый маршрут;
  • время и дата движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с маршрутной картой;
  • операции по внесению владельцем транспортного средства платы оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления;
  • другие операции.

Документальным подтверждением платы за проезд служат отчет оператора, в котором указан маршрут большегруза с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения большегрузов, и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного большегрузов на соответствующем маршруте (Письма Минфина РФ от 11.01.2016 г. №03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 г. №03-03-06/1/76740).

Для того чтобы признать расходы в целях исчисления налога на прибыль необходимо иметь в наличии документальное подтверждение расходов (п.1 ст.252 НК РФ).

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ МАЛОМУ БИЗНЕСУ ПО ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ

Важно!

Вычет при исчислении транспортного налога в отношении большегрузов, должен применяться исходя из размера, указанного в маршрутной карте или реестре (за соответствующий календарный год) относительно данного большегруза. А применение вычета при исчислении транспортного налога в сумме уплаченного авансового платежа в систему взимания платы в счет планируемых маршрутов неправомерно (Письмо Минфина РФ от 26.01.2017 г. №03-05-05-04/3747).

Таким образом, вычет транспортного налога на «платоновскую» плату применяется исходя из размера платы только за фактически пройденный большегрузом маршрут.

Как уменьшить транспортный налог на Платон?

Собственники большегрузных автомобилей, которые осуществляют оплату за проезд по бесплатным федеральным автотрассам имеют полное право сделать зачет Платона в счет транспортного налога, уменьшив таким образом финансовые расходы.

фото с сайта 112.ua

Математические вычисления при этом относительно просты. Вычисляя транспортный налог, Платон учитывается по следующему алгоритму:

  • Исчисление транспортного налога(ТН) за крупнотоннажный грузовик в обычном порядке;
  • Вычисление суммы, подлежащей к оплате с учетом средств, оплаченных оператору системы Платон.

Алгоритм исчисления стандартного ТН

Итак, для начала необходимо вычислить ТН. Следует учитывать, что этот вид сборов вносится в бюджет субъектов РФ и регламентируется их законодательными актами. Значит необходимые для расчетов параметры нужно искать в региональных нормативных документах, и именно в законе «О транспортном налоге», который принят в данной административной единице.

Обратите внимание, что ТН взимается по месту регистрации транспортного средства. Соответственно ориентироваться необходимо на нормы, действующие там, где грузовик был поставлен на учет в ГИБДД.

Сумму стандартного ТН для грузовика вычисляют исходя из следующих параметров:

  • Действующая налоговая ставка;
  • Время владения транспортом;
  • Мощность двигателя.

Налоговая ставка разнится от региона к региону, и устанавливается дифференцированно в зависимости от мощности двигателя. Соответственно, чем больше лошадиных сил имеет большегрузный автомобиль, тем выше будет действующая для него ставка.

К примеру, для грузовиков от 200 до 250 л.с., зарегистрированных в Курской области, действующая ставка составляет 57 руб. за каждую лошадиную силу. ТН, причитающийся за 2016 год с 220-сильного крупнотоннажника будет равняться:

220 × 57 = 12 540 рублей

фото с сайта widefon.com

Но как быть, если владелец приобрел грузовик на протяжение года? Ведь в этом случае оплачивать полную сумму нелогично. Российское законодательство предусмотрело такую ситуацию, и позволяет оплачивать только месяцы фактического владения. К примеру, с того же большегруза, но купленного 21 августа 2016 года, причитается плата только с августа по декабрь – за 5 месяцев.

220 × 57 × 5/12 = 5225 рублей

За месяц, в котором была проведена сделка купли-продажи, ТН налог начисляется и продавцу, и покупателю. Собственник учитывает месяц покупки, зачисляя Платон в счет транспортного налога. Такое же право предоставлено и предыдущему владельцу, вне зависимости от того, в начале или в конце месяца произошла сделка.

Как зачесть Платон в транспортный налог?

Ввиду того, что такая схема работает только первый год, вопросы правильного ее оформления поднимаются достаточно часто. Черпать информацию следует в ст. 346.16, ст. 264, и ст. 270 Налогового Кодекса. Формула расчета выглядит следующим образом:

Годовая сумма, которую следует учесть в расходах = средства, перечисленные оператору «Платона» за отчетный год – сумма ТН, полагающаяся к оплате за тот же период

фото с сайта www.gazeta.ru

Далее грузоперевозчики, уплачивающие транспортный налог и Платон, бухгалтерские проводки выполняют следующим образом:

  • В случае, если в результате предыдущих вычислений получено нулевое значение, то в расходы не записывается ничего;
  • В случае, если в результате вычислений получено отрицательное значение, то в расходы следует учесть ТН, подлежащий уплате.

Автоперевозчики зачастую предлагают мысль о том, чтобы переложить плату за проезд по автодорогам федерального значения на заказчиков. Такой подход крайне нецелесообразен, поскольку транспортная компания теряет возможность применить формулу «транспортный налог вычет Платон», а компания-заказчик не сможет указать эту сумму в своих расходах, поскольку это обязательный платеж для перевозчика, а не для заказчика.

НАПРИМЕР

3,73 руб./км, коэффициент 0,41

— путь, пройденный транспортными средствами, зарегистрированными в Реестре Системы взимания платы (км).

Например, 4 975,311 км.

Остаток на начало периода

(руб.)

Начислено за период (руб.) Корректировка начисления (руб.) Зачислено денежных средств (руб.) Возврат/перенос зачисления (руб.) Остаток на конец периода (руб.)
0 7 608,51 0 50 000,00 0 42 391,49

Размер платы, подлежащей внесению при движении большегруза по планируемому маршруту, указывается в маршрутной карте или рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.

Расчет выглядит следующим образом:

3,73 руб./км х 0,41 х 4 975,311 км = 7 608,51 руб.

При этом расчет учитывает суммы по отмененным маршрутным картам и произведенным корректировкам начислений по бортовым устройствам.

Такой отчет формируется автоматически из государственной системы взимания платы «Платон». Подобный документ подготавливает оператор государственной системы взимания платы ООО «РТИТС», действующий на основании Распоряжения Правительства РФ от 29.08.2014 г. №1662, постановления Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504, от 18.05.2015 г. №474, от 03.11.2015 г. №1191.

Выписка необходима для отслеживания состояния расчетов по «платоновской» плате.

В ней нет информации о датах движения, номерах большегрузов.

Для этого необходимо через личный кабинет компании заказать детализацию операций по дате проезда.

Детализация операций по дате проезда.

Правовой смысл облегченного порядка взимания платы в систему «Платон»

С началом работы системы «Платон» (в ноябре 2015 года) началась волна критики и негативных комментариев в отношении новых обязательных платежей. Кроме того, против системы «Платон» пытались бороться и юридическими методами.
Одной из основных претензий к новому сбору было то, что один и тот же объект (большегруз) облагается одновременно 2 платежами с примерно одинаковым назначением:

  • транспортным налогом (гл. 28 НК РФ), одним из основных назначений которого является содержание в приемлемом состоянии автодорог;

ВНИМАНИЕ! С 2022 года порядок уплаты транспортного налога изменился.

Как организации проверить и заплатить транспортный налог с 1 января 2022 г., узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

  • платой за проезд по федеральным автодорогам (постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504), средства от взимания которой также должны направляться на ремонт дорог.

Единственным отличием между этими «поборами» было то, что транспортный налог — региональный, а платежи в «Платон» — федеральные. Но для обычных владельцев большегрузов, вынужденных платить и то, и другое, на практике такая разница роли не играла.

О том, какие авто относятся к числу большегрузов, читайте в статье «Система Платон — какие машины под нее попадают?».

В связи с этим, несмотря на то что КС РФ в своем постановлении от 31.05.2016 № 14-П/2016 заключил, что плата в системе «Платон» не содержит признаков налога, жизнь владельцам тяжелых грузовиков решено было облегчить. Сделал это закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, внесший очередные корректировки в НК РФ и позволивший снизить нагрузку плательщика транспортного налога за счет платежей в систему «Платон».

ВАЖНО! Данный порядок расчета транспортного налога затронул и порядок отнесения его сумм на расходы для целей расчета налога на прибыль (доходы). Общий смысл изменений: на суммы, пошедшие в зачет, нельзя одновременно уменьшить налоговую базу по прибыли (доходу). В рамках данного материала мы не будем останавливаться на этом моменте.

Об особенностях бухучета платы в «Платон» за большегрузы читайте в материале «Как отразить в бухучете плату в систему «Платон» — рекомендации Минфина».

В этом отчете приводятся следующие данные:

Номер расчетной записи, баланс, количество большегрузов и затем детализация операций в разрезе дат и большегрузов.

Дата движения ГРЗ Тип операции Путь по фед. трассам, км Зачисление Списание
30.12.2016 Е285ВА174 Начисление платы (БУ) 75,129 км 114,88 руб.
30.12.2016 Е275МА174 Начисление платы (БУ) 74,03 км 115,22 руб.

По итогам года подтвердить право на вычет транспортного налога можно с помощью отчета «Сведения об автомототранспортных средствах, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также сведения о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам», который формируется в разрезе каждого большегруза (Письмо ФНС РФ от 26.08.2016 г. №БС-4-11/15777).

Вопросы и ответы

  1. Я являюсь ИП и владельцем большегруза. Ещё в феврале направил в ИФНС документы об уплате платежей в «Платон», но мне пришло уведомление о необходимости оплатить транспортный налог в полном объёме. Что в данном случае можно предпринять?

Ответ: В данном случае Вам необходимо обратится в ИФНС с заявлением и документами, подтверждающими уплату платежей в систему «Платон». Вам будет произведён перерасчёт. Оплатить транспортный налог за 2022 год необходимо до 01.12.2022 года.

2. Я планирую взять в лизинг большегруз, но не могу разобраться в ответственности по уплате транспортного налога и платежей в систему «Платон». Кто за что должен платить?

Ответ: Уплату транспортного налога обязан производить собственник транспортного средства с разрешённой массой свыше 12 тонн, т.е. лизингодатель, а вносить плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, т.е. платежи в систему «Платон», обязан пользователь транспортным средством, т.е. лизингополучатель (в данном случае лизингополучателем будете выступать Вы).

Где собственник (владельца) транспортного средства может получить такую информацию?

Информационное взаимодействие собственника и оператора осуществляется посредством использования следующих каналов обслуживания:

  • центры информационной поддержки пользователей;
  • информационный ресурс системы взимания платы, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.platon.ru), и личный кабинет собственника (владельца) транспортного средства, обеспечивающий предоставление собственнику (владельцу) транспортного средства информации, содержащейся в персонифицированной записи собственника (владельца) транспортного средства, включающей расчетную запись (расчетные записи);
  • центр информационной поддержки пользователей, представляющий собой комплекс технических средств без персонала, обеспечивающий в том числе возможность регистрации в системе взимания платы и внесения платы собственником (владельцем) транспортного средства.

Важно!

Все приведенные отчеты собственник большегрузов может сформировать через личный кабинет на официальном сайте «Платона» (https://platon.ru) или в аналогичном мобильном приложении.

Отражение в декларации по транспортному налогу «платоновской» платы

Декларация по транспортному налогу, в которой налогоплательщик может указать налоговую льготу и (или) вычет по транспортному средству, имеющему разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утверждена Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 г. №ММВ-7-21/[email protected]

Несмотря на то, что Приказ ФНС действует, начиная с представления налоговой декларации за 2022 год, по новой форме уже за 2016 г. могли отчитаться те налогоплательщики, которым необходимо применить льготу по большегрузу (п.3 Письма ФНС РФ от 29.12.2016 г. №ПА-4-21/[email protected]).

Как действует система «Платон»?

Она выполняет несколько основных задач:

  1. Обработку информации;
  2. Сбор необходимых сведений;
  3. Сохранение данных о перемещении грузовиков по автомагистралям.

Автомобилисты могут бесплатно использовать данную систему. Однако они должны в обязательно порядке зарегистрироваться на сайте системы. За услуги сервиса каждый месяц придется уплачивать 600 рублей.

Блок платоновской программы устанавливается в автомобиль. Через мобильное соединение он сообщает координаты транспортного средства в специальный центр. Полученные данные обрабатываются. После этого водителю выписывается счет за поездки по федеральным трассам.

Функционирование системы «Платон» происходит автоматически. Если автомобиль сворачивает с федеральной трассы, система самостоятельно выключается. Все автомобили массой выше 12 тонн обязаны присоединиться к системе. От уплаты налогов освобождены только те авто, которые осуществляют перевозку людей, а также различные служебные авто.

Схема уплаты налога по данной системе является авансовой. Т.е. сначала вносятся деньги, а после этого оператор постепенно списывает необходимую сумму. Оплата выполняется за каждый километр пути.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]